Решение по делу № 33-11188/2023 от 29.11.2023

Судья Луст О.В.                                                             по делу № 33-11188/2023

Судья-докладчик Васильева И.Л.

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    25 декабря 2023 года                                                            г. Иркутск

    Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

        судьи-председательствующего Герман М.А.,

        судей Васильевой И.Л., Коваленко В.В.,

    при секретаре Ханхасаевой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело                               № 2-1299/2023 (УИД 38RS0032-01-2023-000495-57) по исковому заявлению прокурора г. Усолье-Сибирское в интересах Лисихиной С.Г. к Министерству здравоохранения Иркутской области о признании права на организацию обеспечения транспортировки от места фактического проживания до места получения медицинской помощи и обратно

по апелляционной жалобе представителя ответчика Министерства здравоохранения Иркутской области - Галочкиной Ю.П.

на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 31 августа                2023 года

    УСТАНОВИЛА:

в обоснование заявленных требований прокурором указано, что                               Лисихина С.Г. является инвалидом "номер" группы, страдает (данные изъяты) "номер" стадии, нуждается в пожизненном проведении (данные изъяты) с периодичностью не реже 3 раз в неделю. Лисихина С.Г. проживает по адресу: "адрес". По месту её жительства отсутствуют центры, оказывающие данную медицинскую услугу. Отделение Международного учреждения здравоохранения и дополнительного НИИ клинической медицины, в котором заявитель в рамках программы обязательного медицинского страхования получает процедуру (данные изъяты), расположен по адресу: г. Ангарск, мкр. 7А, д. 35, на расстоянии 33 км от места проживания. Согласно справке НИИ Клинической медицины, пропуск сеанса (данные изъяты) чреват ухудшением состояния здоровья пациента. Протоколом заседания врачебной комиссии № 223/А от 1 октября 2021 г. определено, что Лисихина С.Г. нуждается в транспортировке и сопровождении медицинского персонала. С 2019 г. по настоящее время НИИ Клинической медицины вынужден осуществлять транспортировку застрахованных лиц своим автотранспортом от места жительства пациентов до НИИ Клинической медицины и обратно, неся убытки.

В настоящее время ответчиком не организована транспортировка пациентов, являющихся инвалидами, от места проживания до диализных центров и обратно специально выделенным транспортом, что является нарушением законодательства Российской Федерации в сфере здравоохранения. Учитывая, что в силу возложенных полномочий ответчик обязано обеспечить всем гражданам Иркутской области получение необходимой медицинской помощи, организовать ее доступность и качество, именно на нем и лежит обязанность по организации доставки пациентов для получения медицинской помощи, оказываемой бесплатно в рамках Территориальной программы, нуждающихся в (данные изъяты) и не имеющих возможности самостоятельного прибытия в медицинское учреждение, оказывающее такую помощь.

Прокурор, уточнив требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, просил суд признать право Лисихиной С.Г. на организацию обеспечения транспортировки Министерством здравоохранения Иркутской области oт места фактического проживания до места получения медицинской помощи, оказываемой методом заместительной (данные изъяты), и обратно, согласно графику проведения указанной процедуры.

Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 31 августа              2023 г. исковые требования прокурора г. Усолье-Сибирское в интересах Лисихиной С.Г. удовлетворены.

В апелляционной жалобе представитель ответчика просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований, указав следующее.

Выражает несогласие с выводами суда о том, что транспортировка граждан в медицинские учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь в виде проведения заместительной (данные изъяты) методом (данные изъяты), является составной частью мероприятий по оказанию специализированной медицинской помощи.

Считает, что судом не были учтены положения Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 июня 2013 г. № 388, а также тот факт, что доставка пациента посредством вызова скорой медицинской помощи может осуществляться только в экстренных случаях, угрожающих жизни пациента.

Обращает внимание, что в случае финансирования Министерством организации транспортировки пациентов, страдающих (данные изъяты), от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи методом заместительной (данные изъяты) и обратно, данный вид расходов будет являться нецелевым расходованием средств обязательного медицинского страхования.

Считает, что судом не учтено, что представленная истцом в подтверждение своих требовании копия Протокола заседания врачебной комиссии МУЗ ДО НИИ Клинической медицины от 1 октября 2021 г. №223/А, согласно которому Лисихина С.Г. нуждается в транспортировке и сопровождении медицинского персонала, не отвечает требованиям относимости и допустимости.

Приводит доводы о том, что согласно представленной ОГБУЗ «Усольская городская больница» справки Лисихина С.Г. проходит заместительную (данные изъяты) методом программного (данные изъяты) в МУЗ ДО НИИ КМ г. Ангарска в соответствии с графиком проведения процедур, медицинская помощь оказывается ей в плановом порядке, в оказании скорой медицинской помощи либо в осуществлении медицинской эвакуации не нуждается, самостоятельно без посторонней помощи обслуживает себя, посещает поликлинику.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу прокурор                     г. Усолье-Сибирское Бортников И.В. просит решение суда оставить без изменения.

В заседание суда апелляционной инстанции не явились истец, представитель ответчика, представители третьего лица Международного учреждения здравоохранения и дополнительного образования НИИ клинической медицины, представитель третьего лица ОГКУ Управления социальной защиты населения по г. Усолье-Сибирское и Усольскому району, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах своей неявки в судебное заседание не известили, об отложении дела не просили.

Согласно письменных ходатайств представители третьих лиц Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, ОГБУЗ «Усольская городская больница» просили о рассмотрении дела в их отсутствие.

Судебная коллегия в порядке ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав доклад судьи Васильевой И.Л., объяснения прокурора Милько А.М., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со               ст. 327? Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.

Положениями ст. 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г.                        № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» закрепляются основные принципы охраны здоровья, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» мероприятия по охране здоровья должны проводиться на основе признания, соблюдения и защиты прав граждан и в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Медицинская помощь обеспечивается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации (ст. 10 Федерального закона № 323-ФЗ).

В соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

В силу п. 1 ст. 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.

Во исполнение приведенных выше положений федерального законодательства Постановлением Правительства Иркутской области от               30 декабря 2021 г. № 1093-пп утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Иркутской области на 2022 год и на плановый период 2023 и          2024 годов.

В рамках ТПОМС осуществляется финансовое обеспечение мероприятий, в том числе проведение заместительной почечной терапии методами планового амбулаторного гемодиализа и перитонеального диализа. Перечень медицинских организаций, оказывающих плановый амбулаторный гемодиализ в рамках ТПОМС, представлен в приложении 3 к Программе. Перечень медицинских организаций, оказывающих перитонеальный диализ в рамках ТПОМС, представлен в приложении 4 к Программе.

Приказом Министерства здравоохранения РФ от 13 августа 2002 г.               № 254 «О совершенствовании организации оказания диализной помощи населению Российской Федерации» определено, что диализ является основным методом заместительного лечения почечной недостаточности, обеспечивающим спасение жизни больных и значительное увеличение ее продолжительности и повышение качества. Широкое внедрение диализа в практическое здравоохранение Российской Федерации является одной из важных задач оказания специализированной медицинской помощи.

В соответствии с ч.ч. 3 и 4 ст. 36 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» норматив финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования может превышать норматив финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования в случае установления условий оказания медицинской помощи в дополнение к установленным базовой программой обязательного медицинского страхования за счет платежей субъектов Российской Федерации, уплачиваемых в бюджет территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 июня 2013 г. № 388н «Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи» установлены случаи медицинской эвакуации пациентов выездными бригадами скорой медицинской помощи в медицинские организации для дальнейшего оказания им медицинской помощи, а также поводы для вызова скорой медицинской помощи в экстренной и неотложной форме, распространяющиеся в том числе на медицинскую помощь пациентам с хронической почечной недостаточностью.

Судом установлено, что Лисихина С.Г. является инвалидом "номер" группы, что подтверждается справкой серии "номер" от 5 марта 2019 г.

Согласно справке Отделения диализа г. Ангарска Больницы МУЗ ДО НИИ Клинической Медицины Лисихина С.Г., "дата" г.р., домашний адрес: "адрес". Находится на лечении хроническим программным (данные изъяты) в отделении диализа МУЗ ДО НИИ КМ в г. Ангарске с 30.09.2016 г. по настоящее время. Основное заболевание: (данные изъяты). Пациентка является инвалидом "номер" группы. Пациентке по жизненным показаниям проводится лечение хроническим программным (данные изъяты) 3 раза в неделю по 4 часа, из-за наличия терминальной стадии (данные изъяты). Пропуск сеанса (данные изъяты) чреват ухудшением состояния здоровья пациентки, повышением риска летального исхода. Жизнь без подключения к аппарату «(данные изъяты)» не представляется возможной.

Для прохождения обязательной процедуры (данные изъяты), ввиду отсутствия возможности у Лисихиной С.Г. получать указанную процедуру по месту своего жительства (г.Усолье-Сибирское), НИИ Клинической Медицины вынужден осуществлять ее транспортировку своим транспортным средством, неся при этом убытки, связанные с организацией транспортировки.

Прокурор г. Усолье-Сибирское, действующий в интересах Лисихиной С.Г., обращаясь с иском в суд, указал на нарушение её прав со стороны ответчика, так как ей не обеспечивается транспортировка от места жительства до места получения медицинской помощи.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования прокурора г. Усолье-Сибирское в интересах Лисихиной С.Г., суд первой инстанции с учетом положений п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», пп. 7 п. 7 Положения о министерстве здравоохранения Иркутской области, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 16 июля 2010 г. №174-пп, пришел к выводу о том, что Лисихина С.Г. имеет право на организацию обеспечения транспортировки Министерством здравоохранения Иркутской области от места фактического проживания до места              получения медицинской помощи, оказываемой методом заместительной (данные изъяты), и обратно, согласно графику проведения указанной процедуры.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения, и представленных доказательствах.

Судебная коллегия отмечает, что поскольку судом первой инстанции установлено, что специфика заболевания Лисихиной С.Г. и самой процедуры (данные изъяты) обуславливает необходимость обеспечения ее транспортировки в медицинские учреждения, оказывающие указанную медицинскую услугу, суд пришел к верному выводу, что транспортировка Лисихиной С.Г. в медицинские учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь в виде проведения заместительной (данные изъяты), не относясь непосредственно к медицинской услуге, является составляющей частью мероприятий по оказанию специализированной медицинской помощи, необходимость которой обусловлена спецификой заболевания и самой процедуры (данные изъяты).

Согласно ст. 11 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" оказываемая медицинская помощь, в том числе и специализированная, должна быть доступна, отказ в медицинской помощи недопустим, а фактически из-за отдаленности лечебного учреждения и отсутствия возможности самостоятельного прибытия Лисихиной С.Г. для получения медицинской помощи она лишена возможности получить жизненно необходимую процедуру (данные изъяты), которая должна предоставляться бесплатно.

Таким образом, апелляционная жалоба отражает правовую позицию ответчика, основанную на ином толковании закона, с которой судебная коллегия не может согласиться по вышеизложенным основаниям, не указывает на обстоятельства, которые в соответствии с нормами Гражданского процессуального кодекса РФ могут служить основанием для отмены решения, и удовлетворению не подлежит.

    Руководствуясь п. 1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кировского районного суда г. Иркутска от 31 августа                2023 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Судья-председательствующий                                                           М.А. Герман

Судьи                                                                                                И.Л. Васильева

                                                                                                          В.В. Коваленко

Мотивированный текст апелляционного определения изготовлен 12 января 2024 г.

33-11188/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор г. Усолье- Сибирское в защиту Лисихиной Светланы Георгиевны
Лисихина Светлана Георгиевна
Ответчики
Министерство здравоохранения Иркутской области
Другие
Международное учреждение здравохранения и дополнительного образования НИИ клинической медицины
ОГКУ Управление социальной защиты населения по г. Усолье-Сибирское и Усольскому району
Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области
ОГБУЗ Усольская городская больница
Суд
Иркутский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.irk.sudrf.ru
29.11.2023Передача дела судье
25.12.2023Судебное заседание
16.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.01.2024Передано в экспедицию
25.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее