Дело №2-236/2024
УИД35RS0025-01-2024-000219-86
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 августа 2024 года г. Харовск
Харовский районный суд Вологодской области в составе судьи Проворовой Ю.А.,
при секретаре Макаровой О.А.,
с участием представителя истца Волковой Е.А., действующей в своих интересах и как законный представитель несовершеннолетнего Х, Усова В.О.,
представителя ответчика администрации Харовского муниципального округа Вологодской области Щучкина А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Усова В.О., действующего по доверенности в интересах Волковой Е.А., действующей в своих интересах и как законный представитель несовершеннолетнего Х, к Администрации Харовского муниципального округа Вологодской области о признании незаконным решения о прекращении договора социального найма жилого помещения, признании членами семьи нанимателя и включении в качестве членов семьи нанимателя в договор социального найма, изменении договора социального найма и вселении в жилое помещение,
у с т а н о в и л:
Усов В.О., действующий по доверенности в интересах Волковой Е.А., действующей в своих интересах и как законный представитель несовершеннолетнего Х обратился в суд с иском к Администрации Харовского муниципального округа Вологодской области о признании незаконным решения о прекращении договора социального найма жилого помещения, признании членами семьи нанимателя и включении в качестве членов семьи нанимателя в договор социального найма, изменении договора социального найма и вселении в жилое помещение, указав в обоснование следующее.
29.12.2022 года Степанюку Р.О. из Администрации Харовского муниципального района было направлено уведомление о предоставлении жилого помещения, согласно которому в соответствии с постановлением Правительства Вологодской области № 322 от 01.04.2019 года об утверждении "Областной адресной программы № 8 "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальных образованиях Вологодской области на 2019-2025 годы", ему предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: Х, по договору социального найма и предложено освободить жилое помещение, где он проживает и сняться с регистрационного учета.
11.01.2023 года между наймодателем, Администрацией Харовского муниципального района, и нанимателем, Степанюком Р.О., заключен договор социального найма жилого помещения, согласно которому наймодатель передает нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, общей площадью Х кв.м. по адресу: Х, для проживания в нем, обеспечивает предоставление за плату коммунальные услуги.
13.08.2023 года Степанюк Р.О. умер, не успев вселиться в предоставленную квартиру. С 2016 года истец проживала совместно со Степанюком Р.О. по день его смерти, брак зарегистрирован не был. 06.03.2017 года родился сын Х. Проживали они в г. Вологда одной семьей, вместе воспитывали сына, вели совместное хозяйство.
После смерти Степанюка Р.О., Волковой Е.А. в администрацию Харовского муниципального округа направлено заявление от 12.11.2023 года, в котором она просила вселить ее и сына Х в квартиру, предоставленную Степанюку Р.О. по договору социального найма жилого помещения от 11.01.2023 года, изменить договор социального найма жилого помещения, включив в него в качестве членов семьи ее и сына с последующей заменой нанимателя Степанюка Р.О. на кого-либо из них, однако, получила отказ. Истец считает указанный отказ незаконным и необоснованным, т.к. согласно п. 5 ст. 83 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения прекращается в связи со смертью одиноко проживающего нанимателя. Однако, Степанюк Р.О. не вселялся и не проживал в предоставленной ему квартире.
В своем исковом заявлении Усов В.О., действующий по доверенности в интересах Волковой Е.А., действующей в своих интересах и как законный представитель несовершеннолетнего Х, просит признать незаконным и не порождающим юридических последствий решение Администрации Харовского муниципального округа о прекращении договора социального найма жилого помещения от 11.01.2023 года, заключенного со Степанюком Р.О.; признать Волкову Е.А. и Х на момент заключения договора социального найма жилого помещения от 11.01.2023 года членами семьи нанимателя Степанюка Р.О., умершего Х, и включить их в качестве членов семьи нанимателя в указанный договор; изменить договор социального найма жилого помещения от 11.01.2023 года, включив в него в качестве нанимателя жилого помещения по адресу: Х, Волкову Е.А. и Х, как члена семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; вселить Волкову Е.А. и Х в квартиру по адресу: Х.
Протокольным определением суда от 04.06.2024 года к участию в деле третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора привлечен орган опеки и попечительства Администрации Харовского муниципального округа Вологодской области.
Протокольным определением суда от 05.07.2024 года к участию в деле третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора привлечен Комитет по управлению имуществом Администрации Харовского муниципального округа Вологодской области.
Истец Волкова Е.А., действующая в своих интересах и как законный представитель несовершеннолетнего Х, извещённая надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие.
В судебных заседаниях представитель истца Усов В.О. поддержал заявленные Волковой Е.А. требования, пояснив дополнительно следующее. 11.01.2023 года между наймодателем Администрацией Харовского муниципального района и нанимателем Степанюком Р.О. заключен договор социального найма жилого помещения, согласно которому наймодатель передает нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, общей площадью Х кв.м. по адресу: Х. 13.08.2023 года Степанюк Р.О. умер, в данную квартиру не вселялся, получил лишь ключи. Брак между Волковой Е.А. и Степанюком Р.О. заключен не был, 06.03.2017 года у них родился сын Х. Фактически семья проживала в г. Вологда, Волкова Е.А. и Х имели регистрацию в г. Вологде, Степанюк Р.О. был зарегистрирован по адресу: Х. С августа 2023 года, после смерти Степанюка Р.О., Волкова Е.А. с сыном уехали на постоянное место жительства в г. Казань. Пояснил, что Волкова Е.А. в собственности жилого помещения не имеет, поэтому намерена вернуться в г. Харовск.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации Харовского муниципального округа Вологодской области Щучкин А.С. заявленные исковые требования не признал, возражал против их удовлетворения. Дополнительно пояснил, что согласно ч. 1 ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с нанимателем его супруг, дети и родители. Местом жительства считается, в частности, жилье, предоставленное по договору социального найма, где гражданин должен там быть зарегистрированным. Степанюк Р.О. был зарегистрирован в жилом помещении по договору социального найма по адресу: Х. Зарегистрирован он был там один, с заявлением о вселении других членов семьи он не обращался, зарегистрировать кого-либо не пытался, в квартиру не вселялся. Кроме того, от Волковой Е.А. каких-либо заявлений в администрацию округа, как при жизни Степанюка Р.О., так и после его смерти, не поступало. Также обратил внимание суда на тот факт, что ни Степанюк Р.О., ни Волкова Е.А., ни Х, ни дня не проживали в квартире по адресу: Х. Договор социального найма от 11.01.2023 года постановлением главы Администрации Харовского муниципального округа от 18.12.2023 года расторгнут в связи со смертью нанимателя Степанюка Р.О.
В судебном заседании свидетель Х суду показала, что является сестрой Степанюку Р.О. С 2016 года Степанюк Р.О. и Волкова Е.А. проживали совместно, в 2017 году у них родился сын Х. Они все это время проживали в г. Вологда на съемной квартире. Ей известно, что в 2022 году Степанюк Р.О. получил квартиру в г. Харовске, в 2023 году он зарегистрировался по месту жительства в данной квартире один, желал прописать туда и Е. с сыном. 13.07.2023 года брат умер в Х. Волковой Е.А. предложили высокооплачиваемую работу в г. Казань, она с ребенком уехала и в настоящее время там проживает. Х посещает детский сад в г. Казань.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора органа опеки и попечительства Администрации Харовского муниципального округа, Комитета по управлению имуществом Администрации Харовского муниципального округа, в суд не явились.
Суд, руководствуясь положениями ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ, с учетом положительного мнения представителя истца, представителя ответчика, считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, свидетеля, суд приходит к следующему.
Судом установлено и из материалов дела следует, что квартира по адресу: Х, площадью Х кв.м., кадастровый номер Х, является муниципальной собственностью.
Согласно имеющемуся в материалах дела договору социального найма жилого помещения от 11.01.2023 года, заключенному между Администрацией Харовского муниципального района (наймодатель) и Степанюком Р.О. (наниматель), наймодателем передано нанимателю в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, общей площадью Х кв.м., по адресу: Х, для проживания в нем. При этом состав членов семьи договор не содержит.
Кроме того, перед заключением вышеназванного договора, Степанюком Р.О. на имя руководителя Администрации Харовского муниципального района написано заявление о предоставлении жилого помещения по договору социального найма на состав семьи из одного человека. Более того, в заявлении состав членов семьи Степанюка Р.О. не поименован.
Как следует из имеющейся в материалах дела копии свидетельства о смерти Х от Х, Степанюк Р.О., Х года рождения, умер 13.08.2023 года в Х.
В соответствии с частями 1,2 ст. 69 Жилищного кодекса РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма.
По смыслу находящихся в нормативном единстве положений ст. 69 и ч. 1 ст. 70 Жилищного кодекса РФ лица, вселенные нанимателем жилого помещения по договору социального найма в качестве членов его семьи, приобретают равные с нанимателем права и обязанности при условии, что они вселены в жилое помещение с соблюдением предусмотренного ч. 1 ст. 70 Жилищного кодекса РФ порядка реализации нанимателем права на вселение в жилое помещение других лиц в качестве членов семьи.
Частью 2 ст. 82 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что дееспособный член семьи нанимателя с согласия остальных членов своей семьи и наймодателя вправе требовать признания себя нанимателем по ранее заключенному договору социального найма вместо первоначального нанимателя. Такое же право принадлежит в случае смерти нанимателя любому дееспособному члену семьи умершего нанимателя.
Приведенные нормы в их взаимосвязи указывают на то, что в случае, если после смерти нанимателя, а также его выезда в другое место жительства в жилом помещении остаются проживать члены его семьи, договор социального найма не признается расторгнутым и продолжает действовать на тех же условиях, при этом нанимателем признается один из проживающих или все проживающие признаются сонанимателями. По смыслу ч. 3 ст. 83 Жилищного кодекса РФ договор социального найма признается расторгнутым лишь в том случае, если из жилого помещения выехал как сам наниматель, так и члены его семьи.
Таким образом, возникновение равного с нанимателем права пользования жилым помещением обусловлено вселением в жилое помещение с соблюдением предусмотренного порядка реализации нанимателем права на вселение в жилое помещение других лиц в качестве членов своей семьи.
Из имеющейся в материалах дела копии записи акта о рождении Х от 18.03.2017 года, родителями Х, 06.03.2017 года рождения, являются Степанюк Р.О., Волкова Е.А. Брак между Степанюком Р.О. и Волковой Е.А. зарегистрирован не был.
Как установлено в судебном заседании Степанюк Р.О. не вселялся в спорное жилое помещение, ни дня в нем не проживал, имел лишь регистрацию. Истец Волкова Е.А. и ее сын Х также не были вселены в данную квартиру нанимателем. Кроме того, и после смерти Степанюка Р.О. Волкова Е.А. в настоящем жилом помещении не проживала, соответствующих расходов по его содержанию не несла, а переехала с сыном Степанюком Р.Р. на постоянное место жительства в г. Казань.
Из имеющейся в материалах дела информации МО МВД России «Харовский» от 14.06.2024 года, Волкова Е.А. и Х значатся зарегистрированными по месту жительства с 01.10.2021 года по адресу: Х.
Согласно ч. 5 ст. 83 Жилищного кодекса РФ договор социального найма жилого помещения прекращается в связи с утратой (разрушением) жилого помещения, со смертью одиноко проживавшего нанимателя.
В связи со смертью нанимателя Степанюка Р.О., постановлением Главы администрации Харовского муниципального округа от 18.12.2023 года № 1939 договор социального найма жилого помещения от 11.01.2023 года на жилое помещение, расположенное по адресу: Х, расторгнут.
При таких обстоятельствах правовых оснований для признания незаконным постановление Главы администрации Харовского муниципального округа от 18.12.2023 года № 1939 не имеется.
Таким образом, оценив представленные доказательства, в том числе показания свидетеля, суд полагает требования Усова В.О., действующего по доверенности в интересах Волковой Е.А., действующей в своих интересах и как законный представитель несовершеннолетнего Х удовлетворению не подлежащими, поскольку истцом не представлено доказательств вселения как ее самой, так и Х в установленном законом порядке в качестве членов семьи нанимателя при жизни Степанюка Р.О., поскольку прежний наниматель Степанюк Р.О. при жизни в Администрацию Харовского муниципального округа с заявлением о включении Волковой Е.А. и Х в договор социального найма в качестве членов своей семьи не обращался, кроме того имелось заявление Степанюка Р.О. о предоставлении жилого помещения на состав семьи из одного человека, ни Волкова Е.А., ни Х в спорном жилом помещении не зарегистрированы, имеют постоянную регистрацию в ином жилом помещении, длительное время проживают в г. Казань, правовых оснований для признания и включения их в качестве членов семьи нанимателя в договор социального найма жилого помещения, возложении на ответчика обязанности изменить договор социального найма жилого помещения от 11.01.2023 года и вселить Волкову Е.А. и Х в спорное жилое помещение, отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 197-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 09.08.2024 ░░░░.