Дело № 2-3457/2024
91RS0024-01-2024-004873-06
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ялта 17 сентября 2024 года
Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Бекенштейн Е.Л., при секретаре Мясниковой Ю.С., с участием представителя истца Кираль С.С. – Колесникова В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кираль Светланы Степановны к Администрации города Ялта Республики Крым, Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым об урегулировании разногласий, возникших при перераспределении земельного участка, возложении обязанности совершить определенные действия, с участием третьих лиц без самостоятельных исковых требований, - Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым,
у с т а н о в и л :
Кираль С.С. обратилась в суд с иском, к Администрации города Ялта Республики Крым и, с уточнением исковых требований, просит об урегулировании разногласий, возникших между Администрацией города Ялта Республики Крым и Кираль С.С. при заключении Соглашение о перераспределении земель и (или) земельных участков, муниципальная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности, на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым в отношении земельного участка площадью 953 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> категория земель - «Земли населенных пунктов», кадастровый №<номер>, с видом разрешенного использования - «Для индивидуального жилищного строительства», изложив пункт 2.1. в следующей редакции: «В соответствии с настоящим Соглашением, размер платы за увеличение площади Участка №<номер>, находящегося в частной собственности, в результате его перераспределения с землями муниципальной собственности на территории городского округа Ялта Республики Крым, согласно решению 36-й сессии Ялтинского городского совета второго созыва от <дата> №<номер> «О внесении изменений в Положение о порядке определения цены земельных участков муниципальной собственности, размера платы за увеличение площади земельных участков, образованных путем перераспределения, и платы за установление сервитута, в том числе публичного, в отношении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденное решением 9-й сессии Ялтинского городского совета Республики Крым второго созыва от <дата> №<номер>, в редакции решения 25- й сессии Ялтинского городского совета Республики Крым второго созыва от <дата> №<номер>», составляет 1 951 315,66 (один миллион девятьсот пятьдесят одна тысяча триста пятнадцать рублей шестьдесят шесть копеек)»; обязать Администрацию города Ялта Республики Крым заключить с <данные изъяты> Соглашение о перераспределении земель и (или) земельных участков, муниципальная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности, на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым в отношении земельного участка площадью 953 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> с видом разрешенного использования - «Для индивидуального жилищного строительства» на условиях согласно проекта приложенного к настоящему исковому заявлению.
Исковые требования мотивированы тем, что истец является собственником земельного участка площадью 600+/-9 кв.м. с кад. номером №<номер> по адресу: <адрес>, предназначенного для индивидуального жилищного строительства. <дата> истец обратилась в Администрацию города Ялта с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 953 кв.м., образуемого в результате перераспределения земель, расположенного по адресу <адрес>. <дата> Администрацией г. Ялта вынесено постановление №<номер>-п, которым утверждена схема земельного участка площадью 953 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в результате перераспределения земель, находящихся в муниципальной собственности, площадью 353 кв.м, и земельного участка площадью 600 кв.м., с кадастровым номером №<номер> находящегося в собственности Кираль С.С., из категории «Земли населенных пунктов», с разрешенным видом использования - «Для индивидуального жилищного строительства» (код 2.1). Истец получил проект соглашения, в соответствии с пунктом 2.1 которого, размер платы за увеличение площади находящегося в его собственности земельного участка за счет муниципальных земель составляет 3083444,66 рубля. Не согласившись с размером платы за увеличение земельного участка, истцом в адрес ответчика был направлен протокол разногласий к соглашению с расчетом цены исходя из кадастровой стоимости земельного участка на момент подачи им заявления о перераспределении земель, с которым ответчик не согласился. Учитывая невозможность разрешения спора в досудебном порядке, просит суд урегулировать разногласия, возникшие между истцом и ответчиком, в части стоимости перераспределяемого земельного участка.
В судебное заседание истец не явился, был уведомлен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.
Представитель истца в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал и просил их удовлетворить.
Представители ответчиков и третьего лица в судебное заседание также не явились, были уведомлены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, о причинах неявки суду не сообщили.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие сторон и третьего лица.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что на основании государственного акта на право собственности на земельный участок серии ЯЕ №<номер> от <дата>, Кираль С.С. является собственником земельного участка, с кадастровым №<номер>, площадью 600 + /-9 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, запись о праве в ЕГРН №<номер> от <дата>.
<дата> Кираль С.С. обратилась в Администрацию г. Ялта с заявлением о перераспределении земельного участка площадью 600 кв. метров, расположенного в <адрес> находящегося в собственности Кираль С.С. и земель, находящихся в муниципальной собственности, предоставив схему расположения земельного участка, образуемого в порядке перераспределения.
Постановлением Администрации г. Ялта №<номер>-п от <дата> утверждена схема земельного участка площадью 953 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> в результате перераспределения земель, находящихся в муниципальной собственности, площадью 353 кв.м, и земельного участка площадью 600 кв.м., с кадастровым номером №<номер>, находящегося в собственности Кираль С.С., из категории «Земли населенных пунктов», с разрешенным видом использования - «Для индивидуального жилищного строительства» (код 2.1).
В соответствии с пунктом 3 Постановления №<номер>-п от <дата> – заключить с Кираль С.С. соглашение о перераспределении земель, находящихся в муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности.
Пунктом 4 указанного постановления уполномочено Кираль С.С. в установленный срок обратиться в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым для государственной регистрации права на земельный участок.
<дата> в ЕГРН были внесены сведения о постановке на кадастровый учет земельного участка с кад. номером №<номер> площадью 953 +/-11 кв. метров, расположенного в <адрес>
<дата> решением ГБУ РК «Центр землеустройства и кадастровой оценки», была определена кадастровая стоимость земельного участка с кад. номером №<номер> в сумме 5268000,00 рублей.
<дата> Кираль С.С. обратилась в Департамент имущественных и земельных отношений Администрации <адрес> с заявлением о заключении с ней соглашения о перераспределении земель.
Департаментом имущественных и земельных отношений был подготовлен проект соглашения о перераспределении земельного участка, площадью 600 кв.м., с кадастровым номером №<номер>, находящегося в собственности Кираль С.С., с разрешенным видом использования: «для индивидуального жилищного строительства» и части земель муниципальной формы собственности, площадью 353 кв.м, в результате которого образовался земельный участок площадью 953 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>
В соответствии с п. 2.1 Соглашения, размер платы за увеличение площади Участка №<номер>, находящегося в частной собственности, в результате его перераспределения с землями муниципальной собственности на территории городского округа Ялта Республики Крым, согласно решению 36-й сессии Ялтинского городского совета второго созыва от <дата> №<номер> «О внесении изменений в Положение о порядке определения цены земельных участков муниципальной собственности, размера платы за увеличение площади земельных участков, образованных путем перераспределения, и платы за установление сервитута, в том числе публичного, в отношении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденное решением 9-й сессии Ялтинского городского совета Республики Крым второго созыва от <дата> №<номер>, в редакции решения 25-й сессии Ялтинского городского совета Республики Крым второго созыва от <дата> №<номер>», составляет 3083444,66 рублей».
<дата> истцом был направлен в адрес Департамента имущественных и земельных отношений протокол разногласий к соглашению о перераспределении земель от <дата>, которым предложено п. 2.1 соглашения изложить в следующей редакции: «п. 2.1. В соответствии с настоящим Соглашением, размер платы за увеличение площади Участка №<номер>, находящегося в частной собственности, в результате его перераспределения с землями муниципальной собственности на территории городского округа Ялта Республики Крым, согласно решению 36-й сессии Ялтинского городского совета второго созыва от <дата> №<номер> «О внесении изменений в Положение о порядке определения цены земельных участков муниципальной собственности, размера платы за увеличение площади земельных участков, образованных путем перераспределения, и платы за установление сервитута, в том числе публичного, в отношении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденное решением 9-й сессии Ялтинского городского совета Республики Крым второго созыва от <дата> №<номер>, в редакции решения 25-й сессии Ялтинского городского совета Республики Крым второго созыва от <дата> №<номер>», составляет 1951315,66 (один миллион девятьсот пятьдесят одна тысяча триста пятнадцать рублей шестьдесят шесть копеек)».
Письмом от <дата> №<номер>.1- 25 Департамент имущественных и земельных отношений выразил несогласие с заключением протокола разногласий к соглашению о перераспределении земельных участков, поскольку считает, что размер платы за перераспределение определен в соответствии с действующими нормативно – правовыми актами.
Таким образом, поскольку при заключении соглашения о перераспределении земель между сторонами возникли разногласия в части пунктов проекта договора, которые не были урегулированы сторонами в досудебном порядке, предусмотренном частью 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, истец обратился в суд с настоящим иском.
Согласно пункту 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В силу пункта 1 статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
На основании пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В силу статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок (абзац второй пункта 1 статьи 11.7 ЗК РФ).
Допускается перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков (подпункт 3 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ).
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка (пункт 3 статьи 39.28 Кодекса).
Обязательными приложениями к указанному в пункте 2 настоящей статьи соглашению являются кадастровый паспорт земельного участка или кадастровые паспорта земельных участков, которые образуются в результате перераспределения земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности.
В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган (пункт 1 статьи 39.29 Кодекса).
В соответствии с пунктом 8 ст. 39.29 Земельного Кодекса РФ, в срок не более чем двадцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:
1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;
2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;
3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.
В случае, если схема расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, подлежит согласованию в соответствии со статьей 3.5 Федерального закона от <дата> N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", срок, предусмотренный пунктом 8 настоящей статьи, может быть продлен, но не более чем до тридцати пяти дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков. О продлении срока рассмотрения указанного заявления уполномоченный орган уведомляет заявителя.
В соответствии с пунктом 11 ст. 39.29 Земельного Кодекса РФ, лицо, по заявлению которого принято решение об утверждении схемы расположения земельного участка или которому направлено согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, обеспечивает выполнение кадастровых работ в целях государственного кадастрового учета земельных участков, которые образуются в результате перераспределения, и обращается с заявлением о государственном кадастровом учете таких земельных участков.
В срок не более чем тридцать дней со дня представления в уполномоченный орган кадастрового паспорта земельного участка или земельных участков, образуемых в результате перераспределения, уполномоченный орган направляет подписанные экземпляры проекта соглашения о перераспределении земельных участков заявителю для подписания. Заявитель обязан подписать это соглашение не позднее чем в течение тридцати дней со дня его получения (пункт 13 ст. 39.29 ЗК РФ).
Таким образом, обязательным приложением к соглашению о перераспределении земельных участков является кадастровый паспорт земельного участка, который образуется в результате перераспределения земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности.
В соответствии с п.п. 3 п. 5 ст. 39.28 Земельного Кодекса РФ, увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, размер которой определяется в порядке, установленном органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу (часть 1).
На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права (часть 4).
Таким образом, порядок, методы определения размера платы в случаях увеличения площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, устанавливается органом местного самоуправления по своему усмотрению.
Решением 9-й сессии Ялтинского городского совета Республики Крым второго созыва от <дата> N 5 (в редакции решений 25-й сессии Ялтинского городского совета Республики Крым второго созыва от <дата> N 5; 36-й сессии Ялтинского городского совета Республики Крым второго созыва от <дата> N 14), утверждено Положение о порядке определения цены земельных участков муниципальной собственности, размера платы за увеличение площади земельных участков, образованных путем перераспределения, и платы за установление сервитута, в том числе публичного, в отношении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, в соответствии с Разделом 3.1 которого, размер платы за перераспределение определяется исходя из кадастровой стоимости земельного участков и рассчитывается по следующей формуле:
ПП - плата за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым;
КС - кадастровая стоимость земельного участка;
Sп - площадь земельного участка, на который возникнет право частной собственности в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности;
Sи - площадь земельного участка частной собственности до его перераспределения с землями и (или) земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности.".
Таким образом, исходя из вышеуказанного Положения, при определении размера платы за увеличение площади земельных участков, образованных путем перераспределения необходимо определить кадастровую стоимость вновь образованного земельного участка.
При этом процедуры утверждения схемы расположения земельного участка, образуемого путем перераспределения земель частной и муниципальной формы собственности, а также перераспределения земельного участка являются взаимосвязанными.
Действующий нормативный порядок предусматривает определение размера платы за увеличение площади земельного участка в результате перераспределения именно на день подачи заявления о перераспределении, а не какого-либо иного обращения.
Заявление о перераспределении должно соответствовать требованиям статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации и содержать необходимые приложения, в том числе кадастровый паспорт вновь образованного земельного участка, содержащий сведения о местоположении границ земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и в отношении которого осуществляется перераспределение, в отсутствие которого процедура перераспределения совершена быть не может.
То есть, реализация у лица права на заключение в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации соглашения о перераспределении возникает после постановки земельного участка на государственный кадастровый учет.
Как установлено судом, с заявлением о заключении соглашения о перераспределении принадлежащего истцу земельного участка и земельного участка муниципальной собственности Кираль С.С. обратилась в Департамент имущественных и земельных отношений <дата>.
На день обращения истца с вышеуказанным заявлением, кадастровая стоимость земельного участка была установлена в размере 8321127,09 рублей, из которой и исходил ответчик при определении платы за увеличение площади участка, принадлежащего истцу в пункте 2.1 проекта Соглашения.
При этом до постановки земельного участка на государственный кадастровый учет и определения его границ как объекта гражданских прав, определить его кадастровую стоимость в принципе не представлялось возможным.
Доводы истца о возможности рассчитать плату за увеличение площади земельного участка исходя из кадастровой стоимости земельного участка с кад. номером №<номер> на дату заключения соглашения, основаны на ошибочном толковании вышеуказанных норм.
Как установлено судом, площадь образованного земельного участка с кадастровым номером №<номер> составляет 953 кв. метров, кадастровая стоимость, определенная после его постановки на кадастровый учет и являющаяся действующей на день обращения истца к ответчику за заключением соглашения о перераспределении земель – 8321127,09 рублей, в связи с чем является правильным указание в проекте Соглашения размера платы за увеличение земельного участка – 3083444,66 рублей №<номер>
При таких обстоятельствах, руководствуясь положениями статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что правоотношения между сторонами по заключению спорного соглашения о перераспределении земельного участка не возникли с момента первоначального обращения истца <дата> с заявлением о перераспределении принадлежащего ей земельного участка, поскольку моментом совершения ответчиком действий, направленных на заключение спорного соглашения, законодателем определен в частью 13 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, то есть после проведения заявителем кадастровых работ, предоставления соответствующих документов и постановки земельного участка на кадастровый учет, поскольку ранее земельный участок площадью 353 кв.м не существовал как объект недвижимости и не мог являться предметом каких-либо правоотношений.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что ответчик при заключении соглашения с истцом о перераспределении земель, находящихся в муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности истца, обоснованно указал в соглашении выкупную цену, размер которой определен в соответствии с разделом 3.1 Положения о порядке определения цены земельных участков муниципальной собственности, размера платы за увеличение площади земельных участков, образованных путем перераспределения, и платы за установление сервитута, в том числе публичного, в отношении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных исковых требований не имеется.
руководствуясь 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
отказать в удовлетворении исковых требований Кираль Светланы Степановны к Администрации города Ялта Республики Крым, Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым об урегулировании разногласий, возникших при перераспределении земельного участка, возложении обязанности совершить определенные действия.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.
Судья Е.Л.Бекенштейн
Мотивированное решение составлено
в окончательной форме <дата>