К делу №2а-2336/16г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 июля 2016 года Геленджикский городской суд Краснодарского края в составе
председательствующего Дрепа М.В.
при секретаре Козмовой С.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Администрации муниципального образования город-курорт Геленджик к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю об оспаривании решений об учете изменений объектов недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Администрация МО город-курорт Геленджик обратилась в суд с административным иском к ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Краснодарскому краю об оспаривании решений об учете изменений объектов недвижимости от 22 октября 2012 года №, в соответствии с которыми в государственный кадастровый учет были внесены сведения об объектах недвижимости - земельных участках с кадастровыми номерами №, в части изменения категории земельных участков с установленной - «земли сельскохозяйственного назначения» на - «земли населенных пунктов», а также в части изменения их видов разрешенного использования с установленного - «для сельскохозяйственного использования» на - «для размещения гостиницы». Впоследствии из вышеуказанных участков были образованы земельные участки с кадастровыми номерами: № с характеристиками, установленными для исходных земельных участков.
Требования мотивированы тем, что поскольку при внесении в государственный кадастр недвижимости изменений о категории земель, к которым относятся спорные земельные участки, не был представлен соответствующий акт органа государственной власти или акт органа местного самоуправления об изменении категории земель названных земельных участков, то и оспариваемые решения были приняты без законных оснований.
В связи с этим просит суд признать вышеуказанные решения органа кадастрового учета незаконными и обязать восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения о категории образованных земельных участков - «земли сельскохозяйственного назначения» и о виде их разрешенного использования - «для сельскохозяйственного использования».
В судебном заседании представитель административного истца – Гребеник И.В. поддержал требования по указанным в иске основаниям.
Представитель Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю – Бессонова Т.Г. иск не признала, полагая оспариваемые решения правомерными.
Представитель заинтересованных лиц – Аристова Н.И. полагает административный иск необоснованным по основаниям, изложенным в отзыве (т.1 л.д.58-60), а также по тем основаниям, что в силу ст.37 Градостроительного кодекса РФ основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков правообладателями земельных участков выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований, а согласно градостроительному регламенту, установленному Правилами землепользования и застройки части территории муниципального образования город-курорт Геленджик, утвержденных решением Думы МО город-курорт Геленджик от 27.07.2010г. №466 спорные земельные участки расположены в зоне курортного строительства, одним из основных видов разрешенного использования земельных участков, включенных в данную зону является «для размещения гостиниц», в связи с чем изменение вида разрешенного использования участков не противоречит нормам действующего законодательства.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ (в период возникших правоотношений – ч.1 ст.254, ст.255 ГПК РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 2 статьи 227 КАС РФ (в период возникших правоотношений часть 4 статьи 258 ГПК РФ) судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, для признания решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов административного истца (заявителя).
В статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс) определен состав земель в Российской Федерации и предусмотрено, что их правовой режим устанавливается, исходя из принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка является одной из его характеристик как объекта недвижимости. Содержание этого понятия раскрывается в земельном, градостроительном и кадастровом законодательстве. Поэтому при кадастровом учете земельного участка вид его разрешенного использования определяется исходя из совокупности всех предъявляемых требований, являясь единым и единообразно понимаемым для всех возможных впоследствии правоотношений. Недопустимо установление вида разрешенного использования конкретного земельного участка лишь для целей кадастрового учета без соблюдения требований градостроительного и земельного законодательства.
В соответствии с пунктом 3 статьи 85 Земельного кодекса допускается использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.
По смыслу указанного законоположения, оно устанавливает общий критерий, позволяющий изменить именно фактическое использование земельного участка, которое должно быть впоследствии отражено в кадастре недвижимости.
Пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса должен применяться во взаимосвязи с другими нормами, регулирующими как публичные (административные), так и гражданские правоотношения.
Статья 16 Федерального закона от 24.07.2007г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусматривает осуществление кадастрового учета в связи с изменением разрешенного использования земельного участка на основании заявления правообладателя и необходимых для кадастрового учета документов.
Таким образом, упомянутая норма тоже имеет в виду внесение в кадастр сведений о фактическом изменении вида использования земельного участка в установленных законодательством разрешенных пределах, но не выбор нового разрешенного использования участка для целей, не обусловленных реальным изменением его фактического использования.
Изменение разрешенного использования любого земельного участка осуществляется с использованием процедуры кадастрового учета изменений этого объекта недвижимости, при условии уже состоявшегося изменения его фактического использования с соблюдением установленных требований.
Аналогичная правовая позиция сформулирована в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2011г. N 12651/11 и от 29.05.2012г. N 13016/11, в которых подчеркнуто, что фактическое использование земельного участка должно отвечать его разрешенному использованию и сходиться со сведениями, внесенными в кадастр.
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона 24.07.2007г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Законом сведений о недвижимом имуществе.
На основании ч.1 ст.16 Закона о кадастре кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объектах недвижимости, а также дополнительные сведения об объекте недвижимости, в том числе разрешенное использование, если объектом недвижимости является земельный участок (пункт 1 статьи 7 Закона о кадастре).
В силу пункта 5 статьи 4 Закона о кадастре сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном порядке документов.
Как следует из письма Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю от 11.03.2015г: «земельный участок с кадастровым номером №, имеющий местоположение: Краснодарский край, г.Геленджик, ЗАО АФ «Дивноморская» был поставлен на государственный кадастровый учет 01.03.2006г, сведения о категории земель - «земли сельскохозяйственного назначения» данного земельного участка были внесены в государственный кадастр недвижимости на основании постановления главы администрации Краснодарского края от 15.07.2002г. №764 «О предоставлении земельного участка сельскохозяйственного назначения ОАО «Агропромышленная компания «Михайловский перевал».
Земельный участок с кадастровым номером № был образован путем выдела в счет доли в праве общей собственности на земельный участок с кадастровым номером № и поставлен на государственный кадастровый учет 16.09.2010г. Сведения ГКН о категории земель земельного участка с кадастровым номером № соответствовали сведениям ГКН о категории земель земельного участка с кадастровым номером №.
Земельные участки с кадастровыми номерами № с категорией земель – «земли сельскохозяйственного назначения» были образованы путем раздела земельного участка с кадастровым номером № и поставлены на государственный кадастровый учет 24.02.2012г. Сведения ГКН о категории земель данных земельных участков соответствовали сведениям ГКН о категории земель земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером №.
В результате рассмотрения заявлений о государственном кадастровом учете изменений объектов недвижимости от 16.10.2012г, поданных Кемерчевым Ю.Г. и Проценко Н.Н. с целью внесения изменений в сведения ГКН о категории земель и виде разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами № соответственно, и деклараций правообладателей о выбранном виде разрешенного использования указанных земельных участков, были приняты решения об учете изменений объекта недвижимости от 22.10.2012г. № соответственно, и сведения ГКН о категории земель и виде разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами № были изменены с – «земли сельскохозяйственного назначения» на «земли населенных пунктов», с разрешенного использования – «для сельскохозяйственного использования», на – «для размещения гостиниц».
Сведения ГКН о категории земель земельных участков с кадастровыми номерами № были изменены с категории – «земли сельскохозяйственного назначения» на «земли населенных пунктов» на основании Закона Краснодарского края от 10.03.2004г. №668-КЗ «Об установлении границ муниципального образования город-курорт Геленджик и наделении его статусом городского округа», а сведения ГКН о виде разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами № были изменены с вида – «для сельскохозяйственного использования», на вид «для размещения гостиниц» на основании указанных Деклараций и Правил землепользования и застройки части территории муниципального образования город-курорт Геленджик, утвержденных решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 27 июля 2010 года №466, согласно которым земельные участки с кадастровыми номерами № расположены в границах муниципального образования город-курорт Геленджик в зоне курортного строительства.
Земельный участок с кадастровым номером № был снят с государственного кадастрового учета 29.07.2013г, а земельный участок с кадастровым номером № снят с государственной кадастрового учета 27.01.2015г, в соответствии с пунктом 53 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 04.02.2010г N 42.
В государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о следующих актуальных земельных участках, образованных в границах земельного участка с кадастровым номером № с категорией земель «земли населенных пунктов» и видом разрешенного использования «для размещения гостиниц» (т.1 л.д.23-28).
Согласно материалов дела, заинтересованные лица по настоящему делу (Горбанёв И.А, Овсийко И.Г, Кемерчев Ю.Г, Проценко Н.Н, Кургинян Л.С, Торосянц А.С.) являются собственниками земельных участков, образованных в границах земельного участка с кадастровым номером № Горбанёв И.А. - с кадастровым номером №; Проценко Н.Н. - с кадастровым номером №, Кургинян Л.С. - с кадастровым номером №, Торосянц А.С. - с кадастровым номером №, Овсийко И.Г. - с кадастровым номером №, Овсийко И.Г. и Кемерчев Ю.Г. (на праве общей долевой собственности) с кадастровыми номерами: № (т.1 л.д.12-22).
В п.13 части 2 статьи 7 Закона о кадастре указано, что в государственный кадастр недвижимости вносятся также следующие дополнительные сведения об объекте недвижимости: категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок.
При проведении кадастрового учета в связи с изменением указанных в п.13 ч.2 ст.7 Закона о кадастре сведений о земельном участке необходима копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель. Данный документ запрашивается органом кадастрового учета в порядке, установленном ч.5 ст.16 указанного Федерального закона, то есть в порядке межведомственного информационного взаимодействия. На это указывает также и п.4 ч.2 ст.26 данного Федерального закона.
Проведение государственного кадастрового учета, в том числе внесение изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о категории земель, осуществляется в соответствии с Законом о кадастре, на основании представленных заявителем документов, состав которых определен статьей 22 указанного Федерального закона.
В соответствии с пунктом 69 Приказа Минэкономразвития России от 04.02.2010г. N 42 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости" сведения о категории земель образуемого земельного участка должны соответствовать сведениям о категории земель исходного земельного участка, за исключением случаев, установленных федеральным земельным законодательством.
Если в ГКН отсутствуют сведения об отнесении исходного земельного участка к определенной категории земель, сведения о принадлежности образуемых земельных участков к определенной категории земель вносятся в Реестр на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления об отнесении исходного земельного участка к определенной категории земель.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 8 Земельного кодекса перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в частной собственности: земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; земель иного целевого назначения - органами местного самоуправления. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
Порядок внесения изменений в государственный кадастр недвижимости и в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую установлен статьей 5 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и заключается в следующем: исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие акт о переводе земель или земельных участков, направляют копию такого акта в течение пяти дней со дня его принятия в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведение государственного кадастра недвижимости, или, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, в подведомственное данному федеральному органу исполнительной власти государственное учреждение (часть 1).
О внесенных изменениях орган кадастрового учета уведомляет заинтересованных правообладателей земельных участков с указанием акта о переводе земель или земельных участков, а также органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для внесения в течение семи дней изменений в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (часть 2).
Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с даты осуществления государственного кадастрового учета земельных участков в связи с изменением их категории (часть 3).
Вместе с тем, в силу ст.16 Закона о кадастре в случае поступления в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете в связи с изменением указанных в пунктах 7, 13 - 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости и при этом непоступления соответствующих документов из уполномоченных органа государственной власти или органа местного самоуправления в порядке информационного взаимодействия орган кадастрового учета самостоятельно запрашивает такие документы, если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе.
Как видно из письма Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю от 11.03.2015г: «заявителями вместе с заявлениями о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от 16.10.2012г. не были представлены акты органа государственной власти или местного самоуправления об изменении категории земель земельных участков с кадастровыми номерами №, при этом филиалом учреждения не были запрошены данные документы в порядке информационного взаимодействия» (т.1 л.д.26).
Таким образом, оспариваемые действия органа кадастрового учета, выразившиеся в принятии решений об учете изменений объекта недвижимости от 22.10.2012г. № не могут быть признаны законными, поскольку приняты с нарушением требований Федерального закона от 24.07.2007г. N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и нарушают права и охраняемые законом публичные интересы муниципального образования город-курорт Геленджик.
По изложенным основаниям требования органа местного самоуправления относительно восстановления сведений в государственном кадастре недвижимости о категории образованных земельных участков и видов разрешенного использования земельных участков являются правомерными и обоснованными.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска.
Руководствуясь ст.ст.175-180 и ст.227-228 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Администрации муниципального образования город-курорт Геленджик удовлетворить.
Признать незаконными решения Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю от 22 октября 2012 года № об учете изменений объекта недвижимости.
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения о принадлежности земельных участков с кадастровыми номерами: № к категории земель - «земли сельскохозяйственного назначения».
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения о виде разрешенного использования - «для сельскохозяйственного использования» земельных участков с кадастровыми номерами: №.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Геленджикский городской суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья