Решение по делу № 2а-1903/2022 от 25.01.2022

Дело № 2-1903/2022

11RS0005-01-2020-000419-47

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ухтинский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Изъюрова С.М., при секретаре Сычевой О.В., с участием административного истца Бурлова Сергея Владимировича, представителя административных ответчиков Мартыросян И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ухте Республики Коми 02 июня 2022 года дело по административному исковому заявлению Бурлова С.В. к Федеральному казённому учреждению «Исправительная колония № 24» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Коми (далее – ФКУ ИК-24) и Федеральной службе исполнения наказаний России (далее – ФСИН России), о взыскании денежной компенсации за ненадлежащие условия содержания,

установил:

Бурлов С.В. обратился в суд к ФКУ ИК-24 о взыскании денежной компенсации за ненадлежащие условия содержания. В обоснование заявленных требований административный истец указал, что по прибытии <...> г. в ФКУ ИК-24 его не обеспечили в полном объеме вещевым довольствием, а некоторые вещи пришли в давно в негодность. В связи с чем, просит взыскать с ответчика в счет денежную компенсации в размере .... 000 руб.

Определением суда от <...> г. к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена ФСИН России.

Административный истец в судебном заседании доводы иска поддержал.

Представитель административных ответчиков ФКУ ИК-24, ФСИН России в судебном заседании с требованиями административного истца не согласилась, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве, просила в удовлетворении административного иска отказать, поскольку административный истец был в полном объеме обеспечен вещевым довольствием.

Заслушав административного истца, представителя административных ответчиков, письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

Согласно ст. 3 Конвенции и требованиям, содержащимся в постановлениях Европейского суда по правам человека, условия содержания под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. Унижающим достоинством обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности. При этом не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.

Статья 53 Конституции РФ гарантирует каждому право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Согласно ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее по тексту - УИК РФ) при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 99 УИК РФ норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров.

В силу ч. ч. 2, 3 ст. 99 УИК РФ осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин), средствами личной гигиены (для женщин)). Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации. За счет средств предприятий, привлекающих к труду осужденных, им может быть организовано дополнительное питание сверх установленных норм. Нормы вещевого довольствия осужденных утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Осужденные, не работающие по не зависящим от них причинам, осужденные, не получающие пенсии, обеспечиваются питанием и предметами первой необходимости за счет государства.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.12.2013 № 216 утверждены нормы вещевого довольствия осужденных к лишению свободы, отбывающих наказания в исправительных учреждениях, и лиц, содержащихся в следственных изоляторах (приложение № 1) и порядок обеспечения вещевым довольствием осужденных к лишению свободы, отбывающих наказания в исправительных учреждениях, и лиц, содержащихся в следственных изоляторах (приложение № 3).

В соответствии п. 1, п. 2, п. 4, п. 6 Порядка обеспечения вещевым довольствием осужденных к лишению свободы, отбывающих наказания в исправительных учреждениях, и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, вещевое довольствие, изготовленное по утвержденной нормативно-технической документации, выдается осужденным к лишению свободы в готовом виде. Выдача вещевого довольствия вновь осужденным осуществляется в день их прибытия в исправительное учреждение. При перемещении осужденных к лишению свободы из одного учреждения уголовно-исполнительной системы в другое они убывают в одежде и обуви, находящихся у них в пользовании. При перемещении осужденные обеспечиваются предметами вещевого довольствия по сезону в пределах положенности по утвержденным нормам снабжения. Осужденные к лишению свободы, освобожденные из исправительных учреждений, могут убывать в выданной им одежде и обуви, находящихся у них в носке. В связи с этим на основании п. 9 Порядка переходящий запас вещевого довольствия предусматривается в размере до 30 процентов годового расхода.

Согласно норм вещевого довольствия, для лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, должны быть обеспечены следующим вещевым довольствием: головной убор зимний – 1 шт. на 3 года, головной убор летний – 1 шт. на 3 года, куртка утепленная – 1 шт. на 3 года, костюм – 2 комплекта на 3 года, сорочка верхняя – 2 штуки на 2,6 года, свитер трикотажный – 1 штука на 3 года, белье нательное теплое – 2 комплекта на 3 года, майка – 3 шт. на 2 года, трусы – 2 шт. на 1 год, носки х/б – 4 пары на 1 год, носки п/ш – 2 пары на 1 год, брюки утепленные – 1 шт. на 3 года, рукавицы утепленные – 1 пара на 1 год, ботинки комбинированные – 1 пара на 3 года, сапоги мужские комбинированные зимние – 1 пара на 2,6 года, полуботинки летние – 1 пара на 2 года, тапочки – 1 пара на 3 года, пантолеты литьевые – 1 шт. на 3 года (норма № 1).

На основании нормы № 6 приказа Минюста России от 03.12.2013 № 216 одеяло (полушерстяное или с синтетическим наполнителем) на одного человека выдается 1 шт. на 4 года, матрац (ватный или с синтетическим наполнителем) - 1 шт. сроком эксплуатации - 4 года, подушка (ватная или с синтетическим наполнением) - 1 шт. сроком эксплуатации - 4 года, простыня в количестве 4 шт. на 2 года, наволочка подушечная верхняя 2 шт. на 2 года, полотенце - 2 шт. на 1 год, полотенце банное – 1 шт. на 1 год.

Материалами дела подтверждается, что административный истец <...> г. прибыл в ФКУ ИК-24 из ФКУ СИЗО-1 г. Ярославль УФСИН России по Ярославской области, где отбывает наказание по настоящее время.

Из представленного лицевого счета № .... следует, что Бурлову С.В. в период <...> г. по <...> г. были выданы: <...> г. матрац, подушка, одеяло, 4 простыни, 2 наволочки, 2 полотенца, 1 банное полотенце, костюм х/б 2 шт., кепи, сорочка 2 шт., белье нательное зимнее 2 шт., свитер, майка 3 шт., трусы 2 шт., ботинки; .... – зимняя шапка, куртка х/б, брюки утепленные; .... – полуботинки, сапоги зимние.

Таким образом установлено, что по прибытию в ФКУ ИК-24 <...> г. административный истец не был обеспечен следующими вещами: носками х/б, носкам п/ш, рукавицами, тапочками, пантолетами литьевыми. Пантолетами административный истец был обеспечен только <...> г., носками х/б - <...> г., носками п/ш – <...> г..

Документов, свидетельствующих о том, что административный истец был обеспечен на момент прибытия в исправительное учреждение вещевым довольствием в полном объеме, в деле не имеется.

Таким образом, ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми были допущены нарушения прав административного истца в части обеспечения вещевым довольствием, что по мнению суда является существенным отклонением.

Суд учитывает, что административный истец отбывает наказание на территории, приравненного к районам крайнего севера, имеет заболевание: ...., трудоспособен с ограничениями.

Довод административного истца о том, что вещи по истечении срока эксплуатации администрацией исправительного учреждения не менялись, новые не выдавались, в связи с чем, приходилось пользоваться непригодными вещами, что доставляло неудобства, суд отклоняет в силу следующего.

В силу пункта 2 Правил (приложение № 3) сроки носки предметов вещевого довольствия исчисляются с момента фактической выдачи. Выдача вещевого довольствия вновь осужденным осуществляется в день их прибытия в исправительное учреждение. Последующая выдача вещевого довольствия производится по письменному заявлению осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, но не ранее истечения установленных сроков носки находящихся в пользовании предметов. Учет выданного вещевого довольствия ведется по лицевому счету. Все предметы инвентарного пользования подлежат клеймению в установленном порядке.

Исходя из буквального толкования пункта 2 Порядка, письменное заявление о выдаче вещевого довольствия требуется, в том числе, и после истечения срока носки, однако административный истец с таким заявлением не обращался. Доказательств обратного суду не представлено.

Вместе с тем, при дальнейшем нахождении в исправительном учреждении не обеспечение в полном объеме вещевым довольствием административного истца, не заявившего администрации исправительного учреждения о необходимости замены изношенных вещей, недостаточно для удовлетворения требования о присуждении компенсации.

В соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя, с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

В соответствии со статьей 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (часть 1). Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (часть 2).

В силу частей 2 и 3 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения (пункт 14 Постановления № 47).

Материалы дела содержат доказательства наличия в действиях должностных лиц ФКУ ИК-24 виновных действий (бездействия), выразившихся в не обеспечении административного истца вещевым довольствием в полном объеме.

В этой связи, суд усматривает отклонение от стандартного, неизбежного, уровня страданий, при отбывании наказания истцом.

Учитывая изложенные обстоятельства, характер и продолжительность нарушений, а так же которые, однако не повлекшие серьёзных последствий для административного истца, суд считает возможным определить размер денежной компенсации в общей сумме .... руб.

При изложенных обстоятельствах, требования истца подлежат частичному удовлетворению в части взыскания с ФСИН России денежной компенсации за нарушение условий содержания.

Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.

Подпунктом 6 пункта 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1314, предусмотрено, что ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.

Таким образом, по искам о компенсации за ненадлежащие условия содержания за счет казны Российской Федерации от имени Российской Федерации в суде выступает непосредственно Федеральная служба исполнения наказания России как главный распорядитель бюджетных средств.

В связи с чем, в удовлетворении требований к ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми в части требования о взыскании денежной компенсации следует отказать как к ненадлежащим административным ответчикам. Указанная компенсация подлежит взысканию с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации.

Руководствуясь ст.ст. 175-188, 219, 226-228 КАС РФ, суд

решил:

Взыскать с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний России в пользу Бурлова С.В. денежную компенсацию за ненадлежащие условия содержания в размере .... рублей.

В удовлетворении остальной части требований, в т.ч. к ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми, отказать.

Решение в части взыскания денежной компенсации подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья С.М. Изъюров

Решения в окончательной форме изготовлено 16 июня 2022 года.

2а-1903/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Бурлов Сергей Владимирович
Ответчики
ФКУ ИК-24 УФСИН России по РК
ФСИН России
Суд
Ухтинский городской суд Республики Коми
Судья
Изъюров Сергей Михайлович
Дело на сайте суда
ukhtasud.komi.sudrf.ru
25.01.2022Регистрация административного искового заявления
25.01.2022Передача материалов судье
26.01.2022Решение вопроса о принятии к производству
14.04.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
14.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.04.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.05.2022Судебное заседание
02.06.2022Судебное заседание
16.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее