Решение по делу № 33-2417/2022 от 06.04.2022

УИД 11RS0001-01-2021-020100-79

г. Сыктывкар      Дело № 2-1297/2022 г. (№ 33-2417/2022 г.)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Ушаковой Л.В.,

судей Захваткина И.В., Шерстневой А.А.,

при секретаре Сакеновой К.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 14 апреля 2022 года дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Республики Коми на решение Сыктывкарского городского суда от 03 февраля 2022 года, по которому

обязано Министерство здравоохранения Республики Коми обеспечить Ширкову Е.Ф. лекарственными препаратами «...» 20 мг в количестве 3 упаковок, «...» 100 мг в количестве 2-х упаковок, в срок не позднее 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскана с Министерства здравоохранения Республики Коми в пользу Ширковой Е.Ф. компенсация морального вреда в размере 7 000 руб.

Заслушав доклад судьи Ушаковой Л.В., объяснения прокурора Юдина А.В., судебная коллегия

установила:

Печорский межрайонный прокурор Республики Коми обратился в суд в защиту прав и законных интересов Ширковой Е.Ф. к Министерству здравоохранения Республики Коми о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами «...», «...», «...», необходимыми для проведения назначенного лечения вплоть до отмены лечащим врачом, в срок не позднее 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу, взыскании в пользу Ширковой Е.Ф. компенсации морального вреда в сумме 10 000 руб.

19.01.2022 процессуальным истцом представлены письменные уточнения исковых требований о возложении обязанности обеспечить Ширкову Е.Ф. лекарственными препаратами «...» в количестве 3 упаковок, «...» в количестве 2-х упаковок, в срок не позднее 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу, взыскании в пользу Ширковой Е.Ф. компенсации морального вреда в сумме 10 000 руб.

01.02.2022 процессуальным и материальным истцами представлены письменные уточнения исковых требований к Министерству здравоохранения Республики Коми о возложении обязанности обеспечить Ширкову Е.Ф. лекарственными препаратами «...» 20 мг в количестве 3 упаковок, «...» 100 мг в количестве 2-х упаковок, в срок не позднее 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу, взыскании в пользу Ширковой Е.Ф. компенсации морального вреда в сумме 10 000 руб. Одновременно, заявлен отказ от исковых требований в части требований о возложении обязанности обеспечить Ширкову Е.Ф. лекарственным препаратом «...», необходимыми для проведения назначенного лечения вплоть до отмены лечащим врачом. Производство по делу в указанно участи прекращено.

Суд принял указанное выше решение, об отмене которого просит по доводам апелляционной жалобы ответчик, со ссылкой на неправильное применение судом норм материального права.

В соответствии со ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело в суде апелляционной инстанции рассмотрено в отсутствии сторон, третьего лица, извещенных надлежащим образом.

Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения по следующим основаниям.

Судом установлено, что Ширкова Е.Ф., <Дата обезличена> года рождения, относится к льготной категории граждан, имеющих право на бесплатное обеспечение в рамках региональной льготной программы лекарственными препаратами – «...», «...».

Пациенту 14.08.2021 были выписаны льготные рецепты серия ... на получение препарата «...» 20 мг № 50 в количестве 3 упаковок; серия ... на получение препарата «...» 100 мг № 50 в количестве 2-х упаковок.

Рецепты предъявлены в аптечный пункт 01.09.2021, до настоящего времени не обеспечены.

Удовлетворяя исковые требования в части возложения на ответчика обязанности обеспечить истца лекарственными препаратами, суд руководствовался положениями Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», Положением о Министерстве здравоохранения Республики Коми, утвержденным постановлением Правительства Республики Коми от 05.07.2012 № 283, исходил из того, что истец относится к категории лиц, подлежащих обеспечению бесплатными лекарственными препаратами, однако предъявленные в аптечный пункт рецепты до настоящего времени не обеспечены.

Удовлетворяя исковые требования в части компенсации морального вреда, суд первой инстанции руководствовался ст. ст. 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходил из нарушенного права истца на льготное лекарственное обеспечение.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объёме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено и частью 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Согласно п.п. 10, 14 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере здоровья относятся: организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 настоящего Федерального закона; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

Исходя из установленных судом первой инстанции обстоятельств, судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку достоверно установлено, что по медицинским показаниям лекарственные препараты «Изосорбида динитрат», «Аллопуринол» являются для Ширковой Е.Ф. необходимыми, не обеспечение данными препаратами приводит к нарушению прав истца на бесплатную медицинскую помощь, при этом Министерство здравоохранения Республики Коми является органом исполнительной власти, осуществляющим проведение торгов по закупке лекарственных средств и изделий медицинского назначения для льготных категорий граждан, обеспечивает их наличие в аптечных учреждениях, осуществляющих льготный отпуск лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

Доводы жалобы о том, что на период отсутствия необходимого препарата в аптечной сети, медицинское учреждение должно было принять меры для бесперебойного обеспечения лечебного процесса Ширковой Е.Ф., не могут повлечь отмену решения суда, поскольку именно Министерство здравоохранения Республики Коми является органом, осуществляющим проведение торгов по закупке лекарственных средств и изделий медицинского назначения для льготных категорий граждан, обеспечивает их наличие в аптечных учреждениях.

Доводы жалобы об отсутствии оснований для взыскания компенсации морального вреда, в связи с отсутствием вины Министерства, являются несостоятельными.

Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

В силу пункта 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 -1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющей общие основания ответственности за причинение вреда, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

Согласно части 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации).

По смыслу приведенных правовых норм, по общему правилу обязательными условиями наступления ответственности за причинение вреда (как материального, так и морального вреда) являются противоправность поведения причинителя вреда, вина и причинно-следственная связь между названными действиями и причиненным вредом.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", при рассмотрении требований о компенсации причиненного гражданину морального вреда необходимо учитывать, что размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального ущерба, убытков и других материальных требований. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.

Материалами дела достоверно установлено, что гарантированное Ширковой Е.Ф. федеральными законами право на льготное лекарственное обеспечение было нарушено. В силу своих полномочий именно Министерство здравоохранения Республики Коми обязано обеспечивать лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения граждан, включенных в регистр лиц, имеющих право на получение государственной помощи в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. В связи с несвоевременным обеспечением необходимыми лекарственными препаратами жизнь и здоровье истца были поставлены в опасность, что безусловно не могло не причинять ей нравственные страдания.

При определении размера компенсации суд первой инстанции исходил из характера и объема, причиненных истцу нравственных и физических страданий, связанных с необеспечением лекарственным препаратом, причинением нравственных переживаний и опасений за состояние своего здоровья, что с учетом имеющегося у истца заболевания, негативно отражалось на состоянии ее здоровья.

Судебная коллегия полагает, что суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела и в соответствии с положениями гражданского процессуального законодательства дал надлежащую оценку представленным доказательствам, не согласиться с которой коллегией оснований не установлено, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права применены верно, в связи с чем предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения у суда апелляционной инстанции не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 03 февраля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Республики Коми - без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 14 апреля 2022 года.

Председательствующий

Судьи

33-2417/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Печорский межрайонный прокурор РК
Широкова Евдокия Федосеевна
Ответчики
Министерство Здравоохранения РК
Другие
ГБУЗ РК Печорская ЦРБ
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Ушакова Л В
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
14.04.2022Судебное заседание
14.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.04.2022Передано в экспедицию
14.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее