Дело № 2-126/2015
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
23 апреля 2015 года п. Октябрьский
Устьянский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Рогачевой А.М., при секретаре Березиной А.О., с участием истца Осиповой Е.В., представителя ответчика ГКУ АО «Отделение социальной защиты населения по ...» Мемноновой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Устьянского районного суда гражданское дело по иску Осиповой Е.В. к Государственному казенному учреждению ... «Отделение социальной защиты населения по ...» о признании незаконным решения ГКУ ... «Отделение социальной защиты населения по ...» об отказе в присвоении звания "Ветеран труда", признании права на присвоение звания и возложении обязанности присвоить звание "Ветеран труда",
УСТАНОВИЛ :
Осипова Е.В. обратилась в суд с иском к Государственному казенному учреждению ... «Отделение социальной защиты населения по ...» ( Далее- ГКУ АО «ОСЗН по ...») о признании незаконным решения об отказе в присвоении звания "Ветеран труда", признании за ней права на присвоение данного звания и возложении обязанности присвоить звание "Ветеран труда" с ...г.
В обоснование иска Осипова Е.В. пояснила, что является пенсионером по старости с ...г., состоит в штате Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в ... с ...г., на дату выхода на пенсию имеет трудовой стаж 27 лет 10 мес. По Распоряжению Правления ПФР от ...г. за достижения в труде была награждена памятным знаком ..., обратилась к ответчику с заявлением по вопросу присвоения звания "Ветеран труда", предоставив документы, подтверждающие основание для присвоения звания, в том числе удостоверение о награждении памятным знаком ...", в присвоении звания отказано в связи с тем, что вышеуказанный памятный знак не включен в Перечень ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», утвержденный постановлением администрации Архангельской области от 20.05.2088г. № 115-па/13. Положения указанного постановления Администрации Архангельской области, определяя перечень конкретных ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", который на момент обращения истца к ответчику уже был введен, фактически ограничивают (сужают) по сравнению с Федеральным законом "О ветеранах" круг лиц, которым может быть присвоено такое звание, поскольку исключают значительный объем ведомственных знаков отличия в труде, решение о награждении которыми принималось органами, имевшими полномочия принимать такие решения. Правовой смысл п.п. 2 п.1 ст.7 Федерального закона от дата N 5-ФЗ "О ветеранах" указывает на то, что к числу лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде, относятся все лица, решение о награждении которых такими знаками принималось в соответствии с нормами действовавшего в соответствующий период законодательства органами и организациями, наделенными определенными полномочиями в установленном законом порядке. Считает, что Правление Пенсионного фонда наделено такими полномочиями и в целях совершенствования системы поощрения работников и территориальных органов системы Пенсионного фонда Российской Федерации, а также граждан и организаций, внесших значительный вклад в решение возложенных на Пенсионный фонд Российской Федерации задач, Правлением Пенсионного фонда Российской Федерации принято постановление от 24 октября 2005 г. № 37пл «О наградах Пенсионного фонда Российской Федерации», в соответствии с которым определена возможность ведомственного поощрения со стороны Пенсионного фонда особо отличившихся работников.
Истец Осипова Е.В. в судебном заседании на удовлетворении иска настаивала, привела доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении, считает, что ответчик необоснованно отказал ей в решении вопроса о признании за ней права на присвоение звания «Ветеран труда», неправомерно сославшись на Перечень ведомственных знаков отличия в труде, утвержденный постановлением администрации Архангельской области от 20.05.2088г. № 115-па/13, так как данным Перечнем ограничен по сравнению с Федеральным законом "О ветеранах" круг лиц, которым может быть присвоено такое звание.
Представитель ГКУ АО «ОСЗН по ...» Мемнонова О.В. с иском не согласилась, по доводам, изложенным в письменном отзыве, пояснив, что награждение памятным знаком ... не может служить основанием для присвоения звания «Ветеран труда», так как данный памятный знак не включен в Перечень ведомственных знаков отличия в труде, утвержденный постановлением администрации Архангельской области от 20.05.2088г. № 115-па/13, решение об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» Осиповой Е.В. принято на основании действующей нормативно-правовой базы.
Представитель третьего лица- Министерства труда, занятости и социального развития Архангельской области просил рассмотреть дело без участия представителя, согласно письменному отзыву в удовлетворении исковых требований просил отказать, указав, что федеральным законодательством установлено право субъектов Российской Федерации определять порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда», исходя из экономических, политических, социальных условий функционирования субъекта Российской Федерации, в связи с этим Архангельская область, как субъект Российской Федерации, вправе устанавливать условия, соблюдение которых необходимо для присвоения звания «Ветеран труда». Областным законом от 19 марта 2008 года № 488-25-03 «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» утверждены порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» и согласно п. 2 ст. 2 данного закона перечень ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», устанавливается постановлением Правительства Архангельской области. Постановлением администрации Архангельской области от 20 мая 2008 года № 115-па/13 утвержден перечень ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», в соответствии с приложением к которому решение о награждении лица, имеющего трудовые заслуги, должно быть принято министром (его заместителем), председателем государственного комитета (его заместителем), директором федеральной службы (его заместителем) или коллегией министерства, государственного комитета, федеральной службы. Памятный знак ... в указанном Перечне отсутствует, поэтому он не является основанием для присвоения звания «Ветеран труда».
По определению суда на основании п.3 ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании, Осипова Е.В. является пенсионером, пенсия назначена по старости с ...г., что подтверждается копией соответствующего удостоверения, выданного ...г. Управлением пенсионного фонда РФ в ..., справкой УПФР по ... от ...г..
Судом установлено, что ...г. распоряжением Правления Пенсионного фонда России №420рл Осипова Е.В. награждена памятным знаком ....
Данные обстоятельства подтверждаются наградным удостоверением и распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации, из которого следует, что в соответствии с распоряжением Правления ПФР от ...г. № 297рп «О памятном знаке ... награждаются в связи с 20-летием со дня образования ПФР памятным знаком работники ПФР и граждане, внесшие значительный вклад в развитие возложенных на ПФР задач, согласно прилагаемому списку, в данном списке указана Осипова Е.В., главный специалист-эксперт финансово-экономической группы УПФР в ....
Как следует из протокола заседания комиссии по социально-бытовым вопросам Управления ПФР в ... от ...г., было принято решение в связи с 20-летием образования ПФР выдвинуть на поощрение памятным знаком к юбилею ПФР Осипову Е.В.- главного специалиста-эксперта ФЭГ.
Истец Осипова Е.В. обращалась в ГКУ АО «ОСЗН по ...» с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда».
На указанное заявление ГКУ АО «ОСЗН по ...» ...г. Осиповой Е.В. дан ответ о том, что памятный знак «... не может служить основанием для присвоения звания «Ветеран труда», так как не входит в перечень ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», установленных постановлением Правительства Архангельской области от 20 мая 2008 года № 115-па/13.
Не согласившись с данным отказом Осипова Е.В. обратилась в суд.
В соответствии с п. п. "ж" ч. 1 ст. 72, 76 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов, которые не могут противоречить федеральному законодательству.
В силу п. 1 ст. 7 Федерального закона N 5-ФЗ от 12 января 1995 года (с последующими изменениями) "О ветеранах" ветеранами труда являются, в том числе лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (п. 4 ст. 7 введен Федеральным законом от 19 декабря 2005 года N 163-ФЗ).
В порядке реализации указанного правомочия принят Закон Архангельской области от 19.03.2008 N 488-25-ОЗ "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда".
Из данного закона следует, что в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" право на присвоение звания "Ветеран труда" в порядке, предусмотренном данным законом, имеют, лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет (п\п 1 п. 1 ст. 2)
Согласно ст.3 закона N 488-25-ОЗ лица, претендующие на присвоение звания "Ветеран труда", подают в государственное учреждение социальной защиты населения по месту жительства заявление и документы, подтверждающие право на присвоение звания "Ветеран труда". Лица, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 данного закона, представляют документы, подтверждающие: 1) награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде; 2) трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
В соответствии с п. 2 ст. 2 Закона Архангельской области от 19.03.2008 N 488-25-ОЗ перечень ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», устанавливается постановлением Правительства Архангельской области.
Постановлением администрации Архангельской области от 20 мая 2008 года № 115-па/13 утвержден перечень ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда» (далее - Перечень).
В соответствии с примечанием к указанному Перечню решение о награждении лица, имеющего трудовые заслуги, должно быть принято министром (его заместителем), председателем государственного комитета (его заместителем), директором федеральной службы (его заместителем) или коллегией министерства, государственного комитета, федеральной службы.
Из анализа указанных выше норм следует, что основаниями признания гражданина ветераном труда является наличие двух условий одновременно: наличие соответствующего трудового стажа и награды, указанной в законе,решение о награждении должно быть принято министром (его заместителем), председателем государственного комитета (его заместителем), директором федеральной службы (его заместителем) или коллегией министерства, государственного комитета, федеральной службы.
Как следует из п. п. 1 - 3 Положения о Пенсионном фонде РФ (России), утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года N 2122-1 Пенсионный фонд РФ образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством РФ.
Ст. 191 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам.
Пунктом 6.1 Правил внутреннего трудового распорядка Пенсионного Фонда РФ, утвержденного Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 10 июля 2008 года N 195п за добросовестное исполнение работниками трудовых обязанностей, продолжительную и безупречную работу, а также другие достижения в труде применяются следующие виды поощрений: выдача премий, награждение ценным подарком, объявление благодарности Председателя Правления Пенсионного Фонда РФ, награждение нагрудным знаком "Отличник Пенсионного Фонда РФ", почетной грамотой Пенсионного фонда Российской Федерации, нагрудным знаком "Почетный работник Пенсионного фонда Российской федерации".
В целях совершенствования системы поощрения работников и территориальных органов системы Пенсионного фонда РФ, а также граждан и организаций, внесших значительный вклад в решение возложенных на Пенсионный Фонд РФ задач, Правление Пенсионного Фонда РФ 24 октября 2005 года издало постановление N 37пл "О наградах Пенсионного фонда Российской федерации", которым утвердило Положение о нагрудном знаке "Почетный работник Пенсионного фонда Российской федерации"; Положение о почетной грамоте Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии с распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 12 октября 2010 года N 297р "О памятном знаке "20 лет Пенсионному фонду Российской Федерации" памятным знаком "20 лет Пенсионному фонду Российской Федерации" награждаются работники Пенсионного фонда РФ и граждане, внесшие значительный вклад в решение возложенных на Пенсионный фонд РФ задач, в связи с 20-летием со дня образования Пенсионного фонда РФ.
В соответствии с п. 3 Указа Президента РФ N 1099 от 07 сентября 2010 года юбилейные медали Российской Федерации, награды, учреждаемые федеральными органами государственной власти и иными федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, общественными и религиозными объединениями, не являются государственными наградами Российской Федерации.
В этой связи, утвержденный распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ указанный памятный знак именно в связи с юбилейной датой Пенсионного фонда РФ является мерой поощрения, оснований, которые бы приравнивали юбилейную награду - памятный знак "20 лет Пенсионному фонду РФ" к ведомственным знакам отличия в труде, не имеется.
Таким образом, Пенсионный фонд Российской Федерации не является органом, уполномоченным принимать решение о награждении лица, имеющего трудовые заслуги, наградами, дающими право на присвоение звания «Ветеран труда», награждение памятным знаком - "20 лет Пенсионному фонду Российской Федерации", без данных о том, что решение о вручении данного знака принято уполномоченным органом, не является основанием для присвоения звания "Ветеран труда".
Доводы истца о том, что памятный знак "20 лет Пенсионному фонду РФ" является ведомственным знаком отличия в труде и дает основания для признания за ней права на присвоение звания "Ветеран труда", основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, регулирующего возникшие спорные правоотношения.
Доказательств награждения орденами или медалями, присвоения почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждения ведомственными знаками отличия в труде истицей не представлено.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что отказ ГКУ Архангельской области «Отделение социальной защиты населения по ...» Осиповой Е.В. в присвоении звания "Ветеран труда" основан на законе, исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Осиповой Е.В. к Государственному казенному учреждению ... «Отделение социальной защиты населения по ...» о признании незаконным решения об отказе в присвоении звания "Ветеран труда" на основании Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", признании за ней права на присвоение данного звания и возложении обязанности присвоить звание "Ветеран труда" с 04 января 2015г.- отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца с момента его вынесения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Устьянский районный суд.
Председательствующий судья А.М.Рогачева