Решение от 24.04.2023 по делу № 2-373/2023 (2-3920/2022;) от 16.12.2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 апреля 2023 года                                                                                город Тула

Центральный районный суд города Тулы в составе:

председательствующего судьи Власовой Ю.В.,

при секретаре Кирилиной А.С.,

с участием истца Чернова А.А., представителя ответчика администрации города Тулы по доверенности Сафронова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-373/2023 (УИД -19) по иску Чернова А.А., Черновой С.А. к администрации города Тулы о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

установил:

Чернов А.А. и Чернова С.А. обратился в суд с иском к администрации города Тулы о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

В обоснование заявленных требований истцы указали, что ДД.ММ.ГГГГ на основании решения Исполкома Ленинского поселкового Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ были вселены в жилое помещение площадью 38,4 кв. метров, расположенное по адресу: <адрес>, в котором до настоящего времени состоят на регистрационном учете: Чернова С.А. – с ДД.ММ.ГГГГ, Чернов А.А. – с ДД.ММ.ГГГГ. Данное жилое помещение барачного типа не приватизировано и находится в муниципальной собственности.

В связи с пожаром, произошедшим ДД.ММ.ГГГГ, истцам было предоставлено временное жилье в многоквартирных жилых бараках без удобств, Чернову А.А. по адресу: <адрес>; Черновой С.А. - по адресу: <адрес>.

С ДД.ММ.ГГГГ истцы проживают отдельно по адресам временного проживания.

Постановлениями главы муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением администрации города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный жилой <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

В соответствии с п. 2 постановления администрации города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ , отселение граждан, зарегистрированных в указанном жилом доме, запланировано до ДД.ММ.ГГГГ. Данный срок не изменялся.

Постановлением главы муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Чернов А.А. и Чернова С.А. признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Бездействие администрации города Тулы по расселению в установленный срок семьи истцов, по мнению последних, является незаконным.

Также, истцы указывают, что на их неоднократные устные и письменные обращения в администрацию города Тулы в период с ДД.ММ.ГГГГ по вопросу предоставления благоустроенного жилья их семье, им было разъяснено, что жилья и денежных средств на его приобретение нет, и рекомендовано обращаться по данному вопросу в суд.

Поскольку иного жилого помещения, пригодного для проживания, истцы не имеют, и дальнейшая эксплуатация жилых помещений, в которых истцы вынуждены проживать, не является безопасным, они обратились в суд с настоящим иском.

Определениями суда от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в порядке ст.43 ГПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: комитет имущественных и земельных отношений администрации города Тулы, Чернова Е.Ю., Региональный Фонд развития жилищного строительства и ипотечного кредитования.

Истец Чернов А.А. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить по доводам, изложенным в иске. Дополнительно пояснил, что не воспользовался правом на получение субсидии, поскольку предоставляемая денежная сумма являлось недостаточной для приобретения жилья, а оформить кредит он не мог по причине неплатежеспособности. Пояснил, что в настоящее время многоквартирный жилой <адрес> в <адрес> разрушен до фундамента.

Истец Чернова С.А. не явилась в судебное заседание, извещалась надлежащим образом, о причинах не явки не уведомила, ранее представила письменное заявление о рассмотрении дела без её участия, исковые требования поддерживает.

Представитель ответчика администрации города Тулы по доверенности Сафронов А.В. с исковыми требованиями не согласился, просил в их удовлетворении отказать по тем основаниям, что Чернова С.А. проживает в жилом помещении маневренного фонда, Чернов А.А. в получении жилого помещения маневренного фонда отказался без указания причин, в связи с чем администрация исполнила свои обязательства по обеспечению истцов жилыми помещениями. Вне очереди жилые помещения предоставляются гражданам, признанным одновременно нуждающимися в жилом помещении и малоимущими. В установленном порядке нуждающимися в жилом помещении и малоимущими истцы не признавались. При разрешении спора, просил суд учесть, что в настоящее время отсутствует возможность расселить истцов из аварийного и подлежащего сносу дома по причине отсутствия жилого фонда.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Чернова Е.Ю. в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом, о причинах неявки не уведомила. Ранее в судебном заседании пояснила, что брак между ней и Черновым А.А. расторгнут. После расторжения брака она и Чернов А.А. совместно не проживают, общего хозяйства не ведут. Она никогда не состояла на регистрационном учете по месту жительства бывшего мужа по адресу: <адрес>.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, комитет имущественных и земельных отношений администрации города Тулы, Региональный Фонд развития жилищного строительства и ипотечного кредитования в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, явку представителей не обеспечили, о причинах неявки не уведомили, возражений не представили.

В соответствии с положениями ч.ч. 3, 5 ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав пояснения истца Чернова А.А., представителя ответчика администрации города Тулы по доверенности Сафронова А.В., исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 40 Конституцией РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Цели социальной политики Российской Федерации, провозглашенные в Конституции РФ, устанавливают обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования. Если человек, в силу объективных причин, не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, то он вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.

Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере, распространяются также на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень.

Закрепляя право граждан на жилище, Конституция РФ одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом, она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В целях реализации названных конституционных положений в с. 2 ст. 49 ЖК РФ предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом РФ основаниям, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном данным Кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.

Реализуя эту конституционную обязанность, федеральное законодательство предусмотрело для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства. Применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.

При этом федеральное законодательство не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а поэтому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном законом порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.

Данная норма устанавливает особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанных в ней категорий граждан при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении ((ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 2 ЖК РФ).

Конституционный суд РФ в своем определении от 5 марта 2009 года № 376-О-П указал, что пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам, как лишившимся своих жилых помещений в результате пожара, по договорам социального найма во внеочередном порядке, в том числе и если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.

Согласно ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Согласно ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.

В соответствии со ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

В силу п. 1, 2 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст.ст. 86-88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, должно отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты в коммунальной квартире, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

Статьями 87 и 89 ЖК РФ предусмотрено, что другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, а взамен ранее занимаемого, в связи с чем иные обстоятельства, указанные в ст.ст. 57 и 58 ЖК РФ, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом, граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 5 ЖК РФ).

В соответствии с разъяснениями, данными в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 29 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным ст.ст. 86-88 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (ст. 51 ЖК РФ), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (ст. 50 ЖК РФ), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям ст. 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

На основании ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Чернов А.А. и Чернова С.А. зарегистрированы по адресу: <адрес>, жилая площадь занимаемого истцами жилого помещения составляет 38,4 кв. метров. Данное жилое помещение было предоставлено семье Черновой С.А. на основании Решения Исполкома Ленинского поселкового Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ .

Согласно техническому паспорту на указанное жилое помещение, судом установлено, что многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, представляет собой отдельно стоящее двухэтажное строение – лит. «А», 1946 года постройки, в котором расположены занимаемые истцами две жилые комнаты общей жилой площадью 38,4 кв. метров, в четырехкомнатной <адрес> общей площадью 74,6 кв. метров.

Договор социального найма с истцами не заключался, право собственности на квартиру не зарегистрировано.

ДД.ММ.ГГГГ жилой <адрес> в <адрес> поврежден в результате пожара, вследствие возгорания <адрес> распространением огня на кровлю, что подтверждается актом о пожаре.

Согласно справке ГУ ТО «Областное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ, по данным технической инвентаризации от ДД.ММ.ГГГГ указанный многоквартирный дом разрушен до стен и фундамента.

Постановлением администрации муниципального образования рабочий <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Чернов А.А. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий с целью получения социальной выплаты за счет средств бюджета Тульской области составом семьи 1 (один) человек.

Социальной выплатой Чернов А.А. и Чернова С.А. не воспользовались, что подтверждается справкой Регионального Фонда развития жилищного строительства и ипотечного кредитования от ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением администрации города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Отселение правообладателей муниципальных помещений, расположенных в указанном жилом доме постановлено произвести в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ в вышеуказанное постановление были внесены изменения в части увеличения сроков расселения до ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Ленинского районного суда Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу , вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, признаны незаконными действия администрации г. Тулы по изменению сроков расселения <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ. Этим же решением на администрацию г. Тулы возложена обязанность произвести отселение жильцов названного жилого дома в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

На момент разрешения настоящего спора решение Ленинского районного суда Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу не исполнено, что ответчиком не оспаривалось.

Доказательств, свидетельствующих о том, что Чернов А.А. и Чернова С.А. в установленном порядке признавались в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, а также малоимущими в материалы дела сторонами не представлено.

Вместе с тем, из искового заявления и пояснений истца Чернова А.А. суд установил, что Черновой С.А. во временное владение и пользование было предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>.; Чернову А.А. – по адресу: <адрес>.

Постановлением администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ года <адрес> в <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

В дальнейшем Чернов А.А. от получения жилого помещения, отнесенного к маневренному фонду, отказался, что подтверждается заявлениями Чернова А.А. от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, а также актом об отказе от подачи заявления на предоставление жилого помещения маневренного фонда.

Как пояснил в судебном заседании Чернов А.А., данные отказы носили объективный характер, поскольку ДД.ММ.ГГГГ предлагалось жилое помещение, расположенное на высоком этаже маленькой площадью, а ДД.ММ.ГГГГ ему была предложена одна комната, в которой не представлялось возможным проживать совместно с престарелой матерью, нуждающейся в уходе.

В период с ДД.ММ.ГГГГ Чернов А.А. неоднократно обращался к ответчику, а также в КИЗО администрации города Тулы по вопросу предоставления ему и его матери благоустроенного жилого помещения взамен непригодного, в ответ получал письма о том, что <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, и, согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ, указанный дом включен в список домов на переселение в ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, жилое помещение по договору социального найма Чернову А.А. и Черновой С.А. до настоящего времени не предоставлено.

Также, судом установлено, что у истцов отсутствует право собственности на объекты недвижимости, что подтверждается уведомлениями об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ, справкой Роскадастра от ДД.ММ.ГГГГ.

Проанализировав изложенное, и оценив собранные по делу доказательства в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ, суд находит установленным, что жилое помещение, в котором Чернов А.А. и Чернова С.А. состоят на регистрационном учете по месту жительства, расположенное по адресу: <адрес>, в установленном порядке признан аварийным и подлежащим сносу; дом, в котором располагалось названное жилое помещение поврежден пожаром и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ разрушен до стен и фундамента, однако в нарушение требований действующего законодательства, а также во исполнение постановления администрации города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ иное жилое помещение истцам не предоставлено.

Обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, подлежащих выселению с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в том числе в случае их непригодности для проживания, возлагается на орган местного самоуправления, как наймодателя жилого помещения, которым в настоящем случае является администрация муниципального образования город Тула.

Обязанность ответчика предоставить во внеочередном порядке жилье гражданам, занимающим непригодное для проживания жилье, а у последних, соответственно, наличие права требовать исполнения указанной обязанности, возникает в силу положений ст.ст. 57, 85, 87, 89 ЖК РФ.

Чернов А.А. и Чернова С.А. на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации г. Тулы не состоят, малоимущими в установленном законом порядке не признавались, в отдел муниципального фонда комитета имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы с заявлением о предоставлении помещения из состава маневренного фонда Чернов А.А. не обращался.

Между тем, права нанимателя жилого помещения и членов его семьи, находящегося в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, не могут быть поставлены в зависимость от признания их малоимущими и нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Поскольку администрация муниципального образования г. Тула не выполняет обязанности по отселению истцов из жилого помещения, признанного аварийным и подлежащим сносу, указанное обстоятельство нарушает положение ст. 7 Конституции РФ, гарантирующей создание гражданам Российской Федерации условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Возложенные на орган местного самоуправления законом обязанности по вопросу расселения граждан из непригодного жилья до настоящего времени не исполнены. Доказательств невозможности исполнения указанной обязанности не представлено.

При таком положении суд приходит к выводу о возложении на администрацию города Тулы обязанности предоставить Чернову А.А. и Черновой С.А. благоустроенное жилое помещение, равнозначное ранее занимаемому жилому помещению – двум жилым комнатам в <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, жилой площадью 38,4 кв. метров, взамен аварийного и подлежащего сносу.

Обстоятельство, с которым суд связывает обязанность ответчика предоставить вне очереди жилое помещение, возникло в ДД.ММ.ГГГГ, когда жилой дом был признан аварийным и подлежащим сносу.

Ссылка представителя администрации г. Тулы на то, что предпосылкой предоставления жилых помещений по договорам социального найма, в том числе во внеочередном порядке, является нахождение того или иного малоимущего лица на учете нуждающихся в жилых помещениях, в то время как Чернов А.А. и Чернова С.А. на учете нуждающихся не состоят, малоимущими не признавались, на существо вывода суда не влияет.

Возможность получения вне очереди жилого помещения муниципального жилого фонда по договору социального найма лицами, проживающими в жилом помещении, которое не отвечает требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, не находится в зависимости от признания указанных граждан малоимущими. Жилое помещение предоставляется в данном случае не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи с признанием занимаемого на условиях социального найма жилья непригодным для проживания, то есть объективной нуждаемостью в жилом помещении.

Издавая постановление от ДД.ММ.ГГГГ , и устанавливая срок для отселения граждан - правообладателей муниципальных помещений из многоквартирного дома по адресу: <адрес>, администрация г. Тулы тем самым признала нуждаемость истцов Чернова А.А. и Черновой С.А. в жилом помещении. Доказательств наличия у них возможности обеспечить себя иным жилым помещением самостоятельно администрацией г. Тулы не представлено, в то время как проживание истцов в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу еще в ДД.ММ.ГГГГ, свидетельствует об утрате возможности проживания в нем.

Ни из ст. 57 ЖК РФ, ни из каких-либо других положений действующего жилищного законодательства не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, является нахождение гражданина на учете в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания. Закрепление такого условия применительно к ситуациям непредвиденной утраты пригодного для проживания жилого помещения противоречило бы принципам равенства и справедливости как конституционным критериям правомерного регулирования прав и свобод человека и гражданина, поскольку означало бы предъявление гражданам, относящимся к данной категории нуждающихся в жилье объективно невыполнимых требований для целей реализации их права на жилище и тем самым ставило бы их в положение объекта государственно-властной деятельности. Иное толкование приведенных выше положений ст. 57 ЖК РФ, по мнению суда, противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего порядка очередности предоставления жилых помещений для лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.

По смыслу положений ст. 57 ЖК РФ о внеочередном порядке гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат, такая форма обеспечения жилыми помещениями направлена на предотвращение негативных последствий использования непригодного для проживания жилья, собственником которого является муниципального образование и бремя содержания которого ложится на него. Предоставление гражданам иного благоустроенного помещения по договору социального найма при признании дома аварийным носит компенсационный характер; другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма предоставляется им не в целях улучшения их жилищных условий, а в связи с невозможностью проживания в ранее предоставленном жилом помещении.

В силу действующего законодательства нахождение гражданина на учете в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания, не является обязательным условием внеочередного предоставления жилья.

По своему конституционно-правовому смыслу в системе правового регулирования п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не исключает возможность предоставления жилых помещений гражданам по договорам социального найма во внеочередном порядке, если они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.

Одновременно суд обращает внимание, что поскольку жилое помещение гражданам предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи со сносом дома, то предоставляемое жилье должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, без учета обстоятельств, влияющих на улучшение жилищных условий. При этом граждане, которым предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если у них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 ЖК РФ).

Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 5 марта 2009 года №376-О-П в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся жилища и не имеющим возможности обеспечить себя жильем самостоятельно, лежит на государстве в лице органов государственной и муниципальной власти.

Из разъяснений Президиума Верховного Суда РФ, данных в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в ситуации, когда дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, создает угрозу для жизни и здоровья нанимателя и членов его семьи, суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить указанным лицам другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (ч. 2 ст. 15 ЖК РФ).

Жилые помещения маневренного фонда положениями п. 3 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ отнесены к жилым помещениям специализированного жилого фонда и предназначены для временного проживания граждан в случаях, перечисленных в ст. 95 ЖК РФ, предоставляются на основании договора найма жилого помещения маневренного фонда (ст. 106 ЖК РФ).

Предоставление истцу Черновой С.А. такого жилого помещения не освобождает администрацию города Тулы от обязанности предоставления ей жилого помещения по договору социального найма взамен признанного аварийным и подлежащим сносу.

Непредставление ответчиком истцам на протяжении более 6 лет предусмотренного законом жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, нарушает жилищные права и законные интересы Чернова А.А. и Черновой С.А., и не соответствует критерию разумности.

В связи с изложенным, на ответчика необходимо возложить обязанность по предоставлению Чернову А.А. и Черновой С.А. вне очереди благоустроенного жилого помещения, равнозначного ранее занимаемому жилому помещению – двум жилым комнатам в <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес>, жилой площадью 38,4 кв. метров, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам и требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и находящееся в черте населенного пункта муниципальное образование город Тула, взамен непригодного для проживания, а потому заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.

Предоставление гражданам в связи с невозможностью проживания в аварийном и подлежащем сносу жилом доме другого жилого помещения носит компенсационный характер, не связано с решением вопроса об улучшении жилищных условий, и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, и предполагает улучшение жилищных условий только с точки зрения безопасности.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░> (░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>), ░░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░> (░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>) ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░ ░░░░░░░░ 38,4 ░░. ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                                                         ░.░. ░░░░░░░

2-373/2023 (2-3920/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Чернов Андрей Анатольевич
Чернова Сауя Акрамовна
Ответчики
Администрация г.Тулы
Суд
Центральный районный суд г. Тула
Судья
Власова Юлия Викторовна
Дело на сайте суда
centralny.tula.sudrf.ru
16.12.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.12.2022Передача материалов судье
21.12.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.12.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.01.2023Судебное заседание
06.02.2023Судебное заседание
15.03.2023Судебное заседание
28.03.2023Судебное заседание
30.03.2023Судебное заседание
18.04.2023Судебное заседание
24.04.2023Судебное заседание
24.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.04.2023Дело оформлено
24.04.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее