дело № 2-928/2023 дело № 33-6437/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«14» июня 2023 года судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего: Станковой Е.А.,
судей: Марчукова А.В., Колгановой В.М.,
при секретаре: Якуниной А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мельниковой Т. А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области об оспаривании решения, возложении обязанности по перерасчету страховой пенсии,
по апелляционной жалобе Мельниковой Т. А.
на решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ, которым:
было отказано в удовлетворении вышеуказанных исковых требованиях Мельниковой Т. А..
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Марчукова А.В., выслушав представителя ОСФР по Волгоградской области по доверенности Бочкареву Н.С., полагавшую, что обжалуемое решение является законным, обоснованным и отмене не подлежит, судебная коллегия
установила:
Мельникова Т.А. обратилась с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области об оспаривании решения, возложении обязанности по перерасчету страховой пенсии.
В обоснование заявленных требований истец указала, что с ДД.ММ.ГГГГ является получателем страховой пенсии по старости.
Истец полагала, что размер пенсии определен неверно, так как не была учтена фактическая продолжительность страхового стажа.
В этой связи, истец обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете назначенной пенсии, однако информационным письмом от ДД.ММ.ГГГГ в перерасчете размера пенсии было отказано.
На основании изложенного, истец просила признать незаконным решение пенсионного органа № <...> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в перерасчете размера страховой пенсии, возложить на ответчика обязанность по перерасчету страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ на основании имеющихся в материалах дела письменных доказательств.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Мельникова Т.А. оспаривает законность и обоснованность решения суда и просит его отменить, как постановленное с нарушением норм материального права и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. Утверждает, что при разрешении возникшего спора судом неверно истолкованы фактические обстоятельства дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.
С 1 января 2015 г. установление и выплата пенсий регулируется Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
С 1 января 2002 г. действовал Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а до 1 января 2002 г. - Закон РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
Согласно ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования», других федеральных законов.
Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий утверждены Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2014 г. № 1015.
Согласно п. 4 Правил, при подсчете страхового стажа подтверждаются:
а) периоды работы и (или) иной деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
б) периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
По смыслу ст. 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ перерасчет размера страховой пенсии производится в случае:
1) увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 г.;
2) увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в ч. 12 ст. 15 настоящего Федерального закона, имевших место после 1 января 2015 г. до даты назначения страховой пенсии;
3) увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном ч. 18 ст. 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 19 и 20 настоящего Федерального закона) с 1 августа каждого года, а в случае перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия.
Согласно ст. 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 и 5 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 настоящего Федерального закона.
В случае отказа в удовлетворении заявления о перерасчете размера страховой пенсии орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, не позднее чем через пять рабочих дней со дня вынесения соответствующего решения извещает об этом заявителя с указанием причины отказа и порядка обжалования и одновременно возвращает все представленные им документы.
Приказом Минтруда России от 5 августа 2021 г. № 546н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Согласно п. 47, 48 Правил, перерасчет размера установленной пенсии в сторону увеличения производится на основании заявления о перерасчете размера пенсии, принятого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях» и Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Заявление о перерасчете размера пенсии и документы, необходимые для такого перерасчета, подаются в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по выбору заявителя. Заявление о перерасчете размера пенсии принимается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при условии представления всех документов, необходимых для такого перерасчета, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
Согласно п. 62, 63 Правил, перерасчет размера пенсии оформляется распоряжением территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, которое приобщается к выплатному делу получателя пенсии. Отказ в удовлетворении заявления пенсионера о перерасчете размера пенсии оформляется решением территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Статьей 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по соответствующей формуле, где одним из элементов является расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц.
Согласно п. 2 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ, расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном п. 3 ст. 30, либо в порядке, установленном п. 4 ст. 30, либо в порядке, установленном п. 6 ст. 30.
Из материалов дела следует, что с ДД.ММ.ГГГГ Мельникова Т.А. является получателем досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в российской Федерации», рассчитанной в соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ, путем конвертации (преобразования) стажа и заработка в расчетный пенсионный капитал.
Решение о назначении пенсии по старости, в том числе по мотиву неправильного определения стажа или исчисления размера пенсии, Мельниковой Т.А. не было обжаловано.
Однако, полагая что ответчиком неправильно произведен подсчет страхового стажа, Мельникова Т.А. обратилась в ГУ - ОПФР по Волгоградской области с заявлением о перерасчете пенсии.
По итогам рассмотрения заявления ДД.ММ.ГГГГ ГУ - ОПФР по Волгоградской области принято решение (информационное письмо) № <...> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в перерасчете пенсии ввиду отсутствия оснований для перерасчета размера пенсии.
Как следует из материалов пенсионного дела и пояснений представителя ответчика, при оценке пенсионных прав Мельниковой Т.А. и расчете размера пенсии ответчиком был произведен расчет на основании п. 3 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ, так как такой порядок подсчета является наиболее выгодным вариантом расчета, чем размер пенсии, исчисленный по п. 4 ст. 30 того же закона.
При оценке пенсионных прав по п. 4 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ, в общий трудовой стаж засчитываются периоды подготовки к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования (в средних специальных и высших учебных заведениях), пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре.
В силу п. 9 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в п. 1 ст. 27 настоящего Федерального закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения ст. 28.1 настоящего Федерального закона, и застрахованных лиц, указанных в ст. 27.1 настоящего Федерального закона, может осуществляться по их выбору в порядке, установленном п. 3 настоящей статьи, с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).
Таким образом, применение при осуществлении оценки пенсионных прав стажевого коэффициента с учетом сниженных стажевых требований к общему трудовому стажу (20 лет), а также стажа на соответствующих видах работ возможно при условии, если по состоянию на 1 января 2001 г. имеются требуемый страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ.
Если по состоянию на указанную дату данные условия не соблюдаются, величина стажевого коэффициента при исчислении размера трудовой пенсии не может быть определена с учетом сниженных требований к продолжительности общего трудового стажа.
Продолжительность трудового стажа Мельниковой Т.А. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении составляла <.......>, в том числе <.......> стаж до ДД.ММ.ГГГГ, коэффициент по стажу составил <.......>.
На основании заявления Мельниковой Т.А. от ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ ответчиком был произведен перерасчет размера страховой пенсии за счет увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 18 ч. 12 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ, с учетом замены периодов работы, совпадающими с ними периодами ухода за детьми.
В результате перерасчета общий трудовой стаж на ДД.ММ.ГГГГ составил <.......>, в том числе <.......>.
С учетом установленных законом методик расчета, размер установленной пенсии в соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О трудовых пенсиях в РФ» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составил <.......> (с учетом фиксированной выплаты). С учетом произведенных индексаций на дату вынесения оспариваемого истцом решения размер страховой пенсии по старости составил <.......>, которая будет выплачиваться истцу в случае прекращения трудовой деятельности.
Принимая во внимание, что при установлении размера пенсии ответчиком учтены все документально подтвержденные периоды трудовой деятельности истца, подлежащие учету для определения расчетного размера трудовой пенсии по наиболее выгодному варианту, предусмотренному п. 3 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным оспариваемого решения ответчика об отказе в перерасчете пенсии, а также о возложении обязанности по ее перерасчету.
В этой связи, суд правильно указал, что оспариваемое Мельниковой Т.А. решение об отказе в перерасчете пенсии является законным и обоснованным.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.
Доводы апелляционной жалобы о незаконности решения суда первой инстанции, являются несостоятельными, так как основаны на неверном толковании норма материального права, регулирующих возникшие правоотношения, связанные с перерасчетом стажа и размера пенсии.
Как указано ранее, размер пенсии истца определен ответчиком по наиболее выгодному варианту.
Иных доводов, свидетельствующих о незаконности оспариваемого решения, в апелляционной жалобе не указано.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску Мельниковой Т. А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области об оспаривании решения, возложении обязанности по перерасчету страховой пенсии оставить без изменения, апелляционную жалобу Мельниковой Т. А. оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: