УИД № 34RS0001-01-2023-000843-77
Дело № 2-1228/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 мая 2023 года город Волгоград
Ворошиловский районный суд Волгограда в составе:
председательствующего судьи Митьковская А.В.,
при помощнике судьи Лобыревой О.Ю.,
с участием:
представителя истца Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области ФИО5, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ответчика УНО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» ФИО4, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области к Унитарной некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области в соответствии со ст. 39 ГПК РФ обратилась с иском к УНО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов», в обоснование указав, что на основании обращения от 26 октября 2022 года № Ж-4151-006 проведена внеплановая выездная проверка в отношении ответчика по вопросу некачественного проведения капитального ремонта фундамента многоквартирного <адрес> в <адрес>. При проведении проверочных мероприятий установлено, что ответчик заключил договор с подрядной организацией ООО «СтройГрад» на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного <адрес> в <адрес>, весь комплекс работ должен быть выполнен подрядной организацией в срок до 01 ноября 2022 года. По состоянию на 30 ноября 2022 года протоколы общих собраний собственников помещений указанного многоквартирного дома по вопросу переноса работ по капитальному ремонту в адрес Фонда не поступали, к проверке Инспекции представлены не были. В ходе проведения выездных мероприятий было установлено, что по фундаменту работы не завершены, более того выполнены только работы по демонтажу отмостки по периметру дома, а также частичные разрытия. Согласно Договора срок выполнения работ по капитальному ремонту фундамента, фасада и инженерных коммуникаций истек, работы до настоящего времени не выполнены, что является нарушением требований п. 4 ч. 2 ст. 182 ЖК РФ и аб. 5 ч. 2 ст. 25 Закона Волгоградской области № 174-ОД от 19 декабря 2013 года «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Волгоградской области». Результаты проверки отражены в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ №. Инспекцией в адрес УНО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ № о выполнении работ по капитальному ремонту многоквартирного <адрес> в соответствии с Региональной программой до ДД.ММ.ГГГГ. При проверке исполнения требований предписания от ДД.ММ.ГГГГ № по истечению срока его исполнения, было установлено, что мероприятия (работы) указанные в предписании, УНО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» не выполнены. На основании изложенного просит обязать УНО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения по настоящему гражданскому делу принять меры по выполнению работ по капитальному ремонту фундамента многоквартирного <адрес> по ул. им. Хмельницкого в <адрес> в соответствии с региональной программой «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>», утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п, а именно, выполнить работы по капитальному ремонту в соответствии с текстовой (усиление фундамента здания снаружи путем увеличения его ширины монолитным участком по всему периметру здания, восстановление вертикальной наружной гидроизоляции, устройство отмостки, входных площадок) и графической частью проектно-сметной документацией на капитальный ремонт многоквартирного дома №, разработанный специализированной организацией ООО «Тендер Траст».
Представитель истца инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области ФИО5, действующий на основании доверенности, в судебном заседание иск поддержал, настаивал на удовлетворении.
Представитель ответчика УНО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что ответчиком предпринимаются все предусмотренные действующим законодательством меры по устранению выявленных истцом недостатков.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заедание не явились, о дате времени и месте извещены надлежащим образом.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
В силу положений статьи 20 Жилищного кодекса РФ и пункта 1.1 Положения об инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области, утвержденного постановлением Правительства Волгоградской области от 25 августа 2014 года № 478-П (далее по тексту - Положение), инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора.
В соответствии с п. 2.6 Положения, инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области организует и осуществляет на территории Волгоградской области проверки и обследования жилищного фонда независимо от его формы собственности.
В силу ч. 1 ст. 167 ЖК РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми, в том числе создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок.
В соответствии со ст. 1 Закона Волгоградской области № 174-ОД от 19 декабря 2013 года «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Волгоградской области» капитальный ремонт - замена и (или) восстановление общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения многоквартирного дома или их элементов, осуществляемые в соответствии с перечнем работ и (или) услуг по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, размер которых сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт.
Согласно ст. 23 Закона Волгоградской области № 174-ОД от 19 декабря 2013 года «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Волгоградской области» региональный оператор создается в целях организации финансового обеспечения капитального ремонта, обеспечения безопасных и благоприятных условий проживания граждан на территории Волгоградской области, осуществляет функции технического заказчика работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.
В силу ч. 2 ст. 25 Закона Волгоградской области № 174-ОД от 19 декабря 2013 года «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Волгоградской области» региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту обязан контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации.
Региональный оператор несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.
На основании ч. 1 ст. 182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
Одной из функций регионального оператора является осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора (п. 3 ч. 1 ст. 180 ЖК РФ).
В силу п. 3 ч. 2 ст. 182 ЖК РФ региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами.
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 182 ЖК РФ региональный оператор обязан контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации.
В соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 182 ЖК РФ региональный оператор обязан нести ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за качество оказанных услуг и (или) выполненных работ в течение не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе за несвоевременное и ненадлежащее устранение выявленных нарушений.
Часть 6 ст. 182 ЖК РФ также устанавливает, что региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором. Согласно п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Из материалов дела следует, ДД.ММ.ГГГГ между УНО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» и ООО «СтройГрад» заключен договор на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> (капитальный ремонт фундамента) (л.д. 44-54).
В соответствии с пунктом 3.1 договора весь комплекс (объем) работ, предусмотренных настоящим договором осуществляется подрядчиком с даты заключения договора до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 45).
На основании обращения от ДД.ММ.ГГГГ № № Инспекцией государственного жилищного надзора <адрес> инициирована внеплановая выездная проверка в отношении УНО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов», о чем вынесено решение от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 6-9).
В ходе проведения выездных мероприятий было установлено, что по фундаменту работы не завершены, более того выполнены только работы по демонтажу отмостки по периметру дома, а также частичные разрытия. Результаты проверки отражены в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 10-20).
Инспекцией в адрес УНО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ № о выполнении работ по капитальному ремонту многоквартирного <адрес> в соответствии с Региональной программой до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 21).
При проверке исполнения требований предписания от ДД.ММ.ГГГГ № по истечению срока его исполнения, было установлено, что мероприятия (работы) указанные в предписании, УНО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» не выполнены, что подтверждается актом внеплановой выездной проверки № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 26-42).
Указанные обстоятельства подтверждаются материалам дела и пояснениями представителя истца, а также не оспариваются ответчиком.
Принимая во внимание, что все предусмотренные действующим законодательством меры, направленные на обеспечение выполнения подрядной организацией обязательств по приведению фундамента многоквартирного дома в надлежащее техническое состояние ответчиком не предприняты, их невыполнение является нарушением требований жилищного законодательства, создает опасность причинения вреда здоровью неопределенного круга лиц, суд приходит к выводу о том, что УНО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» не исполнены принятые на себя обязательства по контролю за сроками выполнения капитального ремонта фундамента многоквартирного <адрес>.
Изложенное влечет за собой возложение обязанности на ответчика по принятию мер, направленных на обеспечение выполнения обязательств по приведению фундамента многоквартирного <адрес> в надлежащее техническое состояние, путем выполнения работ по капитальному ремонту в соответствии с текстовой (усиление фундамента здания снаружи путем увеличения его ширины монолитным участком по всему периметру здания, восстановление вертикальной наружной гидроизоляции, устройство отмостки, входных площадок) и графической частью проектно-сметной документацией на капитальный ремонт многоквартирного дома №, разработанный специализированной организацией ООО «Тендер Траст».
Согласно ст.ст. 204, 206 ГПК РФ, в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд полагает предложенный стороной истца срок для устранения выявленных нарушений неразумным и, исходя из баланса публичных интересов и интересов ответчика, полагает необходимым, установить ответчику трехмесячный срок для исполнения вступившего в законную силу решения, что будет отвечать принципам и задачам гражданского судопроизводства.
Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Поскольку при подаче иска истцы освобождены от уплаты государственной пошлины, то последняя в размере 6000 рублей, в порядке ст. 103 ГПК РФ подлежит взысканию с Унитарной некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» в доход бюджета муниципального образования город-герой Волгоград.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области к Унитарной некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» о возложении обязанности – удовлетворить частично.
Возложить обязанность на Унитарную некоммерческую организацию «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда, принять все предусмотренные законодательством меры, направленные на обеспечение выполнения подрядной организацией, в соответствии с проектной документацией и нормативными требованиями, работы по капитальному ремонту фундамента многоквартирного <адрес> в соответствии с региональной программой «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Волгоградской области», утвержденной постановлением Правительства Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ №-п, а именно выполнить работы по капитальному ремонту в соответствии с текстовой (усиление фундамента здания снаружи путем увеличения его ширины монолитным участком по всему периметру здания, восстановление вертикальной наружной гидроизоляции, устройство отмостки, входных площадок) и графической частью проектно-сметной документацией на капитальный ремонт многоквартирного <адрес>-ПЗ, разработанный специализированной организацией ООО «Тендер Траст»
В удовлетворении остальной части иска Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области к Унитарной некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» о возложении обязанности – отказать.
Взыскать с Унитарной некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования город-герой Волгоград 6 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд Волгограда в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.
Председательствующий А.В. Митьковская
Мотивированное решение составлено 12 мая 2023 года.
Судья А.В. Митьковская