Дело № 12-182/2019
РЕШЕНИЕ
01 апреля 2019 года г. Мурманск
Судья Октябрьского районного суда г.Мурманска Щукина Л.В., рассмотрев жалобу генерального директора ООО «УК «Альбатрос» Анисимова Вадима Валерьяновича на постановление мирового судьи судебного участка № 4 Октябрьского судебного района г. Мурманска от 13 февраля 2019 года о привлечении к административной ответственности по ч. 24 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка № 4 Октябрьского судебного района г. Мурманска от 13 февраля 2019 года должностное лицо – генеральный директор ООО «УК «Альбатрос» Анисимов В.В. привлечен к административной ответственности по ч. 24 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде штрафа в размере 25 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, генеральный директор ООО «УК «Альбатрос» Анисимов В.В. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление мирового судьи отменить, от административной ответственности освободить в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения. В обоснование жалобы указал, что недостатки, выявленные при управлении многоквартирным домом № 25 по ул.Карла Маркса в г.Мурманске, не были устранены в установленный срок, в связи с чем, в Государственную жилищную инспекцию было направлено ходатайство о продлении срока исполнения предписания до 01.03.2019. Задержка исполнения предписания вызвана большим объемом работ на фонде.
Анисимов В.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель административного органа Государственной жилищной инспекции Мурманской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со статьями 25.15, 30.6 КоАП РФ жалоба рассмотрена в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и представителя административного органа.
Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с требованиями ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья при рассмотрении жалобы на постановление об административном правонарушении не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Статьей 26.1 КоАП РФ определено, что по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, в том числе наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом. Выполнение этой задачи невозможно без исследования всех доказательств по делу, т.е. сведений о фактах (фактических данных), на основании которых можно сделать в конечном итоге вывод о виновности лица в совершении административного правонарушения либо об отсутствии таковой.
Согласно требованиям статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны, в том числе, обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, а также мотивированное решение по делу.
В соответствии с ч. 24 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об устранении нарушений лицензионных требований, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 24 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заключается в невыполнении виновным лицом в установленный законом срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об устранении нарушений лицензионных требований, выявленных самостоятельно должностным лицом, вынесшим такое предписание, либо ставших ему известными в силу каких-либо обстоятельств.
Состав указанных правонарушений – формальный, наступления вредных последствий не требуется.
Субъектами правонарушения могут быть граждане, должностные лица, юридические лица.
С субъективной стороны правонарушение может быть как умышленным, так и неосторожным.
Статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – ФЗ - № 99) определено, что лицензионные требования представляют собой совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
В соответствие с п. 51 ч. 1 ст. 12 ФЗ № 99 деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона № 99-ФЗ лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.2014 № 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее – Положение №1110).
В соответствии с пунктом 3 данного Положения лицензионными требованиями к лицензиату, помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, являются:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме, в частности, за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В силу части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В части 1 ст.193 Жилищного кодекса РФ перечислены лицензионные требования, к которым в том числе отнесены иные требования, установленные Правительством Российской Федерации (п. 7 ч. 1 ст. 193 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416, определены стандарты и порядок осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом.
Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» определен круг обязательных для исполнения нормативных документов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, обязательных для исполнения лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами.
В силу п.10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491), Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем
а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;
д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила предоставления коммунальных услуг).
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170.
Из материалов дела следует, что на основании обращения гражданина, проживающего в многоквартирном доме (далее – МКД) по адресу: г. Мурманск, ул.Карла Маркса, д. 25, по вопросу ненадлежащего содержания общего имущества МКД (л.д.70 вх. № 18/2770-ОГ от 15.03.2018), Государственной жилищной инспекцией Мурманской области (далее – Инспекция) на основании распоряжения № 614 от 16.04.2018 была инициирована внеплановая выездная проверка в отношении ООО «УК «Октябрьское ЖЭУ» (в период с 23.04.2018 по 28.04.2018) с целью рассмотрения обращения по вопросу нарушения управляющей организацией ООО «Октябрьское-ЖЭУ» лицензионных требований в части ненадлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома (л.д.60-61, 70).
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулирует Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон о защите прав юридических лиц).
Данным Федеральным законом установлен порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 1 Федерального закона о защите прав юридических лиц особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении лицензионного контроля.
В силу ч. 3 ст. 196 Жилищного кодекса Российской Федерации, введенной в действие Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 176-ФЗ, внеплановая проверка по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 4, 5 ч. 10 ст. 19 Федерального закона N 99-ФЗ, а также в связи с поступлением в орган государственного жилищного надзора обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления лицензиата о проведении внеплановой проверки.
Между тем, Инспекция в соответствии с требованиями части 16 статьи 10 Федерального закона РФ № 294-ФЗ направила уведомление ООО «Октябрьское-ЖЭУ» (после смены наименования – ООО «УК «Альбатрос») о проведении внеплановой выездной проверки № 614 от 16.04.2018 и распоряжение посредством электронной почты, факсимильным отправлением 18.04.2018 (л.д. 63-64)
При проведении проверки было установлено, что МКД № 25 по ул. Карла Маркса в г.Мурманске включен в реестр многоквартирных домов в отношении которых лицензиатом ООО «Октябрьское-ЖЭУ» (после смены наименования – ООО «УК «Альбатрос»), имеющим лицензию № 000317 от 23.07.2018, осуществляется деятельность по управлению, в соответствии с договором управления от 25.08.2015.
В подвальном помещении МКД тепловой пункт оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета (совокупностью средств измерения (приборов)) тепловой энергии, состоящий из вычислителя, 2-х преобразователей температур, преобразователя расхода. ОДПУ находится в нерабочем состоянии. Предоставлен акт допуска узла учета тепловой энергии у потребителя, согласно которому указанный ОДПУ введен в эксплуатацию 17.04.2007. Очередной срок поверки – 26.07.2009. Согласно информации ООО «Октябрьское ЖЭУ» с момента установки ОДПУ не поверялся. В настоящее время ОДПУ в эксплуатацию не введен.
Таким образом, при проведении внеплановой выездной проверки были выявлены нарушения лицензионных требований, предусмотренных ч.2 ст.192, ч. 2.3 ст. 161; ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, а именно: п.5.1.2 и 5.2.24 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170; пунктов 6, 10, 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491; условий договора; пункта 18 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядок их оказания и выполнения, утвержденный постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 №290, а также нарушением ч. 4 ст. 12, ст. 13 ФЗ от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; пункта 1.6 Перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно, на территории Мурманской области, утвержденного постановлением Правительства Мурманской области от 31.12.2010 № 643-ПП.
Результаты проверки оформлены актом № 694 от 28.04.2018 (л.д. 55-57).
По результатам проверки ООО «Октябрьское-ЖЭУ» (после смены наименования ООО «УК «Альбатрос») было выдано предписание № 342/56 от 28.04.2018 (л.д. 58), с требованием выполнить работы по обеспечению оснащения МКД № 25 по улице Карла Маркса исправным коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и осуществить ввод в эксплуатацию прибора учета в срок до 06.07.2018, об исполнении предписания в Инспекцию представить информацию в указанные сроки.
Предписание № 342/56 от 28.04.2018 и акт проверки 694 от 28.04.2018 были направлены в адрес управляющей организации в порядке ч.4 ст.16 ФЗ № 294-ФЗ, заказным письмом 05.06.2018 (л.д. 49) и было получены адресатом 09.06.2018, что подтверждается распечаткой сайта отслеживание почтовых отправлений (л.д. 50 оборот)
Письмом от 05.07.2018 в Государственную жилищную инспекцию Мурманской области ООО «УК «Альбатрос» сообщено о том, что в связи с увеличением объемов работ по текущему ремонту жилищного фонда в летний период и создавшимся дефицитом денежных средств заявка на поверку общедомового прибора учета тепловой энергии будет направлена ФБУ «Мурманский ЦСМ» в августе 2018 года. Одновременно заявлено ходатайство о продлении срока выполнения предписания до 06.09.2018 (л.д. 46).
Определением начальника Государственной жилищной инспекции Мурманской области № 175-61/18 от 11.07.2018 в продлении срока по предписанию отказано (л.д. 44).
Посредством почтовой связи определение направлено ООО «УК «Альбатрос» 13.07.2018, было получено адресатом 17.07.2018.
На основании распоряжения № 1239 от 13.07.2018 Инспекцией была инициирована контрольная проверка по соблюдению лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом в части исполнения предписания № 342/56 от 28.04.2018, в период с 20.07.2018 по 03.08.2018 (л.д. 37-38).
Распоряжение и уведомление о проведении проверки направлено ООО «УК «Альбатрос» 16.07.2018, получено адресатом 19.07.2018 (л.д. 39-40).
При проведении внеплановой выездной контрольной проверки было установлено, что требования предписания № 342/56 от 28.04.2018 не выполнены в полном объеме.
Результаты проверки оформлены актом № 1342 от 03.08.2018 (л.д. 32-34). И выдано новое предписание № 645/61 от 03.08.2018 со сроком исполнения до 24.09.2018 (л.д.31).
Копия акта и предписание № 645/61 от 03.08.2018 направлены ООО «УК «Альбатрос» заказным почтовым отправлением 07.08.2018 и были получены адресатом 14.08.2018, что подтверждается списком почтовых отправлений и распечаткой сайта отслеживания почтовых отправлений (л.д. 27-28).
Письмом от 21.09.2018 в Государственную жилищную инспекцию Мурманской области ООО «УК «Альбатрос» сообщено о том, что в связи с увеличением объемов работ по текущему ремонту жилищного фонда к зиме общество ходатайствует о продлении срока выполнения предписания до 24.11.2018 (л.д. 26).
Определением начальника Государственной жилищной инспекции Мурманской области № 315-61/18 от 10.10.2018 в продлении срока по предписанию отказано (л.д. 24).
На основании распоряжения № 1984 от 12.10.2018 Инспекцией была инициирована контрольная проверка по соблюдению лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом в части исполнения предписания № 645/61 от 03.08.2018, в период с 19.10.2018 по 02.11.2018 (л.д. 18-19).
Распоряжение и уведомление о проведении проверки направлено ООО «УК «Альбатрос» 16.10.2018, получено адресатом 19.10.2018 (л.д. 21-22).
При проведении внеплановой выездной контрольной проверки было установлено, что требования предписания № 645/61 от 03.08.2018 не выполнены в полном объеме.
Результаты проверки оформлены актом № 2118 от 02.11.2018 (л.д. 14-16), копия которого направлена ООО «УК «Альбатрос» заказным почтовым отправлением 14.11.2018 и была получена адресатом 16.11.2018, что подтверждается списком почтовых отправлений и распечаткой сайта отслеживания почтовых отправлений (л.д. 11-13).
По данному факту государственным жилищным инспектором – главным специалистом Государственной жилищной инспекции Мурманской области в отношении генерального директора ООО «УК «Альбатрос» Анисимова В.В. составлен протокол об административном правонарушении № 534 от 20.12.2018, предусмотренном ч.24 ст.19.5 КоАП РФ.
О дате, времени и месте составления протокола генеральный директор ООО «УК «Альбатрос» Анисимов В.В. уведомлен 13.12.2018 (л.д. 9, 10).
Копия протокола об административном правонарушении направлена должностному лицу 21.12.2018, получен адресатом 25.12.2018 (л.д. 7).
11.01.2019 протокол об административном правонарушении в отношении генерального директора ООО «УК «Альбатрос» Анисимова В.В. и административный материал представлены мировому судье.
13.02.2019 мировым судьей судебного участка №4 Октябрьского судебного района г.Мурманска вынесено оспариваемое постановление.
Предписание об устранении нарушений требований законодательства представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций. Условиями для вынесения предписания являются нарушения законодательства Российской Федерации, которые к моменту выдачи такого предписания не устранены нарушителем закона самостоятельно.
Предписание по своей правовой природе является ненормативным правовым актом, подлежащим обязательному исполнению.
Невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об устранении нарушений лицензионных требований образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ.
В силу ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ ООО «УК «Альбатрос» по состоянию на 25.09.2018 Анисимов В.В. являлся генеральным директором общества, соответствующая запись внесена в ЕГРЮЛ 09.02.2018.
Генеральный директор осуществляет руководство текущей деятельностью ООО «УК «Альбатрос», в обязанности которого входит организация исполнения Обществом обязательств по соблюдению действующих норм и требований жилищного законодательства, при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Следовательно, Анисимов В.В., являясь генеральным директором ООО «УК «Альбатрос», на дату совершения административного правонарушения, несет ответственность за ненадлежащее исполнение либо неисполнение своих обязанностей.
В ходе рассмотрения дела мировым судьей правильно определены юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для дела, исследованы все представленные по делу доказательства, которым была дана оценка на предмет относимости, допустимости и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Выводы мирового судьи о доказанности вины должностного лица в совершении административного правонарушения соответствуют фактическим обстоятельствам дела, приведенным в постановлении.
Факт совершения административного правонарушения и виновность должностного лица подтверждается материалами дела об административном правонарушении, оцененными административным органом в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении, в соответствии с требованиями ст.26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действия должностного лица верно квалифицированы по ч.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения. Административное наказание назначено в пределах, установленных санкцией статьи. Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не установлено.
С учетом конкретных обстоятельств дела, оснований считать данное административное правонарушение малозначительным не имеется, как и не имеется оснований для применения положений ст.2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах, нахожу постановление мирового судьи о привлечении должностного лица Анисимова В.В. к административной ответственности по ч. 24 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законным и обоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.7, 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка № 4 Октябрьского судебного района г. Мурманска от 13 февраля 2019 года о привлечении должностного лица ООО «УК «Альбатрос» Анисимова Вадима Валерьяновича к административной ответственности по части 24 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – оставить без изменения, жалобу Анисимова Вадима Валерьяновича- без удовлетворения.
Судья-