Решение по делу № 33-6973/2020 от 13.11.2020

В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

Дело № 33-6973/2020

Дело в суде первой инстанции № 2 - 399/2020

Строка № 068г

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Воронеж                                                                 3 декабря 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:

председательствующего                       Глазовой Н.В.

судей                                         Кожевниковой А.Б., Храпина Ю.В.

при секретаре                                     Котельниковой М.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Воронежского областного суда по докладу судьи Кожевниковой А.Б.

гражданское дело № 2 - 399/2020 по иску администрации Богучарского муниципального района Воронежской области к Сыроваткину Владимиру Сергеевичу, Сыроваткиной Валентине Ивановне о возложении обязанности возвратить денежные средства,

по апелляционной жалобе Сыроваткина Владимира Сергеевича, Сыроваткиной Валентины Ивановны,

на решение Богучарского районного суда Воронежской области от 13 августа 2020 года

(судья Жилякова Г.И.),

У С Т А Н О В И Л А:

Администрация Богучарского муниципального района Воронежской области обратилась в суд с иском к Сыроваткину В.С., Сыроваткиной В.И. о возложении обязанности возвратить денежные средства, указав в обоснование требований, что постановлением администрации Поповского сельского поселения Богучарского муниципального района от 11.01.2013 № 1 молодая семья Сывороткиных была признана нуждающейся в жилых помещениях для целей районной целевой программы «Обеспечением жильем молодых семей на 2011-2015 годы по основаниям п.2 ч.1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Постановлением администрации Богучарского муниципального района от 25.02.2013 № 137 молодая семья Сывороткиных была включена в список молодых семей - участников районной целевой программы «Обеспечением жильем молодых семей на 2011-2015 гг.

В 2018 году молодой семье Сывороткиных была предоставлена социальная выплата в размере 478 800 руб. в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения района» муниципальной программы «Экономическое развитие Богучарского муниципального района».

Однако, как выяснилось позже, по состоянию на 01.10.2012 года на праве общей долевой собственности у Сывороткина Владимира Сергеевича и Сывороткиной Валентины Ивановны имелись жилые помещения, права на которые были прекращены в судебном порядке (решения Богучарского районного суда от 07.10.2012 г.).

Применительно к ст. 53 Жилищного Кодекса РФ, молодая семья Сывороткиных должна была быть признана нуждающейся в жилых помещениях не ранее 07.10.2017 года.

Было нарушено одно из основных требований участия в программе предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.

Письмом от 19.09.2019 № 2216 администрация Богучарского муниципального района предложила им в месячный срок возвратить денежные средства по социальной выплате.

По состоянию на 01.04.2020 года денежные средства на расчетный счет администрации Богучарского муниципального района не поступали.

Просила суд: обязать Сыроваткина В.С., Сыроваткину В.И. возвратить денежные средства в размере 478 800 руб. администрации Богучарского муниципального района (Л. 4-8).

Решением Богучарского районного суда Воронежской области от 13 августа 2020 года исковые требования удовлетворены (Л. 203, 204-208).

На данное решение суда Сыроваткиным В.С., Сыроваткиной В.И. была подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда, ввиду его незаконности и необоснованности, неправильного применения норм материального права, нарушения норм процессуального права (Л. 217-218).

В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи, с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением администрации Поповского сельского поселения Богучарского муниципального района от 11.01.2013 № 1 молодая семья Сывороткиных была признана нуждающейся в жилых помещениях для целей районной целевой программы «Обеспечением жильем молодых семей на 2011-2015 годы.

Постановлением администрации Богучарского муниципального района от 25.02.2013 № 137 молодая семья Сывороткиных была включена в список молодых семей - участников районной целевой программы «Обеспечением жильем молодых семей на 2011-2015 гг.

В 2018 году молодой семье Сывороткиных была предоставлена социальная выплата в размере 478 800 руб. в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения района» муниципальной программы «Экономическое развитие Богучарского муниципального района».

Обстоятельством свидетельствующим о намеренном ухудшении ответчиками своих жилищных условий, суд первой инстанции посчитал тот факт, что по состоянию на 01.10.2012 года на праве общей долевой собственности у Сывороткина Владимира Сергеевича и Сывороткиной Валентины Ивановны имелись жилые помещения, права на которые были прекращены в судебном порядке (решения Богучарского районного суда от 07.10.2012 г.).

Сославшись на ст. 53 Жилищного Кодекса РФ, в соответствии с которой, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий, суд пришел к выводу, что молодая семья Сывороткиных должна была быть признана нуждающейся в жилых помещениях не ранее 07.10.2017 года, следовательно ими было нарушено одно из основных требований участия в программе предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.

Разрешая спор и удовлетворения исковые требования, суд первой инстанции, установив, что законных оснований для получения социальной выплаты у ответчиков не имелось, пришел к выводу, что ответчиками нарушены правила использования указанной социальной выплаты.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции не может согласиться в полном объеме, поскольку они основаны на не правильно установленных судом обстоятельствах, имеющих существенное значение для дела и при не верном применении норм материального права.

Во исполнение предписаний ст. 40 (ч. 2) Конституции Российской Федерации, конкретизированных в ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, и в целях формирования рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, а также выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем установленных федеральным законодательством категорий граждан Правительство Российской Федерации постановлением от 17.09.2001 N 675 утвердило федеральную целевую программу "Жилище" на 2002 - 2010 годы, в качестве ее составной части - отдельную подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей", включающую Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, а затем постановлением от 17.12.2010 N 1050 утвердило новую федеральную целевую программу на 2011 - 2015 годы, а в последующем на 2015 - 2020 годы и соответствующие Правила.

Закрепив в названных Правилах право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, Правительство Российской Федерации было вправе, как это следует из ст. 38 (ч. 1), 40 и 114 (п. "в", "ж" ч. 1) Конституции Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотреть и специальные условия для получения выплаты, в частности условие о соответствии молодой семьи всем установленным названными Правилами требованиям, в том числе возрастному критерию, а именно возраст каждого из супругов на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты не должен превышать 35 лет (пп. "а" п. 6 Правил). Такое регулирование, как ранее указывал Конституционный Суд Российской Федерации, нельзя расценивать как нарушающее конституционные права граждан (определения от 27.05.2010 N 738-О-О и от 15.01.2015 N 3-О).

В соответствии с пунктом 7 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050, под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 01.03.2005 по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.

В силу части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

В соответствии подпунктом "е" пункта 2 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050, социальная выплата может быть предоставлена молодой семье для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по кредитам, предоставленным для приобретения жилья.

При этом в редакции названного пункта, введенного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2011 N 575, действительно было указано на то, что социальная выплата предоставлялась для погашения основной суммы долга, уплаты процентов по жилищным кредитам или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 01.01.2011.

Однако постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2016 N 466 "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Жилище" на 2015 - 2020 годы" в подпункте "е" пункта 2 слова "полученным до 1 января 2011 г." исключены.

Социальная выплата могла быть использована молодой семьей на погашение основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам, что было сделано ответчиками, таким образом, ограничений в сроках получения кредитов не имеется.

Более того, действующая редакция подпункта «е» п. 2 указанных правил расширил порядок использования социальной выплаты, и социальная выплата может быть использована для погашения суммы основного долга (части суммы основного долга) и уплаты процентов по жилищным кредитам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома или по кредиту (займу) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пений за просрочку исполнения обязательств по указанным жилищным кредитам или кредитам (займам) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита.

В соответствии с пунктом 19 указанных Правил для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктом "е" пункта 2 настоящих Правил молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства в числе прочих документов документ, подтверждающий, что молодая семья была признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил на момент заключения кредитного договора (договора займа), указанного в подпункте "д" настоящего пункта.

В соответствии со ст. 53 Жилищного Кодекса РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Судебная коллегия не может признать действия истцов, в смысле ст. 53 Жилищного Кодекса РФ, по прекращению прав на жилые помещения в судебном порядке (решения Богучарского районного суда от 07.10.2012 г.), как совершение ими намеренных действий по ухудшению своих жилищных условий.

К тому же доказательств того, что действия ответчиков были направлены на приобретение права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, для целей районной целевой программы «Обеспечением жильем молодых семей на 2011-2015 годы, по основаниям п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в материалах дела не имеется.

Даже если предположить, что ответчики совершили действия, которыми 07.10.2012 года намеренно ухудшили свои жилищные условия, с учетом того, что предоставление социальной выплаты семье Сывороткиных имело место в 2018 году, пятилетний срок, предусмотренный ст. 53 Жилищного Кодекса РФ, на момент ее получения - 14.05.2018 года, истек.

К тому же жилое помещение приобретено истцами с использованием кредитных средств, поэтому истцы вправе направить социальную выплату на погашение кредита и процентов по нему. При этом на дату заключения кредитного договора семья истцов не была обеспечена жилым помещением площадью, превышающей учетную норму. Поскольку площадь жилого помещения, приобретенного за счет средств кредита, не подлежала учету при определении нуждаемости семьи истцов в жилом помещении, постольку фактически на день заключения кредитного договора семья истцов продолжала оставаться нуждающейся в жилом помещении, как и в тот период, когда была включена в список участников Подпрограммы.

Целью Подпрограммы согласно разделу 6 является обеспечение развития и закрепление положительных демографических тенденций в обществе, укрепление семейных отношений и снижение уровня социальной напряженности в обществе. То обстоятельство, что жилое помещение с привлечением кредитных средств приобретено истцами до внесения изменений в Подпрограмму, после чего жилье молодой семьей может приобретаться до предоставления социальной выплаты, не может быть оценено таким образом, что молодые семьи, состоящие в списках участников Подпрограммы и приобретшие жилое помещение с привлечением кредитных средств до внесения соответствующих изменений в Подпрограмму, лишаются права на социальную выплату только по этому основанию. Такая дифференциация в реализации жилищных прав не может быть признана основанной на целях и задачах Подпрограммы.

Для реализации указанной программы на региональном уровне была принята подпрограмма "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем населения Воронежской области государственной программы Воронежской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Воронежской области", утвержденная постановлением Правительства Воронежской области от 29 октября 2015 года N 834.

Указанной подпрограммой на органы местного самоуправления возложены организационные полномочия по приему документов от молодых семей для участия в государственной программе и проверка достоверности сведений, содержащихся в представленных документах; принятие решения об участии молодой семьи в государственной программе; формирование списков молодых семей - участников государственной программы; осуществление в пределах своих полномочий контроля за реализацией мероприятия по обеспечению жильем молодых семей в рамках государственной программы; организация информационно-разъяснительной работы среди населения по освещению целей и задач мероприятия по обеспечению жильем молодых семей в рамках государственной программы; оформление и выдача молодым семьям в установленном порядке свидетельств о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома.

Кроме того ответчиками было заявлено о применении последствия пропуска срока исковой давности к данным правоотношениям.

Пропуск срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа истцу в иске.

В силу п. 1 ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.

В силу п. 1 ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Согласно ст. 199 ГК РФ требование о защите нарушенного права применяется к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности (п. 1). Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечения срока исковой давности о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (п. 2).

Решения Богучарского районного суда Воронежской области, которыми были прекращены право общей долевой собственности в отношении жилых помещений принадлежащих Сывороткину В.С. и Сывороткиной В.И., были приняты 07.11.2012 года.

Как следует из материалов дела, Постановлением администрации Поповского сельского поселения Богучарского муниципального района от 11.01.2013 № 1 молодая семья Сывороткиных была признана нуждающейся в жилых помещениях для целей районной целевой программы «Обеспечением жильем молодых семей на 2011-2015 годы.

Постановлением администрации Богучарского муниципального района от 25.02.2013 № 137 молодая семья Сывороткиных была включена в список молодых семей - участников районной целевой программы «Обеспечением жильем молодых семей на 2011-2015 гг.

То есть, на момент признания Сывороткиных, нуждающимися в жилых помещениях, Администрация Поповского сельского поселения Богучарского муниципального района располагала или должна была располагать информацией об обстоятельствах установленных решением суда от 07.11.2012 года, что являлось прямой обязанностью администрации при проверке поданных ответчиками документов.

С учетом изложенного судебная коллегия, оценив имеющиеся в деле доказательства, руководствуясь ст. ст. 196, 199, 200 ГК РФ, приходит к выводу о том, что истцом пропущен, предусмотренный законом трехлетний срок исковой давности по заявленным требованиям.

С учетом изложенного судебная коллегия полагает необходимым отменить решение суда, как постановленное при неправильном применении норм материального права и принять новое решение, которым в иске отказать.

Руководствуясь ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение районного Богучарского суда Воронежской области от 13 августа 2020 года – отменить, принято новое решение:

«В иске Администрации Богучарского муниципального района Воронежской области к Сыроваткину Владимиру Сергеевичу, Сыроваткиной Валентине Ивановне о возврате денежных средств - отказать».

Председательствующий:

Судьи коллегии:

33-6973/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация Богучарского муниципального района
Ответчики
Сывороткин Владимир Сергеевич
Суд
Воронежский областной суд
Судья
Кожевникова Алла Борисовна
Дело на сайте суда
oblsud.vrn.sudrf.ru
13.11.2020Передача дела судье
03.12.2020Судебное заседание
11.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.12.2020Передано в экспедицию
03.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее