Дело № 3-91/13
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Кемеровский областной суд
в составе председательствующего Потловой О.М.
при секретаре Щегловой А.В.
с участием прокурора Чичина С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово 12 августа 2013 года
дело по заявлению Регионального отделения в Кемеровской области Политической партии «Гражданская Платформа» о признании бездействия Избирательной комиссии Кемеровской области, выразившегося в форме уклонения от принятия решения по вопросу регистрации (отказа от регистрации) единого списка кандидатов в депутаты Совета народных депутатов Кемеровской области четвертого созыва, выдвинутого Региональным отделением в Кемеровской области Политической партии «Гражданская Платформа», незаконным,
У С Т А Н О В И Л:
Региональное отделение в Кемеровской области Политической партии «Гражданская Платформа» обратилось с заявлением о признании бездействия Избирательной комиссии Кемеровской области, выразившегося в форме уклонения от принятия решения по вопросу регистрации (отказа от регистрации) единого списка кандидатов в депутаты Совета народных депутатов Кемеровской области четвертого созыва, выдвинутого Региональным отделением в Кемеровской области Политической партии «Гражданская Платформа», незаконным.
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ уполномоченным представителем Регионального отделения в Кемеровской области Политической партии «Гражданская Платформа» Абрамовым А.А. в Избирательную комиссию Кемеровской области были предоставлены документы для выдвижения кандидатов в депутаты Совета народных депутатов Кемеровской области четвертого созыва.
Постановлением избирательной комиссии Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ № было отказано в заверении единого списка кандидатов в депутаты Совета народных депутатов Кемеровской области четвертого созыва, выдвинутого Региональным отделением в Кемеровской области Политической партии «Гражданская Платформа».
Региональное отделение в Кемеровской области Политической партии «Гражданская Платформа» обратилось в суд с заявлением об оспаривании названного постановления избирательной комиссии Кемеровской области.
Решением Кемеровского областного суда от 01.08.2013 года в удовлетворении заявления Регионального отделения в Кемеровской области Политической партии «Гражданская Платформа» об оспаривании постановления Избирательной комиссии Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в заверении единого списка кандидатов в депутаты Совета народных депутатов Кемеровской области четвертого созыва, выдвинутого Региональным отделением в Кемеровской области Политической партии «Гражданская Платформа» отказано.
Решение суда не вступило в законную силу, находится в стадии обжалования.
Из заявления Регионального отделения в Кемеровской области Политической партии «Гражданская Платформа» следует, что в ходе судебного заседания по вышеуказанному делу ДД.ММ.ГГГГ представителем избирательной комиссии Кемеровской области был дан ответ, что у избирательной комиссии Кемеровской области нет обязанности принимать решение о регистрации (отказе в регистрации) единого списка депутатов Совета народных депутатов Кемеровской области четвертого созыва, выдвинутого Региональным отделением в Кемеровской области Политической партии «Гражданская Платформа», и что соответствующее заседание в порядке п.1.1. ст. 38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан РФ» комиссия проводить не намерена вообще, полагая, что отказ в заверении «единого списка», предоставленного заявителем, влечет отсутствие у избирательной комиссии обязанности принятия решения по регистрации (отказу в регистрации) единого списка.
Анализируя нормы п.1, п.1.1., п. 18 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации» заявитель указывает, что данный Федеральный закон не устанавливает каких-либо изъятий из обязанности принять решение о регистрации (отказе в регистрации), в т.ч. и в случае отказа в заверении единого списка.
По мнению заявителя, избирательной комиссией Кемеровской области нарушены его права в виде бездействия, которое заключается в том, что комиссия не принимала решения о регистрации или об отказе в регистрации, хотя в силу пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» была обязана такое решение принять, а также уклоняется от обязанности известить не позднее, чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов, выдвинутого заявителем для участия в выборах депутатов Совета народных депутатов Кемеровской области четвертого созыва, и такое заседание не проводит, чем нарушает его права, в том числе предусмотренные пунктом 1 статьи 3 и пунктом 2 статьи 4 Федерального закона, т.е. его всеобщее равное избирательное право, а также право быть избранным вне зависимости от «иных обстоятельств», включая незаконное бездействие комиссии в форме уклонения от принятия решения по вопросу регистрации (отказа в регистрации).
Также указанным бездействием комиссии было нарушено право заявителя, предусмотренное п.1.1. ст. 38 Федерального закона №67-ФЗ, а именно право «вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения выдвинутых им кандидатах, в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2, 3, 3.1 статьи 33 Федерального закона №67-ФЗ, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, участников референдума), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению».
Также нарушено право заявителя, предусмотренное п. 1. и п. 1.1. ст. 38 Федерального закона №67-ФЗ на проведение заседания комиссии по вопросу регистрации «единого списка», присутствия заявителя на этом заседании, а также принятия в отношении заявителя решения комиссии о регистрации (отказе в регистрации) единого списка, уклонение комиссии от принятия которого препятствует обжалованию решения в суде, а соответственно регистрации «единого списка» и реализации конституционного права быть избранным в Кемеровский областной Совет народных депутатов.
Просит признать бездействие Избирательной комиссии Кемеровской области, выразившееся в форме уклонения от принятия решения по вопросу регистрации (отказа от регистрации) единого списка кандидатов в депутаты Совета народных депутатов Кемеровской области четвертого созыва, выдвинутого Региональным отделением в Кемеровской области Политической партии «Гражданская Платформа», незаконным.
В судебное заседание представитель Регионального отделения в Кемеровской области Политической партии «Гражданская Платформа» не явился, заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представители заинтересованного лица - избирательной комиссии Кемеровской области Пименов М.А. и Шевцов А.П. возражали против заявленных требований.
Учитывая мнение заинтересованного лица и прокурора, участвующего в деле, положения ст. 167 ГПК РФ, надлежащее и своевременное извещение представителя заявителя, суд считает возможным рассмотреть заявленные требования Регионального отделения в Кемеровской области Политической партии «Гражданская Платформа» в отсутствие его представителя.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора отдела по обеспечению участия прокурора в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Кемеровской области Чичина С.С., полагавшего в удовлетворении заявленных требований отказать, суд не находит оснований для удовлетворения заявления Регионального отделения в Кемеровской области Политической партии «Гражданская Платформа».
В соответствии с ч.1 ст.259 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.
В силу пункта 5 статьи 1 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основные гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, установленные настоящим Федеральным законом, а также дополнительные гарантии, устанавливаемые иным законом, могут быть изменены не иначе как путем внесения изменений в соответствующие законы.
Законом Кемеровской области от 14 февраля 2007 года № 24-ОЗ «О выборах депутатов Совета народных депутатов Кемеровской области» также определяются гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах депутатов Совета народных депутатов Кемеровской области в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, Уставом Кемеровской области и иными законами Кемеровской области.
Как федеральным законом, так и законом Кемеровской области предусмотрено 2 этапа в части работы с документами, представленными избирательными объединениями: рассмотрение документов, представленных избирательным объединением и заверение списка кандидатов по единому областному избирательному округу либо принятие мотивированного решения об отказе в его заверении (пункт 14.2. статьи 35 Федерального закона, пункт 10 статьи 22 закона Кемеровской области № 24-ОЗ) и представление в избирательную комиссию Кемеровской области документов для регистрации единого списка кандидатов (пункт 1 статьи 38 Федерального закона, пункт 2 статьи 26 закона Кемеровской области).
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), либо при наличии решения политической партии, указанного в пункте 16 настоящей статьи.
В силу пункта 9 статьи 59 Федерального закона №67-ФЗ законом может быть предусмотрено, что избирательное объединение одновременно с представлением документов для регистрации представляет первый финансовый отчет.
Пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ предусмотрено, что при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, участников референдума), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.
Избирательная комиссия в течение установленного законом срока, который не должен превышать десять дней, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов требованиям закона, а при проведении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) - также соблюдение требований федерального закона к представлению сведений о кандидатурах для наделения полномочиями члена Совета Федерации и принять решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации (пункт 18 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ).
Аналогичные положения содержатся в статьях 26, 27 Закона Кемеровской области от 14 февраля 2007 года № 24-ОЗ «О выборах депутатов Совета народных депутатов Кемеровской области», предусматривающих в том числе, что соответствующая избирательная комиссия в течение десяти дней после приема документов, необходимых для регистрации кандидата, единого списка кандидатов, принимает решение о регистрации кандидата, единого списка кандидатов либо мотивированное решение об отказе в регистрации (п.1 ст. 27).
Таким образом, обязанность принятия или непринятия решения о регистрации (отказе в регистрации) напрямую связывается законодателем с фактическим предоставлением соответствующих документов.
Для регистрации единого списка кандидатов уполномоченный представитель избирательного объединения не позднее чем за 40 дней до дня голосования (до 18 часов по местному времени) представляет в избирательную комиссию Кемеровской области первый финансовый отчет избирательного объединения; сведения об изменениях в едином списке кандидатов, произошедших после его заверения, и об изменениях в сведениях о каждом кандидате из единого списка кандидатов, ранее представленных в соответствии с пунктами 6 и 8 статьи 22 настоящего Закона (если такие изменения имеются) (пункт 2 статьи 26 областного закона).
Судом установлено, что Постановлением Совета народных депутатов Кемеровской области от 9 июня 2013 года № 2224 на 8 сентября 2013 года назначены выборы депутатов Совета народных депутатов Кемеровской области четвертого созыва. Постановление опубликовано в газете «Кузбасс» от 11 июня 2013 года.
26 июня 2013 года в газете «Кузбасс» было опубликовано Постановление избирательной комиссии Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ «О календарном плане мероприятий по подготовке и проведению выборов депутатов Совета народных депутатов Кемеровской области четвертого созыва с указанием конкретных сроков проведения избирательной компании и представления необходимых документов.
Данный календарный план был размещен на сайте избирательной комиссии Кемеровской области.
19.06.2013 года в связи с подготовкой к выборам депутатов Совета народных депутатов Кемеровской области избирательная комиссия организовала семинар-совещание с политическими партиями, о котором был извещен представитель Регионального отделения в Кемеровской области Политической партии «Гражданская Платформа», однако на совещание не явился.
ДД.ММ.ГГГГ уполномоченным представителем Регионального отделения в Кемеровской области Политической партии «Гражданская Платформа» Абрамовым А.А. в избирательную комиссию Кемеровской области были предоставлены документы для уведомления о выдвижении единого списка кандидатов в депутаты Совета народных депутатов Кемеровской области четвертого созыва в количестве 8 кандидатов.
Из письменного подтверждения о получении документов избирательной комиссией Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что среди представленных документов имелось уведомление о наличии зарубежных счетов (форма произвольная) и документы по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года № 546, всего на 2 листах.
Из постановления избирательной комиссии Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что документы по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года № 546, не были представлены в отношении 7 кандидатов, а в отношении одного кандидата предоставлена только справка, предусмотренная подпунктом «б» пункта 3.1 статьи 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», что не оспаривается заявителем.
Поскольку уполномоченным представителем избирательного объединения «Региональное отделение в Кемеровской области Политической партии «Гражданская Платформа» не были представлены в Избирательную комиссию Кемеровской области документы, необходимые для заверения списка кандидатов, постановлением избирательной комиссии Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ № было отказано в заверении единого списка кандидатов в депутаты Совета народных депутатов Кемеровской области четвертого созыва, выдвинутого Региональным отделением в Кемеровской области Политической партии «Гражданская Платформа».
Региональное отделение в Кемеровской области Политической партии «Гражданская Платформа» обратилось в суд с заявлением об оспаривании названного постановления избирательной комиссии Кемеровской области.
Решением Кемеровского областного суда от 01.08.2013 года в удовлетворении заявления Регионального отделения в Кемеровской области Политической партии «Гражданская Платформа» об оспаривании постановления Избирательной комиссии Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в заверении единого списка кандидатов в депутаты Совета народных депутатов Кемеровской области четвертого созыва, выдвинутого Региональным отделением в Кемеровской области Политической партии «Гражданская Платформа» отказано.
Решение суда не вступило в законную силу, находится в стадии обжалования.
Повторно с необходимыми документами для уведомления о выдвижении единого списка кандидатов в депутаты Совета народных депутатов Кемеровской области четвертого созыва заявитель не обращался.
Кроме того, как следует из пояснений заинтересованного лица, в сроки, предусмотренные п. 2 ст. 26 Закона Кемеровской области от 14 февраля 2007 года № 24-ОЗ «О выборах депутатов Совета народных депутатов Кемеровской области» (до ДД.ММ.ГГГГ 18 часов по местному времени), в избирательную комиссию Кемеровской области также не был представлен первый финансовый отчет избирательного объединения «Региональное отделение в Кемеровской области Политической партии «Гражданская Платформа».
Таким образом, анализируя представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что в соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пунктом 1 статьи 27 Закона Кемеровской области от 14 февраля 2007 года № 24-ОЗ «О выборах депутатов Совета народных депутатов Кемеровской области» вследствие непредставления первого финансового отчета и иных документов, необходимых для регистрации указанных в списке лиц в качестве кандидатов, учитывая наличие неотмененного в установленном порядке постановления избирательной комиссии Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в заверении единого списка кандидатов в депутаты Совета народных депутатов Кемеровской области четвертого созыва, выдвинутого Региональным отделением в Кемеровской области Политической партии «Гражданская Платформа», у избирательной комиссии Кемеровской области не возникло обязанности назначать заседание для рассмотрения вопроса о регистрации (об отказе в регистрации) единого списка кандидатов, выдвинутого заявителем, и отсутствовали основания для принятия решения о регистрации списка либо мотивированного решения об отказе в регистрации.
Только в случае своевременного поступления первого финансового отчета и нового пакета документов, необходимых для регистрации, на избирательную комиссию Кемеровской области распространялась бы обязанность не позднее чем через десять дней провести соответствующее заседание, проанализировать представленные для заверения и регистрации документы повторно, в случае выявления недостатков уведомить об этом заявителя в установленные сроки.
Доводы заявителя о том, что отсутствие постановления региональной избирательной комиссии о заверении списка кандидатов в депутаты Совета народных депутатов Кемеровской области не является основанием для отказа в регистрации списка кандидатов, являются несостоятельными и не основанными на законе, поскольку решение о регистрации кандидата или списка кандидатов принимается на основании документов, представленных для регистрации, полный комплект которых представлен не был.
Кроме того, получив мотивированный отказ избирательной комиссии, заявитель был вправе устранить изложенные в нем недостатки путем повторного представления полного комплекта документов в предусмотренный законодательством 30-дневный срок для представления документов для заверения списка (п.6 ст.22 Закона Кемеровской области от 14 февраля 2007 года № 24-ОЗ «О выборах депутатов Совета народных депутатов Кемеровской области»). Для этого (обеспечения прав Заявителя) и установлен короткий (3-х дневный срок со дня поступления документов для принятия Комиссией соответствующего мотивированного решения).
Доказательств того, что заявитель был лишен возможности повторно представить необходимые для регистрации списка кандидатов документы в комиссию, не представлено.
Из пояснений представителя Избирательной комиссии Кемеровской области следует, что ходатайства о представлении заявителем в избирательную комиссию Кемеровской области для регистрации списка кандидатов представленных ранее и подшитых в дело в общем порядке делопроизводства документов, как и о возврате представленных документов, от заявителя не поступало.
Постановление избирательной комиссии Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ №, которым было отказано в заверении единого списка кандидатов в депутаты Совета народных депутатов Кемеровской области четвертого созыва, выдвинутого Региональным отделением в Кемеровской области Политической партии «Гражданская Платформа», на ДД.ММ.ГГГГ не отменено.
Ссылка Регионального отделения в Кемеровской области Политической партии «Гражданская Платформа» на то, что, установив отсутствие необходимых документов, избирательная комиссия в силу положений пункта 1.1. ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ должна была известить их об этом, является несостоятельной, поскольку данная норма Федерального закона применяется в случаях выявления недостатков в оформлении представленных для регистрации документов, а не в случае непредставления таких документов.
В соответствии с ч.2 ст.261 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным.
Поскольку бездействия избирательной комиссии Кемеровской области, выразившегося в форме уклонения от принятия решения по вопросу регистрации (отказа от регистрации) единого списка кандидатов в депутаты Совета народных депутатов Кемеровской области четвертого созыва, выдвинутого Региональным отделением в Кемеровской области Политической партии «Гражданская Платформа» не установлено, суд отказывает в удовлетворении требований Регионального отделения в Кемеровской области Политической партии «Гражданская Платформа».
Руководствуясь ст.ст.194-199, 261 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления Регионального отделения в Кемеровской области Политической партии «Гражданская Платформа» о признании бездействия Избирательной комиссии Кемеровской области, выразившегося в форме уклонения от принятия решения по вопросу регистрации (отказа от регистрации) единого списка кандидатов в депутаты Совета народных депутатов Кемеровской области четвертого созыва, выдвинутого Региональным отделением в Кемеровской области Политической партии «Гражданская Платформа», незаконным отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Кемеровский областной суд в течение пяти дней со дня его принятия.
Председательствующий: О. М. Потлова