Дело № 2-22/2020
Строка 2.209
УИД 75RS0009-01-2020-000026-61
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Газимурский Завод 3 февраля 2020 года
Газимуро-Заводский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Намнановой А.Г.
при секретаре Окуневой Д.А.,
с участием процессуального истца – прокурора Газимуро-Заводского района Хамируева Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании объединенные в одно производство гражданские дела с № 2-18/2020 по № 2-22-/2020 по исковым требованиям прокурора Газимуро-Заводского района Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Тайнинская основная общеобразовательная школа», Муниципальному общеобразовательному учреждению «Трубачевская основная общеобразовательная школа», Муниципальному общеобразовательному учреждению «Газимуро-Заводская средняя общеобразовательная школа», Муниципальному общеобразовательному учреждению «Ушмунская средняя общеобразовательная школа», Муниципальному учреждению дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа» Газимуро-Заводского района об обязании установить перед входом в здание учреждения информационное табло (тактильную табличку) с наименованием учреждения и текстом, с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля,
установил:
Прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с исковыми заявлениями, указав в обоснование заявленных требований на следующие обстоятельства. Прокуратурой района в рамках осуществления надзора за исполнением законов о социальной защите отдельных категорий граждан проведена проверка в МОУ «Тайнинская ООШ», МОУ «Трубачевская ООШ», МОУ «Газимуро-Заводская СОШ», МОУ «Ушмунская СОШ», МУ ДО «ДЮСШ» Газимуро-Заводского района. В ходе проверки установлено, что перед входами в здания отсутствуют информационные табло (тактильные таблички) с наименованием учреждения, графиком работы и иной значимой информацией с плосковыпуклым шрифтом и текстом, с использованием шрифта Брайля. В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности, дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика. Ответчиками нарушено законодательство о социальной защите инвалидов, что влечет за собой нарушение права на беспрепятственный доступ инвалидов к информации, к объектам социальной инфраструктуры, нарушение права неопределенного круга лиц на получение гарантированной законом информации. В связи с изложенным, просит обязать ответчиков в срок до 01.07.2020 года установить перед входом в здание учреждения информационное табло (тактильную табличку) с наименованием учреждения и текстом, с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля.
В соответствии со ст. 151 ГПК РФ данные гражданские дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения, поскольку такое объединение будет способствовать правильному и своевременному рассмотрению и разрешению дела.
В судебном заседании процессуальный истец – прокурор района Хамируев Д.В. исковые требования к МОУ «Тайнинская ООШ», МОУ «Трубачевская ООШ», МОУ «Газимуро-Заводская СОШ», МУ ДО «ДЮСШ» Газимуро-Заводского района поддержал в полном объеме, просил удовлетворить, в части иска к МОУ «Ушмунская СОШ» отказался в связи с добровольным исполнением ответчиком требований прокурора.
Представители ответчиков МОУ «Тайнинская ООШ», МОУ «Трубачевская ООШ», МОУ «Газимуро-Заводская СОШ», МУ ДО «ДЮСШ» Газимуро-Заводского района в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие, представили суду заявления о признании исковых требований.
В соответствии с ч.5 ст. 167 ГПК РФ суд на месте вынес определение о рассмотрении дела в отсутствие ответчиков.
Определением суда от 3 февраля 2020 года производство по настоящему гражданскому делу в части иска прокурора Газимуро-Заводского района к МОУ «Ушмунская СОШ» прекращено в связи с добровольным исполнением ответчиком требований прокурора.
Выслушав процессуального истца, изучив письменные доказательства по материалам дела, суд приходит к следующему.
В силу Федерального закона от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов», принятой в г. Нью-Йорке 13.12.2006 года, государства-участники обязуются обеспечивать и поощрять полную реализацию всех прав человека и основных свобод всеми инвалидами без какой бы то ни было дискриминации по признаку инвалидности.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются гарантии социальной защиты.
Согласно п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как установлено ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер, и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.
Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ).
Социально-средовая реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 ст. 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ, одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее, в том числе социально-бытовую адаптацию.
Согласно ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, учитывая его социальную значимость, является одной из важнейших целевых задач при создании и ведении социальной политики в Российской Федерации.
К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся, в числе прочего, здания социального значения, административные здания и сооружения.
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Закрепленная в абз. 6 ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ льгота предполагает дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
Аналогичные положения содержит п. 3 ч. 4 ст. 19 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», согласно которому при предоставлении социальных услуг в полустационарной форме или в стационарной форме должны быть обеспечены, в том числе дублирование текстовых сообщений голосовыми сообщениями, оснащение организации социального обслуживания знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, ознакомление с их помощью с надписями, знаками и иной текстовой и графической информацией на территории такой организации, а также допуск тифлосурдопереводчика, допуск собак-проводников.
Судом установлено, что прокуратурой Газимуро-Заводского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере социальной защиты отдельных категорий граждан в ряде образовательных учреждений Газимуро-Заводского района Забайкальского края.
В настоящее время перед входами в здания МОУ «Тайнинская ООШ», МОУ «Трубачевская ООШ», МОУ «Газимуро-Заводская СОШ», МУ ДО «ДЮСШ» Газимуро-Заводского района информационные табло (тактильные таблички) с наименованием учреждения и текстом, с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля не установлены.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что здания МОУ «Тайнинская ООШ», МОУ «Трубачевская ООШ», МОУ «Газимуро-Заводская СОШ», МУ ДО «ДЮСШ» Газимуро-Заводского района являются объектами социальной инфраструктуры и общественными зданиями, и на них в полной мере распространяются требования вышеназванных норм, в силу которых помещения учреждений должны быть приспособлены для доступа инвалидов.
При этом, суд исходит из того, что несоблюдение вышеуказанных требований действующего законодательства является нарушением прав и свобод граждан, установленных ст. ст. 7, 18, 19 и 45 Конституции Российской Федерации, поскольку обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социального назначения является одним из способов обеспечения их права на достойную жизнь и свободное развитие.
В соответствии с частями 1 и 2 ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В силу ст. 173 Гражданского процессуального кодекса РФ признание иска ответчиком заносится в протокол судебного заседания и подписывается ответчиком. В случае если признание иска выражено в адресованном суду заявлении в письменной форме, это заявление приобщается к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания. Суд разъясняет ответчику последствия признания иска. При признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Согласно части 4.1 статьи 198 ГПК РФ, в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
В ходе рассмотрения настоящего дела представители ответчиков МОУ «Тайнинская ООШ» Куликова Е.Н., МОУ «Трубачевская ООШ» Веснина Н.А, МОУ «Газимуро-Заводская СОШ» Уварова Г.Ф., МУ ДО «ДЮСШ» Газимуро-Заводского района Кочнев В.М., реализуя свое процессуальное распорядительное право, признали иск в форме отдельного заявления приобщенного к материалам дела. Правовые последствия признания иска представителям ответчиков понятны.
Признание иска является процессуальным правом ответчиков, не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Рассмотрев заявления ответчиков о признании исковых требований, выслушав мнение истца, считавшего возможным принять признание ответчиками иска, суд считает необходимым их принять, так как данные заявления сделаны добровольно, с осознанием его последствий.
С учетом вышеизложенного, суд находит заявленные прокурором требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, при этом исходя из положений ст. 206 ГПК РФ, а также необходимости временных и финансовых затрат, суд полагает возможным установить срок исполнения решения суда до 1 июля 2020 года.
На основании пп. 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ прокурор, обратившийся в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, освобожден от уплаты государственной пошлины.
На основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера госпошлина оплачивается для физических лиц в размере 300 рублей; для организаций - 6 000 рублей.
Как усматривается из иска, требования заявлены прокурором в интересах неопределенного круга лиц – маломобильных групп населения Газимуро-Заводского района Забайкальского края, в связи с чем, размер подлежащей взысканию с ответчика государственной пошлины должен составлять 300 рублей, в соответствии с пп. 3 п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ.
Поскольку прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина за рассмотрение удовлетворенных неимущественных исковых требований в соответствии со ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит взысканию с ответчиков в размере 300 рублей в доход местного бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 39, 173 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Газимуро-Заводского района удовлетворить.
Обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение «Тайнинская основная общеобразовательная школа» в срок до 1 июля 2020 года установить перед входом в здание учреждения информационное табло (тактильную табличку) с наименованием учреждения и текстом, с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля.
Обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение «Трубачевская основная общеобразовательная школа» в срок до 1 июля 2020 года установить перед входом в здание учреждения информационное табло (тактильную табличку) с наименованием учреждения и текстом, с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля.
Обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение «Газимуро-Заводская средняя общеобразовательная школа» в срок до 1 июля 2020 года установить перед входом в здание учреждения информационное табло (тактильную табличку) с наименованием учреждения и текстом, с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля.
Обязать Муниципальное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа» Газимуро-Заводского района в срок до 1 июля 2020 года установить перед входом в здание учреждения информационное табло (тактильную табличку) с наименованием учреждения и текстом, с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля.
Взыскать с Муниципального общеобразовательного учреждения «Тайнинская основная общеобразовательная школа» государственную пошлину в размере 300 рублей в доход местного бюджета.
Взыскать с Муниципального общеобразовательного учреждения «Трубачевская основная общеобразовательная школа» государственную пошлину в размере 300 рублей в доход местного бюджета.
Взыскать с Муниципального общеобразовательного учреждения «Газимуро-Заводская средняя общеобразовательная школа» государственную пошлину в размере 300 рублей в доход местного бюджета.
Взыскать с Муниципального учреждения дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа» Газимуро-Заводского района государственную пошлину в размере 300 рублей в доход местного бюджета.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Газимуро-Заводский районный суд в течение месяца со дня его изготовления.
Председательствующий Намнанова А.Г.
Решение изготовлено 3 февраля 2020 года.