Решение в окончательной форме изготовлено 24.07.2023 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 июля 2023 года г. Улан-Удэ
Советский районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Норбоевой Б.Ж., при помощнике судьи ФИО3, при секретаре судебного заседания Жамьянове А.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2393/2023 по исковому заявлению Вахрушевой И.Н. к Министерству строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия об обязании включить дом в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд, Вахрушева И.Н. просит внести дом, расположенный по адресу: ... в Федеральную Программу по переселению первоочередных домов до 01.01.2017 г. на основании Закона Российской Федерации от 21.07.2007 г. №185.
В обоснование заявленных требований указывает, что проживает в однокомнатной квартире, площадью 28 кв.м. по .... С 1989 г. встала в очередь на расширение в Администрацию. С 01.08.2018 г., дом, расположенный по адресу: ... признан аварийным, с этого времени прошло 5 лет, износ здания в 2018 г. составлял 82%, дом в плачевном состоянии. В связи с угрозой обрушения администрация предоставило жилье маневренного типа. 08.04.2021 г. составлен акт обследования квартиры ... в лице представителя Администрации Ермолаевой О.Н. и Щепиной Е.И., треснула балка, существует угроза обрушения дома.
В судебном заседании истец Вахрушева И.Н. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить. Суду пояснила, что в доме ... проживать невозможно в связи с угрозой обрушения, в связи с чем, с 2021 г. ее семья переселена в маневренный жилищный фонд. Просит включить дом в Региональную Адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Указанный дом признан аварийным 01.08.2018 г.
Представитель Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия по доверенности Базаров Б.Н. в судебном заседании возражал против доводов искового заявления, суду пояснил, что с 2019 г. на территории Республики Бурятия реализуется республиканская адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Республики Бурятия, признанного таковым до 01.01.2017 г., утвержденная Постановлением Правительства Республики Бурятия от 05.04.2019 №170. Данная Программа действует в соответствии с требованиями Федерального закона от 31.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищного коммунального хозяйства». Согласно ст. 2 Закона №185-ФЗ под аварийным жилищным фондом определена совокупность жилых помещений в многоквартирных домах, которые признаны в установленном порядке до 01.01.2017 г. аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации. Согласно информации, размещенной на официальном сайте администрации г. Улан-Удэ, многоквартирный дом ... признан аварийным и подлежащим сносу решением №591-р от 13.08.2018 г. (после 01.01.2017 г.). В настоящее время переселить жителей данного многоквартирного дома в рамках действующей Программы не представляется возможным, в связи с поздней датой признания дома аварийным. Правительством Республики Бурятия принято решение об ускоренной реализации действующей Программы, расселение аварийных домов, признанных таковыми до 01.01.2017 г. будет выполнено до конца 2023 г. С 2024 года планируется начало реализации мероприятий по переселению аварийных домов признанных таковыми в период с 01.01.2017 г. до 01.01.2022 г. В настоящее время Законом Республики Бурятия от 21.12.2022 г. №2487-VI «О республиканском бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» предусмотрены расходы на софинансирование мероприятия на переселение граждан из жилищного фонда, признанного аварийным до 01.01.2017 г. (1,8% от общей стоимости переселения), средства на переселение граждан из аварийного жилищного фонда признанного таковым после 01.01.2017 г. отсутствуют. Проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий из средств резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций (ст. 81 Бюджетного кодекса РФ, ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 №13-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации). Согласно ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. В том числе предусмотрено внеочередное предоставление жилых помещений гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. При этом среди граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений, также предусмотрена очередь. Если гражданин является собственником жилого помещения в аварийном доме, и оно является его единственным жильем, то он может претендовать на предоставление жилого помещения маневренного фонда сроком на год, до решения вопроса с ремонтом, реконструкцией или расселением аварийного дома.
Определением суда от 09.06.2023 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Правительство Республики Бурятия, Администрация г. Улан-Удэ.
В судебном заседании представитель Правительства Республики Бурятия по доверенности Манзаракшеева Г.Ю. возражала против удовлетворения искового заявления Вахрушевой И.Н. по доводам, изложенным в письменных возражениях, согласно которым Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Из пункта 11 части 1 статьи 14 Закона №185-ФЗ следует, что наличие региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда является обязательным условием предоставления Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства финансовой поддержки за счет собственных средств субъектам Российской Федерации. В рамках указанных полномочий Правительством Республики Бурятия было принято Постановление Правительства Республики Бурятия от 05.04.2019 №170 «Об утверждении Республиканской адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Республики Бурятия, признанного таковым до 1 января 2017 года, на период 2019-2024 годов». Согласно заключению межведомственной комиссией Администрации г. Улан-Удэ на 01.08.2018 №22 и распоряжению Администрации г. Улан-Удэ от 13.08.2018 №591-р спорный МКД был признан аварийным и подлежащим сносу только в 2018 году, то есть после 1 января 2017 года, следовательно, расселению в рамках Программы на 2019-2024 годы он не подлежит. Включение МКД в Программу не соответствует действующему законодательству, поскольку Законом №185-ФЗ установлены ограничения в части внесения изменений в адресную программу относительно перечня многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации до 1 января 2017 г. Региональная адресная программа утверждается на определенный срок, содержит определенный перечень аварийного жилья, подлежащего расселению, при этом, в силу части 2.2. статьи 16 Закона №185-ФЗ, в последующем, не допускается внесение в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда изменений, которые приводят к нарушению требований, установленных к содержанию адресной программы и минимальному размеру этапа региональной адресной программы. Доводы истца со ссылкой на пункт 2 части 2 статьи 16 Закона №185-ФЗ о первоочередном переселении граждан из МКД, признанных аварийными в 2018 году, считает ошибочными, поскольку, в соответствии с пунктами 1, 2 части 2 статьи 16 Закона №185-ФЗ установлены приоритеты среди домов, признанных аварийными до 1 января 2017 года, а именно, в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирныхдомов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда. Очередность расселения в рамках Закона №185-ФЗ зависит от критериев, установленных нормами данного закона и применительно к многоквартирному дому, признанному аварийным до 1 января 2017 года. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель Администрации г. Улан-Удэ по доверенности Ярош Д.А. в судебном заседании возражала против доводов искового заявления, полагая, что оснований для включения дома по адресу: ... в республиканскую программу, не имеется. Суду представлен письменный отзыв на исковое заявление, согласно которому, статьей 16 Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ сформирована республиканская адресная программа домов, признанных аварийными до 01.01.2017 г. В данной программе установлена очередность включения домов. В первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда. Данные требования распространяются исключительно на дома, признанные аварийными до 01.01.2017 г., дом по адресу ... не включен в данную программу.
Определением суда от 29.06.2023 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Дамбаева Ц.Р., Пидгурченко Н.Д., Вахрушева К.С., Хамутаева А.В., Гаранина Л.А., Башкирова С.В., Бортникова И.В., Цыремпилова Э.А., Чойдонова Ц-Н.Д., Цыремпилов Э.А., Чойдонов П.М.
В судебное заседание третьи лица Пидгурченко Н.Д., Вахрушева К.С., Хамутаева А.В., Гаранина Л.А., Бортникова И.В., Цыремпилова Э.А., Чойдонова Ц-Н.Д., Цыремпилов Э.А., Чойдонов П.М. не явились, надлежаще извещены.
Третье лицо Дамбаева Ц.Р. в судебном заседании требования Вахрушевой И.Н. поддержала, суду пояснила, что в настоящее время неоднократно обращалась в Администрацию Железнодорожного района г. Улан-Удэ, где ей пояснили, что дом признан аварийным в 2018 году, будет включен в Программу по переселению в 2024 г.
Третье лицо Башкирова С.В. в судебном заседании исковые требования Вахрушевой И.Н. поддержала, суду пояснила, что не проживает в доме по ... около 1,5 лет, в настоящее время арендует жилье. Также обращалась в Администрацию Железнодорожного района г. Улан-Удэ, где ей пояснили, что в настоящее время принимаются меры по переселению граждан из аварийных домов, признанных до 01.01.2017 г.
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (п. "к" ч. 1 ст. 72) жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Жилищное законодательство состоит из Жилищного кодекса Российской Федерации, принятых в соответствии с данным кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (ч. 2 ст. 5 ЖКРФ).
Судом установлено, что Пидгурченко Н.Д., Вахрушева К.С. являются собственниками квартиры, расположенной по адресу: ..., общей площадью 27,7 кв.м. на праве общей долевой собственности, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 30.06.2023 г.
Из пояснений истца в судебном заседании следует, что она является членом семьи собственников квартиры ... Вахрушева К.С. приходится ей дочерью, Пидгурченко Н.Д. ее несовершеннолетним внуком. В настоящее время ее дочь находится на лечении, имеет инвалидность.
На основании заключения №22 от 01.08.2018 г. об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, Межведомственной комиссии, назначенной Распоряжением Администрации г. Улан-Удэ от 29.10.2015 г. ...-р, многоквартирный ..., расположенный по ... признан аварийным и подлежащим сносу.
В соответствии с Распоряжением Администрации города Улан-Удэ от 13.08.2018 г. №591-р многоквартирный жилой ..., расположенный по ..., был признан аварийным и подлежащим сносу. В п. 2 указанного распоряжения закреплено о необходимости расселения жильцов аварийного дома до конца 2023 года.
Распоряжением Администрации г. Улан-Удэ №814-р от 03.07.2019 г. внесены изменения и дополнения в отдельные правовые акты Администрации г. Улан-Удэ, а именно в распоряжении №591-р от 13.08.2018 г. в пункте 2 «цифра 2023» заменена на цифру «2028».
Распоряжением Администрации г. Улан-Удэ №758-р от 06.09.2021 г. на основании заявления Вахрушевой И.Н., ей и членам ее семьи Вахрушевой К.С., Пидгурченко Н.Д., Вахрушевой А.А. предоставлено жилое помещение маневренного фонда г. Улан-Удэ по адресу: ... жилой площадью 24,8 кв.м., до предоставления им жилого помещения.
09.09.2021 г. между Администрацией Советского района г. Улан-Удэ (наймодатель) Вахрушевой К.С. в лице законного представителя Вахрушевой И.Н. (наниматель) заключен договор найма жилого помещения маневренного фонда ..., по условиям которого, наймодатель передает нанимателю и членам его семьи за плату во владение и пользование жилое помещение маневренного фонда, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из 2-х комнат, жилой площадью 24,8 кв.м. по адресу: ... для временного проживания в нем. Указанное жилое помещение предоставляется собственникам и членам семьи собственников жилого помещения по адресу: ... до расселения аварийного дома.
Разрешая заявленные требования истца, суд не находит правовых оснований для их удовлетворения по следующим основаниям.
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Федеральный закон N 185-ФЗ определяет в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федеральный закон от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае если действие такой программы начинается после 1 января 2019 года, она утверждается на период до 1 сентября 2025 года.
Из преамбулы Региональной программы усматривается, что она принята в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
В рамках реализации указанных полномочий, Правительством Республики Бурятия было принято Постановление от 05.04.2019 №170 «Об утверждении Республиканской адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Республики Бурятия, признанного таковым до 1 января 2017 года, на период 2019-2024 годов».
Программа разработана в целях реализации Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
Объектом рассмотрения Программы является аварийный жилищный фонд - совокупность жилых помещений многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Согласно Приложению №2 к Республиканской адресной программе по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Республики Бурятия на период 2019-2024 годов, в Перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до 01.01.2017 г., многоквартирный ..., не включен.
По делу установлено, что спорный дом в установленном законом порядке аварийным и подлежащим сносу до 01 января 2017 года не признавался, был признан таковым 13.08.2018 г., в связи с чем, его включение в Республиканскую адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Республики Бурятия на период 2019-2024 годов не соответствует действующему федеральному законодательству.
Региональная адресная программа утверждается на определенный срок, содержит определенный перечень аварийного жилья, подлежащего расселению, при этом, в силу пункта 2.2 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", в последующем, не допускается внесение в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда изменений, которые приводят к нарушению требований, установленных к содержанию адресной программы и минимальному размеру этапа региональной адресной программы.
Таким образом, возложение обязанности на Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия по включению многоквартирного дома по ... в Региональную адресную программу на 2019-2025 годы, фактически повлечет изменение в соответствующей части параметров адресной программы, что является нарушением пункта 2.2 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Доводы истца о применении к спорным правоотношениям положений п. 2 ч. 2 ст. 16 Закона №185-ФЗ подлежат отклонению, поскольку очередность расселения в рамках Закона №185-ФЗ зависит от критериев, установленных нормами данного закона и применительно к многоквартирным дома, признанным в установленном порядке аварийными до 01 января 2017 года.
При этом с требованиями о признании незаконными в части установленных сроков расселения жильцов аварийного дома, исходя из угрозы жизни и здоровья неопределенного круга лиц, истец не обращался, доказательств обратному суду не представлено.
С учетом установленных по делу обстоятельств и вышеуказанных норм закона, суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований Вахрушевой И.Н.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Вахрушевой И.Н. к Министерству строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия (ОГРН 1020300971415) об обязании включить дом в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Советский районный суд г. Улан-Удэ.
Судья Б.Ж. Норбоева