Решение от 21.01.2022 по делу № 2-172/2022 (2-2222/2021;) от 08.11.2021

Дело № 2- 172/ 2022 г.

УИД 33RS0014-01-2021-003292-85

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

21 января 2022 года

    Муромский городской суд Владимирской области в составе

председательствующего судьи Синицыной О.Б.

при секретаре Шевцовой А.П.,

с участием истца Ильиной С.Е., представителя истцов адвоката Лебедева А.А., представителя ответчика Радевой В.К.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Муроме Владимирской области дело по иску Ильиной С.Е., Масленникова Д.А. к администрации округа Муром о выделении благоустроенного жилого помещения,

установил:

Ильина С.Е. и Масленников Д.А. обратились в суд с иском к администрации округа Муром и, уточнив исковые требования, просят обязать ответчика выделить им для проживания взамен признанной непригодной к проживанию занимаемой ими по договору социального найма квартиры по адресу: ...., благоустроенное жилое помещение в границах г.Мурома, площадью не менее 45,31 кв.м. на условиях договора социального найма, взыскать с ответчика расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 руб. по 150 руб. каждому из истцов.

В обоснование иска указано, что Ильина С.Е. является нанимателем жилого помещения по адресу: .... общей площадью 45,31 кв.м. по договору социального найма жилого помещении от 28 августа 2013 года № 18705. Масленников Д.А. (сын истца) – член семьи нанимателя. На основании заключения межведомственной комиссии № 16 от 15 апреля 2021 года постановлением администрации округа Муром от 13 мая 2021 года № 231 указанное жилое помещение признано непригодным для проживания.

Согласно п.2 постановления администрации округа Муром от 13 мая 2021 года № 231 в срок до 31 декабря 2024 года определено предоставить гражданам, занимающим жилое помещение, указанное в п.1 настоящего постановления, жилое помещение для постоянного проживания при подтверждении ими общих требований нуждаемости и малоимущности.

Указанное требование истцы считают незаконным, в том числе в соответствии с пп.а п.5 заключенного между сторонами договора социального найма, наймодатель обязан передать нанимателю по акту в течение 10 дней со дня подписания настоящего договора свободное от прав иных лиц и пригодное для проживания жилое помещение в состоянии, отвечающем требованиям пожарной безопасности, санитарно – гигиеническим, экологическим и иным требованиям. Ответчик свои обязанности по договору не исполняет. Полагают, что согласно положениям ст.87 ЖК РФ, в случае если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. Считает, что предоставляемое им жилое помещение на условиях договора социального найма должно быть не менее 45,31 кв.м.

В соответствии со ст.ст.57,87 ЖК РФ, постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» (п.37) просят удовлетворить исковые требования.

Истец Ильина С.Е., представитель истцов адвокат Лебедев А.А. в судебном заседании поддержали исковые требования по вышеизложенным основаниям.

Истец Масленников Д.А. в судебное заседание не явился, представил суду заявление, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддерживает.

Представитель ответчика администрации округа Муром Радева В.К. исковые требования не признала, указав, что обращение истцов в суд является преждевременным, учитывая, что срок отселения граждан в соответствии с постановлением администрации округа Муром от 13 мая 2021 года № 231 установлен до 31 декабря 2024 года. Кроме того, у истцов отсутствуют правовые основания для обеспечения жилым помещением по договору социального найма, поскольку истцы в установленном порядке малоимущими в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не признаны, на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на территории муниципального образования округ Муром не состоят.

Истцы в жилом помещении по адресу: .... фактически не проживают, реальная угроза их жизни и здоровью в связи с проживанием в данном жилом помещении объективно отсутствует.

По состоянию на 10 декабря 2021 года истцы с письменными заявлениями о предоставлении им жилого помещения маневренного фонда для временного проживания в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания в администрацию округа Муром и Управление жилищной политики администрации округа Муром не обращались. Многоквартирный дом ...., по состоянию на 13 декабря 2021 года в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу не признан.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.

Из материалов дела усматривается, что Ильина С.Е. является нанимателем жилого помещения по адресу: ...., общей площадью 45,31 кв.м. по договору социального найма жилого помещении от 28 августа 2013 года № 18705. Масленников Д.А. - сын истца является членом семьи нанимателя.

На основании заключения межведомственной комиссии № 16 от 15 апреля 2021 года постановлением администрации округа Муром от 13 мая 2021 года № 231 указанное жилое помещение признано непригодным для проживания.

Согласно п.2 постановления администрации округа Муром от 13 мая 2021 года № 231 в срок до 31 декабря 2024 года определено предоставить гражданам, занимающим жилое помещение, указанное в п.1 настоящего постановления, жилое помещение для постоянного проживания при подтверждении ими общих требований нуждаемости и малоимущности.

Истцы Ильина С.Е. и Масленников Д.А. зарегистрированы по месту жительства в указанном жилом помещении. Ранее по данному адресу был зарегистрирован Е.Н. с 09 апреля 1974 года по 11 февраля 2020 года, снят с регистрационного учета в связи со смертью.

По сведениям Комитета общественного самоуправления № 1 в жилом помещении по указанному адресу фактически длительное время никто не проживает. Со слов соседей, Ильина С.Е. какое - то время проживала в данном жилом помещении, когда была ребенком. Масленникова Д.А. соседи не знают и никогда по адресу данного жилого помещения не видели. В указанном жилом помещении ранее проживал гр. Е.Н. (отец Ильиной С.Е.), который впоследствии убыл для проживания в социальное учреждение (интернат), где и умер. С момента выезда Е.Н. в данном жилом помещении никто не проживал и в настоящее время не проживает.

Фактически истцы проживают в другом жилом помещении по адресу: ....

В соответствии с положениями ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда включаются лишь многоквартирные дома, признанные до 1 января 2017 года в установленном порядке аварииными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; отдельные жилые помещения, признанные непригодными для проживания, включению в программу не подлежат. Многоквартирный дом № 25 по ул. Профсоюзная г. Мурома на момент рассмотрения дела в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу не признан.

В соответствии с ч.1 ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилищ.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч.2 и ч.3 ст.40 Конституции РФ).

Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.

Согласно ст.49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

По смыслу указанной нормы для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу ч. 1 ст. 49 Жилищного кодекса РФ, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.

Как следует из положений ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр срок принятия решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет исчисляется со дня передачи многофункциональным центром такого заявления в орган, осуществляющий принятие на учет.

Согласно ч.1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.

Вместе с тем, для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п.1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).

По смыслу изложенных норм обеспечение дополнительных гарантий жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами осуществляется не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии с п.3 ч.1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

В соответствии с п.3 ч.1 ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.

В соответствии со ст.87 ЖК РФ если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Законом Владимирской области от 08 июня 2005 года № 77-0З "О порядке определения размера дохода и стоимости имущества граждан и признания их малоимущими в целях предоставления по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда" и постановлением Губернатора Владимирской области от 13 января 2006 года № 5 "О реализации Закона Владимирской области от 08 июня 2005 года № 77-0З "О порядке определения размера дохода и стоимости имущества граждан и признания их малоимущими в целях предоставления по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда" определен порядок признания граждан малоимущими (в том числе порядок определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, для признания граждан малоимущими) в целях применения Жилищного кодекса РФ на территории Владимирской области.    

Таким образом, наличие одного лишь факта признания жилого помещения, занимаемого истцом и членами его семьи на условиях договора социального найма, непригодным для проживания не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения указанных лиц жилым помещением по договору социального найма по правилам п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, при отсутствии иных, предусмотренных законом, условий, а именно: признания органом местного самоуправления граждан малоимущими в установленном порядке.

Юридически значимым обстоятельством для рассмотрения настоящего спора является установление объективной нуждаемости истца и членов его семьи в предоставлении жилого помещения в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 49 ЖК РФ.

В судебном заседании установлено, что истец Ильина С.Е. обращалась в Управление жилищной политики администрации округа Муром с письменными заявлениями от 03 июня 2021 года о признании ее составом семьи 2 человека, включая сына - Масленникова Д.А., малоимущей и о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Заявления Ильиной С.Е. были рассмотрены на заседании жилищной комиссии при администрации округа Муром 16 июня 2021 года. По результатам рассмотрения было принято решение об отказе Ильиной С.Е. в признании ее составом семьи 2 человека (включая сына - Масленникова Д.А.) малоимущей и в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Решение оформлено пунктом 7 протокола № 34 заседания жилищной комиссии от 16 июня 2021 года, утвержденного постановлением администрации округа Муром от 12 июля 2021 года № 353.

С учетом изложенного истцы в установленном порядке малоимущими в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не признаны, на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на территории муниципального образования округ Муром не состоят. Более того, материалами дела подтверждено, что истцы к категории малоимущих граждан не относятся, объективная нуждаемость указанных лиц в предоставлении жилого помещения в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 49 ЖК РФ отсутствует.

Истцы в жилом помещении по адресу: .... фактически не проживают, реальная угроза их жизни и здоровью в связи с проживанием в данном жилом помещении объективно отсутствует.

В настоящее время у истцов имеется возможность проживания в муниципальном жилом помещении маневренного фонда.

По сведениям администрации округа Муром по состоянию на 10 декабря 2021 года в муниципальной собственности округа Муром имеется восемь свободных от прав третьих лиц жилых помещений - специализированный жилищный фонд с видом использования "жилые помещения маневренного фонда", которые могут быть предоставлены истцам для временного проживания по их выбору на основании их письменного обращения в адрес ответчика. Вместе с тем, истцы с письменными заявлениями о предоставлении им жилого помещения маневренного фонда для временного проживания в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания в администрацию округа Муром и Управление жилищной политики администрации округа Муром не обращались.

В соответствии с положениями ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда включаются лишь многоквартирные дома, признанные до 1 января 2017 года в установленном порядке аварииными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; отдельные жилые помещения, признанные непригодными для проживания, включению в программу не подлежат. Многоквартирный дом № 25 по ул. Профсоюзная г. Мурома на момент рассмотрения дела в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу не признан.

Кроме того, суд учитывает, что срок отселения граждан в соответствии с постановлением администрации округа Муром от 13 мая 2021 года № 231 установлен до 31 декабря 2024 года.

При таких обстояте6льствах суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Ильиной С.Е. и Масленникова Д.А.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

    ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: .... ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 45,31 ░░.░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.

    ░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░

2-172/2022 (2-2222/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Масленников Дмитрий Александрович
Ильина Светлана Евгеньевна
Ответчики
Администрация округа Муром
Суд
Муромский городской суд Владимирской области
Судья
Синицына Ольга Борисовна
Дело на сайте суда
muromsky.wld.sudrf.ru
08.11.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.11.2021Передача материалов судье
15.11.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.12.2021Подготовка дела (собеседование)
02.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.12.2021Судебное заседание
28.12.2021Судебное заседание
21.01.2022Судебное заседание
21.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее