Решение от 01.04.2022 по делу № 2а-13/2022 (2а-244/2021;) от 13.12.2021

                                                                  22RS0052-01-2021-000360-61                                                      

                                                                                     Дело № 2а-13/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

       01 апреля 2022 года                                                                  с. Тогул

       Тогульский районный суд Алтайского края в составе председательствующего судьи Фролова О.В., при секретаре Гужва А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 16 по Алтайскому краю к Решетников И.Н. о взыскании пени, начисленных на недоимку по транспортному налогу за 2015-2018 годы в размере 6005 рублей 66 копеек,

УСТАНОВИЛ:

<дата> мировым судьей судебного участка Тогульского района вынесен судебный приказ а-798/2017 о взыскании с Решетников И.Н. недоимки по транспортному налогу за 2015 год в сумме 9975 рублей и пени в сумме 227 рублей 77 копеек. Из исполнительного производства -ИП следует, что Решетников И.Н. оплатил указанный налог, пеню <дата>.

<дата> мировым судьей судебного участка Тогульского района Алтайского края вынесен судебный приказ а-586/2020 о взыскании с Решетников И.Н. недоимки по транспортному налогу за 2018 год в сумме 8380 рублей 00 копеек и пени в сумме 103 рубля 91 копейка. Из исполнительного производства -ИП следует, что постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП Тогульского района от <дата> обращено взыскание на заработную плату должника.

Межрайонная ИФНС России №16 по Алтайскому края обратилась в Тогульский районный суд с административным исковым заявлением к Решетников И.Н. о взыскании пени на недоимку по транспортному налогу за 2015, 2016, 2017, 2018 годы в общей сумме 6005 рублей 66 копеек.

В обоснование административных исковых требований налоговый орган ссылался на то, что ответчику принадлежали транспортные средства:

-МИЦУБИСИ ГАЛАНТ, государственный регистрационный знак У188РА22, право собственности зарегистрировано <дата>, дата утраты права <дата>;

- ГАЗ 3307, государственный регистрационный знак Е938АЕ22, право собственности зарегистрировано <дата>;

-ГАЗ 3110, государственный регистрационный знак Е263ВХ22, право собственности зарегистрировано <дата>;

-МАЗДА 3, государственный регистрационный знак В904ХУ22, право собственности зарегистрировано <дата>, дата утраты права <дата>;

-НИССАН КАШКАЙ, государственный регистрационный знак М913ХЕ22, право собственности зарегистрировано <дата>. Должнику направлялись налоговые уведомления о необходимости оплатить налог, а затем требования, однако налог своевременно уплачен не был, в связи с чем недоимка по налогу была взыскана в судебном порядке.

В связи с неуплатой налога, начислены пени: на недоимку за 2015 год с <дата> по <дата> в сумме 2894 рубля 87 копеек; на недоимку за 2016 год с <дата> по <дата> в сумме 1840 рублей 73 копейки; на недоимку за 2017 год за период с <дата> по <дата> в сумме 1026 рублей 21 копейка, на недоимку за 2018 год за период с <дата> по <дата> в сумме 243 рубля 85 копеек. На момент подачи административного иска за налогоплательщиком Решетников И.Н. числится задолженность по транспортному налогу: недоимка 00 рублей, пеня 6005 рублей 66 копеек (2894 рубля 87 копеек+1840 рублей 73 копейки+1026 рублей 21 копейка+243 рубля 85 копеек). Меры к уплате пеней были приняты налоговым органом, однако они не позволили взыскать их, в связи с чем подано административное исковое заявление.

Налоговым органом выставлено требование от <дата> об уплате пени на недоимку по транспортному налогу за 2015, 2016, 2017, 2018 годы в общей сумме 6005 рублей 66 копеек, которое было направлено Решетников И.Н. .

В связи с неисполнением требования в установленный срок МИФНС России № 4 по Алтайскому краю обратилась <дата> к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.

<дата> мировым судьей судебного участка Тогульского района Алтайского края был вынесен судебный приказ о взыскании с Решетников И.Н. недоимки по транспортному налогу за 2015 год пени в сумме 6 218 рублей 03 копейки, по земельному налогу за 2015, 2016 годы пени в сумме 263 рубля 76 копеек, недоимки по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 НК РФ за 2017 год в виде пени в сумме 1 рубль 44 копейки, а всего в размере 6483 рубля 23 копейки.

В связи с поступлением возражений должника судебный приказ был отменен определением мирового судьи от <дата>.

При таких обстоятельствах МИФНС России № 16 по Алтайскому краю <дата>, что подтверждается штемпелем на конверте, обратилась в суд с административным иском к Решетников И.Н. о взыскании пени, начисленных на недоимку по транспортному налогу за 2015-2018 годы, указав размер пени 6005 рублей 66 копеек.

Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России №16 по Алтайскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен.

Административный ответчик Решетников И.Н. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен.

Суд, руководствуясь ст.ст.150, 152 КАС РФ, полагает возможным провести судебное заседание при сложившейся явке.

Исследовав письменные материалы дела, проанализировав доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, пункта 1 статьи 3, пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В силу части 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения, являются плательщиками транспортного налога.

Согласно пункту 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

Исходя из неоднократно высказанной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной, в том числе в Постановлениях от 17 декабря 1996 года № 20-П, 15 июля 1999 года -П, неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Пеня относится к правовосстановительным мерам принуждения, которые устанавливаются законодателем в целях обеспечения выполнения публичной обязанности платить законно установленные налоги и сборы и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, в связи с несоблюдением законных требований государства.

Правовосстановительные меры обеспечивают исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов и иных обязательных платежей, то есть представляют собой погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налогов и иных сборов.

Таким образом, обязанность по уплате пеней является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате обязательных платежей. Пени подлежат принудительному взысканию в том же порядке, что и задолженность, на которую они начислены. Разграничение процедуры взыскания обязательных платежей и процедуры взыскания пеней недопустимо, поскольку дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного.

Согласно статье 75 Налогового Кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (пункт 1).

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пункт 2).

Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки (пункт 3).

Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.

Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (пункт 4).

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5).

Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса (пункт 6).

Пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В соответствии с пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Таким образом, налоговый орган вправе предъявлять ко взысканию пени как совместно с недоимкой, так и по отдельным периодам просрочки уплаты до прекращения (погашения) основного обязательства по уплате налога.

Согласно статье 69 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии у налогоплательщика недоимки в его адрес направляется требование об уплате налога. При этом в случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В силу статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Однако нарушение налоговым органом срока направления требования об уплате налога, предусмотренного пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации, не влечет автоматического нарушения последующей процедуры взыскания соответствующего налога с налогоплательщика.

Федеральный законодатель установил в пункте 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации лишь сроки направления требования налогоплательщику. Иные вопросы, связанные с исчислением сроков на принудительное взыскание налогов, данное законоположение не регулирует.

Вместе с тем, из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в определении от 22 апреля 2014 года № 822-0, следует, что нарушение сроков, установленных статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации, не может приводить к увеличению сроков, установленных для принудительного взыскания налогов иными статьями указанного Кодекса.

С учетом изложенного, несоблюдение срока направления требования об уплате страховых взносов само по себе не лишает налоговый орган права на взыскание недоимки по ним и пени в пределах общих сроков, установленных налоговым законодательством, которые в этом случае следует исчислять исходя из совокупности сроков, установленных в статьях 48, 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации.

При этом из разъяснений, приведенных в пунктах 51, 57 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 года № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», следует, что при проверке соблюдения налоговым органом сроков направления требования об уплате пеней судам надлежит учитывать положения пункта 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Из приведенной нормы следует, что требование об уплате пеней, начисленных на сумму недоимки, возникшей по итогам конкретного налогового (отчетного) периода, направляется названным органом на основании пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации не позднее трех месяцев с момента уплаты налогоплательщиком всей суммы недоимки (в случае погашения недоимки частями - с момента уплаты последней ее части).

Пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога. В этом случае начисление пеней осуществляется по день фактического погашения недоимки.

Материалами дела подтверждаются обстоятельства того, что административному ответчику на праве собственности принадлежали транспортные средства, а именно: -МИЦУБИСИ ГАЛАНТ, государственный регистрационный знак У188РА22, право собственности зарегистрировано 16 апреля 2010 года, дата утраты права 27 февраля 2016 года;

- ГАЗ 3307, государственный регистрационный знак Е938АЕ22, право собственности зарегистрировано <дата>;

-ГАЗ 3110, государственный регистрационный знак Е263ВХ22, право собственности зарегистрировано <дата>;

-МАЗДА 3, государственный регистрационный знак В904ХУ22, право собственности зарегистрировано <дата>, дата утраты права <дата>;

-НИССАН КАШКАЙ, государственный регистрационный знак М913ХЕ22, право собственности зарегистрировано <дата>.

Судом также установлено, что <дата> мировым судьей судебного участка Тогульского района Алтайского края вынесен судебный приказ а-586/2020 о взыскании с Решетников И.Н. недоимки по транспортному налогу за 2018 год в сумме 8380 рублей 00 копеек и пени в сумме 103 рубля 91 копейка. Из исполнительного производства -ИП следует, что постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП Тогульского района от <дата> обращено взыскание на заработную плату должника, то есть судебным приставом-исполнителем было направлено.

<дата> мировым судьей судебного участка Тогульского района вынесен судебный приказ а-798/2017 о взыскании с Решетников И.Н. недоимки по транспортному налогу за 2015 год в сумме 9975 рублей и пени в сумме 227 рублей 77 копеек. Из исполнительного производства -ИП следует, что Решетников И.Н. оплатил указанный налог, пеню <дата>.

Пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога. Однако административным истцом не представлены, а судом при подготовке административного дела к судебному разбирательству не выявлены доказательства, подтверждающие, что налоговым органом были приняты меры о принудительном взыскании недоимки по транспортному налогу и пени за 2016, 2017 годы.

Налоговый орган ссылается на взыскание пени, начисленных на недоимки по транспортному налогу за 2015-2018 годы судебным приказом а-2084/2021 от <дата>.

Между тем из содержаний указанного судебного приказа следует, что с административного ответчика Решетников И.Н. взыскана пеня, начисленная на недоимку по транспортному налогу за 2015 в размере 6218 рублей 03 копейки.

В административном исковом заявлении административный истец указывает на то, что <дата> Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №4 Алтайского края сформировано требование о необходимости уплаты Решетников И.Н. пени, начисленных на недоимки транспортного налога за период 2015-2018 годы, которое направлено административному ответчику почтой. В материалах административного дела доказательства, подтверждающие данный факт, отсутствуют.

<дата> ИФНС России №4 по Алтайскому краю обратилось в судебный участок Тогульского района с заявлением о взыскании с Решетников И.Н. недоимки по транспортному налогу за 2015 год пени в сумме 6 218 рублей 03 копейки, по земельному налогу за 2015, 2016 годы пени в сумме 263 рубля 76 копеек, недоимки по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 НК РФ за 2017 год в виде пени в сумме 1 рубль 44 копейки, а всего в размере 6483 рубля 23 копейки.

<дата> мировым судьей судебного участка Тогульского района Алтайского края был вынесен судебный приказ о взыскании с Решетников И.Н. указанной задолженности и пени. На основании заявления Решетников И.Н. об отмене судебного приказа, определением мирового судьи от <дата> судебный приказ был отменен.

Таким образом, административное исковое заявление должно быть подано в суд в течение 6 месяцев со дня вынесения определения об отмене судебного приказа, то есть не позднее <дата>.

Согласно штампа на почтовом конверте, в Тогульский районный суд административное исковое заявление подано <дата>. Согласно отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80085767233645 трек-номер присвоен <дата>, то есть за пределами установленного законом срока.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом.

С ходатайством о восстановлении пропущенного срока административный истец не обращался. Следовательно, срок подачи административного искового заявления пропущен без уважительных причин.

       Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, ст. 293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ №16 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2015-2018 ░░░░ ░ ░░░░░ 6005 ░░░░░░ 66 ░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

     ░░░░░                                                               ░.░. ░░░░░░

2а-13/2022 (2а-244/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Межрайонная ИФНС №16 по Алтайскому краю
Ответчики
Решетников Игорь Николаевич
Суд
Тогульский районный суд Алтайского края
Судья
Фролов Олег Викторович
Дело на сайте суда
togulsky.alt.sudrf.ru
13.12.2021Регистрация административного искового заявления
13.12.2021Передача материалов судье
13.12.2021Решение вопроса о принятии к производству
13.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.12.2021Опр. о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
10.02.2022Опр. о рассмотрении дела в общем порядке
09.03.2022Предварительное судебное заседание
01.04.2022Судебное заседание
01.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее