Дело № 2-435/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд города Прокопьевска Кемеровской области
в составе судьи Тихоновой Л.Г.,
при секретаре Дьяконовой Ю.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Прокопьевске
17 октября 2018 года
гражданское дело по иску Тимофеевой Надежды Арсентьевны, Тимофеева Дениса Владимировича, Тимофеева Александра Владимировича к администрации города Прокопьевска о включении в список граждан, подлежащих переселению, заключении договора о предоставлении социальной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
Истцы Тимофеевы обратились в суд с иском к администрации города Прокопьевска о включении их в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ООО «Шахта Коксовая-2», заключении с ними договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, направляемых на снос ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ООО «Шахта Коксовая-2», мотивировав тем, что собственником дома по <адрес> является Тимофеева Надежда Арсентьевна на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, которая зарегистрирована в данном жилом доме с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Совместно с нею в доме проживают члены ее семьи, Тимофеев Д.В., Тимофеев А.В. по настоящее время. Согласно ответу администрации <адрес>, жилой дом по <адрес> отсутствует на территории горных отводов, не включен в Комплексную программу, поскольку отсутствует, однако данное обстоятельство не соответствует действительности, так согласно справки БТИ спорный дом имеет износ 71%. Спорный дом, в котором они проживают, является для них единственным и постоянным местом жительства, на июнь 2013 года он все проживали в данном доме, иного жилого помещения в собственности не имеют.
Истец Тимофеева Н.А., в судебном заседании требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, пояснила, что она является собственником дома по <адрес>. Вместе с ней в спорном доме проживают ее сыновья. Согласно заключению экспертизы, указанный дом находится на горном отводе шахты, подвергся влиянию горных работ ООО «Шахта Коксовая-2» и подлежит сносу.
Истцы Тимофеев Д.В., Тимофеев А.В. в судебном заседании требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнить пояснения Тимофеевой Н.А. не желали, просили их требования удовлетворить.
Представитель ответчика - администрации города Прокопьевска Бадыргова М.М., действующая на основании доверенности исковые требования не признала, пояснила, что Постановлением Правительства № 428 утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков. В соответствии с Правилами межбюджетные трансферты направляются на содействие гражданам в приобретении жилого помещения взамен сносимого ветхого. Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении, строительстве жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат, которые в свою очередь, предоставляются на основании оставленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселении, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики РФ. В соответствии с Постановлением Правительства № от ДД.ММ.ГГГГ социальная выплата предоставляется гражданам, которые на момент принятия решения о ликвидации, консервации шахты проживали в доме, подлежащем сносу по критериям безопасности, дом должен находиться на горном отводе шахты, он должен был подвергаться влиянию горных работ, признан ветхим. При этом должны быть соблюдены условия: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ; наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации шахты и нуждаемость граждан в переселении, т.е. не обеспеченных иным жильем. Совокупность данных обстоятельств должна быть на момент принятии решения о ликвидации, консервации угольного предприятия, отчетной датой является заключение ВНИМИ. В 2013 году дом по <адрес> не обследовался, истцы не включены в список граждан, подлежащих переселению. Считает, что у истцов не возникло право на получение социальной выплаты. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, представитель Министерства Топлива и энергетики РФ в судебное заседание не явился, о дне слушания извещен.
Выслушав истцов, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению.
На основании ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Согласно статье 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В п. 5 постановления Пленума ВС РФ от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении» указано, что суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям. Выйти за пределы заявленных требований (разрешить требование, которое не заявлено, удовлетворить требование истца в большем размере, чем оно было заявлено) суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами. Заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с частью 2 статьи 56 ГПК РФ.
Также согласно ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В силу положений статей 55, 68 ГПК РФ, объяснения сторон являются доказательствами по делу и подлежат оценке наряду с другими доказательствами.
В силу ч. 3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Суд считает, что между сторонами возникли правоотношения регулируемые законодательством о реструктуризации угольной отрасли, которая получает государственную поддержку в форме финансирования сноса ветхого подработанного жилья и приобретения взамен другого.
Спорные правоотношения урегулированы Федеральным законом от 20.06.1996 № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности» и принятыми в его развитие Постановлениями Правительства РФ от 24.12.2004 № 840 и от 13.06.2005 № 428.
Так, названным Федеральным законом предусмотрены мероприятия по реструктуризации угольной промышленности, под которыми понимается комплекс мероприятий по перестройке производственной базы организаций по добыче угля, обеспечению социальной защиты и занятости высвобождаемых при реструктуризации угольной промышленности работников, а также по решению связанных с такой реструктуризацией проблем экологического характера (ст. 1). Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством РФ (ст. 5).
В частности, п.п. «б» п. 8 Перечня мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 № 840, в качестве одного из направлений программы местного развития шахтерских городов и поселков предусмотрено содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
Постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.
В соответствии с пунктами 5, 8 Правил межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий, в том числе, по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого. Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации.
Размер межбюджетных трансфертов, направляемых на реализацию мероприятий, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, определяется Министерством энергетики РФ по каждому шахтерскому городу и поселку на основании утвержденных в установленном порядке проектов ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов, списков граждан, подлежащих переселению, а также списков граждан, подлежащих переселению в гг. Прокопьевске, Киселевске и Анжеро-Судженске (Кемеровская область), и муниципальных программ создания новых рабочих мест (п. 6 Правил в ред. 02.04.2015).
Основания для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, предусмотрены в п. 8 Правил, перечень которых является исчерпывающим.
Как указано в определении Конституционного суда РФ от 07.02.2008 № 266-О-О и следует из приведенных положений, социальные выплаты в рамках указанных мероприятий направлены на обеспечение и защиту интересов граждан, переселяемых на определенных основаниях из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности.
Поскольку Конституционные цели социальной политики РФ, обусловленные признанием высшей ценностью человека, а также его прав и свобод, которыми определяется смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и которые обеспечиваются правосудием (статьи 2 и 18 Конституции РФ), предполагают такое правовое регулирование отношений по владению и пользованию объектами жилищного фонда, которое гарантировало бы каждому реализацию конституционного права на жилище, суд при рассмотрении спора о праве на получение вышеназванных социальных выплат должен исследовать и оценивать, в частности, основания приобретения права пользования жилым помещением лицом, претендующим на их получение, а также все другие конкретные обстоятельства дела с целью недопущения не основанного на законе ограничения прав граждан на социальную поддержку со стороны государства при реализации мероприятий по переселению граждан из ветхого жилищного фонда в рамках реструктуризации угольной промышленности.
Решая вопрос о ликвидации угольной промышленности, Правительство РФ предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путём содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности.
Таким образом, предоставление социальных выплат возможно при наличии следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, в переселении, то есть не обеспеченных иным жильём.
При этом суд учитывает, что социальные выплаты являются одной из форм государственной социальной помощи и имеют равное смысловое значение с пособием, поскольку направлены на оказание материальной помощи определенным слоям населения.
Предоставление социальной выплаты – это одна из форм социальной защиты граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности, постоянно проживающих в ветхом жилом помещении и не имеющем иного жилого помещения, с целью обеспечения их жилым помещением.
В судебном заседании установлено, что дом по <адрес> принадлежит Тимофеевой Н.А. на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16).
Все истцы зарегистрированы в данном жилом помещении: истец Тимофеева Н.А. зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ, Тимофеев Д.В. - с ДД.ММ.ГГГГ, Тимофеев А.В. был зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, а также с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
Как пояснил, в судебном заседании Тимофеев А.В., он всегда проживал в спорном жилом помещении, полные сведения о его регистрации в доме по <адрес> отсутствуют, в связи с тем, что он терял паспорт. Данное обстоятельство сторонами не оспаривалось.
Как следует из информации, представленной ответчиком, по результатам инвентаризации жилищного фонда, расположенного на территории горных отводов шахт, находящихся в частной собственности: им. Ворошилова, им. Дзержинского, «Зенковская», «Красногорская», «Коксовая-2», «Тырганская», «Зиминка», проведенной в 2013 году шахтами и БТИ, <адрес> расположена на территории горного отвода ООО «Шахта Коксовая-2», но жилой <адрес> отсутствует на территории горных отводов. Жилой дом по <адрес> программу, поскольку он отсутствует в экспертном Заключении ВНИМИ № от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, по ходатайству истцов определением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу была назначена горно-геологическая судебная экспертиза в СФ ОАО ВНИМИ.
По заключению экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ №/з, дом по <адрес> в <адрес> находится на горном отводе и в зоне влияния горных работ ООО «Шахта Коксовая-2». Горные работы ООО «Шахта Коксовая-2» повлияли на техническое состояние дома. Жилой дом по <адрес> имеет физический износ 76%, т.е. является ветхим и рекомендуется к сносу, как ставший непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ООО «Шахта Коксовая-2». Основным фактором ветхого состояния жилого дома являются подземные горные работы ООО «Шахта Коксовая-2», так как суммарные горизонтальные деформации земной поверхности превышают допустимые значения.
Таким образом, суд приходит к выводу, что дом подлежит сносу как непригодный для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ООО «Шахта Коксовая-2».
В список на переселение с территории горного отвода ООО «Шахта Кокосвая-2» по адресу: <адрес> истцы не включены.
Истцами представлены доказательства, что она на июнь 2013 года они являлись собственником жилого дома (членом семьи собственника жилого помещения) по <адрес>, длительное время проживают в доме, который является для них единственным и постоянным местом жительства, поскольку, как усматривается из представленных справок Росреестра, БТИ <адрес>, иных жилых помещений в собственности истцы не имеют, и не приобрели право пользования иным жилым помещением, т.е. нуждаются в социальной поддержке государства.
В списки граждан, подлежащих переселению, включаются граждане, проживающие в ветхом жилье и нуждающиеся в переселении, т.е. не обеспеченные иным жильём.
Внесение граждан в списки лиц, подлежащих переселению, является основанием для предоставления такой выплаты в дальнейшем.
Пунктами 6, 8 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ № 428 предусмотрено, что социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики РФ, а также списков граждан, подлежащих переселению в гг. Прокопьевске, Киселевске и Анжеро-Судженске (Кемеровская область).
В соответствии с Правилами, получателями средств из федерального бюджета по направлению финансирования «Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого» являются органы местного самоуправления, исключительным правом которых является формирование, уточнение данных списков, т.е. администрации города Прокопьевска.
Право на включение в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, имеют граждане, являющиеся собственниками (нанимателями) и (или) членами семьи собственника (нанимателя) жилого помещения, подлежащего сносу по критериям безопасности в результате ведения горных работ на угольном предприятии и нуждающиеся в переселении, т.е. не обеспеченные иным жилым помещением. Совокупность данных обстоятельств должна иметь место на момент принятия решения о ликвидации (консервации) угольного предприятия.
Администрация города Прокопьевска утверждает списки граждан, проживающих в ветхом жилищном фонде, ставшем в результате ведения горных работ на находящемся в стадии консервации ООО «Шахта Коксовая-2» непригодным для проживания по критериям безопасности, и оказывает указанным гражданам содействие в приобретении жилья взамен сносимого в соответствии с постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 № 428 и руководствуясь заключением СФ ОАО ВНИМИ. При этом недопустимо умаление по формальным признакам конституционного права граждан на жилище.
Истцами представлены доказательства, что они являются собственниками (членами семьи собственника) жилого помещения по <адрес>, на июнь 2013 года проживал в ветхом жилье, подлежащем сносу по критериям безопасности, не имели и не имеют в собственности иных жилых помещений, пригодных для проживания, не приобрели право пользования иным жилым помещением, пригодным для проживания, а поскольку дом подлежит сносу по критериям безопасности, истцы нуждаются в переселении, т.е. в социальной поддержке государства, то все истцы подлежат включению в список граждан, подлежащих переселению.
Поскольку внесение граждан в списки лиц, подлежащих переселению, является основанием для предоставления социальной выплаты в дальнейшем, требования истцов о заключении с ними договора о предоставлении социальной выплаты также подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать администрацию города Прокопьевска включить Тимофееву Надежду Арсентьевну, ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, уроженку <адрес> путь <адрес>, Тимофеева Дениса Владимировича, ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, уроженца <адрес>, Тимофеева Александра Владимировича, ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, уроженца <адрес> в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ООО «Шахта Коксовая-2».
Обязать администрацию города Прокопьевска заключить с Тимофеевой Надеждой Арсентьевной, ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, уроженкой <адрес> путь <адрес>, Тимофеевой Денисом Владимировичем, ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, уроженцем <адрес>, Тимофеевым Александром Владимировичем, ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, уроженцем <адрес> договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств федерального бюджета, направляемых на содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого, ставшего не пригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ООО «Шахта Коксовая-2».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья (подпись) Л.Г. Тихонова
Мотивированное решение изготовлено 22.10.2018 года.
Судья (подпись) Л.Г. Тихонова