Решение по делу № 2а-3824/2022 от 09.02.2022

11RS0001-01-2022-002329-58 Дело № 2а-3824/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Колосовой Н.Е.,

при секретаре Чалановой М.В.,

рассмотрев 13 мая 2022 года в открытом судебном заседании в городе Сыктывкаре административное дело по административному исковому заявлению непубличного акционерного общества «Первое клиентское бюро» (НАО «Первое клиентское бюро») к судебному приставу-исполнителю ОСП по г. Сыктывкару № 1 УФССП по Республике Коми Изъюровой Ольге Олеговне, старшему судебному приставу ОСП по г. Сыктывкару № 1 УФССП России по Республике Коми Ложкиной Ольге Николаевне, УФССП России по Республике Коми о признании бездействия незаконным, возложении обязанности отменить постановление совершить необходимые действия,

установил:

НАО «Первое клиентское бюро» обратилось в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю ОСП по г. Сыктывкару № 1 УФССП по Республике Коми Изъюровой О.О., старшему судебному приставу ОСП по г. Сыктывкару № 1 УФССП России по Республике Коми Ложкиной О.Н., УФССП России по Республике Коми, просило признать незаконным бездействие начальника Отделение судебных приставов по г.Сыктывкару № 1 УФССП России по Республике Коми Ложкиной О.Н., выразившиеся в неосуществлении должного контроля за действиями должностных лиц вверенного ему подразделения, в том числе в части организации делопроизводства и контроля за соблюдением установленных Инструкцией правил документирования и документооборота в структурных подразделениях центрального аппарата и территориальных органах Службы, признать незаконным решение судебного пристава-исполнителя Отделение судебных приставов по г.Сыктывкару № 1 УФССП России по Республике Коми Изъюровой О.О. об окончании исполнительного производства по основаниям п. 3 ч. 1 ст. 46 ФЗ «Об исполнительном производстве», в части своевременного направления постановления об окончании исполнительного производства, оригинала исполнительного документа и иных процессуальных документов о принятых мерах принудительного исполнения взыскателю, своевременного выхода в адрес должника с целью установления его местонахождения и проверки имущественного положения, а также в целях произвести арест имущества, своевременного направления запросов и истребования ответов из Федеральной службы войск национальной гвардии (Росгвардии) о наличии сведений об оружии, Росреестра, ЗАГС, Гостехнадзора, ГИМС, Службы занятости, федеральных регистрирующих и контролирующих органов, а также их территориальных подразделений, находящихся в других субъектах РФ; обязать отменить постановление об окончании исполнительного производства, направить запросы и совершить выход в целях установления местонахождения должника и его имущественного положения. В обоснование заявленных требований указано, что НАО «Первое клиентское бюро» является взыскателем по исполнительному производству № 152555/21/11001-ИП, возбужденному 01.10.2021 в отношении должника Каневой Н.А. Исполнительное производство окончено на основании п.3 ч.1 ст.46 Федерального закона «Об исполнительном производстве». Судебным приставом – исполнителем в рамках указанного исполнительного производства не приняты достаточные меры для исполнения требования исполнительного документа, что свидетельствует о наличии бездействия со стороны должностного лица. Копия постановления об окончании исполнительного производства направлена не своевременно.

Административный истец, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направил, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Административные ответчики УФССП по Республике Коми, судебный пристав-исполнитель ОСП по г. Сыктывкару № 1 УФССП по Республике Коми Изъюрова О.О., старший судебный пристав ОСП по г. Сыктывкару № 1 УФССП по Республике Коми Ложкина О.Н., заинтересованное лицо Канева Н.А., извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения административного дела, в судебное заседание не явились.

Суд определил, рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом.

Исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что в ОСП по г. Сыктывкару № 1 УФССП по Республике Коми на принудительном исполнении находилось исполнительное производство № 152555/21/11001-ИП, возбужденное 01.10.2021, в отношении Каневой Н.А. о взыскании задолженности в размере 20400 руб. в пользу НАО «Первое клиентское бюро».

В рамках исполнительного производства, судебным приставом-исполнителем для установления имущественного положения неоднократно были направлены запросы в ГИБДД УМВД по г. Сыктывкару; Росреестр, ГИМС, ИФНС России по г. Сыктывкару, в банки о наличии и размерах денежных средств на счетах, номерах счетов, а также сведений об имеющихся ограничениях и обременениях на эти счета, УФРС, ФМС, ПФР г. Сыктывкара.

По сведениям Росреестра г. Сыктывкара, ГИБДД УМВД по г. Сыктывкару установлено, что движимого, недвижимого имущества за должником не зарегистрировано.

По сведениям КОМИ ОТДЕЛЕНИЕ N8617 ПАО СБЕРБАНК, АО «Альфа-Банк» у должника имеются открытые счета, в связи с чем судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об обращении взыскания на ДС должника. Денежные средства на депозитный счет отделения не поступали.    

Иного имущества, денежных средств, по данным регистрирующих и кредитных организаций, принадлежащих должнику на праве собственности, судебным приставом- исполнителем не выявлено, по данным ОПФР должник не трудоустроен, получателем пенсии не является, по данным ЦЗН на учете не состоит. Вся имеющаяся в исполнительном документе или заявлении взыскателя сведения о должнике вносятся в базу АИС ФССП непосредственно при регистрации исполнительного документа. Ответы на запросы, поступившие посредством электронного документооборота вносятся в базу данных на должника автоматически, в т.ч. сведения о паспортных данных, ИНН, СНИЛС, а также сведения от банков и иных кредитных организациях.

В рамках исполнительного производства, возбужденного в отношении Каневой Н.А., судебным приставом-исполнителем совершен выход по адресу должника, указанному в исполнительном документе - .... По результатам выхода судебным приставом-исполнителем составлен соответствующий акт.

21.12.2021 исполнительное производство № ...-ИП окончено на основании ст. 46 Закона об исполнительном производстве, оригинал исполнительного документа, а также постановление об окончании исполнительного документа направлен в адрес взыскателя посредством заказной корреспонденции.

Почтовая корреспонденция (оригинал исполнительного документа, а также постановление об окончании исполнительного документа) получена взыскателем 27.01.2022.

В соответствии с частью 1 статьи 121 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава – исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

В силу статьи 360 Кодекса административного судопроизводства РФ оспаривание постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия), осуществляется в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со статьей 226 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме (часть 8).

Частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11).

Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации (ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ).

Исполнительное производство осуществляется на принципах законности; своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; уважения чести и достоинства гражданина; неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения (ст. 4 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

Согласно ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6.1 настоящей статьи.

В соответствии с ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

В силу ст. 68 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу (ч.1).

Меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства. Если в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока (ч.2).

Мерами принудительного исполнения являются: 1) обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги; 2) обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений; 3) обращение взыскания на имущественные права должника, в том числе на право получения платежей по исполнительному производству, в котором он выступает в качестве взыскателя, на право получения платежей по найму, аренде, а также на исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, права требования по договорам об отчуждении или использовании исключительного права на результат интеллектуальной деятельности и средство индивидуализации, право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, принадлежащее должнику как лицензиату; 4) изъятие у должника имущества, присужденного взыскателю, а также по исполнительной надписи нотариуса в предусмотренных федеральным законом случаях; 5) наложение ареста на имущество должника, находящееся у должника или у третьих лиц, во исполнение судебного акта об аресте имущества; 6) обращение в регистрирующий орган для регистрации перехода права на имущество, в том числе на ценные бумаги, с должника на взыскателя в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом; 7) совершение от имени и за счет должника действия, указанного в исполнительном документе, в случае, если это действие может быть совершено без личного участия должника; 8) принудительное вселение взыскателя в жилое помещение; 9) принудительное выселение должника из жилого помещения; 10) принудительное освобождение нежилого помещения от пребывания в нем должника и его имущества; 10.1) принудительное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства; 10.2) принудительное освобождение земельного участка от присутствия на нем должника и его имущества; 11) иные действия, предусмотренные федеральным законом или исполнительным документом.

Исходя из требований статей 64 и 68 указанного Федерального закона судебный пристав-исполнитель является процессуально самостоятельным лицом, определяющим на свое усмотрение тот круг исполнительных действий и мер принудительного характера, которые необходимо принять для исполнения требований исполнительного документа. Выбор конкретных исполнительных действий в соответствии с законодательством об исполнительном производстве входит в полномочия судебного пристава-исполнителя, выбирается им исходя из конкретных обстоятельств исполнительного производства.

Как следует из разъяснений, изложенных в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50, содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в установленные частями 1 - 6 статьи 36 Закона об исполнительном производстве сроки.

Неисполнение требований исполнительного документа в срок, предусмотренный названным Законом, само по себе не может служить основанием для вывода о допущенном судебным приставом-исполнителем незаконном бездействии.

Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случаях возвращения взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным статьей 46 настоящего Федерального закона.

Пунктом 3 ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ предусмотрено, что исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю, если невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, за исключением случаев, когда настоящим Федеральным законом предусмотрен розыск должника или его имущества.

Пунктом 1 части 6 статьи 47 Федерального закона "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что копии постановления об окончании исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляются должнику и взыскателю.

Судебным приставом-исполнителем этот срок нарушен, так как копия постановления о окончании исполнительного производства от 21.12.2021 получена взыскателем 27.01.2022.

Способом восстановления нарушенного права в такой ситуации является возложение на административного ответчика обязанности исполнить требования закона, т.е. направить взыскателю копию постановления об окончании исполнительного производства и исполнительный документ.

Однако, к моменту предъявления административного искового заявления, права административного были восстановлены и не нуждались в защите, что в силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ влечет принятие решения об отказе в иске.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, свидетельствующие о том, что в рамках исполнительного производства №152555/21/11001-ИП, с момента его возбуждения и до окончания, судебным приставом-исполнителем ОСП по г.Сыктывкару №1 проверялось имущественное положение должника, для чего направлялись запросы в ГИБДД, Росреестр, ИФНС, в банки, в ПФР, ЦЕНТР ГИМС МЧС РОССИИ ПО РК, Гостехнадзор, ЦЗН, ЗАГС, Отделение лицензионно-разрешительной работы по г. Сыктывкару, Управления Росгвардии по Республики Коми, вынесено постановление об обращении взыскания на денежные средства в банке, что свидетельствует о полном комплексе мер, предпринятых судебным приставом-исполнителем для розыска имущества и денежных средств должника. Поскольку все необходимые и возможные меры для исполнения требований исполнительного документа в рамках исполнительного производства №152555/21/11001-ИП, в том числе, предусмотренные требованиями ст. 68 Федерального закона «Об исполнительном производства» судебным приставом - исполнителем ОСП по г.Сыктывкару №1 УФССП по Республике Коми принимались, однако они явились безрезультатными, суд приходит к выводу о том, что у судебного пристава-исполнителя имелись законные основания для окончания исполнительного производства на основании п.3 ч.1 ст.46 Федерального закона «Об исполнительном производстве» и направлению в адрес взыскателя исполнительного документа. Оспариваемое постановление вынесено обоснованно, соответствует требованиям закона, прав административного истца не нарушает. Последний не лишен возможности повторно предъявить возвращенный исполнительный документ к исполнению. Доказательств, свидетельствующих о наличии прямой вины судебного пристава-исполнителя, противоправности его действий (бездействия), о затягивании им процесса по взысканию задолженности, злостному уклонению от надлежащего исполнения им своих должностных обязанностей, не представлено.

Постановление об окончании исполнительного производства вынесено уполномоченным должностным лицом службы судебных приставов, в связи с чем требования о возложении на старшего судебного пристава ОСП по г. Сыктывкару № 1 УФССП по Республике Коми Ложкину О.Н. обязанности отменить постановление об окончании исполнительного производства, не подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ основанием для удовлетворения требований об оспаривании действия должностного лица является установление их несоответствия соответствующим нормативным правовым актам, нарушение в результате их совершения прав, свобод и законных интересов административного истца, что также является правовым основанием для возложения на ответственных лиц соответствующей обязанности по устранению нарушения прав, свобод и законных интересов заявителя.

Таким образом, для удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Поскольку совокупность таких условий при рассмотрении административного дела не установлена, в удовлетворении административного иска следует отказать в полном объеме.

Руководствуясь статьями 175-180, 226-227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

Отказать в удовлетворении требований административного искового заявления непубличного акционерного общества «Первое клиентское бюро» к судебному приставу-исполнителю ОСП по г. Сыктывкару № 1 УФССП по Республике Коми Изъюровой Ольге Олеговне, старшему судебному приставу ОСП по г. Сыктывкару № 1 УФССП России по Республике Коми Ложкиной Ольге Николаевне, УФССП России по Республике Коми о признании бездействия незаконным, возложении обязанности отменить постановление совершить необходимые действия.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 20.05.2022.

Судья Н.Е. Колосова

2а-3824/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
НАО "Первое клиентское бюро"
Ответчики
УФССП России по РК
Начальник отделения старший судебный пристав ОСП по г. Сыктывкару №1 УФССП России по РК Ложкина Ольга Николавена
СПИ Изъюрова О.О.
ОСП по г.Сыктывкару №1 УФССП России по РК
Другие
Филатова Анна Александровна
Канева Надежда Андреевна
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Колосова Надежда Егоровна
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
09.02.2022Регистрация административного искового заявления
10.02.2022Передача материалов судье
15.02.2022Решение вопроса о принятии к производству
15.02.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.02.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
14.04.2022Предварительное судебное заседание
13.05.2022Судебное заседание
20.05.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.05.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее