Именем Российской Федерации
г. Козьмодемьянск 20 сентября 2018 года
Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Малышева И.М.,
при секретаре судебного заседания Пиандяковой А.А.,
при участии истицы Толстовой О.В.,
представителя ответчика - представителя ответчика - Рипановой М.В., действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Толстовой О.В. к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Козьмодемьянске Республики Марий Эл (межрайонное)
о признании отказа незаконным в части не включения в специальный стаж периодов нахождения на курсах по переподготовке и повышении квалификации и периодов работы в должности воспитателя в пионерском лагере, включении в специальный стаж периоды по переподготовке и квалификации кадров, работу в пионерском лагере в качестве воспитателя,
у с т а н о в и л :
Толстова О.В. обратилась в суд с иском к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл (межрайонное) (далее ГУ - УПФ РФ в г. Козьмодемьянске), просила признать отказ ответчика незаконным в части не включения в специальный стаж периодов нахождения на курсах по переподготовке и повышении квалификации и периодов работы в должности воспитателя в пионерском лагере и включить в специальный страховой периоды нахождения на курсах по переподготовке и квалификации кадров с 31.10.2011 г. по 03.11.2011 г. (3 дня), с 14.03.2016 г. по 16.03.2016 г. (3 дня), период работы воспитателем в пионерском лагере «Сосновая роща» с 01.08.1991 по 21.08.1991 г. (21м день). В обоснование иска указала, что решением ГУ - УПФ РФ в г. Козьмодемьянске от 20 августа 2018 года Толстовой О.В. было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого специального стажа в связи с педагогической деятельностью, из специального стажа исключены, в том числе спорные периоды. Полагает отказ ответчика в части не включения в специальный стаж периодов нахождения на курсах по переподготовке и повышении квалификации и периодов работы в должности воспитателя в пионерском лагере незаконным, не соответствующим положениям пенсионного законодательства.
В суд истец Толстова О.В. заявленные требования поддержала по изложенным в исковом заявлении основаниям, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика ГУ - УПФ РФ в г. Козьмодемьянске Рипанова М.В., возражая против удовлетворения иска, пояснила, что работа в должности воспитателя пионерского лагеря не подлежит включению в специальный стаж в связи с осуществлением педагогической деятельности, поскольку наименование указанной должности и организации действующим пенсионным законодательством не предусмотрено, как не предусмотрено действовавшим в спорный период постановлением Совета Министров СССР № 1397 от 17.12.1959 г. На момент прекращения действия названного постановления истицей не выработано необходимых 2/3 педагогического стажа. Спорные периоды нахождения на курсах повышения квалификации не подлежат включению в специальный стаж, поскольку в эти периоды в связи с обучением с отрывом от производства условие выполнения нормы рабочего времени истицей не выполнялось.
Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, материалы пенсионного дела, приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
С 01 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Судом установлено, что 08 августа 2018 года истец Толстова О.В. обратилась в ГУ - УПФ РФ в г. Козьмодемьянске с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи осуществлением педагогической деятельности.
Решением ГУ - УПФ РФ в г. Козьмодемьянске от 20 августа 2018 г. истице было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа педагогической деятельности. По решению ответчика на дату обращения у Толстовой имелся специальный стаж продолжительностью 24 года 08 месяцев 05 дней.
При этом в специальный стаж ответчиком не были зачтены периоды нахождения истицы на курсах по переподготовке и квалификации кадров с 31.10.2011 г. по 03.11.2011 г. (3 дня), с 14.03.2016 г. по 16.03.2016 г. (3 дня), а также работа в августе 1991 г. воспитателем в пионерском лагере «Сосновая роща».
Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд полагает, что периоды обучения иком нято в окончательной форме 03 июня 2016 г.
й)вки и квалификации кадров,-х лет.и, засчтывааются периоды работывыполняеТолТоТолстовой О.В. на курсах по переподготовке и квалификации кадров подлежат включению в специальный стаж истицы как периоды осуществления педагогической деятельности.
Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии со статьей 173 Трудового кодекса Российской Федерации направленным на обучение работодателем или поступившем самостоятельно на обучение по имеющим государственную аккредитацию программам балакавриата, программа специалитета или программам магистратуры по заочной и очно-заочной формам обучения и успешно осваивающим эти программы, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.
В силу статьи 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Поэтому периоды нахождения в курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Предоставленной работодателем ГБОУ Республики Марий Эл <данные изъяты> справкой, уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения льготной пенсии и подтверждающей постоянную занятость по льготной работе, от ДД.ММ.ГГГГ № направление истицы на курсы переподготовки и квалификации кадров в спорные периоды подтверждается.
Поскольку в указанные периоды Толстова О.В. работала в должности, период которой включен в специальный стаж работы, то должны быть зачтены в специальный стаж и спорные периоды, так как за истицей в то время сохранялось место работы и заработная плата, с которой уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд.
Доводы ответчика о том, что спорные периоды нахождения не подлежат включению в специальный стаж, поскольку это не предусмотрено действующими Списками и Перечнями должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, являются несостоятельными. Отсутствие в этих нормативных актах прямого указания на возможность включения в специальный стаж периодов нахождения лица на курсах повышения квалификации не является основанием для исключения данных периодов из стажа лечебной деятельности, поскольку они фактически приравнены законодательством к периодам трудовой деятельности.
Ссылка ответчика на невыполнение истицей в спорные периоды нахождения на курсах повышения квалификации нормы рабочего времени не может быть принята во внимание, поскольку с учетом всех иных обстоятельств и смысла правовых норм, гарантирующих право на социальное обеспечение, получение досрочной страховой пенсии, данное обстоятельство не влияет на правомерность включения таких периодов в специальный стаж.
При таких обстоятельствах суд полагает обоснованным признать отказ УПФ РФ в г. Козьмодемьянске во включении спорных периодов в специальный стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости досрочно, незаконным и возложить на ответчика обязанность включить указанные периоды нахождения на курсах по переподготовке и квалификации кадров в специальный стаж Толстовой О.В..
В специальный стаж истца ответчиком не включен также период с 01.08.1991 по 21.08.1991 г. Заявляя требование о возложении на ответчика обязанности включить данный период в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, Толстова О.В. указала, что в данный период осуществляла педагогическую деятельность в качестве воспитателя в пионерском лагере «Сосновая роща».
Судом установлено, что в вышеуказанный период истец обучаясь в <данные изъяты> государственном педагогическом интитуте, проходила практику, которая является неотъемлемой частью учебного процесса
В соответствии со статьей 76 Закона РСФСР от 2 августа 1974 года «О народном образовании» практика студентов высших учебных заведений являлась важной составной частью учебно-воспитательного процесса и осуществлялась в соответствии с Положением о практике студентов высших учебных заведений, утверждаемым Министерством высшего и среднего специального образования СССР.
Пунктом 23 Положения о производственной практике студентов высших учебных заведений, утвержденным приказом Минвуза СССР от 18 июля 1974 года № 600, предусматривалось, что студентам, работающим в период производственной практики на оплачиваемых должностях, выплачивается компенсация за очередной отпуск по нормам, установленным для данной профессии (должности). На студентов, не имеющих стажа работы, заводится трудовая книжка, в которой производится соответствующая запись. С момента зачисления студентов на оплачиваемые рабочие места и должности в период производственной практики на них распространяются общее трудовое законодательство, правила охраны труда и внутреннего трудового распорядка, действующие на данном предприятии, в учреждении, организации. На студентов, не зачисленных на рабочие места, распространяются правила труда и режим рабочего дня, действующие на данном предприятии, в учреждении и организации.
Пунктом 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015, установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Из дела видно, что в период с 01.09.1988 по 29.06.1993 годы Толстова О.В. обучалась в <данные изъяты> государственном педагогическом институте им. ФИО5.
Сведения о трудовой деятельности Толстовой О.В. указаны в ее трудовой книжке за периоды работы начиная с августа 1993 года. При этом из архивной справки государственного казенного учреждения «<данные изъяты> республиканский центр хранения документов по личному составу» от 27 июля 2018 года № следует, что в расчетных ведомостях по начислению заработной платы работникам пионерского лагеря «Сосновая роща» за 3-ю смену имеются сведения о начисленной заработной плате и трудовом стаже ФИО6 за 1991 год в должности воспитателя (отработан 21 день).
Материалами дела подтверждено, что ФИО6 в ДД.ММ.ГГГГ году заключила брак, после заключения брака ей присвоена фамилия Толстова.
С учетом вышеприведенного положения пункта 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015, указанным подтверждается осуществление Толстовой О.В. в спорный период трудовых обязанностей по оплачиваемой должности воспитателя.
Пунктом 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, предусматривалось, что в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 названного Положения, засчитывается работа по специальности во внешкольных детских учреждениях.
В пункте 3.2 инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР от 30 июня 1986 года № 1-63-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» было разъяснено, что к внешкольным детским учреждениям относятся, в том числе, пионерские лагеря. Наряду с этим в Номенклатуру внешкольных учреждений, утвержденную Приказом Министерства просвещения СССР от 14 ноября 1986 года № 227, также включены пионерские лагеря (приложение к Приказу, пункт 15).
Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства») предусмотрена должность воспитателя.
Таким образом, действовавшее в период работы истца в должности воспитателя в пионерском лагере «Сосновая роща» законодательство предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж, в связи с чем спорный период подлежал включению в специальный стаж Толстовой О.В. При изложенных обстоятельствах судебная коллегия принимает по делу в указанной части новое решение о возложении на ГУ - УПФ РФ в г. Козьмодемьянске обязанности включить период работы Толстовой О.В. с 01.08.1991 по 21.08.1991 года в должности воспитателя в пионерском лагере «Сосновая роща» в ее специальный стаж.
В соответствии со ст. 88, 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истицы подлежат взысканию понесенные по делу судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Толстовой О.В. удовлетворить.
Признать отказ государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл (межрайонное) незаконным в части не включения в специальный стаж Толстовой О.В. периодов нахождения на курсах по переподготовке и повышении квалификации и периодов работы в должности воспитателя в пионерском лагере.
Обязать государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл (межрайонное) включить в специальный страховой стаж Толстовой О.В., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, периоды нахождения на курсах по переподготовке и квалификации кадров с 31.10.2011 г. по 03.11.2011 г. (3 дня), с 14.03.2016 г. по 16.03.2016 г. (3 дня), период работы в должности воспитателя в пионерском лагере «Сосновая роща» с 01.08.1991 по 21.08.1991 г. (21м день).
Взыскать с государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл (межрайонное) в пользу Толстовой О.В. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Горномарийский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Малышев И.М.