Решение по делу № 2а-364/2021 от 18.05.2021

№2а-364/2021

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

село Илек Илекского района                                                     15 июня 2021 года

Оренбургской области

Илекский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего – судьи Букреевой В.Н.,

с участием административного истца – прокурора Илекского района Оренбургской области Ташимова Э.К.,

при секретаре судебного заседания Нуйкиной В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Илекского района Оренбургской области к администрации муниципального образования Нижнеозернинский сельсовет Илекского района Оренбургской области о возложении обязанности устранить нарушения Федерального закона                         №416-ФЗ от 7 декабря 2011 года «О водоснабжении и водоотведении»,

У С Т А Н О В И Л:

прокурор Илекского района Оренбургской области обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Нижнеозернинский сельсовет Илекского района Оренбургской области (далее – администрация МО Нижнеозернинский сельсовет) о возложении обязанности разработать, утвердить и направить в муниципальное унитарное предприятие «Нижнеозернинский коммунальщик» (далее – МУП «Нижнеозернинский коммунальщик») техническое задание на разработку инвестиционной программы в части учёта мероприятий по строительству, модернизации и (или) реконструкции объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения с указанием плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов, которые должны быть достигнуты в результате реализации таких мероприятий, указывая в обоснование иска на то, что прокуратурой Илекского района проведена проверка соблюдения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства в деятельности администрация МО Нижнеозернинский сельсовет в ходе которой установлено, что в собственности административного ответчика находится объект центрального водоснабжения, процент износа которого составляет 40%. В целях оказания услуг по холодному водоснабжению и водоотведению населению и организациям эксплуатирует МУП «Нижнеозернинский коммунальщик». Такое состояние объекта центрального водоснабжения может привести к ухудшению качества подаваемой населению питьевой воды, а также к авариям в системе центрального водоснабжения. При этом, в нарушение требований Федерального закона №416-ФЗ от 7 декабря 2011 года «О водоснабжении и водоотведении» администрацией МО Нижнеозернинский сельсовет не разработано и не утверждено техническое задание на разработку инвестиционной программы, что препятствует разработке, утверждению и реализации инвестиционной программы, направленной на приведение центральной системы водоснабжения в надлежащее состояние. В этой связи росит обязать администрацию МО Нижнеозернинский сельсовет в срок до 1 января 2022 года устранить нарушения вышеуказанного закона.

В судебном заседании административный истец – прокурор Илекского района Оренбургской области Ташимов Э.К. административные исковые требования поддержал и просил их удовлетворить в полном объёме.

Извещённый о дне, времени и месте рассмотрения административного искового заявления представитель административного ответчика -администрации МО Нижнеозернинский сельсовет в судебное заседание не явился, глава муниципального образования Барган Н.П. направил в суд заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствии.

В соответствии со статьёй 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав административного истца – прокурора Илекского района Оренбургской области Ташимова Э.К., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьёй 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

Статья 42 Конституции РФ устанавливает право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду.

В силу статьи 150 Гражданского кодекса РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.

В силу статьи 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

При этом, в соответствии ст. 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ от 30 марта 1999 года среда обитания характеризуется как совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека.

В силу части 1 статьи 4 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения определено одним из основных условий реализации предусмотренного Конституцией РФ права граждан на благоприятную окружающую среду.

Следовательно, благоприятная окружающая среда понятийно входит в благоприятную среду обитания в той мере, насколько это связано с жизненными условиями человека. Указанное право реализуется, в том числе, через соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований санитарно-эпидемиологического законодательства.

В соответствии со статьёй 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также пищевых продуктов при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.

Согласно статьи 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ – «Санитарно-эпидемиологические требования к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

В соответствии со статьёй 2 Закона органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Согласно статье 23 Федерального закона № 416-ФЗ от 07 декабря 2011 года «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям; органы местного самоуправления поселений, городских округов, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 6 указанного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится: утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ.

В силу части 1.1. статьи 6 Федерального закона № 416-ФЗ от 07 декабря 2011 года «О водоснабжении и водоотведении» полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

Законом Оренбургской области от 21 февраля 1996 года «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области» полномочия по организации водоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации отнесены к вопросам местного значения сельского поселения.

Таким образом, действия по разработке и утверждению технического задания осуществляет орган местного самоуправления поселения.

Согласно пункту 6 Правил разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 года                   № 641, проект инвестиционной программы разрабатывается на основе технического задания на разработку инвестиционной программы регулируемой организации (далее – техническое задание); техническое задание разрабатывает и утверждает орган местного самоуправления поселения (городского округа).

В соответствии с пунктом 9 Правил разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 года № 641, орган местного самоуправления поселения (городского округа) до                              1 марта года, предшествующего году начала планируемого срока действия инвестиционной программы, утверждает техническое задание и не позднее 3 дней со дня его утверждения направляет его в регулируемую организацию для разработки инвестиционной программы. Для регулируемой организации, осуществляющей деятельность на основании концессионного соглашения, в первый календарный год после вступления в силу концессионного соглашения орган местного самоуправления утверждает техническое задание не позднее 30 календарных дней со дня вступления в силу концессионного соглашения.

Согласно части 7 статьи 23 Федерального закона от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязана в течение трех месяцев с момента получения технического задания разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в срок до 1 июля очередного года. План мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями включается в состав инвестиционной программы.

В силу положений пункта 11 статьи 40 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» основанием для разработки инвестиционной программы является техническое задание на разработку инвестиционной программы, утвержденное органом местного самоуправления, с учетом результатов технического обследования централизованных систем холодного водоснабжения; плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности; схемы водоснабжения; порядок разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ, в том числе планов мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, технического задания на разработку или корректировку инвестиционной программы, а также критерии принятия решения о согласовании и утверждении инвестиционной программы и порядок рассмотрения разногласий по вопросам согласования и утверждения инвестиционной программы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно требований пункта 1 статьи 10 Федерального закона № 416-ФЗ от 07 декабря 2011 года «О водоснабжении и водоотведении» собственники централизованных систем холодного водоснабжения, организации, осуществляющие холодное водоснабжение принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.

Требования СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» (далее СанПиН 2.1.4.1074-01), предусматривают следующие положения:

    п. 1.3 СанПиН 2.1.4.1074-01 - санитарные правила предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с эксплуатацией систем водоснабжения и обеспечением населения питьевой водой;

    п. 3.1 СанПиН 2.1.4.1074-01 - питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства.

Несоблюдение указанных правил может привести к возникновению массовых неинфекционных (отравлений) заболеваний у населения.

Из материалов гражданского дела усматривается, что администрация МО Нижнеозернинский сельсовет является юридическим лицом, осуществляет деятельность органов местного самоуправления в соответствии с Федеральным Законом № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», с Уставом муниципального образования Нижнеозернинский сельсовет Илекского района Оренбургской области, принятого решением Совета депутатов 28 сентября 2018 года № 131.

Согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, МО Нижнеозернинский сельсовет принадлежит на праве собственности водопровод, назначение: нежилое, протяженностью 23 524 м.

На основании постановления главы администрации Нижнеозернинского сельсовета Илекского района Оренбургской области вышеуказанный водопровод закреплён МУП «Нижнеозернинский коммунальщик» на праве хозяйственного ведения.

Из представленной администрацией Илекского района Оренбургской области информации, объект водоснабжения Нижнеозернинского сельсовета имеет 40% износа.

При этом обязанность по соблюдению требований Федерального закона № 416-ФЗ от 07 декабря 2011 года «О водоснабжении и водоотведении» административным ответчиком не исполнена – техническое задание на разработку инвестиционной программы не разработано и не утверждено, что препятствует разработке, утверждению и реализации инвестиционной программы, направленной на приведение центральной системы водоснабжения в надлежащее состояние, что подтверждается актом проверки от 29 апреля 2021 года.

Таким образом, оценивая в совокупности установленные по делу обстоятельства и перечисленные нормы закона, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований прокурора Илекского района Оренбургской области, заявленных в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, об обязании администрации МО Нижнеозернинский сельсовет разработать, утвердить и направить в муниципальное унитарное предприятие МУП «Нижнеозернинский коммунальщик» техническое задание на разработку инвестиционной программы в части учета мероприятий по строительству, модернизации и (или) реконструкции объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения с указанием плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов, которые должны быть достигнуты в результате реализации таких мероприятий.

Согласно ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

При определении периода, в течение которого должны быть устранены выявленные нарушения, суд, учитывает объём работ, необходимых для их устранения, считает указанный в иске срок разумным, необходимым и достаточным для исполнения решения суда. Доказательства необходимости установления более длительного срока для исполнения требований прокурора суду не представлены.

В соответствии с положениями ст. 333.36 Налогового кодекса РФ по данному гражданскому делу обе стороны освобождены от уплаты государственной пошлины, поэтому в силу ч. 3 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, подлежат возмещению за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление прокурора Илекского района Оренбургской области к администрации муниципального образования Нижнеозернинский сельсовет Илекского района Оренбургской области о возложении обязанности устранить нарушения Федерального закона №416-ФЗ от 7 декабря 2011 года «О водоснабжении и водоотведении» - удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования Нижнеозернинский сельсовет Илекского района Оренбургской области в срок до 1 января 2022 года разработать, утвердить и направить в муниципальное унитарное предприятие МУП «Нижнеозернинский коммунальщик» техническое задание на разработку инвестиционной программы в части учёта мероприятий по строительству, модернизации и (или) реконструкции объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения с указанием плановых значений надежности, качества и энергетической эффективности объектов, которые должны быть достигнуты в результате реализации таких мероприятий.

Разъяснить главе администрации Нижнеозернинского сельсовета Илекского района Оренбургской области, что в силу ч. 9 ст. 227 КАС РФ он обязан в установленный судом срок, а также в течение одного месяца после истечения указанного срока сообщить в суд и прокурору Илекского района Оренбургской области об исполнении решения суда.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Илекский районный суд Оренбургской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                         /подпись/                                        В.Н. Букреева

Решение в окончательной форме изготовлено 22 июня 2021 года.

Копия верна: судья                                                                В.Н. Букреева

2а-364/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Илекского района
Ответчики
администрация МО Нижнеозернинский сельсовет
Суд
Илекский районный суд Оренбургской области
Судья
Букреева В.Н.
Дело на сайте суда
ileksky.orb.sudrf.ru
18.05.2021Регистрация административного искового заявления
18.05.2021Передача материалов судье
21.05.2021Решение вопроса о принятии к производству
21.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.06.2021Подготовка дела (собеседование)
04.06.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.06.2021Судебное заседание
22.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.07.2021Дело оформлено
15.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее