Дело № 33 – 4545/2024
Суд первой инстанции дело № 2-4906/2023
УИД 59RS0004-01-2023-005341-58
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Пермь 23.04.2024
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Бабиновой Н.А.,
судей Мухтаровой И.А., Букатиной Ю.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кузьминой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кировского района г.Перми в интересах Л3. к Министерству здравоохранения Пермского края о возложении обязанности обеспечить специализированным лечебным питанием,
по апелляционной жалобе Л1., действующей в интересах Л3., на решение Ленинского районного суда г. Перми от 08.12.2023.
Заслушав доклад судьи Бабиновой Н.А., пояснения прокурора Рычковой А.Б., представителя ответчика Министерства здравоохранения Пермского края Портнова А.О., изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
прокурор Кировского района г.Перми в интересах Л3. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Пермского края о возложении обязанности обеспечить специализированным лечебным питанием.
В обоснование требований указано, что прокуратурой Кировского района г.Перми рассмотрено заявление Л1. по вопросу обеспечения Л3. специализированным лечебным питанием. В ходе проведения проверки установлено, что Л3., ** года рождения решением Кировского районного суда г.Перми от 09.03.2023 признана недееспособной. Приказом территориального управления Министерства социального развития Пермского края по г.Перми от 10.05.2023 № 06-33-143 над недееспособной Л3. установлена опека, опекунами назначены Л1. и Л2. Согласно справке ФКУ «ГБ МСЭ по Пермскому краю» от 20.10.2022 Л3., ** года рождения является инвалидом ** группы, причина инвалидности - инвалид с детства, инвалидность установлена бессрочно. Л3. имеет следующие заболевания: ***. Заключением врачебной комиссии ГБУЗ ПК «Краевая клиническая психиатрическая больница» от 10.04.2023 г. № ** Л3. поставлен диагноз ***, нуждается в постоянном постороннем уходе. Л3. имеет основания к оказанию паллиативной медицинской помощи, имеет федеральную льготу на обеспечение по рецептам врача лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения. До 18-летнего возраста Л3. обеспечивалась специализированными продуктами лечебного питания бесплатно, по достижению совершеннолетия в предоставлении указанного питания Л3. отказано. Исходя из сведений ГБУЗ ПК «Городская клиническая больница им. С. Н. Гринберга» Л3. рекомендовано: наблюдение невролога, травматолога-ортопеда, терапевта – 2 раза в год, постоянная медикаментозная терапия: *** 300 мг – 2 раза в сутки, длительный период; зондовое питание (протертое питание): 700 ккал/сут и нутритивная поддержка (энтеральное питание); *** стандарт 1 ккал/1мл с пищевыми волокнами) 600 мл/сут.; уход за гастростомой; *** 10 мг по 1/2 т. 3 раза в день; плановый осмотр - 1 раз в квартал и дополнительно по мере необходимости. Согласно рекомендациям врача по паллиативной помощи АНО «Агентство медицинских и социальных услуг «Дедморозим» от 08.09.2022 для коррекции тяжелой белково-энергетической недостаточности рекомендован прием продуктов специализированного лечебного питания, к числу которых могут быть отнесены смеси *** или ***. В сутки требуется 172 гр. сухой смеси, в месяц 5332 гр., что соответствует 17 банкам сухой смеси *** (322 гр.). При назначении смеси *** стандарт основываться на тех же расчетах. Потребность в продуктах специализированного лечебного питания может увеличиваться при увеличении массы тела. Вместе с тем, письмами ГБУЗ ПК «Городская клиническая больница им. С. Н. Гринберга» от 26.07.2023 № 476, Министерства здравоохранения Пермского края от 10.08.2023 № 34-06-01-4096-исх, а также исходя из выписки из протокола заседания ЛКК ГБУЗ ПК «Городская клиническая больница им. С. Н. Гринберга» от 10.07.2023 № 31 Л3. неправомерно отказано в обеспечении специализированным лечебным питанием. Поскольку Л3. по жизненным показаниям необходимо принимать специализированный лечебный продукт – *** либо ***, обеспечение указанным продуктом должно осуществляться бесплатно, за счет бюджетных средств, в противном случае Л3. фактически лишается права на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи. Отказ в обеспечении Л3. специализированным продуктом питания ведет к нарушению ее прав, ставит под угрозу ее жизнь и здоровье. Просил возложить на ответчика обязанность по обеспечению Л3., ** года рождения специализированным лечебным продуктом - *** либо *** из расчета 172 грамма сухой смеси в сутки, но не менее 5332 грамм в месяц до минования надобности; решение суда обратить к немедленному исполнению.
Определением от 16.10.2023 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Л1., Л2.
Решением Ленинского районного суда г. Перми от 08.12.2023 в удовлетворении исковых требований прокурора Кировского района г.Перми в интересах Л3. к Министерству здравоохранения Пермского края о возложении обязанности обеспечить специализированным лечебным питанием отказано.
В апелляционной жалобе Л1., действующая в интересах Л3., полагает решение незаконным и подлежащим отмене, указав, что суд первой инстанции неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела, кроме того, судом неверно применены нормы материального права. Не согласна с выводом суда об отсутствии оснований для назначения Л3. специализированного лечебного питания *** по федеральной льготе, поскольку не представлено доказательств того, что лечебное питание является жизненно необходимым для Л3. Вместе с тем суду были представлены доказательства о необходимости принимать специализированный лечебный продукт ***. Полагает, что обеспечение указанным продуктом должно осуществляться бесплатно, за счет бюджетных средств, иначе Л3. будет лишена гарантированной медицинской помощи. Указывает, что Л3. нуждается в оказании паллиативной медицинской помощи, имеет федеральную льготу на обеспечение по рецептам врача лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, также в регулярном специализированном питании. Отказ в обеспечении Л3. специализированным продуктом лечебного питания влечет существенное нарушение ее прав, ставит под угрозу ее жизнь и здоровье. Просит решение отменить, принять новое решение о возложении обязанности.
Л1., Л2. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены.
На основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела при данной явке.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, возражений в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия оснований для отмены решения не находит.
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Согласно статье 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи (части 1 и 2 статьи 7 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
В силу части 15 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (часть 2 статьи 48 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 48 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» консилиум врачей - совещание нескольких врачей одной или нескольких специальностей, необходимое для установления состояния здоровья пациента, диагноза, определения прогноза и тактики медицинского обследования и лечения, целесообразности направления в специализированные отделения медицинской организации или другую медицинскую организацию и для решения иных вопросов в случаях, предусмотренных названным федеральным законом. Консилиум врачей созывается по инициативе лечащего врача в медицинской организации либо вне медицинской организации (включая дистанционный консилиум врачей). Решение консилиума врачей оформляется протоколом, подписывается участниками консилиума врачей и вносится в медицинскую документацию пациента. В протоколе консилиума врачей указываются фамилии врачей, включенных в состав консилиума врачей, сведения о причинах проведения консилиума врачей, течении заболевания пациента, состоянии пациента на момент проведения консилиума врачей, включая интерпретацию клинических данных, лабораторных, инструментальных и иных методов исследования и решение консилиума врачей. При наличии особого мнения участника консилиума врачей в протокол вносится соответствующая запись. Мнение участника дистанционного консилиума врачей с его слов вносится в протокол медицинским работником, находящимся рядом с пациентом.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Л3., ** года рождения (л.д.23) установлена инвалидность первой группы бессрочно (л.д.51).
Решением Кировского районного суда г. Перми от 09.03.2023 Л3., ** года рождения признана недееспособной (л.д.26-29).
Приказом территориального управления Министерства социального развития Пермского края по г. Перми от 10.05.2023 № ** над недееспособной Л3. установлена опека, опекунами назначены Л1. и Л2. (л.д.30-31).
Судом установлено, что Л3., ** года рождения наблюдается в ГБУЗ ПК «Городская клиническая больница им. С. Н. Гринберга» с диагнозом: ***.
В соответствии с протоколом лечебно-консультативной комиссии ГБУЗ ПК «Городская клиническая больница им. С.Н.Гринберга» от 10.07.2023 № 31, в связи с поступившим обращением Л1. рассмотрен вопрос о назначении и выписке Л3. специализированного лечебного питания *** по федеральной льготе, принято решение об отсутствии в настоящий момент оснований для назначения и выписки Л3., ** года рождения, специализированного лечебного питания *** по федеральной льготе (л.д.52).
Разрешая исковые требования, руководствуясь статьей 13 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», пунктами 1,2 части 3 статьи 80, пунктом 5 части 2 статьи 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», судом сделан верный вывод о том, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
При этом суд принял во внимание, что постановлением Правительства Пермского края от 02.03.2023 № 152-п утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, в соответствии с разделом 6 которой, порядок обеспечения граждан лекарственными препаратами, а также медицинскими изделиями, включенными в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, лечебным питанием, в том числе специализированными продуктами лечебного питания, по назначению врача, а также донорской кровью и ее компонентами по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи с учетом видов, условий и форм оказания медицинской помощи, за исключением лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания (по желанию пациента).
При оказании в рамках Территориальной программы государственных гарантий первичной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара и в неотложной форме, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в стационарных условиях и в условиях дневного стационара, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях, условиях дневного стационара и при посещениях на дому обеспечение граждан донорской кровью и (или) ее компонентами, лечебным питанием, в том числе специализированными продуктами лечебного питания, лекарственными препаратами для медицинского применения и медицинскими изделиями, включенными в утвержденные Правительством Российской Федерации соответственно перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов и перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, а также медицинскими изделиями, предназначенными для поддержания функций органов и систем организма человека, для использования на дому при оказании паллиативной медицинской помощи в соответствии с перечнем, утверждаемым Министерством здравоохранения Российской Федерации, осуществляется бесплатно.
Порядок передачи от медицинской организации пациенту (его законному представителю) медицинских изделий, предназначенных для поддержания функций органов и систем организма человека, для использования на дому при оказании паллиативной медицинской помощи устанавливается Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Судом отмечено, что обеспечение граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, имплантируемыми в организм человека, специализированными продуктами лечебного питания при оказании первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях производится за счет личных средств граждан, за исключением случаев, когда: гражданин имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», в том числе на обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями, имплантируемыми в организм человека, по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов в рамках перечня перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 № 2406-р, а также перечня медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2018 № 3053-р, перечня специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов на 2023 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.12.2022 № 3731-р.
Суд, установив, что Л3. достигла возраста 18 лет, в связи с чем не предусмотрено право на получение специализированного лечебного питания, на основании Территориальной программы, в соответствии с которой обеспечение специализированным лечебным питанием осуществляется при оказании первичной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара и в неотложной форме, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях, условиях дневного стационара и при посещениях на дому, в амбулаторных условиях обеспечение специализированным лечебным питанием при оказании медицинской помощи лицам, достигшим возраста 18 лет, отказал в удовлетворении исковых требований.
Также, исследовав материалы дела, проанализировав протокол заседания лечебно-консультативной комиссии ГБУЗ ПК «Городская клиническая больница им. С.Н.Гринберга» 10.07.2023 № 31, решением которой оснований для назначения и выписки Л3., ** года рождения специализированного лечебного питания *** по федеральной льготе не установлено.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Как верно установил суд первой инстанции, обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи, утвержденными в установленном порядке, и Перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утвержденным в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств». При наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии медицинской организации осуществляются назначение и выписывание лекарственных препаратов, не входящих в стандарты медицинской помощи, по торговым наименованиям. Решение врачебной комиссии медицинской организации фиксируется в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Пунктом 2 части 3 статьи 80 названного закона предусмотрено, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.
В силу части 15 статьи 37 Закона № 323-ФЗ назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (часть 2 статьи 48 Закона № 323-ФЗ).
В настоящем деле решением лечебно-консультативной комиссии ГБУЗ ПК «Городская клиническая больница им. С.Н.Гринберга» 10.07.2023 № 31, оснований для назначения и выписки Л3., специализированного лечебного питания по федеральной льготе не установлено.
Выводы суда первой инстанции в полной мере проверены в ходе апелляционного рассмотрения дела. Доводы истца, изложенные в апелляционной жалобе, проверены и признаны несостоятельными по мотивированным основаниям. Каких-либо нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Перми от 08.12.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Л1., действующей в интересах Л3., – без удовлетворения.
Председательствующий /подпись/.
Судьи: /подписи/.