Решение по делу № 1-557/2024 от 11.04.2024

<данные изъяты>

дело № 1-557/2024

УИД 74RS0001-01-2024-001138-51

П Р И Г О В О Р

Именем Российской Федерации

г.Челябинск           14 мая 2024 года

Судья Курчатовского районного суда г.Челябинска Скворонова М.Г., при секретаре судебного заседания Новиковой С.Е., с участием государственного обвинителя Зайцева И.В., защитника Титовой С.В., подсудимой Карнаковой Л.Н., переводчика ФИО21, рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда материалы уголовного дела в отношении

Карнаковой Луизы Николаевны, <данные изъяты> несудимой, обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159.2 УК РФ,

установил:

В мае 2022 года, но не позднее 25 мая 2022 года, у Карнаковой Л.Н., имеющей двух детей, достоверно знающей, что в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 года №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» установлена единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства, возник преступный умысел, направленный на хищение денежных средств, причитающихся в качестве выплат из средств федерального и местного бюджета при рождении третьего ребенка.

При этом, Карнаковой Л.Н. было достоверно известно, что лица, родившие третьего и последующего ребенка имеют право на получение областного единовременного пособия при рождении третьего ребенка, выплачиваемого Администрацией г.Челябинска, ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка из средств федерального бюджета, выплачиваемой Министерством социальных отношений Челябинской области, для чего необходимо предоставить документы, подтверждающие рождение третьего ребенка.

С целью придания своим действиям правомерного характера и обеспечения возможности получения денежных средств, под видом получения выплат, Карнакова Л.Н. находясь в неустановленном следствием месте, в мае 2022 года, но не позднее 25 мая 2022 года, обратилась к ранее знакомой ФИО4 с просьбой удостоверить факт рождения Карнаковой Л.Н. третьего ребенка вне медицинской организации и без оказания медицинской помощи в Калининском отделе Записи актов гражданского состояния Администрации г.Челябинска, тем самым обманув ФИО4

ФИО4 неосведомленная о преступном намерении Карнаковой Л.Н. на просьбу последней согласилась.

Осуществляя реализацию преступного умысла из корыстных побуждений с целью хищения денежных средств, причитающихся в качестве выплат из средств федерального и местного бюджета при рождении третьего, Карнакова Л.Н. совместно с ФИО4, не осведомленной о преступном намерении Карнаковой Л.Н., 25 мая 2022 года обратились в Калининской отдел Записи актов гражданского состояния Администрации г.Челябинска, расположенный по адресу: <адрес> районе г.Челябинска, где предоставила сотруднику Калининского отдела ЗАГС Администрации г.Челябинска ФИО11 заявление, в котором указала заведомо ложные сведения о том, что 08 февраля 2022 года она родила ФИО28 тем самым обманув ее.

ФИО4, неосведомленная о преступном намерении Карнаковой Л.Н., предоставила сотруднику ФИО11 заявление, как от лица, присутствовавшего во время родов вне медицинской организации и без оказания медицинской помощи, удостоверив факт рождения Карнаковой Л.Н. ребенка – ФИО29

ФИО11, неосведомленная о преступном намерении Карнаковой Л.Н. 25 мая 2022 года приняла заявление от Карнаковой Л.Н. и ФИО4, о чем сделала соответствующие записи в книге актов записи актов гражданского состояния, тем самым зарегистрировав рождение ФИО30

На основании предоставленных заявлений, Карнаковой Л.Н. было выдано свидетельство о рождении ребенка от 25 мая 2022 года – ФИО31 и справка о его рождении.

Получив, путем обмана, свидетельство о рождении ребенка, Карнакова Л.Н. продолжая реализацию своего преступного умысла, из корыстных побуждений, с целью личного обогащения за счет бюджетных средств, обратилась к неустановленному следствием лицу с просьбой помочь предоставить документы, необходимые для назначения выплат при рождении третьего ребенка. Неустановленное следствием лицо неосведомленное о преступном намерении Карнаковой Л.Н. на просьбу последней согласилось.

После этого Карнакова Л.Н. совместно с неустановленным следствием лицом, неосведомленным о преступном намерении последней, 25 июня 2022 года обратились в Областное государственное автономное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Челябинской области», расположенное по <адрес>, где с помощью неустановленного следствием лица, предоставила сотруднику ФИО12 свидетельство о рождении ребенка - ФИО32 полученное путем обмана и иные документы, необходимые для назначения выплат при рождении третьего ребенка, тем самым обманув ФИО12 о рождении ребенка.

ФИО12 неосведомленная о преступном намерений Карнаковой Л.Н. приняла пакет документов 25 июня 2022 года, о чем изготовлена соответствующая опись, и направила пакет документов в Курчатовское управление социальной защиты населения Администрации г.Челябинска.

25 июня 2022 года Курчатовским управлением социальной защиты населения Администрации г.Челябинска на основании подложных документов, предоставленных Карнаковой Л.Н., вынесено решение о назначении Карнаковой Л.Н. пособий в рамках реализации Федерального закона от 19 мая 1995 года №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», а именно: областное единовременное пособие при рождении третьего ребенка в размере 6000 руб.; ежемесячная денежная выплата при рождении третьего ребенка с 25 июня 2022 года по 08 февраля 2025 года в сумме 13688 руб., а всего на общую сумму не менее 442405 руб. 60 коп.

22 июля 2022 года на расчетный счет , открытый в ПАО «Сбербанк» на имя Карнаковой Л.Н., расположенного по <адрес> г.Челябинска, поступили денежные средства в размере 6000 руб. от Комитета финансов Администрации г.Челябинска.

Далее от Министерства социальных отношений Челябинской области на вышеуказанный расчетный счет поступили денежные средства: 10 августа 2022 года в размере 30133 руб. 60 коп., 15 сентября 2022 года в размере 13688 руб., 12 октября 2022 года в размере 13688 руб., 22 ноября 2022 года в размере 13688 руб., 23 декабря 2022 года в размере 13688 руб., 27 января 2023 года в размере 14140 руб., 15 февраля 2023 года в размере 14140 руб., 21 марта 2023 года в размере 14140 руб.

Получив реальную возможность распоряжения денежными средствами, поступившими на расчетный счет , открытый в ПАО «Сбербанк» на имя Карнаковой Л.Н. в период с 22 июля 2022 года до 21 марта 2023 года от Администрации г.Челябинска в размере 6000 руб. и Министерства социальных отношений Челябинской области в размере 127285 руб. 60 коп., а всего на общую сумму 133285 руб. 60 коп. Карнакова Л.Н. распорядилась ими по своему усмотрению, причинив тем самым материальный ущерб Администрации г.Челябинска и Министерству социальных отношений Челябинской области в указанной выше сумме.

В судебном заседании подсудимая Карнакова Л.Н. вину по предъявленному обвинению признала в части времени, места и способа совершения преступления, пояснила, что не согласна с размером причинённого материального ущерба. Действительно она пришла в ЗАГС и сообщила, что у неё родился ребенок, но фактически его не было. Понимает, что ввела в заблуждение государственные органы. Она не знала в каком размере ей положены выплаты, она решила, что заберет столько, сколько ей перечислят на счет. Деньги в сумме 133285 руб. 60 коп. действительно получила и потратила. В содеянном раскаялась, обещает возместить причиненный ущерб. От дальнейшей дачи показаний отказалась, воспользовавшись правом, предусмотренным ст. 51 Конституции РФ.

По ходатайству государственного обвинителя на основании ст. 276 УПК РФ были оглашены показания Карнаковой Л.Н., данные в ходе предварительного следствия.

Так, давая показания в ходе предварительного следствия Карнакова Л.Н. поясняла, что проживает с двумя малолетними детьми и с родственниками с цыганского табора. Примерно в мае 2022 года она решила получить пособия и выплаты на рождение ребенка. От знакомой она узнала, что для того, чтобы получить свидетельство о рождении ребенка, если тот был рожден не в медицинском учреждении, необходимо чтобы факт рождения детей кто-либо подтвердил. В начале мая 2022 года, точно не помнит, она встретилась со знакомой ФИО4 и сообщила ей, что в феврале 2022 года родила дочку, и попросила ФИО4 сходить с ней в ЗАГС, чтобы подтвердить, что она действительно родила ребенка в ее присутствии. ФИО4 согласилась ей помочь. На самом деле ребенка она не рожала и беременной не была, она это выдумала для того, чтобы получить свидетельство о рождении ребенка и справку о рождении с последующей целью обратиться в отдел социальной защиты для получения пособий и выплат.

25 мая 2022 года она встретилась с ФИО4 у отдела ЗАГС по Калининскому району в г.Челябинске, и так как она не говорит на русском языке, то попросила ФИО4 помочь ей. Та от ее имени обратилась к одному из сотрудников ЗАГСа и сообщила, что ей необходимо зарегистрировать ребенка и получить свидетельство о рождении ребенка. Она и ФИО4 передали сотруднику ЗАГСа паспорта, по которым она установила их личности, после чего подготовила заявления, она и ФИО4 с ними ознакомились и поставили свои подписи. В заявлении она указала недостоверные сведения о родившейся дочери ФИО33 ДД.ММ.ГГГГ г.р., при этом она самостоятельно придумала имя дочери и дату ее рождения. Сотрудник ЗАГСа сверил правильность заполнения данных на ребенка, она поставила свою подпись в каком-то журнале, после чего ей выдали свидетельство о рождении ребенка и справку о его рождении.

Примерно через месяц, в июне 2022 года, точную дату не помнит, она попросила знакомую-цыганку сходить с ней в МФЦ и помочь ей подать документы. Та согласилась, и они вместе пошли в МФЦ с документами, полученными в ЗАГСе. Там по ее просьбе знакомая-цыганка, обратившись к сотруднику МФЦ, сказала, что ей необходимо подать документы на выплату пособий, и предоставила паспорт, свидетельство о рождении детей, в том числе свидетельство о рождении Карнаковой О.В., справки по месту пребывания, заявление о назначении ей выплат при рождении третьего ребенка, а именно областное единовременное пособие и ежемесячную выплату до достижения ребенком 3 лет, и реквизиты банковского счета, на которую необходимо перечислять пособия. Документы передала в двух экземплярах. В МФЦ после подписания всех документов, она оплатила государственную пошлину с помощью знакомой.

Областное пособие она получила в размере 6000 руб. на принадлежащую ей банковскую карту ПАО «Сбербанк России» в июле 2022 года. Данной картой распоряжается и пользуется сама лично. Тогда она поняла, что ей одобрили выплаты, и она будет их получать. С августа 2022 года ей стали на карту поступать выплаты в размере чуть больше 13000 руб. В первый раз сумма по данной выплате пришла порядка 30000 руб., она поняла, что это сумма за несколько месяцев. Данные выплаты она получала до марта 2023 года. Общая сумма за рождение не рожденного ребенка была около 130000 руб. Она никому не говорила, что получала выплаты, которые не должна была получать, через некоторое время она рассказала обо всем своей сестре ФИО34 (л.д. 171-175, 186-190).

Оглашенные показания подсудимая Карнакова Л.Н. подтвердила в полном объёме.

Вина Карнаковой Л.Н. в совершении описанного в приговоре преступления при обстоятельствах, изложенных в установочной части, кроме её признательной позиции по делу, нашла своё полное подтверждение совокупностью исследованных по делу доказательств.

По ходатайству государственного обвинителя, на основании ч. 1 ст. 281 УПК РФ, с согласия стороны защиты были оглашены показания представителей потерпевших ФИО18 и ФИО19, свидетелей ФИО4, ФИО35 ФИО11, ФИО12, ФИО17, ФИО13, ФИО14, данные в ходе предварительного следствия.

Так, из показаний представителя потерпевшего ФИО19, представляющей интересы Управления социальной защиты населения Курчатовского района Администрации г. Челябинска, следует, что Федеральным законом от 19 мая 1995 года №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» установлена единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства. Статьей 3 данного Федерального закона установлен такой вид государственных пособий, как единовременное пособие при рождении ребенка. Порядок и условия назначения и выплаты указанных государственных пособий устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в части, не определенной настоящим Федеральным законом. В соответствии со ст. 11 указанного Закона, право на единовременное пособие при рождении ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее. В случае рождения двух или более детей указанное пособие выплачивается на каждого ребенка. Единовременное пособие при рождении ребенка выплачивается в размере, установленном в соответствии со ст. 12 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». В силу ст. 17.2 Федерального закона №81-ФЗ единовременное пособие при рождении ребенка назначается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка. В соответствии со ст. 3 Закона Челябинской области от 24.11.2005 №430-ЗО (ред. от 02.07.2020) «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов наделяются установленными законодательством Челябинской области государственными полномочиями по социальной поддержке следующих категорий граждан, имеющих детей, - в части назначения и выплаты пособия на ребенка, областного единовременного пособия при рождении ребенка, формирования электронных реестров для зачисления денежных средств на счета физических лиц в кредитных организациях и для осуществления доставки ежемесячного пособия по уходу за ребенком в возрасте от полутора до трех лет гражданам через организации федеральной почтовой связи, назначения ежемесячной денежной выплаты, назначаемой в случае рождения третьего ребенка и (или) последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, и формирования электронных реестров для зачисления денежных средств на счета физических лиц в кредитных организациях и для осуществления доставки ежемесячной денежной выплаты, назначаемой в случае рождения третьего ребенка и (или) последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, гражданам через организации федеральной почтовой связи; (п. 1 в ред. Закона Челябинской области от 25.12.2018 №842-ЗО).

27 июня 2022 года в Курчатовское УСЗН по адресу: <адрес> поступили документы через государственные услуги от гражданки Карнаковой Л.Н. с заявлением о назначении пособий при рождении третьего ребенка, а именно ежемесячная денежная выплата, назначаемая в случае рождения третьего и (или) последующего ребенка, областное единовременное пособие при рождении ребенка. Сотрудник УСЗН, производивший расчет, ФИО19, сотрудник, проверивший расчет, ФИО15

Карнаковой Л.Н. было подано заявление, в котором были указаны ее данные при этом к заявлению ею были приложены копии свидетельств о рождении детей: ФИО36 ФИО37 ФИО38 справка о рождении ФИО39 выданной отделом ЗАГСа, а также объяснительная о том, что трудовая книжка у Карнаковой Л.Н. отсутствует, сведения о номере банковского счета.

Сотрудник УСЗН достоверность рождения детей не устанавливает, а только принимает заявление и документы для назначения пособий и проверяет правильность их заполнения. В заявлении Карнаковой Л.Н. был указан номер лицевого счета, на который необходимо было производить ей денежные начисления. Заявление и приложенные документы были поданы Карнаковой Л.Н. 25 июня 2022 года, если бы какого-то документа не было в этот день, то заявление бы не принималось.

Так, на основании поданных документов Карнаковой Л.Н. УСЗН Курчатовского района Администрации г.Челябинска принято решение о назначении и выплате денежных средств, причитающихся в качестве пособий при рождении третьего ребенка.

04 июля 2022 года было принято решение о назначении пособий, а именно: ежемесячная денежная выплата, назначаемая в случае рождения третьего и (или) последующего ребенка до 3 (трех) лет с 25 июня 2022 года по 08 февраля 2025 года в размере 13688 руб. с учетом прожиточного минимума; областное единовременное пособие при рождении ребенка в размере 6000 руб. Данное решение подписано начальником управления ФИО16

По базе ЕИС СЗН Челябинской области на базе АСУПД «Тула» v. 12.08.145._1 Управлением социальной защиты населения ежемесячно формируются списки на выплату. После поступления заявки они должны производить финансирование в течение 30 суток за месяцем, когда одобрена заявка. Сумму выплаты просчитывает программа, по сроку определяется какой размер будет, при расчете учитывается прожиточный минимум.

Каждый месяц, начиная с июля 2022 года Карнаковой Л.Н. перечислялась денежная выплата, назначаемая в случае рождения третьего и (или) последующего ребенка до 3 (трех) лет. При этом полномочия по выплате денежных средств по ежемесячной денежной выплате при рождении третьего и последующего ребенка находятся в компетенции Министерства социальных отношений Челябинской области, поэтому денежные средства по данной выплате выплачивались Министерством.

31 июля 2022 года Карнаковой Л.Н. выплачено областное единовременное пособие при рождении ребенка в размере 6000 руб. Своими действиями Карнакова Л.Н. причинила ущерб Администрации г.Челябинска в размере 6000 руб. (л.д. 144-146).

Из показаний представителя потерпевшего ФИО18, представляющего интересы Министерства социальных отношений Челябинской области, следует, что единовременное пособие при рождении ребенка и ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет реализуется в рамках Федерального закона №81-ФЗ от 19.05.1995 «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и финансируется за счет средств федерального бюджета. В соответствии с Законом Челябинской области от 24 ноября 2005 года №430-ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке отдельных категорий граждан» полномочия по назначению и осуществлению выплаты этого пособия переданы органам местного самоуправления Челябинской области. Областное единовременное пособие при рождении ребенка реализуется в рамках Закона Челябинской области от 27 октября 2005 года №417-ЗО «Об областном единовременном пособии при рождении ребенка» и финансируется за счет средств областного бюджета. В соответствии с Законом Челябинской области от 24 ноября 2005 года №430-ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке отдельных категорий граждан» полномочия по назначению и осуществлению выплаты этого пособия переданы органам местного самоуправления Челябинской области. Ежемесячная денежная выплата при рождении третьего и последующих детей реализуется в рамках Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года №606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» и Закона Челябинской области от 30 августа 2012 года № 371-ЗО «О ежемесячной денежной выплате, назначаемой в случае рождения третьего ребенка и (или) последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет», и осуществляется на условиях софинансирования областного и федерального бюджетов. В соответствии с Законом Челябинской области от 24 ноября 2005 года №430-ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке отдельных категорий граждан» полномочия по назначению этого пособия переданы органам местного самоуправления Челябинской области, тем не менее, полномочия по осуществлению выплаты это пособия сохранены за Министерством социальных отношений Челябинской области.

С момента введения вышеуказанных мер социальной поддержки в Челябинской области выплаты осуществлялись Муниципальными образованиями Челябинской области и Министерством социальных отношений Челябинской области. Начиная с 01 января 2022 года полномочия по назначению и осуществлению Единовременного пособия при рождении ребенка и ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет переданы в Отделение Пенсионного фонда РФ по Челябинской области. Денежные средства на финансирование переданных полномочий передаются из регионального бюджета на муниципальный уровень путем направления в территориальные Управления федерального казначейства межбюджетных трансфертов - субвенций. В рамках реализации ФЗ №81-ФЗ, Закона Челябинской области от 28.10.2005 года №417-ЗО «Об областном единовременном пособии при рождении ребенка», постановления Правительства Челябинской области от 16.11.2011 №424-П «Об Административном регламенте государственной услуги «Назначение и выплата областного единовременного пособия при рождении ребенка» гражданке Карнаковой Л.Н. были назначены выплаты и пособия при рождении третьего ребенка. При этом вышеуказанные выплаты были назначены Карнаковой Л.Н. Администрацией г.Челябинска в лице Курчатовского управления социальной защиты населения, так как, органы местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области были наделены на неограниченный срок государственными полномочиями по социальной поддержке отдельных категорий граждан в соответствии с законом Челябинской области от 24 ноября 2005 г. №430-ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке отдельных категорий граждан». Однако, полномочия в части выплаты «Ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего и последующего ребенка» переданы муниципальным образованиям челябинской области не были. Выплату осуществляет Министерство социальных отношений Челябинской области. Таким образом, главным распорядителем бюджетных средств по «Ежемесячной денежной выплате при рождении третьего и последующего ребенка» является Министерство социальных отношений Челябинской области, по «областному единовременному пособию» Администрация г.Челябинска в лице Курчатовского района управления социальной защиты населения.

По информации Министерства социальных отношений Челябинской области Карнаковой Л.Н. назначены меры социальной поддержки:

- областное единовременное пособие при рождении третьего ребенка ФИО3 в размере 6000 руб.;

- ежемесячная денежная выплата при рождении третьего и последующего ребенка. Главным распорядителем этих средств является Министерство социальных отношений Челябинской области. С учетом прожиточного минимума за период с 25 июня 2022 года по 08 февраля 2025 года Карнаковой Л.Н. должны было быть выплачено не менее 442405 руб. 60 коп., ежемесячная выплата Карнаковой Л.Н. на расчетный счет поступала в размере 13688 руб. с учетом прожиточного минимума, выплата в 2023 году была увеличена в связи с увеличением размера прожиточного минимума, а именно в размере 14140 руб.

Решение о назначении выплат производится УСЗН. На основании базы данных УСЗН формируются списки на выплату, но основании чего, в Министерство социальных отношений Челябинской области направляются заявки на финансирование на первое число каждого месяца. Министерство осуществляет финансирование, расчет выплат производит «Единая информационная система социальной защиты населения Челябинской области». Назначенные денежные суммы Карнаковой Л.Н. выплачены были не в полном размере, 01 апреля 2023 года перечисление выплаты приостановлено в связи с проводимой проверкой в отношении Карнаковой Л.Н. правоохранительными органами. Министерству социальных отношений причинен ущерб в размере 127285 руб. 60 коп., в случае перечисления выплат до достижения ребенком 3х лет сумма выплат составила бы не менее 442405 руб. 60 коп. с учетом изменения прожиточного минимума в рассчитываемый период. (т. 1 л.д. 135-138).

Свидетель ФИО11 показала, что с ноября 2018 года до ноября 2022 года она была трудоустроена в отделе ЗАГС по Калининскому району г. Челябинска на должности ведущего специалиста, а затем главного специалиста, в ее обязанности входило в том числе регистрация рождения. Осмотрев заявление о рождении ребенка ФИО40 заявление о рождении от ФИО4, копию паспорта ФИО4, копию записи акта гражданского состояния, пояснила, что действительно заявления о рождении детей приняты ею, в них стоят ее подписи. 25 мая 2022 года в Калининский отдел ЗАГС обратилась Карнакова Л.Н. с заявлением о том, что она 08 февраля 2022 года родила на дому девочку, просила зарегистрировать ребенка и выдать свидетельство о его рождении, и сообщила данные ребенка, которые она отразила в заявлении, а именно - ФИО41 ДД.ММ.ГГГГ. Одним из оснований для регистрации детей, родившихся вне медицинской организаций, в соответствии со ст. 14 ФЗ 143 «Об актах гражданского состояния» является заявления свидетеля, который присутствовал при родах и действительно видел, что женщина родила ребенка. В связи с чем, Карнакова Л.Н. пришла не одна, а с ФИО4, от которой поступило заявления о рождении ФИО42 25 мая 2022 года она приняла заявления, которые поступили от Карнаковой Л.Н. и ФИО4 Документы были приняты ею именно от них, поскольку их личность удостоверяется по предоставленным им паспортам. После принятия документов, она заполнила данные о предоставлении заявлении от Карнаковой Л.Н. и ФИО4 в Едином государственном реестре, который формирует запись акта о рождении. Карнакова Л.Н. ознакомилась с данными записями на предмет наличия ошибок и подписала. После актовой записи ЕГР предусмотрена выдача справки о рождении, которая необходима для получения выплат по пособию. Была сформирована справка о рождении ФИО43 После этого с помощью ЕГР было сформировано свидетельство о рождении ребенка, которое заверяется гербовой печатью и подписью руководителя. Справка о рождении ребенка и свидетельство о рождении ребенка были выданы Карнаковой Л.Н. в этот же день на руки. О том, что Карнакова Л.Н. в действительности не рожала данного ребенка, она не знала (л.д. т.1 л.д. 158-161).Свидетель ФИО12 показала, что с декабря 2020 года по 20 июня 2023 года работала ведущим специалистом по приему документов ОГАУ «МФЦ Челябинской области» по адресу: <адрес>. 25 июня 2022 года к ним обратилась Карнакова Л.Н. для подачи документов с целью оформления областного единовременного пособия при рождении ребенка. Она приняла документы, а именно паспорт РФ на имя Карнаковой Л.Н., свидетельство о рождении на детей ФИО44 ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО45 ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО46 ДД.ММ.ГГГГ г.р., свидетельство о регистрации по месту пребывания по адресу: <адрес>, и реквизиты банковского счета в ПАО «Сбербанк России» . Ознакомившись с предоставленными Карнаковой Л.Н. документами, она занесла данные о Карнаковой Л.Н. и ее детях в программу «СИЭР», где выбрала необходимую услугу: «получение областного единовременного пособия при рождении ребенка» и орган, уполномоченный осуществлять данную выплату - Курчатовское управление социальной защиты населения Администрации г. Челябинска. Далее, в программе сформировала бланк заявления о назначении областного единовременного пособия и передала его заявителю Карнаковой Л.Н., которая, ознакомившись, поставила свою подпись. Далее она сделала копии всех вышеуказанных документов, заверила их и оформила опись документов . Один экземпляр описи остался в материалах ОГАУ «МФЦ Челябинской области», второй хранился в Курчатовском УСЗН Администрации г. Челябинска. Заявителю Карнаковой Л.Н. она передала расписку о сдаче документов. (т. 1 л.д. 163-168).

Свидетель ФИО4 показала, что у нее есть знакомая Карнакова Л.Н., с которой они в дружеских отношениях. В мае 2022 года Карнакова Л.Н. сообщила ей, что в феврале 2022 года она родила дочку, назвала ее ФИО3. Родила дома, на учет в поликлинику не вставала. Для того, чтобы зарегистрировать ребенка и получить свидетельство о рождении, Карнакова Л.Н. попросила ее подтвердить факт рождения дочери ФИО3. Поскольку для цыган это характерно и зачастую они при рождении детей дома свидетельствуют о их рождении для их регистрации, она согласилась ей помочь. Деньги, иное вознаграждение, Карнакова Л.Н. ей не предлагала. Самого ребенка, она не видела. 25 мая 2022 года она вместе с Карнаковой Л.Н. встретились у Калининского отдела ЗАГСа. В отделе ЗАГС она подтвердила факт рождения Карнаковой Л.Н. ребенка, какой именно по счету это был ребенок у нее, она не знает. Сотрудник ЗАГСа предоставила ей заявление о рождении, которое она с сотрудника заполнила и подписала. Также она предоставила свой паспорт сотруднику, и та сделала копию. Карнаковой Л.Н. выдали свидетельство о рождении. О том, что Карнакова Л.Н. ее обманула, ей известно не было. (т. 1 л.д. 150-152).

Свидетель ФИО17, оперуполномоченный отделения ОЭБиПК ОП Советский УМВД России по г. Челябинску, пояснил, что к ним в отделение ЭБиПК поступила информация по определенным лицам, которые возможно незаконно использует подложные свидетельства о рождении. Была проведена проверка и установлено, что Карнакова Л.Н. предоставила заведомо ложные документы, на основании которых ей были назначены выплаты на нерождённого ребенка. С целью проверки поступившей оперативной информации и документирования факта противоправной деятельности Карнаковой Л.Н. были проведены оперативно-розыскное мероприятие «Наведение справок», «Опрос». В результате проведенных оперативно-розыскных мероприятий получены сведения, которые подтверждали причастность Карнаковой Л.Н. к хищению бюджетных денежных средств. Результаты оперативно-розыскной деятельности были переданы в следственный отдел для проведения проверки и решения вопроса о возбуждении уголовного дела (т. 1 л.д. 147-149).

Свидетель Карнакова Л.Н. показала, что проживает с пятью малолетними детьми и родственниками с цыганского табора, в том числе с сестрой ФИО27. Сестра не замужем, имеет двух несовершеннолетних детей – сын Карнаков М.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., и дочь Карнакова Т.В., ДД.ММ.ГГГГ г.<адрес> в 2022 году они решили оформить регистрацию для детей ФИО1. Когда они собирали документы для оформления регистрации, Луиза ей показала свидетельство о рождении на Карнакову О.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р.. Однако ей достоверно известно, что ФИО1 О.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., не рожала. ФИО1 ей пояснила, что ходила в один из отделов ЗАГС г. Челябинска и оформила документы на фактически не родившуюся дочь ФИО48, ДД.ММ.ГГГГ г.р., с целью дальнейшего получения социальных выплат в органах социальной защиты населения. Ей известно, что ФИО1 оформила пособия и выплаты в Курчатовском УСЗН Администрации г. Челябинска. С кем посещала органы ЗАГС ФИО1, и кто являлся свидетелем для оформления документов на несуществующую дочь ФИО49 ДД.ММ.ГГГГ г.р., ей неизвестно, та ей не говорила. Средства материнского капитала ФИО1 на ФИО47 ДД.ММ.ГГГГ г.р. не получала. ФИО1 получала социальные выплаты и пособия на принадлежащую ей банковскую карту. (т. 1 л.д. 153-157).

Свидетель ФИО14 показал, что проживает в цыганском таборе с семьей, а также с другими людьми из цыганского табора. У него есть знакомая Карнакова Л.Н. Проживает с ней в одном цыганском таборе, Луиза мать-одиночка, воспитывает двух детей. Общается с ФИО1 на цыганском языке. ФИО1 плохо слышит, поэтому, когда они с ней общаются на цыганском языке, так как русский та не знает, ему приходится говорить громче. От ФИО1 ему стало известно, что ее привлекают к уголовной ответственности за то, что та предоставила ложные сведения в ЗАГС, на основании чего получила свидетельство о рождении ребенка, которого та не рожала, после чего начала получать пособия на фактически не родившегося ребенка (т. 2 л.д. 56-58).

Помимо вышеприведенных показаний, виновность подсудимой также подтверждают письменные материалы дела, а именно:

- рапортом об обнаружении признаков преступления оперуполномоченного ОЭБ и ПК ОП Советский УМВД России по г. Челябинску старшего лейтенанта полиции ФИО17 о том, что в ходе проведения проверки, установлено, что Карнакова Л.Н. путем предоставления в ЗАГС Администрации г. Челябинска заведомо ложных сведений незаконно получила в Курчатовском Управлении социальной защиты Администрации г.Челябинска пособия и выплаты на фактически не родившегося ребенка (т. 1 л.д. 9);

- протоколом осмотра документов от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе которого осмотрены сведения по движению денежных средств по расчетному счету (отделение – г. Челябинск, <адрес> МИР Сберкарта (в руб.), RUR.), открытого на имя Карнаковой Л.Н. на диске с номером вокруг посадочного отверстия и установлено поступление денежных средств на расчетный счет:

22 июля 2022 года в размере 6 000 руб. от Комитета финансов города Челябинска с назначением платежа: «Единовременное пособие при рождении ребенка»;

10 августа 2022 года в размере 30 113 руб. 60 коп. от Министерства социальных отношений с назначением платежа: «Единовременная денежная выплата при рождении третьего и последующего ребенка до достижения 3х лет»;

15 сентября 2022 года в размере 13 688 руб. от Министерства социальных отношений с назначением платежа: «Единовременная денежная выплата при рождении третьего и последующего ребенка до достижения 3х лет».

12 октября 2022 года в размере 13 688 руб. от Министерства социальных отношений с назначением платежа: «Единовременная денежная выплата при рождении третьего и последующего ребенка до достижения 3х лет».

22 ноября 2022 года в размере 13 688 руб. от Министерства социальных отношений с назначением платежа: «Единовременная денежная выплата при рождении третьего и последующего ребенка до достижения 3х лет».

23 декабря 2023 года в размере 13 688 руб. от Министерства социальных отношений с назначением платежа: «Единовременная денежная выплата при рождении третьего и последующего ребенка до достижения 3х лет (т. 1 л.д. 28-33)

- протоколом осмотра документов от 20 июня 2023 года, в ходе которого осмотрены документы, касающиеся получения Карнаковой Л.Н. свидетельства о рождении, а именно: заявление о рождении, поступившее на личном приеме в Калининском отделе ЗАГС Администрации города Челябинска 25 мая 2022 года за рег. запись акта о рождении от 25 мая 2022 год; заявление Карнаковой Л.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р., в котором она просит произвести государственную регистрацию рождения ребенка, указывая дату рождения – ДД.ММ.ГГГГ г.р., имя ребенка – ФИО3, место рождения ребенка – Российская Федерация, Челябинская область, г. Челябинск, при этом сведения об отце ребенка просит не вносить, а основанием для государственной регистрации рождения является заявление лица, присутствовавшего во время родов вне медицинской организации и без оказания медицинской помощи 25 мая 2022 года – ФИО4; заявление от 25 мая 2022 года о рождении от ФИО4, проживающей по <адрес> , в заявлении указано, что ФИО4 подтверждает, что в ее присутствии Карнакова Л.Н. родила живорожденного ребенка вне медицинской организации и без оказания медицинской помощи, пол – женский, дата и время рождения – ДД.ММ.ГГГГ в 04 час. 00 мин., адрес – г. Челябинск, количество родившихся детей – один; копия паспорта гражданина РФ на имя ФИО4 серии 5019 от 19.08.2019 выданного ГУ МВД России по Новосибирской области (т. 1 л.д. 41-42);

- протоколом осмотра документов от 20 июня 2023 года, в ходе которого осмотрены документы, предоставленные в УСЗН:

решение Курчатовского Управления социальной защиты населения Администрации г. Челябинска от 25 июня 2022 года № о назначении пособия Закон Челябинской области № 417-ЗО от 27.10.2005 г. «Об областном единовременном пособии при рождении ребенка» Карнаковой Луизе Николаевне, ДД.ММ.ГГГГ г.р., паспорт гражданина России серия , проживающей по адресу: 454006, <адрес> областного единовременного пособия при рождении ребенка ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., свидетельство о рождении серия с 08 февраля 2022 года в размере 6 000 руб. с направлением выплаты в ПАО «Сбербанк» на л/с ;

заявление начальнику Курчатовского Управления социальной защиты населения Администрации г. Челябинска ФИО16 о назначении областного единовременного пособия при рождении ребенка ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения от ДД.ММ.ГГГГ;

решение Курчатовского Управления социальной защиты населения Администрации г. Челябинск о назначении пособия в соответствии с Законом Челябинской области от 30.08.2012 г. № 371-ЗО «О ежемесячной денежной выплате, назначаемой в случае рождения третьего и (или) последующего ребенка» в период с 25.06.2022 г. по 30.06.2022 г. в размере 2737,60 руб., с 01.07.2022 г. по 31.07.2022 г. в размере 13688,00 руб., с 01.08.2022 г. по 31.01.2025 г. в размере 13688,00 руб., с 01.02.2025 г. по 08.02.2025 г. в размере 3910,86 руб.;

заявление начальнику Курчатовского Управления социальной защиты населения Администрации г. Челябинска от Карнаковой Л.Н. о назначении ежемесячной денежной выплаты в случае рождения третьего и (или) последующего ребенка на ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения;

опись документов Областного государственного автономного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Челябинской области» дела , согласно которой 25 июня 2022 года документы передала Карнакова Л.Н., а приняла ФИО12;

опись документов Областного государственного автономного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Челябинской области» дела , согласно которой 25 июня 2022 года Карнакова Л.Н. передала, а ФИО12 принял документы;

свидетельства , , о регистрации по месту пребывания, соответственно, Карнаковой Т.В., Карнакова М.В., Карнаковой О.В. по адресу: <адрес> в двух копиях каждое;

реквизиты счета для рублевых переводов Карнаковой Л.Н.
Челябинской обделение ПАО «Сбербанк»
г. Челябинска в двух копиях (т. 1 л.д. 96-98)

- протоколом осмотра документов от 21 июня 2023 года, в ходе которого осмотрены: справка по операции ПАО «Сбербанк» о том что, 27 января 2023 года совершено зачисление по карте МИР Сберкарта **** , держателем которой является Луиза Николаевна К., денежных средств в размере 14 140 руб.; справка по операции ПАО «Сбербанк» о том что, 15 февраля 2023 года совершено зачисление по карте МИР Сберкарта **** , держателем которой является Луиза Николаевна К., денежных средств в размере 14 140 руб.; справка по операции ПАО «Сбербанк» о том что, 21 марта 2023 года совершено зачисление по карте МИР Сберкарта **** , держателем которой является Луиза Николаевна К., денежных средств в размере 14 140 руб.; свидетельство о рождении ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., где в качестве матери указана Карнакова Луиза Николаевна, место государственной регистрации Калининский отдел ЗАГС, дата выдачи ДД.ММ.ГГГГ, (т. 1 л.д. 178-180)

Все перечисленные выше доказательства признаются допустимыми, поскольку они собраны с соблюдением требований УПК РФ, сомнений в их достоверности не имеется, показания представителей потерпевших, свидетелей и подсудимой последовательны, не содержат противоречий, взаимно дополняют друг друга относительно юридически значимых обстоятельств, согласуются не только между собой, но и с другими исследованными в судебном заседании доказательствами. Поэтому они учитываются судом в качестве доказательств вины подсудимой и берутся за основу приговора. Совокупность исследованных в судебном заседании доказательств позволяет суду сделать вывод о полной виновности Карнаковой Л.Н. в совершённом преступлении.

Об умысле на совершение Карнаковой Л.Н. мошенничества при получении выплат, то есть хищения денежных средств при получении социальных выплат, установленных законами и иными нормативными правовыми актами, свидетельствует факт представления Карнаковой Л.Н. в Курчатовское Управление социальной защиты населения Администрации г. Челябинска свидетельства о рождении, содержащего недостоверные сведения о рождении несуществующего в действительности ребенка ФИО50 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в котором Карнакова Л.Н. указана единственным родителем - матерью, для получения социальных выплат на несуществующего в действительности ребенка, совершив хищение бюджетных денежных средств. При этом умыслом Карнаковой Л.Н. охватывалось завладение теми денежными средствами, что поступят на её расчетный счет. О размере назначаемых и назначенных социальных выплат она не была уведомлена, произвести самостоятельно расчет не могла.

Мошенничество признается оконченным с момента, когда имущество поступило в незаконное владение виновного и тот получил реальную возможность пользоваться или распорядиться им по своему усмотрению.

Сумма похищенных Карнаковой Л.Н. денежных средств подтверждается, как представленными ПАО «Сбербанк» по запросу сведениями по движению денежных средств, так и представленными справками по операциям ПАО «Сбербанк». Фактически в распоряжение Карнаковой Л.Н. поступило от Администрации г.Челябинска 6000 руб. и от Министерства социальных отношений Челябинской области в размере 127285 руб. 60 коп., а всего на общую сумму 133285 руб. 60 коп. В связи с изложенным суд считает, что квалификация действий Карнаковой Л.Н. как совершение хищения в крупном размере является излишней.

Суд квалифицирует преступные действия подсудимой Карнаковой Л.Н. по ч.1 ст. 159.2 УК РФ, как мошенничество при получении выплат, то есть хищение денежных средств при получении иных социальных выплат, установленных законами и иными нормативными правовыми актами, путем предоставления заведомо ложных сведений.

Каких-либо сомнений относительно вменяемости Карнаковой Л.Н. не имеется. Согласно заключению комиссии экспертов от 31.01.2024 года, в период инкриминируемого деяния, и настоящее время у Карнаковой Л.Н. какого-либо психического расстройства не выявлено. Карнакова Л.Н. могла в период инкриминируемого деяния осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими. По своему психическому состоянию Карнакова Л.Н. может осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими, может понимать значение уголовного судопроизводства и своего процессуального положения и способна к совершению действий, направленных на реализацию своих процессуальных прав и обязанностей; может самостоятельно осуществлять свое право на защиту; могла правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и может давать показания. (т. 2 л.д. 75-78)

Согласно показаний заведующего сурдологопедическим кабинетом ГБУЗ «ЧОКБ» консультативной поликлиники ФИО13 у Карнаковой Л.Н. есть нарушения слуха, но она не является глухой, глухонемой и на момент осмотра распознавала речь. (т. 2 л.д. 52-54)

Суд признает Карнакову Л.Н. подлежащей уголовной ответственности и наказанию.

При назначении наказания Карнаковой Л.Н. суд учитывает характер и степень общественной опасности совершённого преступления, обстоятельства дела и данные о личности подсудимой, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих наказание обстоятельств, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденной и на условия жизни ее семьи.

Карнакова Л.Н. несудимая, на учете у врача-психиатра и врача-нарколога не состоит.

В качестве смягчающих наказание обстоятельств, предусмотренных п. «г», «и» ч. 1 и ч. 2 ст. 61 УК РФ, суд признаёт наличие двух малолетних детей, активное способствованию раскрытию и расследованию преступления, путем дачи признательных показаний, полное признание вины, раскаяние в содеянном, состояние ее здоровья.

Отягчающих наказание обстоятельств, предусмотренных ст. 63 УК РФ, судом не установлено.

С учетом социального положения подсудимой, сведений о ее личности, суд полагает необходимым назначить наказание в виде штрафа.

Правила ст. 62 УК РФ не распространяются на случаи назначения менее строгого вида наказания, указанного в санкции статьи Особенной части УК РФ, за совершенное преступление.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 УК РФ преступление, предусмотренное ч.1 ст. 159.2 УК РФ, относится к категории преступлений небольшой тяжести, в связи с чем, обсуждение вопроса о применении положений ч.6 ст. 15 УК РФ, по мнению суда, является нецелесообразным.

Оснований для применения при назначении наказания положений ст.64 УК РФ не имеется, поскольку исключительных обстоятельств по делу не установлено.

Такое наказание, по мнению суда, будет вполне соответствовать целям назначения наказания: восстановление социальной справедливости, исправление осужденной и предупреждение совершения ею новых преступлений.

Мера пресечения в виде подписки о невыезде о надлежащем поведении подлежит оставлению без изменения до вступления приговора в законную силу.

Вопрос о вещественных доказательствах суд разрешает в соответствии с положениями ст. 81 УПК РФ.

Разрешая вопрос о гражданских исках, заявленных представителями потерпевших, о взыскании с Карнаковой Л.Н. в пользу Администрации г.Челябинска 6000 руб. 00 коп., а в пользу Министерства социальных отношений Челябинской области – 127285 руб. 60 коп. в возмещение причинённого материального ущерба, суд считает необходимым удовлетворить иски полностью, взыскав с подсудимой данные суммы. Сама Карнакова Л.Н. исковые требования признала полностью.

Вещественными доказательствами по данному уголовному делу надлежит распорядиться в соответствии со ст. 81 УПК РФ.

Руководствуясь ст. 296-299, 302, 304, 307-310 УПК РФ, суд

п р и г о в о р и л :

Карнакову Луизу Николаевну признать виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 159.2УК РФ, и назначить наказание в виде штрафа в сумме 60 000 (шестьдесят тысяч) рублей с рассрочкой 6 месяцев равными частями.

Реквизиты для зачисления штрафа по уголовному делу:
Получатель платежа: УФК по Челябинской области (ГУ МВД России по Челябинской области) ИНН 7453040734; КПП 745301001
наименование банка получателя средств: Отделение Челябинск Банка России/УФК по Челябинской области г. Челябинск Номер счета банка получателя средств (номер банковского счета, входящего в состав единого казначейского счета) - 40102810645370000062 Номер счета получателя (казначейского счета) - 03100643000000016900 БИК банка получателя средств (БИК УФК) 017501500 Лицевой счет: 04691475410 ОКАТО 75203807000; ОКТМО 75701000 КБК18811603200010000140 УИН 18857423010440011476.

Меру пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении отменить после вступления приговора в законную силу.

Гражданский иск прокурора Советского района г. Челябинска в интересах муниципального образования г. Челябинск в лице администрации г. Челябинска удовлетворить полностью.

Взыскать с Карнаковой Луизы Николаевны, <данные изъяты> в пользу муниципального образования – город Челябинск в счет возмещения материального ущерба, причиненного преступлением, денежную сумму в размере 6000 руб.

Гражданский иск Министерства социальных отношений Челябинской области удовлетворить полностью.

Взыскать с Карнаковой Луизы Николаевны <данные изъяты> в пользу Министерства социальных отношений Челябинской области в счет возмещения материального ущерба, причиненного преступлением, денежную сумму в размере 127 285 (сто двадцать семь тысяч двести восемьдесят пять) руб. 60 коп.

После вступления приговора в законную силу вещественные доказательства: сведения по движению денежных средств на диске, копию заявления о рождении, копию заявления ФИО4, копию паспорта ФИО4, копии решений о назначении пособий, копию заявления о назначении областного единовременного пособия, копию заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты, копию объяснительной, копию паспорта Карнаковой Л.Н., копии свидетельств о рождении детей, копии описей документов ОГАУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Челябинской области», копии свидетельств о регистрации по месту пребывания, реквизиты счета, копии справок по операциям - хранить в материалах уголовного дела (т.1 л.д. 34, 43, 99-101, 181-185);

Приговор может быть обжалован в апелляционном порядке в Судебную коллегию по уголовным делам Челябинского областного суда в течение 15 суток со дня провозглашения, а лицом, содержащимся под стражей, в тот же срок со дня получения копии приговора суда.

Судья      <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

1-557/2024

Категория:
Уголовные
Истцы
Безбабная Н.А.
Другие
Карнакова Луиза Николаевна
Орлов Артем Валентинович
Титова С.В.
Симаева Валентина Алексеевна
Суд
Курчатовский районный суд г. Челябинск
Судья
Скворонова Мария Георгиевна
Статьи

159.2

Дело на странице суда
kurt.chel.sudrf.ru
11.04.2024Регистрация поступившего в суд дела
11.04.2024Передача материалов дела судье
06.05.2024Решение в отношении поступившего уголовного дела
14.05.2024Судебное заседание
24.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.05.2024Дело оформлено
14.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее