Дело № 2-1957/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Нерюнгри 26 декабря 2018 г.
Нерюнгринский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Подголова Е.В., при секретаре Марченко Е.Л., с участием помощника прокурора МС, представителя ответчика АИ, действующей на основании доверенности, представителя третьего лица ОГ, действующей на основании устава, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Якутского природоохранного прокурора Республики Саха (Якутия) к Обществу с ограниченной ответственностью «АСН» о возложении обязанности принять меры по проведению обязательной этнологической экспертизы,
УСТАНОВИЛ:
Якутский природоохранный прокурор Республики Саха (Якутия) обратился в суд с указанным иском, указав, что Якутской природоохранной прокуратурой в ДД.ММ.ГГГГ года проведена проверка в отношении ООО «АСН», по результатам которой установлено следующее. На основании выданной ДД.ММ.ГГГГ Управлением по недропользованию по РС(Я) лицензии на пользование недрами (ЯКУ №) ООО «АСН» ведутся работы по разведке и добыче полезных ископаемых в границах территории традиционного природопользования местного значения «Иенгринское». Территория традиционного природопользования местного значения «Иенгринское» образована на основании решения Иенгринского наслежного совета депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ. В силу ст. 8 Федерального закона от 07 мая 2001 № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», а также ч. 1 ст. 10 Закона Республики Саха (Якутия) от 13 июля 2006 370-З № 755-III «О территориях традиционного природопользования и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)» образование территорий традиционного природопользования местного значения осуществляется решениями органов местного самоуправления на основании обращений лиц, относящихся к малочисленным народам, и общин малочисленных народов или их уполномоченных представителей. В соответствии с ч. 2 ст.11 Закона РС(Я) «О территориях традиционного природопользования» уполномоченный орган, органы местного самоуправления информируют население об образовании территорий традиционного природопользования и традиционной хозяйственной деятельности. Решение наслежного совета депутатов и Положение опубликованы в периодическом издании «Бюллетень органов местного самоуправления Нерюнгринского района» № 5 (553) от 09 февраля 2017 года, а также на официальном сайте муниципального образования «Нерюнгринский район» www.neruadmin.ru. Согласно письму ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ № граница территории традиционного природопользования внесена в государственный кадастр недвижимости в соответствии с учетным номером №. территория традиционного природопользования местного значения «Иенгринское» в соответствии с кадастровым планом территории и картой (планом) ее границ расположена в границах кадастровых кварталов №. В силу п. 6.2 Положения любая хозяйственно-экономическая деятельность, не связанная с традиционным природопользованием коренных малочисленных народов Севера, может осуществляться на ТТП «Иенгринское» только после проведения этнологической экспертизы. Согласно ст. 4 Федерального закона от 07 мая 2001 № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» территории традиционного природопользования образуются в целях защиты исконной среды обитания коренных малочисленных народов. Учитывая вышеизложенные нормы федерального и республиканского законодательства, у ООО «АСН» с момента получения лицензии ЯКУ № от ДД.ММ.ГГГГ и до фактического начала хозяйственной деятельности на местонахождении руч. Нижняя Амунакта возникла обязанность произвести этнологическую экспертизу с целью оценки влияния намечаемой деятельности по разведке и добыче россыпного золота на исконную среду обитания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, проживающих на территории традиционного природопользования местного значения «Иенгринское». В указанной связи ДД.ММ.ГГГГ Якутской природоохранной прокуратурой в адрес генерального директора ООО «АСН» внесено представление с требованием устранения допущенного нарушения закона, причин и условий, ему способствовавших. По результатам повторного рассмотрения представления ДД.ММ.ГГГГ ООО «АСН» в устранении нарушения закона путем проведения обязательной этнологической экспертизы отказано, поскольку месторождение руч. Нижняя Амунакта расположено за пределами границ сельского поселения «Иенгринский эвенкийский национальный наслег» Нерюнгринского района. Доводы ответчика о тождественности границ территории традиционного природопользования местного значения «Иенгринское» границам сельского поселения «Иенгринский эвенкийский национальный наслег» Нерюнгринского района, изложенные в ответе на представление от ДД.ММ.ГГГГ, противоречат Положению и Карте-схеме расположения границы территории традиционного природопользования местного значения «Иенгринское», кадастровому плану территории кадастрового квартала с кадастровым номером №. Таким образом, вследствие отказа ООО «АСН» от оценки влияния его хозяйственной деятельности на традиционный образ жизни коренных малочисленных народов, путем проведения обязательной этнологической экспертизы нарушаются права на сохранение исконной среды обитания неопределенного круга лиц – представителей коренных малочисленных народов Севера, проживающих и использующих территорию традиционного природопользования местного значения «Иенгринское» для ведения хозяйства, гарантированные ст. 69 Конституции РФ. На основании изложенного, просит возложить на Общество с ограниченной ответственностью «АСН» обязанность по проведению обязательной этнологической экспертизы в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика АИ представила возражение на исковое заявление, в котором указала, что ДД.ММ.ГГГГ на основании Распоряжения Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства № 973-р от 19.11.2018 г. с ответчиком заключен договор аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, площадью 44 га. расположенного в РС(Я), МО «Нерюнгринский район», земли лесного фонда Нерюнгринского лесничества, Золотинское лесничество, резервные леса, в квартале № выдел № в квартале № выдел №; кадастровый №, категория защитности отсутствует; вид разрешенного использования - выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых. Как указано в договоре аренды, территория (лесной участок) на котором осуществляется производственная деятельность Ответчика, не относится к категории защитных лесов. Согласно Устава Сельского поселения «Иенгринский эвенкийский национальный наслег» Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия) муниципальные нормативные правовые акты затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального обнародования». Нормативный правовой акт, принятый наслежным Советом депутатов, направляется главе наслега для подписания и обнародования в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 43). Решение 12-й сессии депутатов Иенгринского наслежного Совета № 3-12 «О территории традиционного природопользования местного значения «Иенгринкое» принято ДД.ММ.ГГГГ, а было опубликовано, т.е. вступило в законную силу в установленном порядке только 09 февраля 2017 года. (Бюллетень ОМС Нерюнгринского района № иных доказательств опубликования (обнародования) указанного Решения истцом не предоставлено. Однако, на основании не вступившего в законную силу решения 12 -й сессии депутатов Иенгринского наслежного Совета № 3-12 «О территории традиционного природопользования местного значения «Иенгринское» от ДД.ММ.ГГГГ, на основании кадастровых планов территории, выданных Филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по РС(Я) № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ устанавливаются границы объектов землеустройства. Здесь необходимо отметить, что Карта-схема расположения границ ТТП местного значения «Иенгринское» согласована Главой МО «Нерюнгринский район» РС(Я), Главой ИЭНН, Руководителем Департамента по лесным отношениям РС(Я) только ДД.ММ.ГГГГ В ДД.ММ.ГГГГ года ФИО1 «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по РС(Я ) письмом № сообщает, что граница ТТП «Иенгринское» внесена в государственный кадастр недвижимости с учетным номером №. Также из содержания Решения 12 -й сессии депутатов Иенгринского наслежного Совета № 3- 12 «О территории традиционного природопользования местного значения «Иенгринское» от ДД.ММ.ГГГГ, Положения «О ТТП....», утвержденного данным Решением. Карты-схемы расположения границ ТТП местного значения «Иенгринское», согласованной Главой МО «Нерюнгринский район» РС(Я), Главой ИЭНН. Руководителем Департамента по лесным отношениям РС(Я) от ДД.ММ.ГГГГ невозможно установить соблюдение условий законности установления правового режима ТТП, предусмотренного ст. 11 ФЗ № 49. ст. 13 Закона РС(Я) О ТТП. Положение о ТТП, устанавливающее правовой режим, утверждается органами местного самоуправления с участием лиц, относящихся к малочисленным народам, и общин малочисленных народов или их уполномоченных представителей. В материалы дела не предоставлены доказательства участия в какой либо форме лиц, относящихся к малочисленным народам, и общин малочисленных народов или их уполномоченных представителей в утверждении Положения о ТТП «Иенгринское». Ответчик не планирует и не ведет хозяйственную и иную деятельность в месте традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности КМН, установленном Правительством РФ - с. Иенгра Иенгринского сельского поселения (наслега)). Положение «О ТТП....», утверждённое Решением 12 -й сессии депутатов Иенгринского наслежного Совета № 3-12 «О территории традиционного природопользования местного значения «Иенгринское» от 22 апреля 2014 г., опубликованное 09 февраля 2017 года. (Бюллетень ОМС Нерюнгринского района № предусматривает, что ТТП «Иенгринское» относится к особо охраняемым природным территориям (п. 1.4.). Также ссылки о природоохранном режиме территории содержатся по тексту Положения. В этой связи хотелось бы отметить, что подпунктом 2 пункта 2 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что к землям особо охраняемых территорий относятся, в том числе земли природоохранного назначения. Доказательств того, что на территории с. Иенгра Иенгринского сельского поселения (наслега) Нерюнгринского улуса (района) РС(Я), как в месте традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации Правительством Российской Федерации определены в соответствии с пунктом 5 статьи 97 Земельного кодекса России границы территорий традиционного природопользования материалы дела не содержат. Ответчик осуществляет лицензионный вид деятельности, связанный с недропользованием. Правовые акты органов местного самоуправления, не указаны нормативной базой в области регулирования вопросов в области образования, охраны и использования территорий традиционного природопользования и традиционной хозяйственной деятельности, в области организации и проведения этнологической экспертизы. Считает, что нормы актов местного самоуправления, возлагающие дополнительные обязанности на субъектов предпринимательской деятельности, принятые за пределами установленных полномочий не подлежат применению в связи с несоответствием их федеральным законам и законам Республики Саха (Якутия), имеющим большую юридическую силу. Нормы основных законов Республики Саха (Якутия) но вопросу проведения обязательной этнологической экспертизы - Закона Республики Саха (Якутия) от 14.04.2010 820-3 № 537-IV «Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов севера РС(Я)»; Закона Республики Саха (Якутия) от 03.07.2018 г. 2043-3 № 1645-V «Об ответственном недропользовании на территории РС(Я)» обязывают проводить этнологическую экспертизу юридических лиц, чья деятельность планируется / осуществляется в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов севера. Как указано ранее места определяются Правительством РФ. При этом понятия «место традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов» и «территория традиционного природопользования» не тождественны. Федеральным и региональным законодательством, регулирующим вопросы образования, охраны и использования территорий традиционного природопользования проведение субъектом предпринимательской деятельности этнологической экспертизы не предусмотрено. В связи с тем, что деятельность ответчика не осуществляется в месте традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов севера - с. Иенгра (Распоряжение Правительства России от 8 мая 2009 г. № 631-р), как необходимого условия для проведения этнологической экспертизы, считает требования Якутского природоохранного прокурора не соответствующими нормам действующего законодательства и не подлежащими удовлетворению. На основании изложенного в удовлетворении исковых требований просит отказать.
Помощник прокурора города Нерюнгри МС в судебном заседании требования искового заявления поддержала, просит удовлетворить.
Представитель ответчика АИ в судебном заседании поддержала доводы письменных возражений, просила в удовлетворении исковых требований Якутского природоохранного прокурора Республики Саха (Якутия) отказать.
Представитель третьего лица ОГ в судебном заседании поддержала доводы требований искового заявления, суду пояснила, что согласно п. 6.2. Положения о территории традиционного природопользования местного значения «Иенгринское» сельского поселения «Иенгринский эвенкийский национальный наслег» Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия), утвержденного Решением 12-й сессии депутатов Иенгринского наслежного Совета от 22.04.2014 года №3-12 любая хозяйственно-экономическая деятельность, не связанная с традиционным природопользованием коренных малочисленных народов Севера, может осуществляться на ТТП «Иенгринское» только после проведения государственной экологической и этнологической экспертизы, с обязательным согласованием такой деятельности с главой сельского поселения «Иенгринский эвенкийский национальный наслег» Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия).
Суд, заслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 69 Конституции РФ, Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Статья 42 Конституции РС(Я) закрепляет положение, по которому Республика, уважая традиции, культуру, обычаи коренных народов и малочисленных народов Севера, защищает и обеспечивает их неотъемлемые права на владение землей и ресурсами и пользование ими в соответствии с законом, в том числе родовыми сельскохозяйственными, охотничье-промысловыми угодьями.
В соответствии с ч. 1 ст. 95 ЗК РФ к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
Согласно Федеральному закону от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» под особо охраняемыми природными территориями понимаются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны; особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Якутской природоохранной прокуратурой Республики Саха (Якутия) составлен акт по результатам проверки, проведенной по обращению директора ООО «Труд» СА о нарушении законодательства об охране окружающей среды и природопользовании, лесного законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности ООО «АСН» на лицензионном участке руч. Нижняя Амунакта, правый приток р. Тимптон, Нерюнгринский район Республики Саха (Якутия). В ходе проверки было установлено, что на указанной территории на основании лицензии № от ДД.ММ.ГГГГ ведет работы по разведке и добыче россыпного золота ООО «АСН», которые ведутся в границах территории традиционного природопользования «Иенгринское», образованной на основании Решения Иенгринского наслежного совета депутатов № 3-12 от 22 апреля 2014 года. В нарушение ст. 9 Закона Республики Саха (Якутия) от 03 июля 2018 2043-З № 1645-V «Об ответственном недропользовании на территории Республики Саха (Якутия), ст. 3, ч. 8 ст. 5 Закон Республики Саха (Якутия) от 14 апреля 2010 820-З № 537-IV «Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) ООО «АСН» не произведена обязательная этнологическая экспертиза, в целях оценки влияния производимых на территории традиционного природопользования работ по добыче полезных ископаемых на исконную среду обитания и традиционную хозяйственную деятельность коренных малочисленных народов, что существенным образом затрагивает их права гарантированные Конституцией РФ, федеральными законами и законами Республики Саха (Якутия).
ДД.ММ.ГГГГ Якутской природоохранной прокуратурой Республики Саха (Якутия) в адрес генерального директора ООО «АСН» АН вынесено представление об устранении нарушения законодательства, с предложением рассмотреть настоящее представление с участием представителя прокуратуры и принять конкретные меры по устранению и недопущению впредь выявленных и перечисленных выше нарушений законодательства, причин и условий, им способствовавших; по указанным фактам провести служебную проверку, по результатам которой решить вопрос о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности.
ДД.ММ.ГГГГ Якутской природоохранной прокуратурой Республики Саха (Якутия), в связи с неисполнением предписания от ДД.ММ.ГГГГ, вынесено требование в порядке ст.ст. 6, 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», о предоставлении результатов рассмотрения и принятых мерах, не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Сообщением № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «АСН» указало, что требование о проведении этнологической экспертизы считает не соответствующим нормам законодательства.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 49-ФЗ от 7 мая 2001 года «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее - территории традиционного природопользования) - особо охраняемые территории, образованные для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;
- традиционное природопользование коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее - традиционное природопользование) - исторически сложившиеся и обеспечивающие неистощительное природопользование способы использования объектов животного и растительного мира, других природных ресурсов коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 07 мая 2001 года № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» образование территорий традиционного природопользования местного значения осуществляется решениями органов местного самоуправления на основании обращений лиц, относящихся к малочисленным народам, и общин малочисленных народов или их уполномоченных представителей.
В соответствии со ст. 11 указанного Федерального закона правовой режим территорий традиционного природопользования устанавливается положениями о территориях традиционного природопользования, утвержденными соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления с участием лиц, относящихся к малочисленным народам, и общин малочисленных народов или их уполномоченных представителей. Земельные участки и другие обособленные природные объекты, находящиеся в пределах границ территорий традиционного природопользования, предоставляются лицам, относящимся к малочисленным народам, и общинам малочисленных народов в соответствии с законодательством Российской Федерации. Земли и земельные участки в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности могут также использоваться указанными лицами и общинами на основании разрешения органа государственной власти или органа местного самоуправления, выданного в случае и в порядке, которые установлены земельным законодательством.
Распоряжением Правительства России от 8 мая 2009 года № 631-р, утвержден перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации: перечень видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации. Указанным распоряжением перечнем мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации предусмотрен Нерюнгринский муниципальный район (улус) (с. Иенгра Иенгринского сельского поселения (наслега)).
Решением 12 -й сессии депутатов Иенгринского наслежного Совета № 3-12 от 22 апреля 2014 года «О территории традиционного природопользования местного значения «Иенгринское» на территории Иенгринского эвенкийского национального наслега образована территория традиционного природопользования местного значения «Иенгринское», а также утверждено Положение о территории традиционного природопользования местного значения «Иенгринское».
В соответствии с п. 1.4. Положения, ТТП «Иенгринское» относится к зонам с особыми условиями использования территорий.
В силу п. 1.5 Положения, территория традиционного природопользования «Иенгринское» находится в ведении муниципального образования «Иенгринский эвенкийский национальный наслег» Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия), которое осуществляет управление и контроль на территории.
Земли ТТП «Иенгринское» находятся в административном ведении муниципального образования «Иенгринский эвенкийский национальный наслег» Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия) (п. 4.1. Положения).
В соответствии с п. 6.2. Положения, любая хозяйственно-экономическая деятельность, не связанная с традиционным природопользованием коренных малочисленных народов Севера, может осуществляться на ТТП «Иенгринское» только после проведения государственной экологической и этнологической экспертизы, с обязательным согласованием такой деятельности с главой сельского поселения «Иенгринский эвенкийский национальный наслег» Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия).
Согласно, листа записи Единого государственного реестра юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ внесена запись о создании юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «АСН».
Судом установлено, что ООО «АСН» в лице генерального директора АН выдана лицензия на пользование недрами № с целевым назначением и видами работ: разведка и добыча россыпного золота на участке недр руч. Нижняя Амунакта, правый приток р. Тимптон, расположенного на территории Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия), со сроком действия ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно информации Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Саха (Якутия) № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что граница территории традиционного природопользования «Иенгринское» внесена в государственный кадастр недвижимости, с учетным номером №.
В соответствии с п. 6 ст.1 Федерального закона от 30 апреля 1999 года № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» и Закона Республики Саха (Якутия) от 14 апреля 2010 года 820-З № 537-IV «Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)», этнологическая экспертиза – это научное исследование влияния изменений исконной среды обитания малочисленных народов и социально-культурной ситуации на развитие этноса.
В соответствии с п. 8, 9 ст. 5 Закона Республики Саха (Якутия) от 14 апреля 2010 года 820-З № 537-IV «Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия», этнологическая экспертиза проводится в обязательном порядке до принятия решений о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ч. 1 ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Изучив представленные суду доказательства и оценив их в совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд исходит из того, что стороной ответчика не доказан факт осуществления своей деятельности за пределами территории традиционного природопользования «Иенгринское», а также учитывая, что этнологическая экспертиза обязательно проводится в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований.
Кроме того, факт осуществления хозяйственной деятельности ответчиком на территории ТТП «Иенгринское» как и факт неисполнения обязанности по проведению этнологической экспертизы в ходе судебного заседания подтвердил представитель ответчика.
Таким образом, исковые требования Якутского природоохранного прокурора Республики Саха (Якутия) подлежат удовлетворению в полном объеме, в возложением обязанности на ООО «АСН» в течение 3-х месяцев со дня вступления в законную силу решения суда принять меры по проведению обязательной этнологической экспертизы на территории традиционного природопользования местного значения «Иенгринское».
Согласно ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В связи с тем, что исковые требования удовлетворены, а истец освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Якутского природоохранного прокурора Республики Саха (Якутия) к Обществу с ограниченной ответственностью «АСН» о возложении обязанности принять меры по проведению обязательной этнологической экспертизы удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «АСН» в течение 3-х месяцев со дня вступления в законную силу решения суда принять меры по проведению обязательной этнологической экспертизы на территории традиционного природопользования местного значения «Иенгринское».
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «АСН» в доход бюджета МО «Нерюнгринский район» государственную пошлину в размере в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Нерюнгринский городской суд Республики Саха (Якутия).
Судья п/п Е.В.Подголов
Решение принято в окончательной форме 29 декабря 2018 года.
Копия верна:
Судья Нерюнгринского городского суда
Республики Саха (Якутия) Е.В.Подголов