Дело № 2-3473/2021
44RS0001-01-2021-006005-23
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 декабря 2021 года г. Кострома
Свердловский районный суд г. Костромы в составе председательствующего Царёвой Т.С., при секретаре судебного заседания Белеховой В.Е., с участием представителя истца Громовой Н.Б., представителя истца и третьего лица Веселовой Н.Б., представителя Бебякова П.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Веселова Игоря Вячеславовича к УМВД России по Костромской области об оспаривании снятия с учета в качестве нуждающегося на получение единовременной социальной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
Веселов И.В. обратился в суд с иском к УМВД России по Костромской области по тем основаниям, что решением жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Костромской области он включен с <дата> за № в список сотрудников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. <дата> ему направлено уведомление №, которым он поставлен в известность, что жилищно-бытовой комиссией УМВД России по Костромской области <дата> принято решение об исключении его и членов семьи из числа очередников на предоставление единовременной социальной выплаты. Принятое решение мотивировано подп. г п. 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты, утвержденных постановлением Правительства РФ от <дата> №. Полагает, что оснований для снятия его с учета не имеется. С <дата> он проходил службу в звании майора полиции в ОВД УМВД России по Костромской области по настоящее время. Его основное место службы в г. Костроме. С <дата> года он проживает с членами семьи по месту пребывания с <дата> по настоящее время по договорам краткосрочного найма по адресу: <адрес>, жилое помещение №. Регистрация в жилом доме по адресу: <адрес>, произведена с целью постоянной регистрации и при этом местом его жительства и жительства членов его семьи не является. Жилого помещения, принадлежащего ему или другим членам его семьи на праве собственности и на основании договора социального найма не имеется. Указал, что принятое решение жилищно-бытовой комиссии нарушает его право на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Просил признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Костромской области от <дата> об исключении ФИО2 и членов семьи из числа очередников УМВД России о Костромской области на предоставление единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Возложить на жилищно-бытовую комиссию УМВД России по Костромской области обязанность восстановить его и членов его семьи в число очередников УМВД России по Костромской области на предоставление единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с <дата>.
К участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований на стороне истца привлечены супруга истца Веселова Н.Б., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Веселовой Е.И., Веселовой Я.И.
В судебном заседании истец Веселов И.В. не участвовал, направил представителя – адвоката по ордеру Громову Н.Б. и представителя по доверенности Веселову Н.Б.
Представитель истца адвокат Громова Е.Б. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика УМВД России по Костромской области Бебяков П.С. исковые требования не признал, полагал их не подлежащими удовлетворению.
Третье лицо Веселова Н.Б., имеющая также доверенность на право представления интересов истца Веселова И.В., исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Выслушав лиц, участвующих в деле, представителей, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются положениями Федерального закона от 19.07.2011 №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 19.07.2011 №247-ФЗ, членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие настоящего Федерального закона, если иное не установлено отдельными положениями настоящего Федерального закона, считаются: супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником; супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день его гибели (смерти); несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел) или получающие (получавшие) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 №247-ФЗ, сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел (ч. 1). Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник: является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (ч. 2).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (ч. 4).
Правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (ч. 5).
Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (ч. 6).
Сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий сотрудника, относятся в том числе действия, связанные: с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения его супруги (супруга), несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет); с обменом жилыми помещениями; с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; с выделением доли собственниками жилых помещений; с отчуждением жилых помещений или их частей (ч. 7).
Согласно ст. 7 Федерального закона от 19.07.2011 №247-ФЗ, норма предоставления площади жилого помещения в собственность или по договору социального найма составляет: 33 квадратных метра общей площади жилого помещения - на одного человека; 42 квадратных метра общей площади жилого помещения - на семью из двух человек; 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи - на семью из трех и более человек (ч. 1).
Размер единовременной социальной выплаты определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, установленной частью 1 настоящей статьи (ч. 2).
Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 №1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты (далее – Правила).
Согласно Правилам, единовременная выплата предоставляется по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, которое оформляется правовым актом с указанием размера единовременной выплаты, рассчитанного на день принятия соответствующего решения (п. 4).
Принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются следующие документы: а) копия финансового лицевого счета, справка о проверке жилищных условий, выписка из домовой книги или единый жилищный документ за последние 5 лет до подачи заявления с мест жительства сотрудника и членов его семьи; б) копии паспорта сотрудника и паспортов членов его семьи; в) копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака); г) копия (копии) свидетельства о рождении ребенка (детей) сотрудника; д) справка о стаже службы сотрудника в календарном исчислении; е) копии документов, подтверждающих наличие либо отсутствие в собственности сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, помимо жилого помещения, в котором они зарегистрированы; ж) копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случае, если такое право предусмотрено законодательством Российской Федерации); з) копия документа, удостоверяющего статус Героя Российской Федерации (в случае если сотрудник удостоен звания Героя Российской Федерации); и) копия документа, подтверждающего участие в боевых действиях на территории Афганистана; к) справка, подтверждающая факт установления инвалидности ребенку сотрудника, выдаваемая федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы; л) копии документов, подтверждающих регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета сотрудника и членов его семьи (п. 5).
При наличии у сотрудника и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной площади всех жилых помещений (п. 8).
В случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 7 статьи 4 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий (п. 9).
Для рассмотрения заявлений сотрудников и принятия сотрудников на учет для получения единовременной выплаты правовым актом федерального органа исполнительной власти, органа образуется комиссия по предоставлению единовременной выплаты сотрудникам (п. 10).
Комиссия выполняет следующие функции: проверяет сведения, содержащиеся в документах, представленных сотрудником в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил; направляет в случае необходимости запрос в определяемое руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходит службу сотрудник, уполномоченное подразделение федерального органа исполнительной власти для получения справки о предоставлении сотруднику единовременной выплаты по прежним местам прохождения службы, а также в другие государственные органы и организации для проверки сведений о наличии у сотрудника условий для принятия его на учет для получения единовременной выплаты; принимает решения о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной выплаты и о снятии их с учета; ведет книгу учета сотрудников органов внутренних дел, принятых на учет для получения единовременной выплаты (п. 14).
Решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты принимается комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (п. 15).
Отказ в принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты допускается в случае, если представленные документы и сведения, полученные по результатам проведенной комиссией проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для принятия сотрудника на такой учет (п. 16).
Согласно п. 19 Правил (в редакции, действовавшей до 01.07.2021), сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты, в том числе в случае улучшения жилищных условий, в результате которого утрачиваются основания получения единовременной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 7 статьи 4 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», с намерением получения единовременной выплаты в большем размере (пп. «б»); в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной выплаты (если данные сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на принятие на такой учет) (пп. «г»).
Согласно п. 19 Правил (в редакции, действующей с 02.07.2021), сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты, в том числе в случае утраты оснований для получения единовременной выплаты (пп. «б»); в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной выплаты (если указанные сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на принятие на такой учет), а также неправомерных действий должностных лиц комиссии при решении вопроса о принятии на учет для получения единовременной выплаты (пп. «г»).
В случае изменения жилищных условий, на основании которых сотрудник принимался на учет для получения единовременной выплаты, и (или) сведений, которые содержатся в документах, представляемых сотрудником в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил, а также в случае изменения условий, на основании которых сотрудник имеет право на получение единовременной выплаты, сотрудник представляет в комиссию обновленные документы, подтверждающие произошедшие изменения, в течение 30 рабочих дней со дня, когда произошли соответствующие изменения (п. 23).
Если основания для получения сотрудником единовременной выплаты утрачены, комиссия принимает решение о снятии сотрудника с учета. Соответствующие изменения вносятся в книгу учета в день принятия правового акта (п. 24).
Единовременная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия на учет (п. 31).
Из приведенных нормативных положений следует, что обязательным условием для постановки комиссией сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения является установление его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в п. 2 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 №247-ФЗ. В частности, сотрудник имеет право на единовременную социальную выплату, если он является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м. При этом в случае выявления со стороны сотрудника действий, предусмотренных ч. 7 ст. 4 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», данный сотрудник может быть принят на учет по истечении 5 лет с момента их совершения.
Как следует из материалов дела, Веселов И.В. проходит службу в органах внутренних дел УМВД России по Костромской области с <дата> по настоящее время. Стаж службы на <дата> 19 лет 01 мес. 15 дней в календарном исчислении.
<дата> он обратился в УМВД России по Костромской области с заявлением о постановке его на учет нуждающихся в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в составе семьи из трех человек: он, супруга ФИО16, дочь ФИО8, <дата> г.р.
Согласно протоколу заседания жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Костромской области от <дата>, ФИО2 с членами семьи принят на учет на получение единовременной социальной выплаты в составе семьи 3-х человек и включен в список сотрудников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с <дата> за №.
<дата> ФИО2 обратился в УМВД России по Костромской области с рапортом о внесении изменений в его учетное дело на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с рождением ребенка ФИО4, <дата> года рождения.
Решением жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Костромской области, изложенным в протоколе заедания от <дата> №, постановлено внести изменения в учетное дело по составу семьи ФИО2 и считать их очередниками на получение единовременной социальной выплаты с семьей в составе 4-х человек (он, жена, дочь, дочь).
Решением жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Костромской области, изложенном в протоколе заседания № от <дата>, утвержденном распоряжением УМВД России по Костромской области от <дата> №р, ФИО2 с членами семьи в составе четырех человек исключен из списка на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании пп. «г» п. 19 Правил.
В решении жилищно-бытовой комиссии указано, что ФИО2 был зарегистрирован и настоящее время зарегистрирован в жилом помещении по адресу: Костромская область, п. Островское, ул. Западная, 6, общей площадью 966 кв.м., жилой – 63,4 кв.м., где зарегистрирована и проживает собственник – мать заявителя ФИО9 ФИО2 вправе пользоваться данным жилым помещением наряду с собственником. Площадь данного помещения подлежит учету при расчете нуждаемости. В период с <дата> по <дата> супруга заявителя ФИО16 была зарегистрирована в квартире, общей площадью 68,4 кв.м., жилой – 45,2 кв.м., по адресу: <адрес>, Данное жилое помещение принадлежало на основании договора приватизации супруге истца, её сестре, отцу и матери. Супругой заявителя в 2013 году произведено отчуждение части жилого помещения – доли в праве ?, площадью 17,1 кв.м., в пользу матери по договору дарения от <дата>. В последующем в 2013 году жилое помещение было продано иным лицам. Об отчуждение доли в праве на квартиру супругой истца не было сообщено в жилищную комиссию. С учетом указанных обстоятельств, при рассмотрении вопроса об обоснованности постановки на учет ФИО2 и обеспеченности жилыми помещениями жилищно-бытовой комиссией зачтено право пользования ФИО2 жилым помещением по адресу: <адрес>, площадью 96,6 кв.м., а также отчуждение супругой заявителя части жилого помещения ? доли в праве на квартиру по адресу: <адрес>, площадью 68,4 кв.м. С учетом права пользования заявителем и членами семьи жилыми помещениями по указанным адресам, обеспеченность на одного члена семьи составляет 16,35 кв.м. (96,6/2х1+68,4/4х1)/4, что более 15 кв.м. С учетом трех членов семьи на момент постановки на учет обеспеченность составляла 21,8 кв.м. (96,6/2х1+68,4/4х1)/3.
Выводы жилищно-бытовой комиссии суд находит обоснованными.
Материалами дела подтверждается, ФИО2 с супругой ФИО16 и детьми ФИО4, ФИО8 проживают и зарегистрированы по месту пребывания по адресу: <адрес>. Жилое помещение принадлежит ОАО «Костромской межотраслевой координационно-посреднический центр». Жилое помещение предоставлено ФИО10 на основании договоров краткосрочного найма от <дата>, от <дата>, каждый сроком на 8 месяцев, и от <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, каждый сроком на 11 месяцев.
По данному адресу ФИО2 имеет регистрацию по месту пребывания: с <дата> по <дата>, с <дата> до <дата>, с <дата> до <дата>, с <дата> до <дата>, с <дата> до <дата>, с <дата> до <дата>, с <дата> до <дата>, с <дата> до <дата>, с <дата> до <дата>, с <дата> до <дата>, с <дата> до <дата>, с <дата> по <дата>.
Также ФИО2 имел регистрацию по месту пребывания <адрес>. с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>. С <дата> до <дата>, с <дата> до <дата> был зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес>, что подтверждается адресной справкой УВМ УМВД России по <адрес> от <дата> №.
Вместе с ФИО2 в указных жилых помещениях в соответствующие периоды проживали и имели регистрацию по месту пребывания супруга и дочери.
Все жилые помещения № №, 10, 36 в доме на <адрес>е в <адрес> принадлежат ОАО «Костромской межотраслевой координационно-посреднический центр» и были предоставлены ФИО2 с членами семьи на основании договоров краткосрочного найма.
Супруга истца ФИО16 и дети не имеют постоянной регистрации по месту жительства. Ранее ФИО16 с <дата> по <дата> была зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>.
ФИО2 имеет постоянную регистрацию по месту жительства по адресу: <адрес>: с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по настоящее время.
С <дата> в доме зарегистрирована мать заявителя ФИО9
Жилое помещение по адресу: <адрес>, предоставлено в собственность ФИО9 (мать истца) на основании договора приватизации от <дата>. Право собственности в ЕГРН зарегистрировано <дата>.
Указанное жилое помещение имеет общую площадь 96,6 кв.м., в том числе жилую площадь 63,4 кв.м., на что указано в договоре приватизации.
В силу ч. 1 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Частью 1 статьи 31 ЖК РФ определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи. Если у бывшего члена семьи собственника жилого помещения отсутствуют основания приобретения или осуществления права пользования иным жилым помещением, а также если имущественное положение бывшего члена семьи собственника жилого помещения и другие заслуживающие внимания обстоятельства не позволяют ему обеспечить себя иным жилым помещением, право пользования жилым помещением, принадлежащим указанному собственнику, может быть сохранено за бывшим членом его семьи на определенный срок на основании решения суда. При этом суд вправе обязать собственника жилого помещения обеспечить иным жилым помещением бывшего супруга и других членов его семьи, в пользу которых собственник исполняет алиментные обязательства, по их требованию (ч. 4 ст. 31).
В п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Как следует из разъяснений, приведенных в п. 18 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» при рассмотрении иска собственника жилого помещения о признании бывшего члена его семьи утратившим право пользования этим жилым помещением необходимо иметь в виду, что в соответствии со статьей 19 Вводного закона действие положений ч. 4 ст. 31 ЖК РФ не распространяется на бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения при условии, что в момент приватизации данного жилого помещения указанные лица имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим, если иное не установлено законом или договором. Согласно ч. ч. 2 и 4 ст. 69 ЖК РФ (до 01.03 2005 – ст. 53 ЖК РСФСР) равные права с нанимателем жилого помещения по договору социального найма в государственном и муниципальном жилищном фонде, в том числе право пользования этим помещением, имеют члены семьи нанимателя и бывшие члены семьи нанимателя, продолжающие проживать в занимаемом жилом помещении.
В рассматриваемом случае истец ФИО2, имеет регистрацию по адресу: <адрес>, в доме своей матери, куда ранее был вселен и зарегистрирован в качестве члена семьи собственника.
Оснований полагать, что на момент его вселения (регистрации по месту жительства) имелись каких-либо иные основания к вселению не имеется и стороной истца не заявлено.
На момент, когда в <дата> году истец был зарегистрирован по месту жительства в качестве члена семьи нанимателя по адресу: <адрес>, он имел равное с нанимателем право пользования данным жилым помещением.
До настоящего времени за истцом ФИО2 сохраняется бессрочно право пользования данным жилым помещением, как лицом, проживавшим в нем на момент приватизации <дата>.
При указанных обстоятельствах на момент постановки истца на жилищный учет жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью 96,6 кв.м., подлежало учету при расчете обеспеченности истца и членов семьи, а именно половина площади данного помещения приходящаяся на истца, с учетом 2 лиц (ФИО2 и мать ФИО9).
Факт непроживавания истца в жилом помещении по адресу регистрации по месту жительства не имеет правого значения, поскольку при расчете обеспеченности общей площадью жилого помещения юридически значимым является наличие права на проживание в данном жилом помещении.
Обеспеченность истца и членов его семьи с учетом жилого помещения адресу: <адрес>, на момент постановки на учет в <дата> году (3 чел.) составляла 16,1 кв.м. (96,6/2х1)/3, что более 15 кв.м.
Кроме того, в результате сопоставления даты снятия ФИО2 с регистрационного учета по месту жительства по адресу: <адрес> <дата> году (регистрация восстановлена в <дата> году) - <дата>, и даты подачи заявления ФИО2 о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения -<дата>, установлено, что ФИО2 снялся с регистрационного учета по месту жительства по адресу: <адрес> за два для обращения с заявлением в УМВД России по Костромской области о постановке на жилищный учет.
При указанном обстоятельстве заслуживает внимания довод представителя ответчика о том, что ФИО2 совершил действие, введшее членов жилищно-бытовой комиссии в заблуждение относительно принятия указанного жилого помещения в расчет обеспеченности истца жилыми помещениями.
Также, на момент обращения ФИО2 с заявлением о постановке на учет в <дата> году, у его супруги ФИО16 имелось право в общей собственности на квартиру по адресу: <адрес>, общей площадью 68,4 кв.м.,. жилой – 45,2 кв.м.
Данная квартира на основании договора приватизации от <дата> была предоставлена в общую совместную собственность отцу супруги истца ФИО11, его жене ФИО12, супруге истца ФИО16, сестре ФИО13
В последующем, на основании соглашения об определении долей от <дата> сособственники квартиры ФИО12 (в том числе принявшая наследство после смерти супруга ФИО11, умершего <дата>), ФИО16, ФИО13 определили доли в праве собственности на квартиру: 1/4 - ФИО14, 1/4 - ФИО16, 1/4 – ФИО15, 1/4 - ФИО11
На основании договора дарения от <дата> ФИО16 и ФИО13 подарили свои 1/4 доли в праве на квартиру каждая матери ФИО14, которая в свою очередь продала квартиру в целом иным лицам по договору купли-продажи от <дата>.
Учитывая, что на момент постановки истца ФИО2 на жилищный учет его супруга являлась сособственником в праве общей собственности на квартиру по адресу: <адрес>, и имела на неё право (с учетом количества лиц, приватизировавших <адрес> чел.) не менее 1/4 доли, данная жилплощадь также подлежала указанию ФИО2 при обращении с жилищную комиссию с заявлением о постановке на учет для получения единовременной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения и учету при расчете нуждаемости при постановке на очередь.
Вместе тем, ФИО2 при постановке на жилищный учет не отразил сведения о наличии в собственности супруги по договору приватизации права на квартиру по адресу: <адрес>. Действия истца следует расценивать как повлекшие ухудшение жилищных условий с намерением приобрести право состоять на учете нуждающихся в получении выплаты. Вынужденный характер данных действий в ходе рассмотрения дела не установлен.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что на момент постановки на учет ФИО2 в <дата> году он и члены его семьи имели право пользования жилыми помещениями по адресам: <адрес>, площадью 96,6 кв.м. и <адрес>, площадью 689,4 кв.м. Следовательно, обеспеченность его и членов семьи подлежала расчету следующим образом: (96,6/2+68,4/4)/3 = 21,8 кв.м. на человека, что более 15 кв.м. Соответственно, решение жилищно-бытовой комиссии о постановке принято незаконно, что обоснованно явилось основанием для последующего снятия с учета.
Являясь действующим сотрудником внутренних дел, истец не лишен права обратиться в жилищную комиссию с новым заявлением о постановке на учет для получения выплаты, исходя из актуальной обеспеченности площадью жилого помещения.
При проверке законности решения жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Костромской области о снятии истца с учета суд не вправе подменять собой соответствующий государственный орган, а тем более устанавливать наличие или отсутствие условий для состояния сотрудника на учете на получение единовременной социальной выплаты на момент судебного разбирательства, что относится к компетенции жилищно-бытовой комиссии в соответствие с установленной законодательством процедурой.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Веселова Игоря Вячеславовича к УМВД России по Костромской области оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский суд г. Костромы в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья Т.С. Царёва