Решение по делу № 2-532/2023 (2-6093/2022;) от 14.11.2022

Дело № 2-531/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    2 февраля 2023 года    г. Липецк

Советский районный суд г. Липецка в составе председательствующего и.о. судьи Вдовченко И.В. при секретаре Корнейчук В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Липецке дело по иску Коваленко Татьяны Николаевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Липецкой области о переводе на другой вид пенсии.

УСТАНОВИЛ:

Коваленко Т.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Липецкой области о переводе на другой вид пенсии, указав, что с 7.10.2009 года по 28.02.2013 года она являлась получателем досрочной пенсии по старости, как гражданин, постоянно проживающий на территории с особым социально - экономическим статусом в соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». С 1.03.2013 г. её в беззаявительном порядке перевели на пенсию по старости в соответствии с ФЗ «О страховых пенсиях». Она обращалась с заявлением о переводе снова на государственную пенсию, как проживавшей в зоне с особым социально - экономическим статусом, ответчик своим решением от 12.08.2022 года отказал в переводе на другой вид пенсии со ссылкой на то, что не представлены документы, подтверждающие проживание в особой экономической зоне. В 2022 года ответчик не установил факт проживания с 1986 года по 1999 год в зоне радиоактивного загрязнения, так как она в период с 26.04.1986 года по 16.06.1999 года проживала в г. Белая Церковь Киевской области. На территории Российской Федерации зоны радиоактивного загрязнения определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.1997 года № 1582 в Перечне населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Город Белая Церковь в списке не поименован, поскольку находится на территории другого государства бывшего Союза ССР. В силу ст. 49 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 года № 1244-1 гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации её последствий, переселившимся с территории Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом. Согласно законодательству Украины территория, которая подвергалась загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы, разделяется на зоны отчуждения, безусловного (обязательного) отселения, гарантированного добровольного отселения, усиленного радиоэкологического контроля. Зона усиленного радиоэкологического контроля - это зона с плотностью загрязнения почвы сверх до аварийного уровня изотопами цезия от 1.0 до 5.0 ки\км2 или стронция от 0.02 до 0.15 ки\км2, или плутония от 0.005 до 0.01 ки\км2 при условии, что расчетная эквивалентная доза облучения человека превышает 0.5мЗв (0.05 бэр) за год сверх дозы, которую он получил в доаварийный период. Из справки Управления социальной защиты населения усматривается, что она имеет статус пострадавшего от Чернобыльской катастрофы, была

зарегистрирована в г. Белая Церковь с 26.04.1986 года по 16.06.1999 года. Согласно приложению № 1 Постановления Кабинета Министров Украины от 23.07.1991 года № 106 / г. Белая Церковь отнесен к зоне усиленного радиоэкологического контроля, что по законодательству Украины соответствует зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом, установленной Законом «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Факт проживания в зоне с льготным социально - экономическим статусом до даты распада СССР подтвержден справкой, в 2009 году ответчиком не оспаривался, ей была установлена досрочная пенсия со снижением возраста выхода на пенсию на 3 года - в 52 года. В 2013 году без её заявления, она была переведена на пенсию по старости. О данном факте её не уведомили. Просит признать за ней право на назначение пенсии по старости в соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», обязать ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Липецкой области назначить ей пенсию с 1.02.2013 года.

Определением от 10.01.2023 года была произведена замена ответчика на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Липецкой области.

В судебное заседание истец не явилась, извещалась своевременно и надлежащим образом. Представитель истца поддержала заявленные требования, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика исковые требования не признала, указав, что с 1.01.2015 года Коваленко Т.Н. без её заявления была переведена на страховую пенсию по старости. Наличие льгот не оспаривала.

Выслушав стороны, исследовав материале дела, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований.

Статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируется специальным законодательством - Законом от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», согласно которым устанавливаются пенсии по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца определенным категориям граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы, статус которых определяется в соответствии с нормами Закона от 15.05.1991 г. № 1244-1 и подтверждается порядке, установленном названным Законом.

В соответствии со ст. 3 Закона от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской

АЭС- гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивном}" загрязнению, превышающему допустимые у ровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.

Согласно п. " ч.1 ст. 10 Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Пунктом 2 ч. 2 у казанной статьи преду смотрено, что пенсия по старости назначается гражданам, у казанным в подпу нктах 3.5-10 пункта 1 настоящей статьи, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 года, в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, преду смотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Зоны радиоактивного загрязнения, а также категории граждан, пострадавших в резу льтате катастрофы на Чернобыльской АЭС, определяются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (п.7).

В соответствии со сг. 7 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 года№ 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» действие настоящего Закона распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: из которых в 1986 году и в последующие годы проведена эвакуация и отселение граждан: на которых начиная с 1991 года среднегодовая эффективная эквивалентная доза облу чения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр); на которых начиная с 1991 года плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 превышает 1 Ки/кв. км.

К указанным территориям относится зона проживания с льготным социально- экономическим статусом.

Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них. у станавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом дру гих факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона от 15.05.1991 г. № 1244-1 к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом.

Гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности (ст. 34).

В соответствии со ст. 11 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» зона проживания с льготным социально- экономическим статусом - часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, зоны отселения и зоны проживания с правом на отселение с плотностью

радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки/кв. км. В указанной зоне среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения не должна превышать У 1 мЗв (0.1 бэр). Дополнительные критерии по определению границ этой зоны в зависимости от степени радиоактивной загрязненности ее территории другими (кроме цезия-137) долгоживущими радионуклидами устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что Коваленко Т.Н., 21.09.1957 года рождения, с 07.10.2009 года с даты достижения 52 лет являлась получателем досрочной пенсии по старости как гражданин, постоянно проживающий на территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом.

С 01.02.2013 года в беззаявительном порядке ей был изменен вид пенсии и источник её финансирования - была установлена трудовая пенсия по старости, с 01.01.2015 года - страховая пенсия по старости.

03.08.2022 года Коваленко Т.Н. обратилась к ответчику с заявлением о назначении государственной пенсии по старости в соответствии со ст. 30-37 Закона РФ от 15.05.1991 г.

№ 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Решением Пенсионного органа от 12.08.2022 года истцу было отказано в установлении указанного виде пенсии, поскольку в документах выплатного пенсионного » дела имеется справка о проживании в зоне с льготным социально — экономическим статусом № 109 от 3.08.2009 года, выданная Управлением социальной защиты населения Белоцерковского городского совета Киевской области, удостоверение серии В -1 № 814365 от 19.10.1994 года, выданное на территории Украины. Законодательством Российской Федерации не предусмотрена возможность предоставления права на льготное пенсионное обеспечение на основании документов, выданных уполномоченными органами других государств, в частности Украины, и подтверждающих право на льготы в соответствии с законодательством этих государств.

Проанализировав представленные доказательства по делу доказательства в совокупности с нормами права, суд приходит к выводу о необоснованности отказа Пенсионного органа Коваленко Т.Н.

Пунктом 18 подпунктом «б» Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденному Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 4.08.2021 года № 538н, определено, что для подтверждения дополнительных условий назначения пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению гражданам, пострадавшим в результате Ь- радиационных или техногенных катастроф, предусмотренных Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", в зависимости от категории гражданина необходимы документы (сведения): о постоянном проживании (периоде постоянного проживания) или работе (периоде работы) в определенных зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 21, ст. 699; 2021, N 22, ст. 3687) (далее - Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС") (подпункты 4-10 пункта 1 статьи 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").

Аналогичная норма содержалась в подпункте «б» пункта 18 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, с учетом повышения фиксированной выплаты

*

к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по гоо дарственному пенсионному обеспечению, утвержденному Приказом Министерства труда и социальной зашиты Российской Федерации от 4.08.2021 года № 538н. действовавшем до 1.01.2022 года.

Таким образом, согласно требованиям нормативно - правовых актов, регулирующих вопросы назначения пенсии по названному основанию, факт проживания (работы) в зоне с льготным социально - экономическим статусом должен подтверждаться совокупностью письменных доказательств - документами, из которых можно было бы достоверно определить данное обстоятельство, имеющее юридическое значение для данного спора.

Согласно справке Управления социальной защиты населения Белоцерковского городского совета ЖЕИ 1 № 1856 30.07.09. Коваленко Т.Н. имеет статус пострадавшего от Чернобыльской катастрофы (удостоверение категории 4\3 № 814365 от 19.10.1994 года), прописана зарегистрирована в г. Белая Церковь с 26.04.1986 года по 16.06.1999 года.

Из удостоверения гражданина (гражданки), постоянно проживающего на территории зоны усиленного радиоэкологического контроля в 1986-1993 г. следует, что Коваленко Т.Н. проживала на территории зоны усиленного радиоэкологического контроля (плотность загрязнения почвы цезием - 137 от 1 до 5 ки (км 2).

Ссылка ответчика на то, что законодательством Российской Федерации не предусмотрена возможность предоставления права на льготное пенсионное обеспечение на основании документов, выданных уполномоченными органами других государств, несостоятельна.

В соответствии со ст. 11 Закона от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» зона проживания с правом на отселение - часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, зоны отселения и зоны проживания с правом на отселение с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием - от 5 до 15 Ки/кв.м. В указанной зоне среднегодовая эффективная доза облучения населения не должна превышать 1мЗв (0.1 бэр). Дополнительные критерии по определению границ этой зоны в зависимости от степени радиоактивной загрязненности её территории другими (кроме цезия -137) долгоживущими радионуклидами устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Г. Белая Церковь находится на территории другого государства и не включен в Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В силу ст. 49 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС. и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территорий Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом.

Согласно законодательству Украины территория, которая подвергалась загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы, разделяется на зоны отчуждения, безусловного (обязательного) отселения, гарантированного добровольного отселения, усиленного радиоэкологического контроля. Зона усиленного радиоэкологического контроля - это зона с плотностью загрязнения почвы сверх до аварийного уровня изотопами цезия от 1.0 до 5.0 ки\км2 или стронция от 0.02 до 0.15 ки\км2. или плутония от 0.005 до 0.01 ки\км2 при условии, что расчетная эквивалентная доза облучения человека превышает 0.5мЗв (0.05 бэр) за год сверх дозы, которую он получил в доаварийный период.

Критерии определения территорий зон, подвергшихся радиоактивному загрязнению, позволяют соотнести зону усиленного радиоэкологического контроля с льготным социально - экономическим статусом по законодательству Российской Федерации.

Законодательством Украины г. Белая Церковь Киевской области отнесен к зоне усиленного радиоэкологического контроля, что следует из удостоверения]^ 814365 от/ 19.10.1994 года, выданного истцу.

Следовательно, зона усиленного радиоэкологического контроля по законодательству Украины соответствует зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом, установленной Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»

Продолжительность постоянного проживания Коваленко Т.Н. в зоне с льготным социально - экономическим статусом составляет более 13 лет (13 лет 1 месяц - с 26.04.1986 года по 16.06.1999 года).

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания за Коваленко Т.Н. права на назначение пенсии по старости в связи с проживанием в зоне с льготным социально - экономическим статусом в соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Согласно ч. 1ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Истец с 07.10.2009 года (достижение возраста 52 лет) являлась получателем досрочной пенсии по старости как гражданин, постоянно проживающий на территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом. С 01.02.2013 года в беззаявительном порядке ей была установлена трудовая пенсия по старости, а затем с 01.01.2015 года - страховая пенсия по старости. Перевод на другой вид пенсии осуществлен необоснованно. Следовательно, она имеет право на назначение пенсии с 01.01.2013 года, соответственно с этой даты ей должна быть назначена пенсия.

Руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Коваленко Татьяны Николаевны, года рождения. (СНИЛС ) к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Липецкой области (ИНН 4826004782) о переводе на другой вид пенсии удовлетворить.

Признать за Коваленко Татьяной Николаевной право на пенсию по старости в соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Липецкой области назначить Коваленко Татьяне Николаевне указанную пенсию с 1.02.2013 года.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы в Советский районный суд г. Липецка.

Председательствующий^

Изг. 9.02.2023 года

2-532/2023 (2-6093/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Коваленко Татьяна Николаевна
Ответчики
ГУ ОПФР по ЛО
Другие
ООО "Флебас"
Суд
Советский районный суд г. Липецк
Судья
Вдовченко Ирина Владимировна
Дело на странице суда
sovetsud.lpk.sudrf.ru
14.11.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.11.2022Передача материалов судье
17.11.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.11.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.12.2022Подготовка дела (собеседование)
06.12.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.01.2023Судебное заседание
02.02.2023Судебное заседание
09.02.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.02.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее