Решение по делу № 2а-2387/2022 от 23.05.2022

Дело №2а-2387/2022

11RS0005-01-2022-003252-84

Решение

именем Российской Федерации

г. Ухта, Республика Коми

19 сентября 2022 года

Ухтинский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Хазиевой С.М.,

при секретаре Рузиной Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Петкявичуса В.В. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми, Федеральной службе исполнения наказаний о взыскании компенсации в связи с ненадлежащими условиями содержания,

установил:

Петкявичус В.В. обратился в Ухтинский городской суд с административным иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми (далее по тексту – УФСИН России по РК) о взыскании компенсации в связи с ненадлежащими условиями содержания в сумме 500.000 руб. В обоснование требований указал, что в период с 2014 по 2018 года отбывал наказание в ФКУ ИК-22 УФСИН России по РК, в настоящее время колония ликвидирована. Содержался в колонии в ненадлежащих условиях: не соблюдались нормы площади на одного человека, отсутствовала горячая вода, не был обеспечен вещевым довольствием.

Определением от 17.06.2022 к участию в деле в качестве соответчика привлечена Федеральная служба исполнения наказаний (далее - ФСИН России).

Стороны, извещались надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. Истец не возражал против рассмотрения дела в его отсутствии. МСЧ-11 своего представителя в суд не направили. С учетом положений ст. 150. ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.

Ранее в судебном заседании, проведенном с использованием системы видеоконференцсвязи, истец на заявленных требованиях настаивал.

В судебном заседании представитель ответчиков ФСИН России и УФСИН России по Республике Коми по доверенности Тихонова Н.В. заявленные требования не признала.

Заслушав истца, представителя ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации определено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Такие ограничения, могут быть связаны, в частности, с применением в качестве меры государственного принуждения к лицам, совершившим преступления и осужденным за это по приговору суда, уголовного наказания в виде лишения свободы, особенность которого состоит в том, что при его исполнении на осужденного осуществляется специфическое воздействие, выражающееся в лишении или ограничении его прав и свобод и возложении на него определенных обязанностей.

В силу части 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ), при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950г. (ратифицированной Россией в соответствии с федеральным законом от 30.03.1998 №54-ФЗ), никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

Из пункта 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 №5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ» следует, что в практике применения Конвенции о защите прав человека и основных свобод Европейским Судом по правам человека к «бесчеловечному обращению» относятся случаи, когда такое обращение, как правило, носит преднамеренный характер, имеет место на протяжении нескольких часов или когда в результате такого обращения человеку были причинены реальный физический вред либо глубокие физические или психические страдания. Унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности.

При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.

В соответствии с положениями ст. 12.1 УИК РФ, лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (ч.1).

Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (ч.2).

Присуждение компенсации за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении не препятствует возмещению вреда в соответствии со статьями 1069 и 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации. Присуждение компенсации за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении лишает заинтересованное лицо права на компенсацию морального вреда за нарушение условий содержания в исправительном учреждении (ч.3).

Из указанной нормы следует, что денежная компенсация, взыскиваемая в порядке КАС РФ в случае нарушений условий содержания осужденного в исправительном учреждении, является своего рода, компенсацией за понесенные нравственные и физические страдания, так как в случае удовлетворения требований о взыскании указанной компенсации, в последующем осужденный теряет право на обращение в суд с требованием о взыскании компенсации морального вреда. Из указанных положений так же следует, что нарушением условий содержания в исправительном учреждении осужденному причиняются нравственные и/или физические страдания.

Соответственно юридически значимым и подлежащим доказыванию обстоятельством по делу о такой компенсации является факт причинения осужденному физических и нравственных страданий.

В силу статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Механизм содержания под стражей или отбывания наказания урегулирован законодательно, реализуется на основании нормативно-правовых актов и соответствующих актов Министерства юстиции Российской Федерации, которыми регламентированы условия содержания, права и обязанности лиц, содержащихся под стражей или отбывающих наказание, и лиц, ответственных за их содержание.

С учетом изложенного и в силу общего признания допустимости государственного ограничения прав и свобод человека и гражданина при реализации в отношении него принудительных мероприятий по его исправлению и защите от него общества в силу совершения им общественно опасных деяний, содержание на законных основаниях лица под стражей или отбывание им наказания в местах, соответствующих установленным государством нормативам, заведомо не может причинить физические и нравственные страдания, поскольку такие нормативы создавались именно с целью не только содержания в местах лишения свободы или под стражей, но и обеспечить при этом ограничение прав лиц, оказавшихся в них вследствие реализации механизма государственного принуждения, при соблюдении установленного законом объема предоставления ограниченных прав.

В соответствии с положениями ст. 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (ч.1).

Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (ч.3).

При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (ч.5).

В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).

В пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 №47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», указано, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.

Так, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации.

В то же время при разрешении административных дел суды могут принимать во внимание обстоятельства, соразмерно восполняющие допущенные нарушения и улучшающие положение лишенных свобод лиц (например, незначительное отклонение от установленной законом площади помещения в расчете на одного человека может быть восполнено созданием условий для полезной деятельности вне помещений, в частности для образования, спорта и досуга, труда, профессиональной деятельности).

В соответствие с частью 3 статьи 101 УИК РФ администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.

Из материалов дела следует, что Петкявичус В.В. 04.06.2014 прибыл в ФКУ ИК-22 УФСИН России по РК из ...., <...> г. убыл в ...., 15.12.2016 прибыл в ФКУ ИК-22, 13.10.2018 убыл в .....

На основании приказа ФСИН России от 13.04.2018 №315 «О переименовании, утверждении уставов федеральных казенных учреждений, подчинённых УФСИН России по Республике Коми по Республике Коми...», ФКУ ИК-22 УФСИН России по Республике Коми переименовано в ФКУ КП-22 УФСИН России по Республике Коми (федеральное казенное учреждение «Колония-поселение №22 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми».

Согласно приказа Министерства юстиции РФ от 09.11.2020 №258 «О ликвидации федерального казенного учреждения «Колония-поселение №22 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми» было принято решение о необходимости проведения ликвидационной процедуры в отношении учреждения.

На основании приказа ФСИИ России от 20.11.2020 №838 «Об осуществлении мероприятий, связанных с ликвидацией ФКУ КП-22 УФСИН России по Республике Коми» был утвержден состав ликвидационной комиссии и установлен срок окончания ликвидационных мероприятий.

Деятельность юридического лица ФКУ КП-22 УФСИН России по Республике Коми прекращена 26.05.2022.

Правопреемником ФКУ КП-22 УФСИН России по Республике Коми согласно п. 3 приказа МЮ РФ от 09.11.2020 №258 является УФСИН России по Республике Коми.

Административный истец указывает, что в период отбытия наказания в ФКУ ИК-22 содержался в отряде №7, где имели место нарушения норм жилой площади, которая составляла менее 3 кв.м. на человека и площади локального участка данного отряда.

Согласно справке, представленной ...., где в настоящее время отбывает наказание административный истец, в личном деле Петкявичуса В.В. отсутствует информация о том, в каких отрядах содержался Петкявичус В.В. в ФКУ ИК-22.

В соответствии с ч.1 ст. 99 УИК РФ, норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров, в тюрьмах - двух с половиной квадратных метров, в колониях, предназначенных для отбывания наказания осужденными женщинами, - трех квадратных метров, в воспитательных колониях - трех с половиной квадратных метров, в лечебных исправительных учреждениях - трех квадратных метров, в лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы - пяти квадратных метров.

Исключений из норматива (не менее 2 кв.м. жилой площади на одного осужденного) мебели и иного инвентаря, санузла не предусмотрено.

Из ответа Печорской специализированной прокуратуры усматривается, что нарушения жилой площади в отряде №7 ФКУ ИК-22 и площади локального участка данного отряда, не выявлялись, меры прокурорского реагирования по указанным вопросам не принимались.

По указанному вопросу от Петкявичуса В.В. в адрес Печорской специализированной прокуратуры 04.04.2022 поступало обращение от 30.03.2022, на которое осужденному уполномоченным должностным лицом дан мотивированный ответ об отсутствии оснований для принятия в настоящий момент мер прокурорского реагирования.

Ранее в адрес Печорской специализированной прокуратуры обращения Петкявичуса В.В. по вопросам нарушений условий содержания не поступали, проверки по ним не проводились, меры прокурорского реагирования не принимались.

ФКУ ИК-22 в период до 2018 года включительно являлась мужской колонией строгого режима, лимит наполнения которой составлял 1.210 осужденных. Общая жилая площадь учреждения составляла 3.052,8 кв.м., следовательно, норма жилой площади на одного осужденного составляла 2,52 кв.м.

Данных о том, что в спорный период в ФКУ ИК-22 был перелемит осужденных, в материалы дела не представлено.

Материалами дела не подтверждается, что норма площади, предусмотренная ст. 99 УИК РФ на одного осужденного, при содержании административного истца в ФКУ ИК-22 не соблюдалась, в связи с чем, оснований для вывода о переполненности камер не имеется. Довод о нарушении нормы жилой площади и площади локального участка своего подтверждения не нашел.

Так же административный истец указывает, что за время нахождения в ФКУ ИК-22 был обеспечен вещевым довольствием только дважды – 04.06.2014 и 22.10.2014, в процессе эксплуатации вещи износились, новыми вещами Петкявичус В.В. обеспечен не был, из-за чего на него накладывались взыскания за нарушение одежды установленного образца.

В силу ч. 3 ст. 99 УИК РФ, осужденные обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин), средствами личной гигиены (для женщин).

В соответствии с положениями ст. 82 УИК РФ, администрация исправительного учреждения обязана обеспечить осужденных одеждой установленного образца. Форма одежды определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч.4).

Приказом Министерства юстиции РФ от 03.12.2013 №216 утверждены нормы вещевого довольствия осужденных к лишению свободы.

Вещевое довольствие, изготовленное по утвержденной нормативно-технической документации, выдается осужденным к лишению свободы и лицам, содержащимся в следственных изоляторах, в готовом виде. Сроки носки предметов вещевого довольствия исчисляются с момента фактической выдачи. Выдача вещевого довольствия вновь осужденным осуществляется в день их прибытия в исправительное учреждение. Последующая выдача вещевого довольствия производится по письменному заявлению осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, но не ранее истечения установленных сроков носки находящихся в пользовании предметов. Учет выданного вещевого довольствия ведется по лицевому счету. Все предметы инвентарного пользования подлежат клеймению в установленном порядке. В случае преждевременного износа одежды и обуви или утраты вещевого довольствия осужденными к лишению свободы и лицами, содержащимися в следственных изоляторах, новые предметы выдаются им по распоряжению руководителя учреждения на основании их письменных заявлений. С согласия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, им могут выдаваться бывшие в употреблении предметы одежды, пригодные к дальнейшей эксплуатации, с возмещением их остаточной стоимости (Приложение №3 к приказу №216).

В период нахождения административного истца в ФКУ ИК-22 действовали нормы вещевого довольствия осужденных к лишению свободы, отбывающих наказания в исправительных учреждениях, и лиц содержащихся в следственных изоляторах, утвержденные Приказом Минюста России от 03.12.2013 №216, в соответствии с которым норма вещевого довольствия осужденных мужчин, отбывающих наказания в исправительных колониях общего, строгого, особого режимов и колониях-поселениях: головной убор зимний 1 шт., головной убор летний, куртка утепленная 1 шт., костюм 2 комплекта, сорочка верхняя 2 шт., свитер трикотажный 1 шт., белье нательное 2 комплекта, белье нательное теплое 2 комплекта, майка 3 шт., трусы 2 шт., носки хлопчатобумажные 4 пары, носки полушерстяные 2 пары, брюки утепленные 1 шт., рукавицы утепленные 1 пара, ботинки комбинированные 1 пара, сапоги мужские комбинированные зимние 1 пара, полуботинки летние 1 пара, тапочки 1 пара, пантолеты литьевые 1 пара (Приложение№1).

Согласно примечания к Приложению №1, белье нательное выдается в местностях с жарким климатом.

В соответствии с разделом 1 Приложения №6 Приказа №216, отпуск вещевого довольствия осужденным производится равномерно в течение года с учетом положенности.

Вещевое довольствие осужденных подразделяется на летнюю и зимнюю форму одежды. Переход на ношение летней и зимней формы одежды устанавливается приказами руководителей учреждений уголовно-исполнительной системы. На летний период: в районах с жарким климатом - до 1 апреля; в районах с умеренным климатом - до 15 апреля; в районах с холодным и особо холодным климатом - до 30 апреля. На зимний период: в районах с холодным и особо холодным климатом - до 1 октября; в районах с умеренным климатом - до 15 октября; в районах с жарким климатом - до 1 ноября. В зависимости от местных климатических условий руководители учреждений УИС могут принимать решения о переходе на зимнюю и летнюю форму одежды ранее или позднее установленных сроков.

При переходе на летнюю и зимнюю форму одежды руководители учреждений УИС проводят строевые смотры, на которых проверяется наличие и состояние предметов вещевого довольствия осужденных.

Согласно попутной ведомости №209 на вещевое довольствие осужденных, убывших из ФКУ КП -22, представленной административным истцом, ему 04.06.2014 года были выданы: рубашка – 1 шт., телогрейка – 1 шт., костюм х/б – 2 ком., белье нательное летнее - 1 ком., майка – 1 шт., трусы - 2 шт., фуражка - 1 шт., полотенце - 2 шт., ботинки – 1 пара, портянки летние – 2 шт., панталеты - 1 пара., носки х/б – 2 пары.

После перехода на зимнюю форму одежды истцу 22.10.2014 были выданы: белье нательное зимнее – 1 ком., шапка – 1 шт., сапоги - 1 пара, портянки зимние – 2 пары, рукавицы - 1 пара, носки п/ш - 2 пары, свитер - 1 пара.

В п. 4 Приложении №3 Приказа №216 установлено, что при перемещении осужденных к лишению свободы из одного исправительного учреждения в другое они убывают в одежде и обуви, находящихся у них в пользовании. При перемещении осужденные обеспечиваются предметами вещевого довольствия по сезону в пределах положенности по утвержденным нормам снабжения.

Учитывая, что административный истец отбывает уголовное наказание с 28.10.2009, до прибытия в ФКУ ИК-22 отбывал наказание в ФКУ ИК-24 УФСИН России по РК, ФКУ ИК-35 УФСИН России по РК, ФКУ ИК-1 УФСИН России по РК, он обеспечивался вещевым довольствием указанными учреждениями и, при перемещении из одного исправительного учреждения в другое, убывал с одеждой и обувью, находящимися у него в пользовании.

Согласно справке, представленной ФКУ ИК-19 УФСИН России по РК, в личном деле административного истца отсутствуют сведения об обеспечении его вещевым довольствием за период с 2010 по 2018 года, при этом, сведений о том, что административный истец обращался в администрацию ФКУ ИК-22 или с жалобами в Печорскую специализированную прокуратуру о ненадлежащем обеспечении его вещевым довольствием.

Суд находит несостоятельной ссылку административного истца на то, что из-за ненадлежащего обеспечения его вещевым довольствием на него накладывались взыскания за нарушение одежды установленного образца, поскольку за период с 2014 по 2018 (включительно) по данному основанию на административного истца дисциплинарное взыскание было наложено только один раз – 13.01.2016.

Таким образом, доводы истца о ненадлежащем вещевом обеспечении не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела.

Доказательств наличия в жилых секциях отрядов горячего водоснабжения ответчиком не представлено.

Из положений пунктов 19.2.1 и 19.2.5 Свода правил «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 года № 1454/пр, следует, что здания исправительных учреждений должны быть оборудованы, в том числе горячим водоснабжением; подводку горячей воды следует предусматривать к санитарным приборам, требующим обеспечения горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.).

Пункт 8.1.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных постановлением Главного государственного врача РФ от 10 июня 2010 года № 64, предусматривает в жилых зданиях хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение.

Требования о подводке горячей воды к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях были предусмотрены также Инструкцией по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста РФ, утвержденной Приказом Минюста РФ от 02.06.2003 № 130-ДСП, которая впоследствии была признана утратившей силу приказом Минюста России от 22.10.2018 № 217-дсп.

Согласно п. 1.1 данной Инструкции ее положения должны были соблюдаться при разработке проектов на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение зданий, помещений и сооружений исправительных и специализированных учреждений уголовно­ исполнительной системы, за исключением тюрем.

Обеспечение горячим водоснабжением являлось и является обязательным. Иное применение закона ставит в неравное положение осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, построенных до принятия Свода правил, по сравнению с теми, кто отбывает наказание в исправительных учреждениях, введенных в эксплуатацию после 2003 года.

Правила обязательны для администрации ИУ, содержащихся в них осужденных, а также иных лиц, посещающих ИУ.

Согласно п.43 ПВР при отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное время с учетом потребности.

Поскольку установлено отсутствие горячей воды, именно ответчик должен представить доказательства принятия необходимых и достаточных компенсационных мер. Стороной ответчика не представлено доказательства наличия и сведения о количестве обогревательных приборов в отряде (количество, принадлежность), доказательства свободного доступа к ним истца.

Таким образом, в ходе судебного разбирательства нашли подтверждение следующие факты: отсутствие в жилых секциях и соответственно в умывальниках горячего водоснабжения.

Установив данные факты нарушения прав истца, определяя размер компенсации морального вреда, суд исходит из требований статьи 151, пункта 2 статьи 1101 ГК РФ и, исходя из фактических обстоятельств дела, учитывая характер и объем допущенных нарушений, их продолжительность (с 04.06.2014 по 13.10.2018, то есть более 4 лет), непреднамеренный характер нарушений со стороны ответчиков, индивидуальные особенности истца (возраст, состояние здоровья), считает отвечающей принципу разумности и справедливости сумму компенсации морального вреда в размере 35.000 руб.

Требования о взыскании денежной компенсации за ненадлежащие условия содержания в соответствии с п.3 ст.158 Бюджетного кодекса Российской Федерации подлежат удовлетворению за счет казны Российской Федерации, от имени которой выступает главный распорядитель по ведомственной принадлежности – Федеральная служба исполнения наказаний.

Представителем УФСИН России по Республике Коми по доверенности Новиковой Е.В. в отзыве на заявленные требования указано о пропуске истцом срока для обращения в суд.

Согласно положениям ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч.1).

Если настоящим Кодексом или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась (ч.1.1).

В соответствии с п.12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", проверяя соблюдение предусмотренного частью 1 статьи 219 КАС РФ трехмесячного срока для обращения в суд, судам необходимо исходить из того, что нарушение условий содержания лишенных свободы лиц может носить длящийся характер, следовательно, административное исковое заявление о признании незаконными бездействия органа или учреждения, должностного лица, связанного с нарушением условий содержания лишенных свободы лиц, может быть подано в течение всего срока, в рамках которого у органа или учреждения, должностного лица сохраняется обязанность совершить определенное действие, а также в течение трех месяцев после прекращения такой обязанности.

Петкявичус В.В. осужден судом <...> г. к .... лишения свободы, осужден <...> г. к .... лишения свободы, в соответствии со ст. 70 УК РФ - .... лишения свободы. Согласно справке по личному делу, конец срока отбывания наказания <...> г..

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что истцом не пропущен срок обращения в суд, т.к. у ФСИН России сохраняется обязанность в течение всего срока отбывания истцом наказания по вышеназванным приговорам суда совершать определенные действия по недопущению нарушений условий содержания истца.

Руководствуясь ст.ст.175-177, 227 КАС РФ, суд

решил:

Требования Петкявичуса В.В. о взыскании компенсации в связи с ненадлежащими условиями содержания, удовлетворить частично.

Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны Российской Федерации в пользу Петкявичуса В.В. компенсацию в связи с ненадлежащими условиями содержания в ФКУ КП-22 УФСИН России по Республике Коми в размере 35.000 рублей.

В удовлетворении требований Петкявичуса В.В. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми о взыскании компенсации в связи с ненадлежащими условиями содержания, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения, с 27 сентября 2022 года.

Судья Ухтинского городского суда - Хазиева С.М.

2а-2387/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Петкявичус Виталий Владимирович
Ответчики
УФСИН России по РК
ФСИН России
Суд
Ухтинский городской суд Республики Коми
Судья
Хазиева Светлана Минзуфаровна
Дело на странице суда
ukhtasud.komi.sudrf.ru
23.05.2022Регистрация административного искового заявления
23.05.2022Передача материалов судье
24.05.2022Решение вопроса о принятии к производству
24.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.05.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.06.2022Судебное заседание
11.07.2022Судебное заседание
19.09.2022Судебное заседание
26.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.09.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее