№ 2а – 59 2020 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 марта 2020 года пос.Вожега
Вожегодский районный суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Трусова В.Ю.,
при секретаре Демченко Н.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению руководителя администрации Вожегодского городского поселения Кошелева С.В. об оспаривании предписания врио главного государственного инспектора безопасности дорожного движения по Вожегодскому району,
у с т а н о в и л :
руководитель администрации Вожегодского городского поселения Кошелев С.В. обратился в суд с просьбой признать предписание врио главного государственного инспектора безопасности дорожного движения по Вожегодскому району Коткова Д.Н. от <дата обезличена> незаконным. В обоснование иска указано, что администрация Вожегодского городского поселения в соответствии с действующим законодательством осуществляет дорожную деятельность в границах пос.Вожега, является собственником автомобильной дороги по ул.Советская в пос.Вожега. МВД РФ и Росавтодором подготовлен порядок разработки и утверждения проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах, но в администрации Вожегодского городского поселения проект организации дорожного движения в настоящее время не разработан и не принят. <дата обезличена> главой Вожегодского городского поселения был утверждён рабочий проект «Дислокация дорожных знаков по улицам посёлка Вожега Вологодской области», которым предусмотрено, что изменения в утверждённую дислокацию производятся с разрешения органов её утвердивших. На основании неотменённого постановления администрации Вожегодского городского поселения от <дата обезличена> <номер обезличен> из Дислокации дорожных знаков исключён дорожный знак 3.28 «Стоянка запрещена» и табличка 8.2.3 «Зона действия», установленные на отметке 153 на ул. Советская в пос.Вожега. Действия администрации Вожегодского городского поселения в данном случае не противоречат действующему законодательству, предписание от <дата обезличена> о восстановлении дорожного знака в связи с этим является незаконным.
В возражениях на иск врио заместителя начальника ОГИБДД МО МВД РФ «Харовский» (дислокация пос.Вожега) Котков Д.Н. указал, что <дата обезличена> им в ходе обследования участка дороги на ул.Советская в пос.Вожега было установлено, что на отметке 0 км + 153 м на ул.Советская отсутствуют дорожные знаки 3.28 «Стоянка запрещена» с табличкой 8.2.3 «Зона действия», предусмотренные рабочим проектом «Дислокация дорожных знаков по улицам посёлка Вожега Вологодской области», что не соответствует требованиям п.6.2.1 ГОСТ Р 50597-2017 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям безопасности дорожного движения». <дата обезличена> руководителю администрации Вожегодского городского поселения им, как уполномоченным лицом, было выдано предписание восстановить указанные дорожные знаки. Постановление администрации Вожегодского городского поселения от <дата обезличена> <номер обезличен> не соответствует требованиям законодательства, поскольку внесённые в дислокацию дорожных знаков изменения не были согласованы с ОГИБДД МО МВД РФ «Харовский».
В судебном заседании руководитель администрации Вожегодского городского поселения Кошелев С.В. административные исковые требования поддержал, дополнительно пояснил, что дорожный знак «Стоянка запрещена» и табличка «Зона действия» на отметке 153 м на ул.Советская отсутствует более пяти лет, кем и на каком основании они были демонтированы, неизвестно. С учётом сложившейся за последние годы дорожной обстановкой, возросшим количеством автомобилей, участвующих в дорожном движении и приведением дислокации дорожных знаков в соответствие с фактическим положением было принято постановление об исключении указанных дорожных знаков из дислокации. Оспариваемое предписание администрацией городского поселения было получено <дата обезличена>, в этот же день было направлено сообщение в ОГИБДД МО МВД РФ «Харовский» о том, что оснований для исполнения предписания не имеется.
Старший государственный инспектор дорожного надзора ОГИБДД МО МВД РФ «Харовский» Котков Д.Н. в судебном заседании исковые требования не признал по основаниям, изложенным в возражениях, дополнительно пояснил, что рабочий проект «Дислокация дорожных знаков по улицам посёлка Вожега Вологодской области» разработан ООО «Геолес», имеющим лицензию на осуществление данной деятельности, он согласован с ОГИБДД, утверждён постановлением главы Вожегодского городского поселения от <дата обезличена>, с учётом положений этой дислокации осуществляется организация дорожного движения в пос.Вожега. Изменения в дислокацию могут разрабатывать организации, имеющие лицензию на этот вид деятельности, и согласовываться с органами, осуществляющими надзор в области безопасности дорожного движения.
Исследовав представленные материалы, заслушав мнения сторон, суд приходит к следующему.
В соответствии с пп.5 п.1 ст.14 Федерального закона от <дата обезличена> №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесено к вопросам местного значения поселения.
Отношения, возникающие в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в РФ, регулируются Федеральным законом от <дата обезличена> №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Закон №257-ФЗ), в силу ст.13 которого, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно ч.9 ст.5 Закона №257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населённых пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.
Планирование дорожной деятельности осуществляется уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на основании документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ (ст.14 Закона №257-ФЗ).
В соответствии с ч.4 ст.6 Федерального закона от <дата обезличена> №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (Закон №196-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населённых пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населённых пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
По смыслу ст.21 Закона №196-ФЗ мероприятия по организации дорожного движения в границах населённых пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.
В целях использования единого подхода по применению положений новых государственных стандартов в области безопасности дорожного движения Министерством внутренних дел РФ и Федеральным дорожным агентством был подготовлен Порядок разработки и утверждения проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах (Порядок), содержащийся в Письме МВД РФ от <дата обезличена> <номер обезличен> и Росавтодора от <дата обезличена> <номер обезличен>.
Разработка проектов организации дорожного движения в соответствии с указанным письмом осуществляется по мере завершения сроков действия существующих схем дислокации дорожных знаков и схем горизонтальной дорожной разметки. Порядок разработки и утверждения дислокаций дорожных знаков на автомобильные дороги от <дата обезличена> в дальнейшей работе не применяется.
Из материалов дела следует, что постановлением главы Вожегодского городского поселения от <дата обезличена> утверждён рабочий проект «Дислокация дорожных знаков по улицам посёлка Вожега Вологодской области», согласно которой на отметке (153) на ул.Советская в пос.Вожега должен быть установлен дорожный знак 3.28 «Стоянка запрещена» и табличка 8.2.3 «Зона действия». Данные дорожный знак и табличка на указанной отметке отсутствуют с неустановленного времени и по неустановленным основаниям. Улица Советская в пос.Вожега включена в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения Вожегодского городского поселения, утверждённый постановлением администрации Вожегодского городского поселения от <дата обезличена> <номер обезличен>.
<дата обезличена> врио главного государственного инспектора безопасности дорожного движения по Вожегодскому району Котковым Д.Н. в ходе проверки было установлено, что на отметке 0 км + 153 м на ул. Советская в пос.Вожега отсутствуют дорожный знак и табличка, предусмотренные дислокацией дорожных знаков, что противоречит требованиям п.6.2.1 ГОСТ Р 50597-2017, предписывающего установку дорожных знаком по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утверждённым проектом (схемой) организации дорожного движения. В адрес руководителя администрации Вожегодского городского поселения <дата обезличена> направлено предписание о восстановлении дорожного знака. 28 «Стоянка запрещена» и таблички 8.2.3 «Зона действия» в течение двух суток с момента получения предписания. Данное предписание администрацией Вожегодского городского поселения не было исполнено, поскольку, по их мнению, являлось незаконным.
<дата обезличена> администрацией Вожегодского городского поселения вынесено постановление <номер обезличен> об исключении дорожного знака 3.28 «Стоянка запрещена» и таблички 8.2.3 «Зона действия» на ул.Советская в пос.Вожега из дислокации дорожных знаков по улицам посёлка Вожега.
При отсутствии в настоящее время в администрации Вожегодского городского поселения проекта организации дорожного движения, документом, регулирующим организацию дорожного движения, в частности на улице Советская в пос.Вожега, является рабочий проект «Дислокация дорожных знаков по улицам посёлка Вожега Вологодской области». Но поскольку согласно указанного выше письма МВД РФ и Росавтодора порядок разработки и утверждения дислокаций дорожных знаков на автомобильные дороги в настоящее время не применяется, суд считает, что изменения в организацию дорожного движения могут быть внесены только в соответствии с положениями, предусмотренными в Порядке разработки и утверждения проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах.
В силу п.п.7, 8 Порядка заказчик после получения документации от разработчика обязан своевременно вносить в неё изменения, связанные с введением в действие новых нормативных документов. Изменения к проекту организации дорожного движения должны быть согласованы с подразделением ГИБДД в соответствии с п.5 Порядка.
Таким образом, изменения в действующую дислокацию дорожных знаков по улицам посёлка Вожега, в части исключения дорожного знака 3.28 «Стоянка запрещена» и таблички 8.2.3 «Зона действия» на ул.Советская в пос.Вожега, по мнению суда, могли быть внесены только после получения от разработчика соответствующей документации и согласования с ОГИБДД МО МВД РФ «Харовский». Вынесенное администрацией Вожегодского городского поселения постановление от <дата обезличена> <номер обезличен> не может являться основанием для внесения изменений в дислокацию. Факт отсутствия указанных дорожного знака и таблички в предусмотренном дислокацией месте на протяжении длительного времени, правового значения для рассматриваемого дела не имеет.
При таких обстоятельствах изложенное в оспариваемом предписании требование восстановить дорожный знак 3.28 «Стоянка запрещена» и табличку 8.2.3 «Зона действия» соответствует действующему законодательству в области обеспечения безопасности дорожного движения. Предписание выдано уполномоченным должностным лицом. Оснований для признания данного предписания незаконным судом не установлено, в связи с чем административный иск удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.176-180 и 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
руководителю администрации Вожегодского городского поселения Кошелеву С.В. в удовлетворении административного иска о признании предписания незаконным отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд в течение месяца со дня его принятия с подачей жалобы через Вожегодский районный суд.
Председательствующий судья В.Ю. Трусов