Дело №2-554/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Кодинск 27 августа 2015 года
Кежемский районный суд Красноярского края в составе:
Председательствующего судьи Давыдовой М.В.,
При секретаре Кирюхиной Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Кежемского района Красноярского края о признании права, обязании совершить определенные действия, -
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 в лице своего представителя по доверенности ФИО7 обратился в суд с иском к администрации Кежемского района об обязании включить в список граждан участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2016 год по категории граждан уволенных с военной службы (службы) и членов их семей, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства по Кежемскому району. В обоснование исковых требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в администрацию Кежемского района с заявлением о включении его в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья по категории граждан уволенных с военной службы, в связи с организационно –штатными мероприятиями по ст. 58 п. «Е». Первый раз по вопросу улучшения своих жилищных условий ФИО1 обратился с заявлением в администрацию Кежемского района ДД.ММ.ГГГГ года. Постановлением администрации Кежемского района № ФИО1 был поставлен на учет на внеочередное получение жилой площади. Проживал ФИО1 с марта 1990 года в общежитии на койко-месте. ФИО1 является сотрудником органов внутренних дел. ДД.ММ.ГГГГ приказом начальника ОИТК-1 УИН УВД Красноярского края № л/с в звании капитана внутренней службы он был в соответствии с Положением о службе в ОВД РФ уволен по п. 58 п. «Е» по сокращению штатов. На учет на внеочередное получение жилого помещения он был поставлен в 2000 году, как пенсионер ОВД. Постановление Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства» с 2007 года предусматривает получение государственных жилищных сертификатов иди финансовую помощь на покупку жилья. Удостоверение о том, что ФИО1 имеет право на эти льготы он получил в 2008 году, однако его жилищные условия до настоящего времени не изменились, он по прежнему живет где и жил на 6 квадратных метрах. В 2012 году ФИО1 выясняет, что его документов нет нигде. Он собирает их вновь и ДД.ММ.ГГГГ снова сдает их в жилищный отдел районной администрации. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 получает ответ из администрации Кежемского района из которого следует, что в связи с тем, что он обратился с заявлением о включении его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» после ДД.ММ.ГГГГ года, включить его в список граждан уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, не представляется возможным. В результате проверки данного ответа выяснилось, что заявление ФИО1 со всеми приложенными к нему документами администрацией района в Министерство строительства и архитектуры не направлялось по неустановленным причинам. На заявления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ он получил ответ, что его нельзя включить в список, так как он не встал на учет до ДД.ММ.ГГГГ года. Но это не соответствует действительности. Из писем Министерства строительства и архитектуры от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ видно, что ФИО1 стоял на учете и не был снят с учета по основаниям, предусмотренным п.25 Правил учета. Администрация Кежемского района ежегодно заявляла ФИО1 в списке граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году (ежегодно с 2001 по 2009 год). Не заявила его в качестве нуждающегося в получении жилья на 2010-2013 годы. ДД.ММ.ГГГГ Постановлением администрации Кежемского района №-п ФИО1 был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий или получении жилого помещения в избранном постоянном месте жительства и включен в единый список очередников на получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительства жилого помещения за счет средств субвенций поступающих в краевой бюджет из федерального бюджета в порядке очередности исходя из даты принятия его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ года. Но поданное ФИО1 в январе 2013 года заявление вместе с документами по непонятным причинам не было направлено в Министерство строительства и архитектуры Красноярского края.
В дальнейшем от представителя истца ФИО7 поступило заявление об уточнении исковых требований, согласно которому он просит признать ФИО1 постановленным на учет на получение жилой площади в избранном постоянном месте жительства в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № до ДД.ММ.ГГГГ по основаниям, изложенным при подаче иска в суд.
В дальнейшем от представителя истца ФИО7 поступило заявление об уточнении исковых требований, согласно которому он просит признать ФИО1 постановленным на учет на получение жилой площади в избранном постоянном месте жительства в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № до ДД.ММ.ГГГГ и обязать администрацию Кежемского района включить ФИО1 в список граждан участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» по категориям граждан уволенных с военной службы (службы) и членов их семей, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий» в избранном постоянном месте жительства по Кежемскому району. Также просит признать за ФИО1 право на получение жилого помещения за счет единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения за счет субвенций, поступающих в краевой бюджет из федерального бюджета исходя из даты принятия его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ года. Обязать Министерство строительства и архитектуры Красноярского края включить ФИО1 в сводный список граждан, уволенных с военной службы (службы) и приравненных к ним лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий или получении жилого помещения в избранном постоянном месте жительства, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ и выдать государственный жилищный сертификат на 2015 год. В дополнение к ранее изложенным основаниям, указано, что на сегодняшний день часть документов, послуживших основанием постановки ФИО1 на учет в 2000 году отсутствует (утрачена), в связи с изложенным, вопрос о постановке ФИО1 на учет до ДД.ММ.ГГГГ может быть подтверждено только в судебном порядке.
В порядке подготовки дела к судебному разбирательству, определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено Министерство строительства и архитектуры Красноярского края.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено Управление имущественных отношений администрации Кежемского района.
В судебное заседание истец ФИО1, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, не явился, предоставил заявление, согласно которому просил рассмотреть дело в свое отсутствие, с участием его представителя ФИО7 По протоколу судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО1 пояснил, что с 1990 года он работал в Учреждении К-100 на вольнонаемной должности медицинского работника, предположительно в 1992 году его аттестовали. Полтора года он проживал по адресу: <адрес> общежитии, жилья свободного не было. Руководство К-100 вышло с ходатайством на администрацию района и ему выдали направление в общежитие. Ему предоставили койко-место в общежитии, он имел регистрацию в этом адресе. ДД.ММ.ГГГГ он снялся с регистрационного учета по данному адресу, так как в администрации района ему пояснили, что общежития как такового нет, что комнаты приватизируются, поэтому переоформили, дали койко-место, но в другом общежитии. В учреждении К-100 он был уволен по сокращению штатов. Отслужил 23 года по льготному стажу. Он пенсионер МВД, на пенсию ушел ДД.ММ.ГГГГ года. В 2000 году жилищная комиссия К-100 включила его в список нуждающихся в жилье, при этом он сдавал документы, подтверждающие, что у него нет жилой площади. В марте 1998 года он получил удостоверение, которое выдавали уволенным сотрудникам, тем, кто нуждался в улучшении жилищных условий, или у кого вообще жилья не было. Он обращался по этому вопросу, даже съездил в г. Красноярск, сказали что в МВД на учет не ставят. В 2000 году он встал на учет в администрации Кежемского района. Местом своего жительства он избрал Кежемский район. До настоящего времени его жилищные условия не изменились.
В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО7, уточненные исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным при подаче иска основаниям, дал пояснения по существу дела.
В судебное заседание представитель ответчика администрации Кежемского района не явился, был извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, о причинах неявки не известил.
В судебное заседание представитель третьего лица Министерства строительства и архитектуры Красноярского края не явился, был извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, направил письменные возражения на иск, согласно которым полагал исковые требования не подлежащими удовлетворению. В обоснование своих возражений на иск указал, что на момент увольнения ФИО1 из органов внутренних дел на основании ч.4 ст. 35 Закона РФ от 21.07.1993 №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», сотрудники УИС, прослужившие в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности не менее 10 лет и уволенные из ОВД РФ по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или сокращению штатов, а также члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в 3-х месячный срок со дня подачи заявления для постановки на квартирный учет в избранном постоянном месте жительства. Указанная статья признана утратившей силу с 01.01.2005 года. В соответствии с п. 2.1. ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» предусматривала, что обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 01 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. В соответствии с изменениями, внесенными в п. 2.1. ст. 15 и ст. 15.1 Федерального закона от 27.05.1998 №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в ред. ФЗ от 08.12.2010 №342-ФЗ), порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, распространяются также на граждан, уволенных из учреждений и органов УИС, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, которые до 01 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Очередность и порядок учета граждан регулируется Правилами учета, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 №1054. Поскольку в исковом заявлении не приводится сведений о фактах, подтверждающих постановку истца на очередь на получение жилых помещений или улучшения жилищных условий в администрации Кежемского района в установленном порядке, то ФИО1 необходимо доказать постановку в установленном порядке себя как гражданина, уволенного с военной службы, на очередь в администрации Кежемского района.
В судебное заседание представитель третьего лица Управления имущественных отношений администрации Кежемского района не явился, был извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
С учетом положений ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика и третьи лиц.
Суд, выслушав представителя истца, свидетелей, изучив письменные материалы дела, полагает уточненные исковые требования подлежащими удовлетворению частично, по следующим основаниям.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
На основании ч.1 ст. 10 ЖК РФ, жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают:
2) из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей.
3) из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности…
В соответствии с п. 2 ст. 30 ЖК РСФСР (действ. на момент спорных правоотношений) учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. Наравне с ними принимаются на учет граждане, оставившие работу на этих предприятиях, в учреждениях, организациях в связи с уходом на пенсию.
Согласно ст. 5 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.
В силу пункта 1 Указа Президента РФ от 28.07.1998 года N 904 "О передаче уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации" уголовно-исполнительная система МВД РФ с входящими в ее состав по состоянию на 1 августа 1998 года центральным и территориальными органами, учреждениями, предприятиями, организациями и имуществом, используемым ею в своей деятельности, должна быть передана в ведение МЮ РФ до 1 сентября 1998 года.
Вопросы улучшения жилищных условий сотрудников органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, до 1 января 2005 года регулировались статьей 35 Закона РФ N 5473-1 от 21 июля 1993 года "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 22.08.2004 года N 122-ФЗ), положениями которой было предусмотрено, что сотрудники уголовно-исполнительной системы имели право на получение жилой площади в виде отдельной квартиры или дома, предоставляемых местными органами власти в течение трех лет, по установленным законодательством нормам.
Учет таковых лиц производился по месту службы данных сотрудников.
Абзацем вторым данной статьи было предусмотрено, что уголовно-исполнительная система может иметь ведомственный жилой фонд, формируемый в установленном Правительством Российской Федерации порядке.
Абзацами 3 и 4 данной статьи Федерального закона предусматривалось, что сотрудники уголовно-исполнительной системы, прослужившие в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности не менее 10 лет и уволенные из органов внутренних дел Российской Федерации по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или сокращению штатов, а также члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для постановки на квартирный учет в избранном постоянном месте жительства. Документы о сдаче жилых помещений и выписке с прежнего места жительства указанными гражданами и членами их семей представляются при получении постоянной жилой площади.
При невозможности предоставить им жилые помещения по установленным нормам в трехмесячный срок органы местного самоуправления обязаны временно разместить граждан, уволенных из органов внутренних дел Российской Федерации, и членов их семей в жилых помещениях или выплачивать им денежную компенсацию за наем (поднаем) временного жилого помещения в размере, оговоренном договором найма (поднайма) жилья. С согласия граждан, уволенных из учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органами местного самоуправления им могут быть предоставлены средства для строительства или приобретения жилья в размерах, определяемых Правительством Российской Федерации.
С 1 января 2005 года данная статья Федерального закона не действует, поскольку утратила силу в соответствии с Федеральным законом N 122-ФЗ от 22 августа 2004 года и определено, что финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам является расходным обязательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 33).
Таким образом, из положений ст. 35 ФЗ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" следовало, что учет и обеспечение жильем сотрудников уголовно-исполнительной системы производились по месту их службы в порядке очередности, а на органы местного самоуправления возлагалась обязанность по обеспечению жильем сотрудников уголовно-исполнительной системы, прослуживших в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности не менее 10 лет и уволенных из названных органов по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или сокращению штатов в льготном порядке (трехмесячный срок) со дня подачи заявления для постановки на квартирный учет в избранном постоянном месте жительства.
В действовавшей на тот период времени редакции Указ Президента РФ N 825 от 28 июня 1999 года, распространивший действие Президентской программы "Государственные жилищные сертификаты" на увольняемых со службы сотрудников из органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, содержавшихся за счет средств федерального бюджета, предусмотрел, что приоритетной формой финансирования расходов на обеспечение жильем увольняемых сотрудников является погашение государственных жилищных сертификатов.
Во исполнение Указа Президента РФ N 825 Правительство РФ 29 сентября 1999 года приняло Постановление N 1095, которым также установлено, что названная категория граждан обеспечивается жилыми помещениями преимущественно путем выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов.
Действовавшим до 1 января 2005 года Постановлением Правительства Российской Федерации N 71 от 20 января 1998 года "О федеральной целевой программе Государственные жилищные сертификаты" предусматривалось, что правом на участие в названной программе имеют сотрудники, увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе или по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность которых в календарном исчислении составляет 10 и более лет, не имеющие жилого помещения для постоянного проживания на территории Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 ФЗ от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", действовавшей в редакции до 1 января 2005 года, государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 1 данной статьи на органы местного самоуправления была возложена обязанность по льготному предоставлению жилой площади за счет государственного или муниципального жилищного фонда лишь в отношении военнослужащих, прибывающих на новое место военной службы. При чем предоставляемое таким военнослужащим жилое помещение должно было быть закреплено за Министерством обороны Российской Федерации либо иным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.
В соответствии с п. п. 13 и 14 статьи 15 Федерального закона постановка на учет и обеспечение жилыми помещениями увольняемых с военной службы нуждающихся в жилых помещениях военнослужащих, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов, возлагались на органы местного самоуправления избранного места жительства. При этом п. 14 этой статьи предусматривалось, что порядок предоставления льгот и возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот, указанных в нем, определяется Правительством РФ.
Правительство РФ Постановлением от 6 сентября 1998 г. N 1054 утвердило соответствующие "Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства".
Названными Правилами устанавливался единый порядок постановки на очередь нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, подлежащих увольнению с военной службы, службы в органах внутренних дел и Государственной противопожарной службы, граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, службы в органах внутренних дел и Государственной противопожарной службы и членов их семей, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета.
При этом Правила полностью соответствовали редакции ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года.
В соответствии с пунктом 24 названных Правил из поставленных на очередь военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, органом местного самоуправления составляется единый список очередников на получение (приобретение) жилья.
Постановлением Правительства РФ от 29 марта 1999 года N 351 "Вопросы реализации президентской программы "Государственные жилищные сертификаты", был утвержден Порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов. Согласно п. 5 названного Порядка право на получение сертификата имеют сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно - исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, содержащихся за счет средств федерального бюджета, увольняемые со службы, и граждане, уволенные со службы из указанных органов и учреждений, имеющие общую продолжительность службы в календарном исчислении 10 лет и более (увольняемые или уволенные со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями).
Из изложенного выше следует, что при наличии прочих условий обязательным условием для участия в федеральной целевой программе для сотрудников названных органов, увольняемых со службы, и граждан, уволенных из этих органов, является увольнение со службы при наличии общей продолжительности службы в органах, финансируемых за счет средств федерального бюджета, не менее 10 лет.
Согласно п. 2 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" жилищное строительство и приобретение жилого помещения для военнослужащих-граждан осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 г., осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти.
Согласно п. 5 Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 (в редакции от 18.02.2013) "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" (вместе с "Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы") право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской Федерации: …сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Согласно п. 18 Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 (ред. от 18.02.2013) "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" (вместе с "Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы") выдачу сертификатов осуществляют:
гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпунктах "а" пункта 5 настоящих Правил, - федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (служба), в данном случае таким органом является ГУФСИН России по Красноярскому краю.
Приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 16 мая 2012 г. N 267 утверждена новая Инструкция, разработанная на основании подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
Законодательство не предусматривает обязанности органов местного самоуправления выдавать жилищные сертификаты сотрудникам, уволенным со службы и ставшим после 1 марта 2005 г. на жилищный учет.
Нормы Правил в части возложения на органы местного самоуправления обязанностей по учету и обеспечению жилыми помещениями военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению после 1 января 2005 г., признаны Верховным Судом РФ противоречащими закону и в силу ст. 120 Конституции РФ ч. 2 ст. 11 ГПК РФ не подлежащими применению. (Определение N 2н-9/09 от 14.04.2009 г.)
Обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета путем выдачи жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов РФ по месту постановки на учет осуществляется только в отношении граждан, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в муниципальных образованиях до 1 января 2005 г.
Судом установлено: ФИО1 (капитан внутренней службы – врач мед. группы ОИТУ) уволен на основании приказа начальника ОИТК-1 УИН УВД <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № л/с по ст. 58 п. «Е» Положения о службе в органах внутренних дел (по сокращению штатов) с ДД.ММ.ГГГГ года, выслуга лет составила: в календарном исчислении – 20 лет, 00 мес. 24 дня, что подтверждается архивной выпиской.
ФИО1 проходил службу в должностях, содержащихся за счет средств федерального бюджета.
С ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 является пенсионером МВД РФ, что подтверждается удостоверением №, выданным ДД.ММ.ГГГГ года, а также повторно выданным удостоверением № от ДД.ММ.ГГГГ
Управлением исполнения наказаний УВД администрации Красноярского края, ФИО1 выдано удостоверение № от ДД.ММ.ГГГГ года, согласно которому он имеет льготу, предусмотренные ст. 35 Закона РФ 1993 года «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Постановлением Верховного Совета от 23 декабря 1992 года №4202-1. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был выдан дубликат данного удостоверения.
ДД.ММ.ГГГГ на основании протокола заседания ЖБК ОИУ-1 ГУИН Минюста России по Красноярскому краю № ФИО1 был включен в список на улучшение жилищных условий на общих основаниях и в списки кандидатов на участие в президентской программе «Государственные жилищные сертификаты», как пенсионер капитан внутренней службы в отставке.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО2 показал, что в 1999 году он занимал должность заместителя начальника по безопасности Объединения №1. В этом же году он был избран председателем жилищно-бытовой комиссии. В функции данной комиссии входило постановка на учет на получение жилищных сертификатов. Рассматривали заявления лиц нуждающихся в жилье, на получение жилищных сертификатов. В состав комиссии входил помощник ФИО3, секретарем была Гришина, членом комиссии был юрист ФИО4 Помнит, что рассматривалось заявление ФИО1 о включение его в списки на получение жилищного сертификата, как нуждающегося. Было принято положительное решение, по результатом которого подписывался соответствующий протокол.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО4 показал, что знает ФИО1 с конца 80-х годов. Он сам (свидетель) служил на должностях нач. состава в К-100, а ФИО1 служил по медицинской части. В 1999 году вышел Федеральный закон для военнослужащих, касающийся предоставления жилья путем обналичивания сертификатов. Стали поступать заявления о постановке на учет на получение жилищных сертификатов. Ему известно, что такое заявление поступило не только от ФИО1, порядка 58 сотрудников получили сертификаты. Предоставлялись документы, эти документы рассматривались, затем документы направлялись в край. Первые два года документы направлялись в администрацию района, а затем все функции передали на ГУФСИН, и все шло самостоятельно через ОИУ-1, потом в ГУФСИН и потом в Москву. А уже потом сертификат выдавался и гражданин его обналичивал. Администрация района выносила постановление, сейчас уже не помнит какое. Он сам лично через администрацию района получал сертификат, это было в 2001-2002 г.г. В отношении ФИО1 также было принято положительное решение о постановке последнего на учет для улучшения жилищных условий, в связи с чем был подписан соответствующий протокол.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО3 показал, что с ФИО1 знаком, как с сослуживцем с января 1997 года. ФИО1 служил врачом мед.сан.части ОИУ-1. Он сам (свидетель) занимал должность ст. инспектора по работе с личным составом. Также был членом жилищно-бытовой комиссии. В функции ЖБК входило ставить на учет и снимать с учета по жилищу, по получении сертификатов, по нарушению жилищных условий. Председателем ЖБК в 2000 году был Крикау. Он был его заместителем. ФИО1 обращался в комиссию, вопрос этот рассматривался, был решен положительно, был составлен протокол, списки.
Согласно представленным документам, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрацию Кежемского района Красноярского края с заявлением о постановке его на учет для получения жилой площади, как пенсионера МВД с ДД.ММ.ГГГГ года. К заявлению была представлены следующие документы: справка о составе семьи от ДД.ММ.ГГГГ года, копия удостоверения № от ДД.ММ.ГГГГ года, согласно которому он имеет льготу, предусмотренные ст. 35 Закона РФ 1993 года.
Постановлением администрации Кежемского района от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 был поставлен на учет ( внеочередной) на получение жилой площади (без указания оснований).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился с заявлением в администрацию Кежемского района с просьбой включить его в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья по категории граждан, уволенных с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями по ст. 58 п. «Е». В соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях с ДД.ММ.ГГГГ, состав семьи 1 человек, уволен с военной службы приказом от ДД.ММ.ГГГГ № л/с, общая продолжительность военной службы составляет 20 лет 00 мес. 24 дн. В настоящее время жилья для постоянного проживания в РФ и за ее пределами не имеет.
Постановлением администрации Кежемского района Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уволенный с военной службы (службы), в связи с организационно-штатными мероприятиями, признан нуждающимся в улучшении жилищных условий или получении жилого помещения в избранном постоянном месте жительства и включен в единый список очередников на получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения за счет средств субвенций, поступающих в краевой бюджет из федерального бюджета в порядке очередности, исходя из даты принятия его на учет в качестве нуждающегося с жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ года.
Из ответа администрации Кежемского района в адрес ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что список и его учетное дело к нему направлены в министерство строительства и архитектуры Красноярского края ДД.ММ.ГГГГ за исх. №.
Из ответов Министерства строительства и архитектуры Красноярского края в адрес главы администрации Кежемского района «О рассмотрении обращения об обеспечении жильем ФИО1» от 07.03.2013г. и от 19.04.2013г. следует, что в период с 2001 по 2009 годы администрация Кежемского района заявляла ФИО1 в качестве нуждающегося в получении жилого помещения за счет средств федерального бюджета, предоставляла информацию в отношении гражданина в органы исполнительной власти Красноярского края. На 2010 год и последующие годы администрация Кежемского района не заявляла в установленном порядке ФИО1 в качестве нуждающегося в получении жилого помещения за счет средств федерального бюджета. В связи с чем, ФИО1 не учтен в краевом списке граждан, уволенных с военной службы (службы), нуждающихся в улучшении жилищных условий или получении жилых помещений за счет федерального бюджета в избранном постоянном месте жительства. В связи с чем, у министерства нет законных оснований для обеспечения гражданина жилым помещением. Граждане, в установленном порядке состоящие на учете, подают заявление на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище на 2011-2015 годы» или в Законе Красноярского края от 09.06.2011 №12-5954 «О порядке обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц на территории Красноярского края».
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился с заявлением в администрацию Кежемского района с просьбой включить его в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья по категории граждан, уволенных с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями по ст. 58 п. «Е». В соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях с ДД.ММ.ГГГГ, состав семьи 1 человек, уволен с военной службы приказом от ДД.ММ.ГГГГ № л/с, общая продолжительность военной службы составляет 20 лет 00 мес. 24 дн. В настоящее время жилья для постоянного проживания в РФ и за ее пределами не имеет.
Из ответа администрации Кежемского района в адрес ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что включить его в список граждан, уволенных с военной службы (службы) и приравненных к ним лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий или получении жилых помещений в избранном постоянном месте жительства, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ не представляется возможным, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению указанных граждан жилыми помещениями в избранном постоянном месте жительства, за счет субвенций из федерального бюджета. Обеспечение жилыми помещениями граждан указанной категории осуществляется в рамках закона Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ № 5954. Поскольку пакет документов, представленный им (ФИО1) не содержит документов, подтверждающих постановку его на учет в 2000 году в порядке установленном правилами учета, а претендовать на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета в рамках Закона края могут граждане, уволенные с военной службы и приравненные к ним лица, вставшие на учет в органах местного самоуправления избранного постоянного места жительства до 01.01.2005, то при отсутствии документов, подтверждающих постановку на учет в 2000 году и соответствующего решения о постановке на учет до ДД.ММ.ГГГГ года, данное право может быть подтверждено только в судебном порядке.
Свидетель ФИО5, допрошенная в судебном заседании показала, что работает в администрации Кежемского района с 1991 года в управлении имущественных отношений. В 2000 году она, как специалист, на учет граждан не ставила, этим занимался другой специалист. Она (свидетель) по спискам видела, что ФИО1 состоит на учете нуждающихся в жилье с 2000 года. В 2005 году когда изменилось жилищное законодательство, образовалось две администрации городская и районная. Все дела, касающиеся предоставления жилья, отошли в городскую администрацию. Проверялись списки, проверяли, что у ФИО1 в заявлении написано работник МВД, а тогда уже работники МВД получали сертификаты. Пришло письмо из министерства о том, что если есть работники МВД, то составить списки, она (свидетель) списки составляла и направляла в министерство строительства и архитектуры. ФИО1 тоже был в указанных списках. До 2005 г она так и отправляли списки. В 2005 году пришло письмо из министерства, о том что к спискам необходимо предоставить учетное дело, как это и положено – заявление и остальные документы. У ФИО1 этого не оказалось. Она ФИО1 не видела, но думала что найдет, запросит у него и отправит документы, поэтому продолжала указывать его в списках. Но в 2009 году позвонили из министерства и сказали, что на ФИО1 необходимо полностью учетное дело и что в 2010 году он получит сертификат. В 2010 году она не могла найти ФИО1, все спрашивала работников К-100, чтобы нашли его. Ей пришлось списки на 2010 год не отправлять, так как документов не было. Созвонилась с городской администрацией, там была его копия удостоверения, а без подлинника министерство никакого сертификата не даст, надо было подлинник удостоверение на льготы. Была только копия удостоверения, справка о составе семьи, что он где-то по <адрес> зарегистрирован, заявление и все. Она эти копии взяла. ФИО1 только в 2012 году принес все требуемые документы, датированные 2009 годом. Она (свидетель) писала письмо в министерство строительства, может ли она включить ФИО1 в список, ей ответили, что с 2011 года сертификаты прекратили выдавать. Так как ФИО1 до 2005 года стоял на учете, она (свидетель) включила его в список, отправила документы в министерство строительства. Список не приняли, документы вернули со ссылкой, что закончили сертификаты выдавать, либо надо решение суда о том что он состоял на учете до 2005 года по закону о выдаче сертификатов. Необходимо судом признать, что ФИО1 по этому основанию состоит. В 2014 году уже учетное дело ФИО1 отправляли, когда разъяснения пришли. В 2014 году на 01 января ФИО1 был включен в списки, потом нужно было еще на 01 июля его включать в сводный список. Она (свидетель) его не включила, потому что необходимо было решение суда о том, что он состоит на учете как пенсионер МВД, а этого решения нет, поэтому в сводный список она его не включила. Считает, что надо было в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ № указать, что ФИО1 не просто в первоочередном порядке стоит, а в соответствии с постановлением № поставлен на учет.
Таким образом, в судебном заседании безусловно установлено, что администрация Кежемского района поставив ФИО1 на учет на получение жилой площади за счет средств местного бюджета (не указав в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ № основания постановки его на учет) нарушила его право на льготное обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета.
При указанных обстоятельствах у ФИО1 возникло право на получение жилого помещения за счет средств федерального бюджета, поскольку он был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий в 2000 году и включен в список.
Кроме того, от лиц, ответственных за учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, не поступало замечаний по поводу отсутствия документов, подтверждающих постановку его на учет в 2000 году в порядке установленном правилами учета. Жилищные условия истца до настоящего времени не изменились.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Ответчиком ни в суд не представлено доказательств того, что ФИО1 незаконно был признан нуждающимся в жилом помещении и поставлен на учет.
Основания, по которым истец был принят на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения до настоящего времени не отпали, т.к. в собственности или в пользовании у истца не имеется жилого помещения, финансовая помощь на приобретение жилья ему не оказывалась, в настоящее время истец имеет по договору найма лишь койко-место 6 кв.м.,
Так, из договора найма жилого помещения в общежитии от ДД.ММ.ГГГГ №, муниципальное образование Кежемский район в лице администрации Кежемского района передало ФИО1 за плату во владение и пользование койко-место в жилом помещении, находящимся в муниципальной собственности, общей площадью 6,0 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>.
Как следует из дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ к договору найма жилого помещения в общежитии от ДД.ММ.ГГГГ №, администрация <адрес> передала нанимателю и членам его семьи за плату во владение и пользование койко-место в жилом помещении, находящимся в муниципальной собственности общей площадью 6,0 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>.
Согласно информации Кежемского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Красноярскому краю по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. объекты недвижимого имущества (жилье) на праве собственности или ином вещном праве в Кежемском районе Красноярского края не зарегистрированы.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Красноярского края ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения не имеет каких-либо жилых помещений в собственности.
Из ответа зам. начальника ОКиРЛС ГУФСИН России по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ года, ФИО1, 1951 г.р., государственный жилищный сертификат на приобретение жилого помещения по линии УИС не получал. На учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в аппарате ГУФСИН России по Красноярскому краю не состоит.
Из ответа начальника ФКУ ОИУ-1 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ года, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. на учете на получение жилой площади в учреждении ОИУ-1 не состоит.
ФИО1, как пенсионер МВД РФ, будучи принятым на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения до 01.01.2005, своего статуса и гарантий, предоставляемых ему Законом РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" не утратил, в связи с чем, должен был быть признан постановленным на учет на получение жилой площади в избранном постоянном месте жительства в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № до ДД.ММ.ГГГГ года.
Позиция ответчика, изложенная в представленных ответах о том, что истец в соответствующие списки внесен не был, и то обстоятельство, что документов, подтверждающих постановку его на учет в 2000 году в порядке установленном правилами учета не имеется, правового значения не имеют, и лишь свидетельствуют о несоблюдении администрацией Кежемского района жилищного законодательства, регулирующего правоотношения, связанные с предоставлением жилых помещений, гражданам уволенным с военной службы и приравненных к ним лиц.
Допущенные ответчиком нарушения при принятии истца на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений, не могут ущемлять прав истца на обеспечение его жилым помещением в установленном законом порядке.
Для рассмотрения настоящего спора существенное значение имеют лишь два обстоятельства: то, что ФИО1 был принят на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по месту службы до ДД.ММ.ГГГГ и то, что основания, по которым ФИО1 был принят на соответствующий учет, не отпали.
Поскольку данные факты судом достоверно установлены, и фактически ответчиком не оспариваются, не имеет правового значения то, что ФИО1 не был внесен в список лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, в порядке установленном правилами учета.
Жилищные права истца не могут быть поставлены в зависимость от добросовестности исполнения ответчиком своих обязанностей.
При таких обстоятельствах, ФИО1 должен был быть признан постановленным на учет на получение жилой площади в избранном постоянном месте жительства - <адрес> в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № до ДД.ММ.ГГГГ года.
Таким образом, суд пришел к выводу о том, что истец обладает правом на получение жилого помещения за счет единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения за счет субвенций, поступающих в краевой бюджет из федерального бюджета исходя из даты принятия его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ года.
Требования истца об обязании Министерство строительства и архитектуры Красноярского края включить ФИО1 в сводный список граждан, уволенных с военной службы (службы) и приравненных к ним лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий или получении жилого помещения в избранном постоянном месте жительства, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ и выдать государственный жилищный сертификат на 2015 год, удовлетворению не подлежат, поскольку заявлены к ненадлежащему ответчику администрации Кежемского района, в свою очередь Министерство строительства и архитектуры Красноярского края ответчиком по делу истцом не заявлялось.
Между тем, с учетом изложенного настоящее решение является основанием включения ФИО1 в сводный список граждан, уволенных с военной службы (службы) и приравненных к ним лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий или получении жилого помещения в избранном постоянном месте жительства, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд -
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Признать ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца дер. <адрес> постановленным на учет на получение жилой площади в избранном постоянном месте жительства в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 года №1054 до 01.01.2005 года.
Обязать администрацию Кежемского района включить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца дер. <адрес> в список граждан участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» по категориям граждан уволенных с военной службы (службы) и членов их семей, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий» в избранном постоянном месте жительства по Кежемскому району Красноярского края.
Признать за ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца дер. <адрес> право на получение жилого помещения за счет единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения за счет субвенций, поступающих в краевой бюджет из федерального бюджета исходя из даты принятия его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ года.
В удовлетворении остальной части исковых требований - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Красноярский краевой суд с подачей жалобы через Кежемский районный суд Красноярского края.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года.
Председательствующий: М.В. Давыдова