К делу № 2-314/2018
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
пос. Тульский 03 июля 2018 года
Майкопский районный суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего - Панеш Х.А.,
при секретаре - Курижевой А.В.,
СЃ участием: помощника РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Джандар Рљ.РҐ., представителя РњРћ «Кировское сельское поселение» - Локтионовой РЎ.Р’., представителя РњРћ «Майкопский район» - Белоусова Рђ.Р’., представителя Управления РїРѕ охране окружающей среды, природным ресурсам Р Рђ - Глущенко Рљ.Р’., представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра Рё картографии РїРѕ Р Рђ – Головского Р“.Рќ., Овсепян Рђ.Р., Егиазарян Рђ.Р’.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Прокурора Майкопского района Республики Адыгея к Администрации муниципального образования «Кировское сельское поселение» о возложении обязанности,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Прокурор Майкопского района Республики Адыгея обратился в Майкопский районный суд Республики Адыгея с иском к Администрации муниципального образования «Кировское сельское поселение» о возложении обязанности в срок до 01.04.2018 обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет как бесхозяйных нижеперечисленных гидротехнических сооружений:
- комплексное напорное гидротехническое сооружение, состоящее из земляной плотины и водопропускных сооружений - МрП-90 (МбП-7) протяженность 160 м, расположенное на северной окраине пос. Советского (N44°40'46,80" Е40о05'41,59");
- комплексное напорное гидротехническое сооружение, состоящее из земляной плотины и водопропускных сооружений - МрУбн-3 (МбК-6) протяженностью 130 м, расположенное на северо-восточной окраине х. Пролетарский (N44°37'19,47" Е40°10'58,42");
- комплексное напорное гидротехническое сооружение, состоящее из земляной плотины и водопропускных сооружений - МрУбА-21 (МбА-2) протяженность 190 м, расположенное на южной окраина х. Октябрьский (N44°38'35,76" Е40°13'39,66").
В обоснование иска указано, что Прокуратурой Майкопского района в соответствии с заданием прокуратуры Республики Адыгея проведена проверка исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями бюджетного законодательства при использовании денежных средств, выделенных из бюджетов различных уровней на проведение мероприятий по обеспечению безопасности и охраны гидротехнических сооружений.
Положениями ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ, п. 5 ст. 1 Закона Республики Адыгея от 18.12.2014 № 359 «О закреплении за сельскими поселениями вопросов местного значения» закреплено, что к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения.
В п. 7 ст. 2, подп. «а», п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» дано понятие противодействие терроризму - деятельность физических и юридических лиц, основанная на принципе приоритета мер по предупреждению терроризма, которые заключаются в выявлении и последующем устранении причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
Согласно ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В соответствии с ч. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Положениями ч. 1 ст. 132 ГК РФ закреплено, что вещь, раздел которой в натуре невозможен без разрушения, повреждения вещи или изменения ее назначения и которая выступает в обороте как единый объект вещных прав, является неделимой вещью и в том случае, если она имеет составные части.
В соответствии со ст. 133.1 ГК РФ недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь.
К единым недвижимым комплексам применяются правила о неделимых вещах.
В соответствии с п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ сооружения, являются объектами капитального строительства.
Согласно ст. 3 Закона гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Приказом Управления по охране окружающей среды и природным ресурсам Республики Адыгея от 31.01.2018 № 34-к утвержден перечень гидротехнических сооружений, расположенных на территории Республики Адыгея, согласно которому на территории муниципального образования «Кировское сельское поселение» расположены указанные бесхозяйные гидротехнические сооружения.
Указанные земляные плотины и водопропускные сооружения являются единым недвижимым комплексом, то есть совокупностью объединенных единым назначением сооружений, раздел которых в натуре невозможен без изменения ее назначения.
Однако, в нарушение вышеуказанных требований законодательства администрация МО «Кировское сельское поселение» в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет как бесхозяйных указанных гидротехнических сооружений, не обратилась.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации.
В судебном заседании помощник прокурора Майкопского района Республики Адыгея - Джандар К.Х. поддержал исковые требования в полном объеме и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации МО «Кировское сельское поселение» - Локтионова С.В. в судебном заседании не признала исковые требования и просила отказать в удовлетворении исковых требований.
Представитель третьего лица администрации МО «Майкопский район» - Белоусов А.В. в судебном заседании полагал исковые требования необоснованными, при принятии решения полагался на усмотрение суда.
Представитель третьего лица Управления по охране окружающей среды, природным ресурсам РА - Глущенко К.В. в судебном заседании полагал исковые требования прокурора Майкопского района Республики Адыгея обоснованными и законными.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РА - Головской Г.Н. в судебном заседании пояснил, что если сооружение состоит на учете как капитальное строение, но ничего не мешает поставить его на учет как бесхозяйное, если нет, то необходимы меры по постановке его на учет, то есть необходимо заказать технический план. Если собственник объекта не известен, то орган вправе обратиться о признании права в орган Росреестра, поставив его на учет как бесхозяйное на один год, и после признать уже муниципальной собственностью в судебном порядке, как бесхозяйное имущество. При принятии решения полагался на усмотрение суда.
Третьи лица Овсепян Рђ.Р. Рё Егиазарян Рђ.Р’. РІ судебном заседании пояснили, что указанные объекты находятся РЅР° земельных участках, которые РѕРЅРё арендуют. Содержанием объектов занимаются СЃРІРѕРёРјРё силами, опасности РЅРµ представляют. РџСЂРё принятии решения полагались РЅР° усмотрение СЃСѓРґР°.
Третье лицо Нечаев С.В., извещенный надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания в суд не явился, не сообщил о причине своей неявки в суд. Заявлений, ходатайств относительно иска не представил.
Суд, выслушав стороны, третьих лиц, изучив материалы дела, считает, что требования подлежат удовлетворению.
Так, согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации.
Проведенная Прокуратурой Майкопского района Республики Адыгея проверка установила, что администрацией МО «Кировское сельское поселение» не зарегистрированы гидротехнические сооружения, расположенные по адресам: 1) северная окраина пос. Советского (N44°40'46,80" Е40о05'41,59"); 2) северо-восточная окраина х. Пролетарский (N44°37'19,47" Е40°10'58,42"); 3) южная окраина х. Октябрьский (N44°38'35,76" Е40°13'39,66").
Положениями ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ, п. 5 ст. 1 Закона Республики Адыгея от 18.12.2014 № 359 «О закреплении за сельскими поселениями вопросов местного значения» закреплено, что к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения.
В п. 7 ст. 2, подп. «а», п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» дано понятие противодействие терроризму - деятельность физических и юридических лиц, основанная на принципе приоритета мер по предупреждению терроризма, которые заключаются в выявлении и последующем устранении причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
Согласно ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В соответствии с ч. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Положениями ч. 1 ст. 132 ГК РФ закреплено, что вещь, раздел которой в натуре невозможен без разрушения, повреждения вещи или изменения ее назначения и которая выступает в обороте как единый объект вещных прав, является неделимой вещью и в том случае, если она имеет составные части.
В соответствии со ст. 133.1 ГК РФ недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь.
К единым недвижимым комплексам применяются правила о неделимых вещах.
В соответствии с п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ сооружения, являются объектами капитального строительства.
Согласно ст. 3 Закона гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Приказом Управления по охране окружающей среды и природным ресурсам Республики Адыгея от 31.01.2018 № 34-к утвержден перечень гидротехнических сооружений, расположенных на территории Республики Адыгея, согласно которому на территории муниципального образования «Кировское сельское поселение» расположены нижеперечисленные бесхозяйные гидротехнические сооружения:
1. Комплексное напорное гидротехническое сооружение, состоящее из земляной плотины и водопропускных сооружений - МрП-90 (МбП-7) протяженность 160 м, расположенное на северной окраине пос. Советского (N44°40'46,80" Е40°05,41,59").
2. Комплексное напорное гидротехническое сооружение, состоящее из земляной плотины и водопропускных сооружений - МрУбн-3 (МбК-6) протяженностью 130 м, расположенное на северо-восточной окраине х. Пролетарский (N44°37'19,47" Е40°10'58,42").
3. Комплексное напорное гидротехническое сооружение, состоящее из земляной плотины и водопропускных сооружений - МрУбА-21 (МбА-2) протяженность 190 м, расположенное на южной окраина х. Октябрьский (N44°38'35,76" Е40°13'39,66").
Указанные земляные плотины и водопропускные сооружения являются единым недвижимым комплексом, то есть совокупностью объединенных единым назначением сооружений, раздел которых в натуре невозможен без изменения ее назначения.
Однако, в нарушение вышеуказанных требований законодательства администрация МО «Кировское сельское поселение» в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет как бесхозяйных указанных гидротехнических сооружений, не обратилась.
При таких обстоятельствах, нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду и их законные интересы в сфере предотвращения чрезвычайных ситуаций, обеспечения безопасности жизни и здоровья, сохранности имущества, а также не обеспечивается антитеррористическая защищенность ГТС.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШРР›:
Удовлетворить исковые требования прокурора Майкопского района Республики Адыгея.
Обязать Администрацию муниципального образования «Кировское сельское поселение» в срок до 01.04.2018 обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет как бесхозяйных нижеперечисленных гидротехнических сооружений:
1. комплексное напорное гидротехническое сооружение, состоящее из земляной плотины и водопропускных сооружений - МрП-90 (МбП-7) протяженность 160 м, расположенное на северной окраине пос. Советского (N44°40'46,80" Е40о05'41,59");
2. комплексное напорное гидротехническое сооружение, состоящее из земляной плотины и водопропускных сооружений - МрУбн-3 (МбК-6) протяженностью 130 м, расположенное на северо-восточной окраине х. Пролетарский (N44°37'19,47" Е40°10'58,42");
3. комплексное напорное гидротехническое сооружение, состоящее из земляной плотины и водопропускных сооружений - МрУбА-21 (МбА-2) протяженность 190 м, расположенное на южной окраина х. Октябрьский (N44°38'35,76" Е40°13'39,66").
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский районный суд в течение одного месяца со дня его вынесения.
РЎСѓРґСЊСЏ _______________________