Решение по делу № 2-440/2018 от 07.05.2018

Мотивированное решение изготовлено 25.06.2018 Дело № 2-440/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 июня 2018 года г. Артемовский

Артемовский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Соломиной Т.В., при секретаре Гужавиной О.А., с участием истца Бачуриной О.Г., представителя ответчика Пономаревой Е.В., при участии помощника Артемовского городского прокурора Фаттаховой З.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

по иску Бачуриной Ольги Геннадьевны к главе Артемовского городского округа Самочернову Андрею Вячеславовичу о признании незаконным и отмене распоряжения № 42-РГ от 11.04.2018 об увольнении, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, расходов на лечение,

УСТАНОВИЛ:

Бачурина О.Г. обратилась в суд с иском (с учетом изменения в ходе судебного разбирательства) к главе Артемовского городского округа Самочернову Андрею Вячеславовичу о признании незаконным и отмене распоряжения № 42-РГ от 11.04.2018 «О расторжении трудового договора, освобождении от замещаемой должности муниципальной службы и увольнении с муниципальной службы Бачуриной О.Г.», о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула с 12.04.2018 и по день вынесения судом решения, компенсации морального вреда в сумме 300000 рублей, расходов на лечение в размере 4 200 рублей.

Определением Артемовского городского суда Свердловской области от 23.05.2018 (в протокольной форме) к участию в деле в качестве 3 лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Министерство финансов Свердловской области (л.д.143).

В обоснование заявленных требований истец Бачурина О.Г. указала, что распоряжением главы Артемовского городского округа от 11.04.2018 № 42-РГ как заместитель главы Администрации АГО 11.04.2018 уволена с муниципальной службы, освобождена от замещаемой должности муниципальной службы и с ней расторгнут срочный трудовой договор от 15.07.2015 «в связи с нарушением установленных правил заключения трудового договора, исключающим возможность продолжения работы». Основанием для увольнения в распоряжении указаны: «пункт 11 части первой Трудового Кодекса Российской Федерации и письменный отказ от замещения предложенной вакантной должности в Администрации АГО от 10.04.2018.» С распоряжением главы от 11.04.2018 и увольнением истец категорически не согласна. Считает увольнение незаконным, необоснованным, а указанное распоряжение - подлежащим отмене. Представителем нанимателя (работодателем) были грубо нарушены федеральное законодательство и трудовые права истца: отсутствовало какое-либо законное основание для увольнения; в распоряжении об увольнении не указано конкретное основание для увольнения; нарушен в отношении истца порядок увольнения. Действиями представителя нанимателя (работодателя), направленными на увольнение, истцу был причинен существенный моральный вред, отрицательно сказавшийся на ее здоровье, который она оценивает в размере 300000 руб. Медицинские документы подтверждают ухудшение состояния здоровья истца, в связи с перенесенным и продолжающимся у нее стрессом, как реакцией на незаконное увольнение, расходы на приобретение медикаментов составили 4200 руб. (л.д. 2-4).

В ходе судебного разбирательства истец Бачурина О.Г. исковые требования, с учетом их увеличения, поддержала. Дополнив, что имеющееся у нее профессиональное образование соответствует квалификационным требованиям занимаемой должности. У истца имеется специалитет, получено второе высшее экономическое образование и стаж муниципальной и государственной службы более 24 лет, получена профессиональная переподготовка. Кроме того, считает, что нарушена процедура увольнения истца, поскольку, ей не были предложены все вакантные муниципальные должности в Артемовском городском округе, в том числе и вакантные должности в структурных подразделениях, отделах, управлениях, в том числе в самом Финансовом управлении, в территориальных органах местного самоуправления. Фактическое наличие (отсутствие) вакантных должностей документально не подтверждено. Истец только в феврале 2018 была ознакомлена с должностной инструкцией занимаемой должности заместителя главы. Также ссылалась на то, что процедура соблюдения порядка проведения комиссии 20.03.2018, была нарушена.

В судебном заседании представитель ответчика Пономарева Е.В., действуя по доверенности (л.д.69), возражала против удовлетворения исковых требований по изложенным в отзыве доводам (л.д.71-77), согласно которого, утверждение истца об отсутствии законного основания для увольнения является несостоятельным. Бачурина О.Г. замещала должность заместителя главы Администрации АГО - начальника Финансового управления Администрации АГО на основании распоряжения от № 42-РГ. 26.01.2018 в адрес главы АГО поступило представление Артемовского городского прокурора об устранении нарушений федерального законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции, из которого следует, что Бачурина О.Г. не соответствует квалификационным требованиям.

Истец имеет высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Экономика» уровня бакалавриат, назначение истца на должность муниципальной службы высшей группы состоялось с 01.05.2017, положения пункта 9 решения Думы Артемовского городского округа от 27.10.2016 № 23, устанавливающего категории лиц, к которым не применяется квалификационное требование о наличии высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры, на истца не распространяются, имеющееся у истца образование не соответствует квалификационным требованиям, предъявляемым к должности муниципальной службы заместителя главы Администрации АГО - начальника Финансового управления Администрации АГО. Истец не отвечала необходимым квалификационным требованиям занимаемой должности, которая требовала наличие высшего образования, не ниже уровня специалитета, магистратуры по специальности «Экономика» и стаж муниципальной службы не менее шести лет или стаж работы по специальности, направлению подготовки не менее семи лет. В соответствии со штатным расписанием Администрации АГО, утвержденным распоряжением Администрации АГО от 29.12.2017 № 230-РА, в Администрации АГО по состоянию на 20.03.2018 (дата заседания комиссии по исчислению стажа муниципальной службы, определению соответствия кандидата квалификационным требованиям для замещения должности муниципальной службы) имеются следующие вакантные должности: управляющий делами Администрации АГО; советник главы АГО; ведущий специалист отдела организации и обеспечения деятельности Администрации АГО; ведущий специалист юридического отдела Администрации АГО; инспектор военно-учетного стола Администрации АГО. Учитывая квалификационные требования к замещению названных вакантных должностей муниципальной службы, документы об образовании истца, комиссией принято решение о соответствии истца вакантной должности инспектора военно-учетного стола Администрации АГО. Уведомление с предложением о замещении имеющейся вакантной должности вручено истцу 10.04.2018; от замещения указанной должности истец отказалась. Изложенные обстоятельства явились основанием для увольнения истца с муниципальной службы, освобождении от замещаемой должности, расторжения трудового договора от 15.07.2015 в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Утверждение истца об отсутствии в распоряжении об увольнении конкретного основания для увольнения (не указана норма ТК РФ или иного федерального закона, которые нарушены при заключении трудового договора от 15.07.2015) является несостоятельным. Основанием для расторжения трудового договора является п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Вместе с тем, трудовое законодательство не возлагает на работодателя обязанность указывать в распорядительном документе об увольнении какие- либо иные нормы законодательства в качестве дополнительных оснований для расторжения трудового договора по п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Утверждение истца о нарушении работодателем ч. 2 ст. 84 ТК РФ является не состоятельным. Глава АГО не является представителем нанимателя (работодателем) для муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Артемовского городского округа, указанных в подпунктах 5-18 пункта 1 статьи 21 Устава, а также не является представителем нанимателя (работодателем) для руководителей органов местного самоуправления городского округа, указанных в подпунктах 1, 3.1. пункта 1 статьи 21 Устава АГО. Представителями нанимателя (работодателями) в иных органах местного самоуправления АГО, а также в отраслевых (функциональных) органах Администрации АГО. Ответчик просил в иске отказать в полном объеме (л.д. 71-77).

В ходе судебных заседаний, представитель ответчика Пономарева Е.В. дополняла, что вакантные должности руководителей функциональных (отраслевых) органов Администрации АГО, органов местного самоуправления Артемовского городского округа, территориальных органов местного самоуправления Артемовского городского округа, представителем нанимателя для которых является Глава Артемовского городского округа, отсутствовали за период с 20.03.2018 и по 11.04.2018. Также поясняла, что дата принятия распоряжения 16.04.2018 обусловлена тем, что в отношении ФИО1 проводилась служебная проверка по факту невыхода ее на работу с 06.04.2018, которая была окончена 16.04.2018. В связи с чем, днем увольнения являлся последний рабочий день ФИО1, т.е., 06.04.2018, который был установлен только 16.04.2018, после увольнения истца.

Представитель 3 лица Министерства финансов Свердловской области Строганов А.Н. поддержал требования истца, пояснив, что оснований к увольнению истца не было.

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

В силу ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. В соответствии со ст.ст. 12, 56 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее Закон № 25-ФЗ от 02.03.2007), муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

В соответствии со ст. 394 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) в случае признания увольнения незаконным, работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим трудовой спор.

В соответствии со ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом. В случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате: избрания на должность; избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности; назначения на должность или утверждения в должности; направления на работу уполномоченными в соответствии с федеральным законом органами в счет установленной квоты; судебного решения о заключении трудового договора.

Согласно ч. ч. 6 и 7 ст. 16 Закона № 25-ФЗ от 02.03.2007 поступление гражданина на муниципальную службу осуществляется в результате назначения на должность муниципальной службы на условиях трудового договора в соответствии с трудовым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных названным Федеральным законом.

В силу положений ст. 3 ТК РФ каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.

Из совокупности представленных и исследованных в судебном заседании письменных материалов дела установлено, что 15.07.2015 между Артемовским городским округом в лице представителя нанимателя (работодателя) главы Администрации Артемовского городского округа Позняк Т.А. и Бачуриной Ольгой Геннадьевной был заключен срочный трудовой договор на должность муниципальной службы начальника Финансового управления Администрации Артемовского городского округа. Трудовой договор заключался на определенный срок с 15.07.2015 по 14.07.2020 (л.д.27).

Распоряжением №42-РГ от 28.04.2017 главы Артемовского городского округа Самочернова А.В., Бачурина О.Г. освобождена от замещения должности начальника Финансового управления Администрации Артемовского городского округа и переведена по соглашению сторон на должность муниципальной службы заместителя главы Администрации Артемовского городского округа 01 мая 2017. С 02.05.2017 замещает должность муниципальной службы Артемовского городского округа - заместителя главы Администрации Артемовского городского округа - начальника Финансового управления Администрации Артемовского городского округа (л.д. 32). О переводе на указанную должность между указанными сторонами 28.04.2017 заключено дополнительное соглашение. Согласно пункту 3 дополнительного соглашения, таковое является неотъемлемой частью трудового договора от 15.07.2015 (л.д.160).

Распоряжением главы Артемовского городского округа № 42-РГ от 11.04.2018 с Бачуриной О.Г. был расторгнут срочный трудовой договор от 15.07.2015, она освобождена от замещаемой должности муниципальной службы 11.04.2018, в связи с нарушением установленных правил заключения трудового договора, исключающим возможность продолжения работы, основание п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, письменный отказ от замещения вакантной должности в Администрации Артемовского городского округа от 10.04.2018 (л.д.25,26).

С указанным распоряжением истец была ознакомлена 11.04.2018 (л.д.26).

10.04.2018 истцу работодателем – главой Артемовского городского округа – была предложена имеющаяся вакантная должность инспектора военно-учетного стола Администрации Артемовского городского округа, от замещения которой истец отказалась (л.д.24, 33).

Как следует из отзыва ответчика, с истцом был расторгнут срочный трудовой договор, в связи с тем, что имеющееся у нее профессиональное образование и стаж работы по специальности, не соответствует квалификационным требованиям к замещаемой истцом должности.

В силу пункта 1 статьи 9 Закона № 25-ФЗ от 02.03.2007, для замещения должности муниципальной службы требуется соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя (работодателя) - к специальности, направлению подготовки.

Согласно части 2 статьи 9 Закона № 25-ФЗ от 02.03.2007, квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, необходимым для замещения должностей муниципальной службы, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы. Квалификационные требования к знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности муниципального служащего его должностной инструкцией. Должностной инструкцией муниципального служащего могут также предусматриваться квалификационные требования к специальности, направлению подготовки.

В соответствии с частью 5 статьи 52 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», руководитель финансового органа муниципального образования назначается на должность из числа лиц, отвечающих квалификационным требованиям, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона Свердловской области от 29.10.2007 № 136-03 «Об особенностях муниципальной службы на территории Свердловской области» (далее - Закон № 136-03), типовые квалификационные требования к уровню профессионального образования и стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки для замещения соответствующих должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления, аппаратах избирательных комиссий муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, устанавливаются дифференцированно по группам должностей муниципальной службы.

В силу пункта 7 статьи 60 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об образовании в Российской Федерации», документ об образовании и о квалификации, выдаваемый лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, подтверждает получение профессионального образования следующих уровня и квалификации по профессии, специальности или направлению подготовки, относящимся к соответствующему уровню профессионального образования:

2) высшее образование - бакалавриат (подтверждается дипломом бакалавра);

3) высшее образование - специалитет (подтверждается дипломом специалиста);

4) высшее образование - магистратура (подтверждается дипломом магистра);

Уровень профессионального образования и квалификация, указываемые в документах об образовании и о квалификации, выдаваемых лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, дают их обладателям право заниматься определенной профессиональной деятельностью, в том числе занимать должности, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к уровню профессионального образования и (или) квалификации, если иное не установлено федеральными законами (пункт 8).

Документ о квалификации подтверждает:

1) повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования (подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке);

2) присвоение разряда или класса, категории по результатам профессионального обучения (подтверждается свидетельством о профессии рабочего, должности служащего) (пункт 10).

Квалификация, указываемая в документе о квалификации, дает его обладателю право заниматься определенной профессиональной деятельностью или выполнять конкретные трудовые функции, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к наличию квалификации по результатам дополнительного профессионального образования или профессионального обучения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (пункт 11).

Реестром должностей муниципальной службы, учреждаемом в органах местного самоуправления Артемовского городского округа (утв. Решением Думы Артемовского городского округа от 28.08.2014 N 524, пунктом 1 параграфа 3 должность заместителя главы Администрации муниципальной службы учреждена в Администрации Артемовского городского округа для обеспечения исполнения ее полномочий и отнесена к высшим должностям.

Таким образом, истец, при назначении ее с 01.05.2017 на должность заместителя главы Администрации Артемовского городского округа - начальника Финансового управления Администрации Артемовского городского округа, должна была отвечать следующим квалификационным требованиям:

предусмотренным подпунктом 1 пункта 2 статьи 8 Закона № 136-03, согласно которого, для замещения высших должности муниципальной службы работник должен иметь высшее образование не ниже уровня специалитета, магистратуры и стаж муниципальной службы не менее шести лет или стаж работы по специальности, направлению подготовки не менее семи лет;

предусмотренным подпунктом «а,б» пункта 2 Квалификационных требований, предъявляемых к руководителю финансового органа субъекта Российской Федерации и к руководителю финансового органа местной администрации (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.11.2004 N 608), согласно которых, к руководителю финансового органа местной администрации муниципального района, городского округа либо внутригородской территории города федерального значения предъявляются следующие квалификационные требования:

наличие высшего профессионального образования по направлению подготовки "экономика" или по специальности "экономика и управление", удостоверенного дипломом государственного образца, либо наличие ученых степеней кандидата или доктора экономических наук.

наличие опыта профессиональной деятельности в области государственного или муниципального управления, экономики, финансов и кредита - не менее 3 лет, в том числе стажа работы на руководящих должностях в органах государственной власти Российской Федерации либо в органах государственной власти субъектов Российской Федерации, в органах местного самоуправления или организациях, деятельность которых связана с экономикой, управлением, осуществлением финансово-кредитных операций, организацией бюджетного процесса бюджетов всех уровней, налогообложением, банковским делом, бухгалтерским учетом, анализом, аудитом и статистикой, - не менее 2 лет.

В силу положений пункта 2 части 2 статьи 18-1 Закона Свердловской области от 29.10.2007 N 136-ОЗ, муниципальные служащие, поступившие на муниципальную службу до вступления в силу настоящего Закона и замещающие на день вступления в силу настоящего Закона главные, ведущие, старшие и младшие должности муниципальной службы, не могут быть уволены с муниципальной службы, переведены на нижестоящие должности муниципальной службы в связи с их несоответствием установленным в соответствии с настоящим Законом квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки (часть 1).

Квалификационное требование для замещения должностей муниципальной службы высшей и главной групп должностей муниципальной службы о наличии высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры не применяется:

1) к гражданам, претендующим на замещение должностей муниципальной службы, указанных в абзаце первом настоящего пункта, и муниципальным служащим, замещающим указанные должности, получившим высшее профессиональное образование до 29 августа 1996 года;

2) к муниципальным служащим, имеющим высшее образование не выше бакалавриата, назначенным на должности муниципальной службы, указанные в абзаце первом настоящего пункта, до 1 августа 2016 года, в отношении замещаемых ими должностей муниципальной службы (пункт 2).

Поскольку, истец, согласно дополнительного соглашения от 28.04.2017 была переведена на должность заместителя главы Артемовского городского округа с 01.05.2017, т.е. после 01.08.2016, в отношении нее, указанные в пункте 2 части 2 статьи 18-1 Закона №18-1 ОЗ, изменения к квалификационным требованиям не применяются.

Частью 1 Решения Думы Артемовского городского округа от 31.08.2012 №135 «О квалификационных требованиях для замещения должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления Артемовского городского округа» установлены квалификационные требования к должностям муниципальной службы, учреждаемым в органах местного самоуправления Артемовского городского округа для обеспечения исполнения их полномочий, относящимся к высшим должностям, в числе которых имеются требования о наличии высшего профессионального образования.

Таким образом, комплексный анализ изложенных нормативных правовых актов свидетельствует о том, что заместитель главы администрации Артемовского городского округа – начальник финансового управления должен отвечать следующему квалификационному требованию: уровень профессионального образования – высшее образование, не ниже уровня специалитета, магистратуры по направлению подготовки «экономика» или по специальности «экономика и управление», удостоверенного дипломом государственного образца, либо наличие ученых степеней кандидата или доктора экономических наук и стаж муниципальной службы не менее шести лет или стаж работы по специальности, направлению подготовки не менее семи лет.

Как на момент назначения на указанную должность, так и на момент расторжения трудового договора, истец имела следующие документы о профессиональном образовании:

диплом о высшем образовании №, регистрационный № №, выдан 18.06.1992 <адрес> политехническим институтом (специальность «Авиационные приборы и измерительно-вычислительные комплексы», квалификация «Инженер-электромеханик») (л.д.89);

диплом о среднем профессиональном образовании №, регистрационный №, выдан 16.05.1995 <адрес> экономическим колледжем (специальность «Бухгалтерский учет, контроль и анализ хозяйственной деятельности», квалификация «Бухгалтер-экономист пром. предприятия») (л.д.95).

диплом об образовании и квалификации №, регистрационный №, выдан 19.06.2015 <адрес> государственным аграрным университетом (направление подготовки «Экономика», квалификация «Бакалавр»).

На основании вышеизложенного, имевшееся у истца образование, по состоянию на 28.04.2017 (дата назначения истца на вышеуказанную должность), не соответствовало квалификационным требованиям, предъявляемым к должности муниципальной службы заместителя главы Администрации Артемовского городского округа - начальника Финансового управления Администрации Артемовского городского округа.

В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона № 25-ФЗ от 02.03.2007, определяющей основания для расторжения трудового договора с муниципальным служащим, трудовой договор с муниципальным служащим может быть расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя) как по основаниям, предусмотренным Трудовым кодексом Российской Федерации, так и по основаниям, перечисленным в данной норме.

Согласно пункта 11 части 1 статьи 77 ТК РФ, к основаниям прекращения трудового договора относится нарушение установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (статья 84 ТК РФ).

В силу статьи 84 ТК РФ трудовой договор прекращается вследствие нарушения установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил его заключения (пункт 11 части 1 статьи 77 ТК РФ), если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы, в следующих случаях: в том числе, отсутствие соответствующего документа об образовании и (или) о квалификации, если выполнение работы требует специальных знаний в соответствии с федеральным законом или иным нормативным правовым актом. При этом трудовой договор прекращается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Согласно справки первого заместителя главы Администрации АГО, исполняющего полномочия главы Черемных Н.А. от 06.06.2018, о движении кадрового состава Администрации Артемовского городского округа (прием, перевод, увольнение) за период с 20.03.2018 по 11.04.2018, следует, что 26.03.2018 уволена ФИО3, уборщица. 02.04.2018 приступила к исполнению должностных обязанностей ФИО2, уборщица Администрации АГО (выход из отпуска по уходу за ребенком); 06.04.2018 уволена ФИО1, специалист отдела экономики, инвестиций и развития Администрации АГО (подпункт «а» пункта 6 части первой статьи 81 ТК РФ) – распоряжение об увольнении от 16.04.2018 №22 (л.д.157).

Как пояснила, представитель ответчика Пономарева Е.В. дата принятия распоряжения 16.04.2018 обусловлена тем, что в отношении ФИО1 проводилась служебная проверка по факту невыхода ее на работу с 06.04.2018, которая была окончена 16.04.2018. В связи с чем, днем увольнения являлся последний рабочий день ФИО1, т.е., 06.04.2018, который был установлен только 16.04.2018, после увольнения истца.

Из протокола заседания комиссии по исчислению стажа муниципальной службы и стажа работы в органах местного самоуправления Артемовского городского округа, определении соответствия кандидата квалификационным требованиям для замещения должности муниципальной службы №13 от 20.03.2018, следует, что согласно штатного расписания на 20.03.2018 в Администрации АГО имелись следующие вакантные должности: управляющий делами Администрации АГО, советник главы АГО, ведущий специалист отдела организации и обеспечения деятельности Администрации Артемовского городского округа, ведущий специалист юридического отдела Администрации АГО, инспектор военно-учетного стола Администрации АГО (л.д.115-118). Те же муниципальные должности являлись вакантными и на день увольнения истца 11.04.2018 (л.д.159).

Вопреки доводам истца, суд соглашается с позицией представителя ответчика, что указанные вакантные должности, за исключением инспектора военно-учетного стола, не были предложены истцу перед ее увольнением, поскольку, имеющееся у нее профессиональное образование и стаж работы по соответствующей специальности, не соответствовали тем квалификационным требованиям, которые необходимы для замещения указанных вакантных должностей.

Так, должности управляющего делами Администрации АГО, советника главы АГО, ведущего специалиста отдела организации и обеспечения деятельности Администрации АГО, ведущего специалиста юридического отдела, в силу части 1 статьи 9 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», пункта 2 статьи 8 Закона Свердловской области от 29 октября 2007 года № 136-03 «Об особенностях муниципальной службы на территории Свердловской области», пункта 2 Приложения к решению Думы Артемовского городского округа от 31.08.2012 № 135 «О квалификационных требованиях для замещения должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления Артемовского городского округа», пункта 2 Методических рекомендаций по установлению квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы и организации оценки на соответствие указанным требованиям, утвержденные Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (версия 2.0), а также положений должностных инструкций указанных муниципальных должностей, требовали наличие высшего профессионального образования по соответствующей специальности, направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Юриспруденция», «Информационные системы и технологии», «Реклама и связи с общественностью», «Журналистика», «Медиакоммуникации». В связи с чем, истец, имея профессиональное образование - бакалавр по направлению подготовки «Экономика», а также специальность «Авиационные приборы и измерительно-вычислительные комплексы», квалификация «Инженер-электромеханик», не соответствовала квалификационным требованиям указанных вакантных должностей.

Также суд не может согласиться с доводами истца о том, что глава Артемовского городского округа, как работодатель, не предложил ей все вакантные места, имеющиеся в Артемовском городскому округе, а именно: вакантные должности муниципальных служащих функциональных (отраслевых) органов Администрации АГО, органов местного самоуправления Артемовского городского округа, территориальных органов местного самоуправления Артемовского городского округа, состоящих в штате указанного перечня органов местного самоуправления и их структурных подразделений.

Так, принимая во внимание положения частей 2, 3 статьи 2 Федерального закона № 25-ФЗ, а также в соответствии с подпунктами 28, 29 пункта 8 статьи 28 Устава Артемовского городского округа, принятого решением Думы Артемовского городского округа от 16.06.2005 № 530, глава Артемовского городского округа является представителем нанимателя (работодателем) для муниципальных служащих:

замещающих должности руководителей органов местного самоуправления городского округа, указанных в подпунктах 5-18 пункта 1 статьи 21 Устава (Комитет по управлению имуществом, Управление образования, Комитет по архитектуре и градостроительству, территориальные органы местного самоуправления поселков, сел, деревень и т.д.);

замещающих должности в Администрации городского округа, за исключением муниципальных служащих, замещающих должности в функциональных (отраслевых) органах Администрации городского округа, наделенных правами юридического лица, назначаемых на должность руководителями этих органов;

а также является работодателем иных работников (замещающих должности, не отнесенные к должностям муниципальной службы) Администрации городского округа, за исключением иных работников функциональных (отраслевых) органов Администрации городского округа, наделенных правами юридического лица, принимаемых на работу руководителями этих органов.

Глава Артемовского городского округа не является представителем нанимателя (работодателем) для муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Артемовского городского округа, указанных в подпунктах 5-18 пункта 1 статьи 21 Устава, а также не является представителем нанимателя (работодателем) для руководителей органов местного самоуправления городского округа, указанных в подпунктах 1 (Дума АГО), 3.1 (Счетная палата АГО) пункта 1 статьи 21 Устава Артемовского городского округа.

Представителями нанимателя (работодателями) в иных органах местного самоуправления Артемовского городского округа, а также в отраслевых (функциональных) органах Администрации Артемовского городского округа, наделенных правами юридического лица, являются руководители таких органов.

Таким образом, поскольку, глава Артемовского городского округа не является работодателем для муниципальных служащих, замещающих должности в органах местного самоуправления, в функциональных (отраслевых) органах Администрации городского округа, в территориальных органах местного самоуправления и назначаемых на должность руководителями этих органов, он не был обязан предлагать истцу все имеющиеся вакантные должности.

Как следует из ответа главы Артемовского городского округа Самочернова А.В. от 19.06.2018 №3517/05, за период с 20.03.2018 и по 11.04.2018, вакантные должности функциональных (отраслевых) органов Администрации АГО, органов местного самоуправления Артемовского городского округа, территориальных органов местного самоуправления Артемовского городского округа, представителем нанимателя (работодателем) для которых является глава Артемовского городского округа, отсутствовали.

Обратных доказательств о наличии указанных вакантных должностей, по состоянию на 11.04.2018, суду не представлено.

Поскольку, вакантные должности, за исключением инспектора военно-учетного стола Администрации АГО (от замещения которой истец отказалась), которым бы истец соответствовала по квалификационным требованиям, отсутствовали на момент расторжения с ней трудового договора, суд не усматривает в действиях работодателя нарушений по порядку предложения ей имеющихся в данной местности вакансий, представителем нанимателя для которых является Глава Артемовского городского округа.

Изложенные обстоятельства явились законным основанием для увольнения Бачуриной О.Г. с муниципальной службы, освобождении от замещаемой должности, расторжения трудового договора от 15.07.2015 в соответствии с пунктом 11 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.

Утверждение истца об отсутствии в распоряжении об увольнении конкретного основания для увольнения (не указана норма ТК РФ или иного федерального закона, которые нарушены при заключении трудового договора от 15.07.2015) является несостоятельным, поскольку, в распоряжении указано основание увольнения - пункт 11 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.

Основанием для прекращения трудового договора с истцом является п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, поскольку установлено допущенное ответчиком нарушение установленных федеральным законом, в данном случае - Законом № 25-ФЗ от 02.03.2007, правил заключения трудового договора, выразившееся в заключении трудового договора с лицом, не соответствующим предъявляемым к замещению должности квалификационным требованиям, и данное нарушение исключает возможность продолжения истца работы в должности, на которую он был принят. Нарушение, допущенное при заключении трудового договора с истцом, предусмотрено абз. 6 ч. 1 ст. 84 ТК РФ, поскольку отсутствие у истца предусмотренного законом образования на замещение должности муниципальной службы соответствующего следует расценивать как установленное законодателем ограничение на занятие определенными видами трудовой деятельности (на прохождение муниципальной службы).

При этом трудовой договор с истцом подлежит прекращению с учетом требований действующего трудового законодательства, в частности, положений ч. 2 ст. 84 ТК РФ, поскольку, от предложенной вакантной должности истец отказалась, иные вакантные должности, квалификационным требованиям которых истец бы соответствовала, на момент увольнения, отсутствовали.

Время ознакомления истца с должностной инструкцией, а также процедура соблюдения порядка проведения комиссии 20.03.2018, правого значения по настоящему делу, не имеют.

В связи с отказом истцу в удовлетворении основных требований, не подлежат удовлетворению и требования о выплате ей заработной платы за вынужденный прогул, компенсации морального вреда и расходов на лечение.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска Бачуриной Ольги Геннадьевны к главе Артемовского городского округа Самочернову Андрею Вячеславовичу о признании незаконным и отмене распоряжения № 42-РГ от 11.04.2018 «О расторжении трудового договора, освобождении от замещаемой должности муниципальной службы и увольнении с муниципальной службы Бачуриной О.Г.», о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула с 12.04.2018 и по день вынесения судом решения, компенсации морального вреда в сумме 300000 рублей, расходов на лечение в размере 4 200 рублей – отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда, с подачей апелляционной жалобы через Артемовский городской суд Свердловской области, в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

По делу вынесено частное определение.

Судья: Т.В. Соломина

2-440/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор
Бачурина Ольга Геннадьевна
Ответчики
глава Артемовского городского округа Самочернов А.В.
Другие
Министрество финансов Свердловской области
Суд
Артемовский городской суд Свердловской области
Дело на сайте суда
artemovsky.svd.sudrf.ru
07.05.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.05.2018Передача материалов судье
12.05.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.05.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.05.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
23.05.2018Предварительное судебное заседание
07.06.2018Судебное заседание
20.06.2018Судебное заседание
25.06.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.06.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.06.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее