дело №2а-708/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 марта 2020 года г. Ростов-на-Дону
Железнодорожный районный суд г. Ростова-на-Дону в составе председательствующего судьи Дубовик О.Н. при секретаре судебного заседания Черкасовой А.С. рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению МИФНС №1 по Ростовской области к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец обратился в суд с административным иском кФИО1 о взыскании задолженности по земельному налогу, указав в обоснование на то, что за физическим лицом - ФИО1, дата рождения: ДД.ММ.ГГГГ, ИНН № зарегистрировано с ДД.ММ.ГГГГ. имущество, являющееся объектом налогообложения, согласно налоговому законодательству: Земельные участки с кадастровыми номерами: №, №, №, расположенные по адресу: <адрес>, <адрес>.
Межрайонной ИФНС России № по <адрес>, в соответствии с действующим законодательством, направлены почтой налогоплательщику ФИО1налоговые уведомления от ДД.ММ.ГГГГ № о необходимости уплаты за 2016 г. налогов по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ № о необходимости уплаты за 2017 г. налогов по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ.
Налогоплательщиком суммы налогов за 2016-2017 годы по сроку уплаты не уплачены в полном объеме.
В связи с наличием недоимки по налогу налогоплательщику направлены почтой требования от ДД.ММ.ГГГГ. № об уплате налога за 2016 г. по сроку исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ № об уплате налога за 2017 г. по сроку исполнения до ДД.ММ.ГГГГ Указанные требования налогоплательщик не исполнил в полном объеме.
Межрайонная ИФНС России №1 по Ростовской области обратилась к мировому судье судебного участка № 2 Железнодорожного судебного района г. Ростова-на-Дону с заявлением о выдаче судебного приказа.
ДД.ММ.ГГГГ вынесен судебный приказ № о взыскании с ФИО1 задолженности по имущественным налогам за 2016-2017 годы, а также пени. Однако налогоплательщиком представлены возражения относительно исполнения вынесенного судебного приказа.
Мировой судья судебного участка №2 Железнодорожного судебного района г. Ростова-на-Дону ДД.ММ.ГГГГ вынес определение об отмене судебного приказа.
После отмены судебного приказа налогоплательщиком задолженность по земельному налогу за 2016-2017 годы, а также пени не погашены, в связи с чем налоговым органом принято решение обратиться в Железнодорожный районный суд г. Ростова-на-Дону для взыскания неурегулированной задолженности по земельному налогу и пене за 2016-2017 годы в общем размере 3537.13 руб., в порядке административного искового производства.
Просит суд взыскать задолженность с ФИО1 ИНН № за 2016-2017 годы в общей сумме 3537.13 руб., в т.ч.:
- земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений: налог в размере 3478 руб., пеня в размере 59.13 рублей.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, в материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в отсутствие административного истца. Дело в отношении административного истца рассмотрено в порядке ст. 150 КАС РФ.
Административный ответчикФИО1 в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения административного иска, ссылаясь на доводы, изложенные в письменных возражениях на требования МИФНС России №1 по РО, и указав на то, что налоговые уведомления он не получал, так как они направлялись на неверный адрес. Просил в удовлетворении административного иска отказать.
Выслушав административного ответчика, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст.286Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
На основании пунктов 1, 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
На основании пункта 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В силу п.п. 1 п. 1 ст.23 НК РФналогоплательщики обязаны уплачивать законом установленныеналоги.
В соответствии со ст.388 НК РФналогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно п. 1 ст.389 НК РФОбъектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Согласно данным картотеки плательщиковземельного налога, за ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право на земельные участки, с кадастровыми номерами: №, №, №, расположенные по адресу: <адрес>.
Таким образом, ответчик является плательщиком земельногоналога.
Суммазадолженности по земельному налогу за 2016-2017г.г. составляет – 3 478,00 руб., пеня – 59,13 руб.
Общая сумма задолженности ФИО1 составляет 3537,13 рублей.
Как указывает административный истец, налоговыморганом по адресу ответчика направлялись налоговые уведомления и налоговые требования на уплату земельного налога, которые не были исполнены ФИО1
В силу ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога физическим лицом в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.
Пунктом 4 ст.57 НК РФпредусмотрено, что в случаях, когда расчетналоговойбазы производитсяналоговыморганом, обязанность по уплатеналогавозникает не ранее даты полученияналоговогоуведомления.
В соответствии с п. 3 ст. 396 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
Статьей 52 НК РФ установлено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, срок уплаты налога, а также сведения, необходимые для перечисления налога в бюджетную систему Российской Федерации.
В силу п. 6 ст. 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
В случае перерасчета налоговым органом ранее исчисленного налога уплата налога осуществляется по налоговому уведомлению в срок, указанный в налоговом уведомлении. При этом налоговое уведомление должно быть направлено не позднее 30 дней до наступления срока, указанного в налоговом уведомлении.
Согласно п. 4 ст. 397 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Исходя из указанных норм по общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации). Однако в ряде случаев (при уплате имущественных налогов налогоплательщиками - физическими лицами) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52 Налогового кодекса Российской Федерации). В процессе реализации указанных норм обязанность по уплате налога не может возникнуть у налогоплательщика ранее даты получения им налогового уведомления, что прямо следует из пункта 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации.
При наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога (извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога) в соответствии с положениями статьи 69 НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
В силу п. 6 ст. 69 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Согласно п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
По смыслу статьи 75 НК РФ следует, что пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
В подтверждение доводов о направлении административному ответчику налоговых уведомлений и налоговых требований МИФНС России №1 по РО представлены в материалы дела налоговые уведомления от ДД.ММ.ГГГГ № о необходимости уплаты за 2016 г. налогов по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ № о необходимости уплаты за 2017 г. налогов по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ; требования от ДД.ММ.ГГГГ. № со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ № со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ; реестры заказной почтовой корреспонденции, из которых следует, что налоговое уведомление и требование об уплате налога были направлены по адресу: <адрес>
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что ФИО1 зарегистрирован по адресу: <адрес>, что подтверждается адресной справкой.
Однако, доказательств того, что налоговые уведомления и требования об уплате налога направлялось в адрес административного ответчика, в материалах дела не имеется. Имеющиеся в материалах дела списки отправления заказной корреспонденции и реестры не подтверждают факт направления налогового уведомления, поскольку они направлены по иному адресу.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что налоговым органом в нарушение требований п.4 ст.57 НК РФ не исполнена обязанность по направлению налогоплательщику налогового уведомления.
Суд принимает во внимание, что относимых и допустимых доказательств надлежащего направления административным истцом налогового уведомления об уплате земельного налога материалы дела не содержат.
Поэтому оснований считать, что налоговым органом был соблюден предусмотренный Налоговым кодексом Российской Федерации порядок взыскания налога, не имеется.
Несоблюдение налоговым органом порядка, установленного налоговым законодательством, является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
При указанных обстоятельствах, принимая во внимание, что налоговый орган в установленном порядке не направил ФИО1 налоговое уведомление об уплате земельного налога, у суда отсутствуют основания для удовлетворения административного иска о взыскании с ответчика задолженности по земельному налогу, в связи с чем, отказывает в иске в полном объеме.
На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС Российской Федерации, суд
Решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ №1 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░-░░-░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.