Дело № 16-3626/2024
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
26 августа 2024 года город Краснодар
Судья Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции Шидакова О.А., рассмотрев жалобу защитника Ерохина М.В., действующего в интересах Сухова А.Н., на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 27 Западного административного округа г.Краснодара от 23 ноября 2023 года и решение судьи Ленинского районного суда г.Краснодара от 18 марта 2024 года, вынесенные в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью Фирма «Кубаньтрансбытсервис» (далее – ООО «Кубаньтрансбытсервис», общество) Сухова Андрея Николаевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 27 Западного административного округа г.Краснодара от 23 ноября 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г.Краснодара от 18 марта 2024 года, генеральный директор ООО «Кубаньтрансбытсервис» Сухов А.Н признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде дисквалификации на срок один год.
В жалобе, поданной в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Ерохин М.В. ставит вопрос об отмене вынесенных в отношении Сухова А.Н. по настоящему делу об административном правонарушении судебных актов, ссылаясь на их незаконность, просит производство по делу прекратить.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно пунктам 2, 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц. В едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
В силу подпункта «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ) в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения об адресе юридического лица в пределах его места нахождения.
Пунктом 5 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ предусмотрено, что, если иное не установлено названным Федеральным законом, юридическое лицо в течение трех рабочих дней с момента изменения указанных в пункте 1 упомянутой статьи сведений, за исключением сведений, указанных в данной норме, обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения.
Частью 4 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом.
В соответствии с частью 5 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 названной статьи, а также представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечёт в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до трёх лет.
Как следует из материалов дела, основанием для привлечения Сухова А.Н. к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужили выводы должностного лица налогового органа, изложенные в протоколе об административном правонарушении от 7 ноября 2023 года № 09-16/9451, согласно которым привлечённый к административной ответственности по части 4 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на основании постановления начальника Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Краснодарскому краю Фокина А.Н. от 16 мая 2023 года № 09-16/3842, вступившего в законную силу 1 августа 2023 года, генеральный директор ООО «Кубаньтрансбытсервис» Сухов А.Н., являющийся лицом, действующим без доверенности от имени общества, в установленный пунктом 6 статьи 11 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ тридцатидневный срок с момента направления уведомления о недостоверности (до 8 сентября 2023 года) не представил в орган, осуществляющий регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведения или документы, свидетельствующие о достоверности сведений об адресе места нахождения юридического лица ООО «Кубаньтрансбытсервис», в отношении которого регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности. Указанное действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении мировой судья признал Сухова А.Н. виновным в совершении вменённого административного правонарушения и подверг последнего административному наказанию.
Судья районного суда с выводами мирового судьи согласился, оставив без изменения постановление о назначении административного наказания.
Вместе с тем, с выводами судьи районного суда согласиться нельзя ввиду следующего.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
При этом статьёй 26.1 названного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Положениями статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Как следует из содержания протокола об административном правонарушении, а также из иных материалов дела, Сухову А.Н. вменено нарушение требований пункта 6 статьи 11 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ, выразившееся в непредставлении в регистрирующий орган сведений о месте нахождения юридического лица по повторному уведомлению, направленному налоговым органом 9 августа 2023 года, совершенное повторно.
Из материалов дела усматривается, что при государственной регистрации общества Суховым А.Н. заявлен адрес в пределах места нахождения: <адрес> С целью проверки достоверности сведений, включённых в единый государственный реестр юридических лиц, налоговым органом в 2022 году проведены контрольные мероприятия, по результатам которых установлено отсутствие общества по месту учёта юридического лица, в связи с чем, в адрес Сухова А.Н. направлено уведомление о недостоверности, на которое последним необходимые сведения или документы о месте нахождения юридического лица в установленный срок представлены не были.
По данному факту допущенного нарушения требований пункта 6 статьи 11 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ Сухов А.Н. был привлечён к административной ответственности по части 4 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановлением начальника Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Краснодарскому краю Фокина А.Н. от 16 мая 2023 года № 09-16/3842.
В соответствии с пунктом 6 статьи 11 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включённых в единый государственный реестр юридических лиц, установлена недостоверность содержащихся в нём сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами «в», «д» и (или) «л» пункта 1 статьи 5 названного Федерального закона, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в едином государственном реестре юридических лиц), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (далее - уведомление о недостоверности).
В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном данным Федеральным законом, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности. В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице.
Таким образом, вышеуказанной нормой закона регламентирован порядок действий регистрирующего органа в случае установления недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице.
Из представленных в материалы дела выписок из Единого государственного реестра юридических лиц на ООО «Кубаньтрансбытсервис» также установлено, что 19 января 2023 года в реестр внесена запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений, 31 июля 2023 года - решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, 2 августа 2023 года - принятие регистрирующим органом решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, 24 ноября 2023 года – исключение из ЕГРЮЛ юридического лица в связи с наличием в ЕГРЮЛ сведений о нём, в отношении которых внесена запись о недостоверности.
Вместе с тем, 9 августа 2023 года, то есть после принятия решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ и без проведения каких-либо проверочных мероприятий, регистрирующим органом в адрес Сухова А.Н. повторно направлено уведомление о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о месте нахождения юридического лица, при этом уведомление о недостоверности содержит в себе ссылку на положения пункта 6 статьи 11 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ, за нарушение которых ранее Сухов А.Н. был привлечён к административной ответственности.
Как следует из содержания части 4 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обязательным условием для привлечения лица к административной ответственности является, в том числе, непредставление сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом.
В данном случае при рассмотрении дела об административном правонарушении судьёй районного суда не была проверена законность повторного направления регистрирующим органом уведомления о недостоверности, поскольку какие-либо выводы и ссылки на нормы действующего законодательства, а также на доказательства, указывающие на правомерность повторного направления уведомления после принятия регистрирующим органом решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, в решении судьёй не приведены, как и отсутствуют таковые в материалах дела.
Согласно пункту 8 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Частью 3 статьи 30.6 указанного Кодекса установлено, что судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объёме.
Таким образом, требования вышеприведённых норм о всестороннем, полном и объективном рассмотрении дела судьёй районного суда не выполнены.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах, решение судьи Ленинского районного суда г.Краснодара от 18 марта 2024 года, вынесенное в отношении Сухова А.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не может быть признано законным и обоснованным, в связи с чем подлежит отмене, а дело – возвращению на новое рассмотрение в Ленинский районный суд г.Краснодара.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
решение судьи Ленинского районного суда г.Краснодара от 18 марта 2024 года, вынесенное в отношении генерального директора ООО Фирма «Кубаньтрансбытсервис» Сухова Андрея Николаевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Дело об административном правонарушении возвратить на новое рассмотрение в Ленинский районный суд г.Краснодара.
Судья О.А. Шидакова