Судья Мельников С.Е. №33а-213/2022
УИД №12RS0016-01-2021-001267-80
дело № 2а-1-544/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Йошкар-Ола 15 февраля 2022 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Петровой О.А.,
судей Орловой С.Г. и Смышляевой И.Н.,
при секретаре Медведеве Э.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по апелляционной жалобе администрации городского округа «Город Козьмодемьянск» на решение Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 23 ноября 2021 года, которым постановлено:
административное исковое заявление Кузнецова В. В., Кузнецовой Т. Н. к администрации городского округа «Город Козьмодемьянск» удовлетворить частично;
признать незаконным постановление администрации городского округа «Город Козьмодемьянск» от 22 июня 2021 года № 270 «О признании многоквартирного дома по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу» в части установления срока отселения жильцов многоквартирного дома до 31 декабря 2026 года;
обязать администрацию городского округа «Город Козьмодемьянск» установить срок отселения жильцов многоквартирного дома по адресу: <адрес>, не превышающий двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу;
в удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Смышляевой И.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кузнецов В.В., Кузнецова Т.Н. обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации городского округа «Город Козьмодемьянск» (далее – администрация ГО «Город Козьмодемьянск»), в котором просили отменить постановление администрации городского округа «Город Козьмодемьянск» от 22 июня 2021 года № 270 «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу».
В обоснование административного искового заявления указано, что оспариваемым постановлением признан аварийным и подлежащим сносу многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в котором на основании договора социального найма семье Кузнецовых была предоставлена квартира. Постановлением установлен срок отселения физических лиц - до
31 декабря 2026 года. Вместе с тем, указанный жилой дом признан ветхим и опасным для проживания постановлением администрации ГО «Город Козьмодемьянск» от 24 сентября 1998 года № 311. До настоящего время указанное постановление административным ответчиком не исполнено. Полагали необходимым установить срок, обязывающий администрацию ГО «Город Козьмодемьянск» принять меры по переселению семьи Кузнецовых, начиная с 24 сентября 1998 года.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация ГО «Город Козьмодемьянск» просит решение суда отменить в части возложения на администрацию обязанности установить срок отселения жильцов спорного многоквартирного дома, не превышающий 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований отказать в полном объеме. В обоснование жалобы указывается, что административные истцы в судебном заседании не участвовали, их позиция относительно изменения сроков отселения судом выяснена не была. Спорный жилой дом не включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, поскольку в данный перечень вошли дома, которые были признаны аварийными и подлежащими сносу до 1 января 2017 года. На основании изложенного административный ответчик полагает, что исковые требования Кузнецовой Т.Н. и Кузнецова В.В. являются несостоятельными.
В возражениях на апелляционную жалобу Кузнецов В.В. и Кузнецова Т.Н. приводят доводы в поддержку оспариваемого судебного постановления в части возложения на администрацию ГО «Город Козьмодемьянск» обязанности установить срок для отселения жильцов, не превышающий двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции административные истцы Кузнецова Т.Н., Кузнецов В.В., представитель административного ответчика администрации ГО «Город Козьмодемьянск», заинтересованные лица Костин В.В., Кузнецов М.В.,
Ямолкина (Кузнецова) А.В., Костина М.Г. не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом.
Администрацией ГО «Город Козьмодемьянск» представлено ходатайство о рассмотрении дела без участия своего представителя, Кузнецовым В.В. сообщено, что в судебное заседание не явится, решение суда поддерживает. Ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлено.
При таких обстоятельствах с учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть дело без участия неявившихся лиц.
Обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив материалы административного дела в полном объеме по правилам статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Исходя из положений части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление (пункт 1); соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (пункт 4).
В силу части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, для признания действий (бездействия), решений органа, должностного лица незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав и законных интересов заявителя.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований в части признания незаконным постановления администрации городского округа «Город Козьмодемьянск» от 22 июня 2021 года № 270 «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу», суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии оспариваемого решения закону.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Согласно пункту 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Как следует из материалов дела, административный истец
Кузнецов В.В. является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>
2 августа 2012 года с ним заключен договор социального найма. Административный истец Кузнецова Т.Н. является супругой Кузнецова В.В.
Указанный жилой дом является двухэтажным и двухквартирным. Вопреки доводам апелляционной жалобы к участию в деле привлечены все члены семьи нанимателя Кузнецова В.В., а также наниматели квартиры
№ 2 спорного дома.
Заключением межведомственной комиссии № 1 от 22 июня 2021 года выявлены основания для признания многоквартирного дома <адрес> аварийным и подлежащим сносу. Данный вывод межведомственной комиссией сделан с учетом экспертного заключения <№> от <дата>, выполненного
ФГБОУ ВО «Поволжский государственный технологический университет» по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций спорного многоквартирного жилого дома.
С учетом заключения межведомственной комиссии постановлением администрации ГО «Город Козьмодемьянск» № 270 от 22 июня 2021 года указанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу, установлен срок отселения физических лиц - до 31 декабря 2026 года.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства полно, объективно и всесторонне в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого постановления незаконным, поскольку оно вынесено уполномоченным органом в соответствии с предоставленными ему полномочиями.
В обоснование несогласия со сроком отселения многоквартирного жилого дома административными истцами указывается, что спорный жилой дом признан ветхим и опасным для проживания постановлением администрации ГО «Город Козьмодемьянск» от 24 сентября 1998 года
№ 311, которое до настоящего времени не исполнено.
Указанные доводы получили надлежащую оценку в оспариваемом решении с учетом того, что в материалы дела не представлено доказательства, бесспорно свидетельствующие о том, что по состоянию на
24 сентября 1998 года многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, являлся непригодным для проживания. Администрацией ГО «Город Козьмодемьянск» не принималось в установленном действующим на тот период времени законодательством порядке решения (акта) о признании спорного жилого дома непригодным для постоянного проживания. Постановлением администрации ГО «Город Козьмодемьянск» от
21 марта 2016 года № 134 постановление администрации ГО «Город Козьмодемьянск» от 24 сентября 1998 года № 311 признано утратившим силу.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции о признании незаконным оспариваемого постановления в части определения срока отселения жильцов многоквартирного дома до 31 декабря 2026 года и необходимости установления нового срока, не превышающего двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Согласно абзацу второму пункта 49 Положения, на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 данного Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Абзац седьмой пункта 7 Положения устанавливает, что решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности).
Таким образом, процедура принятия решения о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включая решение вопроса о дальнейшем использовании помещения и сроках отселения жильцов, отнесена Правительством Российской Федерации к исключительной компетенции межведомственной комиссии, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Одной из задач административного судопроизводства является судебная защита граждан от незаконных действий (решений) или бездействия органов публичной власти. Суд проверяет законность действий (решений) или бездействия органов публичной власти, но не вправе подменять своими решениями их полномочия, в том числе определять срок отселения граждан из аварийного и подлежащего сносу жилого дома.
Срок отселения жильцов не является установленным административным ответчиком произвольно и безусловно неразумным.
Административные истцы не лишены возможности реализовать свои права иным способом, в том числе путем обращения в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении жилого помещения маневренного фонда до наступления срока отселения из указанного аварийного и подлежащего сносу жилого дома в соответствии со статьей 95 ЖК РФ.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает решение Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от
23 ноября 2021 года в части возложения на администрацию городского округа «Город Козьмодемьянск» обязанности установить срок отселения жильцов многоквартирного дома по адресу: <адрес>, не превышающий двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, принятым с нарушением норм материального права и подлежащим отмене на основании пункта 4 части 2 статьи 310 КАС РФ.
В остальной части решение суда является законным и обоснованным, отмене не подлежит.
Вопреки доводам жалобы иные наниматели жилых помещений спорного дома и члены их семей, привлеченные к участию в деле в качестве заинтересованных лиц, о рассмотрении дела извещались надлежащим образом.
Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 23 ноября 2021 года отменить в части признания незаконным постановления администрации городского округа «Город Козьмодемьянск» от
22 июня 2021 года № 270 «О признании многоквартирного дома по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу» в части установления срока отселения жильцов многоквартирного дома до 31 декабря 2026 года и возложения на администрацию городского округа «Город Козьмодемьянск» обязанности установить срок отселения жильцов многоквартирного дома по адресу: <адрес>, не превышающий двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В остальной части решение Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 23 ноября 2021 года оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий |
О.А. Петрова |
Судьи |
С.Г. Орлова И.Н. Смышляева |