Решение по делу № 2-599/2021 от 02.08.2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 августа 2021 года                             город Венев

Веневский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Коршуновой Ю.П.,

при секретаре Затуливетер И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-599/2021 по иску ФАРОФОНТОВА п.в., Симоновой Т.В. к администрации муниципального образования Мордвесское Веневского района о признании права общей долевой собственности на земельный участок в порядке наследования по закону,

установил:

Фарофонтов П.В., Симонова Т.В. обратились в суд с иском к администрации муниципального образования Мордвесское Веневского района о признании права общей долевой собственности на земельный участок в порядке наследования по закону.

В обоснование заявленных исковых требований истцы ссылаются на то, что являются наследниками по закону первой очереди, принявшими наследство после ФИО2, умершей 31 октября 2020 года, проживавшей на день смерти по адресу: <адрес>.

Наследственные права истцов никем не оспариваются, других наследников по завещанию, а также наследников, имеющих обязательную долю в наследстве, не имеется.

Истцы обратились к нотариусу Веневского нотариального округа Черненко Е.А. с заявлением о принятии наследства, которая завела наследственное дело №50/2021 к имуществу умершей ФИО2, и подучили свидетельства о праве на наследство по завещанию на часть наследуемого имущества умершей ФИО2

В состав наследства после смерти ФИО2 входит, в том числе, земельный участок с К, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для личного подсобного хозяйства, площадью 3400 кв.м.

Спорный земельный участок предоставлен в собственность ФИО2 администрацией Оленьковского сельского Совета в соответствии с действующим на тот момент законодательством.

В связи с ошибками при изготовлении свидетельства о праве собственности на землю право собственности наследодателя на данный участок признавалось судебным порядком.

Согласно решению Веневского районного суда Тульской области от 19 июня 2014 г. за ФИО2 признано право собственности на земельный участок с К, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для подсобного хозяйства, площадью 3400 кв.м.

Указанное право собственности не было зарегистрировано в ЕГРН, в котором содержатся неверные сведения относительно прав на земельный участок с К.

Данное обстоятельство препятствует оформлению истцами наследственных прав на спорный земельный участок после ФИО2, умершей 31 октября 2020 г.

Считают, что поскольку ими установленным законом порядком было подано нотариусу заявление наследников о принятии наследства после смерти ФИО2, то они имеют право на наследование всего принадлежащего умершей имущества, в том числе, и на спорный земельный участок.

Просят суд признать право общей долевой собственности в ? доле за каждым на земельный участок с К, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для личного подсобного хозяйства, площадью 3400 кв.м., в порядке наследования по закону после ФИО2, умершей 31 октября 2020 г.

В судебное заседание истцы Фарофонтов П.В., Симонова Т.В. не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, в представленном суду заявлении просили дело рассмотреть в их отсутствие, указав, что исковые требования поддерживает в полном объёме и просит их удовлетворить.

Представитель ответчика АМО Мордвесское Веневского района, Управления Росреестра по Тульской области в судебное заседание не явились, о дне и месте слушания дела извещены надлежаще, о причинах неявки в суд не сообщили, возражений относительно исковых требований не представили.

Третье лицо нотариус Венёвского нотариального округа Черненко Е.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, в письменном заявлении просила дело рассмотреть в ее отсутствие, возражений относительно иска не представила.

В соответствии ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся, надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как усматривается из материалов дела, решением Веневского районного суда Тульской области от 19 июня 2014 года, 22 июля 2014 года, исковые требования ФИО2 удовлетворены, за ней признано право собственности на земельный участок с К, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для личного подсобного хозяйства, площадью 3400 кв.м. (л.д.30-33)

Право собственности на указанный земельный участок за ФИО2 в ЕГРН не зарегистрировано, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 25 мая 2021 года (л.д.17-26)

ФИО2 умерла 31 октября 2020 года, что подтверждается свидетельством о смерти 11-БО № 808577, выданным ОЗАГС АМО Веневский район 3 ноября 2020 года (л.д.12).

Согласно абз. 2 ч. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

В силу 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону.

Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных гражданским кодексом РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, в том числе имущественные права и обязанности.

Согласно положениям статей 1141, 1142, 1143 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 настоящего Кодекса.

Наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.

В силу ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно не заключалось и где бы оно ни находилось.

В соответствии со ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство. Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.

В соответствии со ст. 1181 ГК РФ принадлежавший наследодателю на праве собственности земельный участок входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, установленных настоящим Кодексом. На принятие наследства, в состав которого входит указанное имущество, специальное разрешение не требуется. Аналогичная норма содержится в ч. 2 ст. 21 Земельного кодекса РФ.

Из приведенных выше норм следует, что принятие наследства может осуществляться путём подачи заявления нотариусу по месту открытия наследства, либо путем фактического принятия наследства, но в том и ином случае в течение шести месяцев со дня открытия наследства.

ФИО2 постоянно и по день смерти проживала по адресу: <адрес>, одна, что подтверждается материалами наследственного дела № 50-2021.

Нотариусом Венёвского нотариального округа Тульской области Черненко Е.А. заведено наследственное дело № 50/2021 к имуществу умершей 31 октября 2020 года ФИО2

Наследниками по закону к имуществу ФИО2, принявшими наследство, являются дети Фарофонтов П.В. и Симонова Т.В.

Истцы вступили в права наследования после смерти ФИО2, получив свидетельства о праве на наследство по закону от 29 мая 2021 года, выданные нотариусом Веневского нотариального округа Тульской области Черненко Е.А.

Обстоятельств, свидетельствующих о наличии у ФИО2 других наследников, в том числе по завещанию, а также лиц, имеющих право на обязательную долю в наследстве в соответствии с положениями ст. 1149 ГК РФ, судом не установлено.

Проверяя доводы истцов о принятии наследства после смерти ФИО2 в установленный законом срок путем вступления в фактическое владение этим имуществом, суд установил, что в шестимесячный срок со дня открытия наследства после смерти ФИО2 – Фарофонтов П.В. и Симонова Т.В. обратились к нотариусу путем подачи соответствующего заявления.

Данные обстоятельства нашли свое объективное подтверждение в исследованных судом письменных доказательствах, свидетельствующих о фактическом принятии наследственного имущества Фарофонтовым П.В. и Симоновой Т.В., и лицами, участвующими в деле, не оспаривались.

Исходя из установленных выше обстоятельств, суд приходит к выводу, что наследниками по закону Фарофонтовым П.В. и Симоновой Т.В. было принято наследство после смерти ФИО2

Факт родственных отношений наследодателя ФИО2 и наследников Фарофонтова П.В. и Симоновой Т.В. подтверждается свидетельством о рождении 1-БО №864108 от 15 марта 2014 года (л.д.13), справкой о заключении брака №А-00795 от 26 мая 2021 года (л.д.14), свидетельством о рождении 111-БО №325232 от 18 июня 1987 года (л.д.15)

В силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда.

    Согласно п.2 ст.8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, а также ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в ЕГРП органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Часть 3 статьи 1 от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» устанавливает, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права (часть 5 ст. 1).

В пункте 38 Постановления Пленума ВС РФ №25 от 23.06.2015 года «О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ» разъяснено, что, по смыслу статьи 131 Гражданского кодекса, закон в целях обеспечения стабильности гражданского оборота устанавливает необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение.

Между тем, как разъяснено в п.3 данного Постановления для лиц, не являющихся сторонами сделки и не участвовавших в деле, считается, что подлежащие государственной регистрации права на имущество возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, а не в момент совершения или фактического исполнения сделки либо вступления в законную силу судебного решения, на основании которых возникают, изменяются или прекращаются такие права (пункт 2 статьи 8.1, пункт 2 статьи 551 ГК РФ). Иной момент возникновения, изменения или прекращения прав на указанное имущество может быть установлен только законом. Например, вне зависимости от осуществления соответствующей государственной регистрации право переходит в случаях универсального правопреемства (статьи 58, 1110 ГК РФ), в случае полного внесения членом соответствующего кооператива его паевого взноса за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное кооперативом этому лицу (пункт 4 статьи 218 ГК РФ).

Аналогичные по сути разъяснения даны в п.11 Постановления Пленума ВС №10, Пленума ВАС №22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», согласно которому в силу пункта 2 статьи 8 ГК РФ (с учетом изменений ГК РФ – п.2 ст.8.1 ГК РФ) права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом. Иной момент возникновения права установлен, в частности, для приобретения права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования и реорганизации юридического лица (абзацы второй, третий пункта 2, пункт 4 статьи 218 ГК РФ, пункт 4 статьи 1152 ГК РФ). Так, если наследодателю или реорганизованному юридическому лицу (правопредшественнику) принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к наследнику или вновь возникшему юридическому лицу независимо от государственной регистрации права на недвижимость.

Право собственности на недвижимое имущество в случае принятия наследства возникает со дня открытия наследства (пункт 4 статьи 1152 ГК РФ). Наследник вправе обратиться с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - государственный регистратор), после принятия наследства. В этом случае, если право собственности правопредшественника не было зарегистрировано в ЕГРН, правоустанавливающими являются документы, подтверждающие основание для перехода права в порядке правопреемства, а также документы правопредшественника, свидетельствующие о приобретении им права собственности на недвижимое имущество.

В силу ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество.

Таким образом, предметом наследования в соответствии с положениями закона является имущество, обладающее признаком принадлежности наследодателю. Включение имущественных прав в состав наследства обусловлено их возникновением при жизни наследодателя при условии, что наследодатель являлся их субъектом на день открытия наследства.

Проанализировав представленные доказательства в совокупности с изложенными нормами закона, учитывая, что хотя право собственности наследодателя ФИО2 на земельный участок и не было в установленном законом порядке зарегистрировано в ЕГРН, однако спорный земельный участок являлся ее собственностью, а, следовательно, после смерти ФИО2 подлежит наследованию в порядке универсального правопреемства.

В силу ст. 244 ГК РФ имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности.

Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность). Общая собственность на имущество является долевой, за исключением случаев, когда законом предусмотрено образование совместной собственности на это имущество. Общая собственность возникает при поступлении в собственность двух или нескольких лиц имущества, которое не может быть разделено без изменения его назначения (неделимые вещи) либо не подлежит разделу в силу закона. Общая собственность на делимое имущество возникает в случаях, предусмотренных законом или договором. По соглашению участников совместной собственности, а при недостижении согласия по решению суда на общее имущество может быть установлена долевая собственность этих лиц.

Согласно ст.245 ГК РФ если доли участников долевой собственности не могут быть определены на основании закона и не установлены соглашением всех ее участников, доли считаются равными.

С учетом изложенного, а также принимая во внимание, что иные наследники к имуществу ФИО2 отсутствуют, суд, исходя из совокупности приведенных выше доказательств, отнесенных судом к числу относимых, допустимых и достоверных, приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Фарофонтова П.В. и Симоновой Т.В. о признании права общей долевой собственности на земельный участок впорядке наследования по закону после смерти ФИО2, умершей 31 октября 2020 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

решил:

исковые требования Фарофонтова П.В., Симоновой Т.В. удовлетворить.

Признать за Фарафонтовым П.В., Симоновой Т.В. право общей долевой собственности в 1/2 доле в праве за каждым на земельный участок с К площадью 3400 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием – для личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>, в порядке наследования по закону после смерти ФИО2, умершего 31 октября 2020 года

Право общей долевой собственности на земельный участок подлежит регистрации в Веневском отделе Управления Росреестра по Тульской области.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Веневский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий

2-599/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Симонова Татьяна Васильевна
Фарофонтов Павел Васильевич
Ответчики
АМО Мордвесское
Другие
нотариус Веневского нотариального округа Черненко Е.А.
Управление Росреестра по Тульской области
Суд
Веневский районный суд Тульской области
Судья
Зайцева Марина Станиславовна
Дело на странице суда
venevsky.tula.sudrf.ru
02.08.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.08.2021Передача материалов судье
03.08.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.08.2021Судебное заседание
03.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее