УИД 24RS0031-01-2022-001363-71
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 января 2023 года пгт. Курагино Красноярского края
Курагинский районный суд Красноярского края в составе председательствующего: судьи Васильевой П.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Березиной А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» к акционерному обществу «Артёмовский рудник» об устранении нарушений требований лесного законодательства,
У С Т А Н О В И Л :
Краевое государственное казенное учреждение «Лесная охрана» (далее по тексту – КГКУ «Лесная охрана») обратилось в суд с исковым заявлением (с учётом изменений в порядке ст. 39 ГПК РФ) к акционерному обществу «Артёмовский рудник» (далее - АО «Артемовский рудник») об устранении нарушения лесного законодательства. Свои требования мотивирует тем, что 15 июня 2015г. между Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края (далее - Министерство) и ОАО «Майнэкс ресорсес» заключен договор аренды частей лесных участков № 124, согласно условиям которого Министерство предоставило во временное пользование ОАО «Майнэкс ресорсес» сроком до 31 декабря 2029г. части лесных участков из состава земель лесного фонда, общей площадью 100,0 га, в том числе, часть лесного участка с кадастровым номером №, площадью 2,1289 га, расположенного по адресу: Красноярский край, Курагинский район, Кизирское лесничество, Артемовское участковое лесничество, кв. 94 (часть выд. 20), кв. 114 (часть выд. 1); часть лесного участка с кадастровым номером № площадью 97,8711 га, расположенного по адресу: Красноярский край, Курагинский район, Кизирское лесничество, Артемовское участковое лесничество, кв. 91 (выд. 6; часть выд. 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 10, 11); кв. 92 (часть выд.6, 9, 10, 11, 12, 14, 15, 16, 17); кв. 93 (часть выд. 15, 16, 17, 18); кв. 94 (часть выд. 14, 15, 17, 19, 20, 21, 23); кв. 112 (часть выд. 2), предоставляемые для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых.
Согласно договору от 14 мая 2019г. № 03МР/05.2019 о передаче прав и обязанностей по договору аренды частей лесных участков от 15 июня 2015г. № 124 АО «Майнэкс ресорсес» передало АО «Артемовский рудник» все права и обязанности Арендатора по договору аренды частей лесных участков № 124 от 15 июня 2015г..
Согласно отчету по выполнению объема противопожарных мероприятий за 2020 год и ведомости выполнения противопожарных мероприятий арендаторами лесных участков на территории Красноярского края в 2020 году, в том числе, на дату рассмотрения дела в суде, на лесных участках, переданных в аренду АО «Артемовский рудник», расположенных на территории КГБУ «Кизирское лесничество», Артемовское участковое лесничество, квартал № 91, часть выдела №№ 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 10, 11; квартал № 92, часть выдела №№ 6, 9, 10, 11, 16; квартал № 93, часть выдела № 15, в срок до 31 мая 2023 года, выявлен факт невыполнения противопожарных мероприятий за 2020 год, а именно не выполнена прочистка противопожарных минерализованных полос и их обновление протяженностью 3,10 км. Невыполнение данных мероприятий является нарушением подпункта «а» пункта 3, пункта 5 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 № 1614 (далее - Правила пожарной безопасности в лесах).
Государственным инспектором ФИО2 в отношении АО «Артемовский рудник» составлен протокол от 08 ноября 2021г. №4/509 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ.
Так как, в действиях АО «Артёмовский рудник» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановлением от 23.12.2021 № 504/050-2021 ответчик привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 50 000 руб..
Представитель истца КГКУ «Лесная охрана», надлежащим образом и своевременно (почтовым уведомлением, полученным 10 января 2023г.) извещенный о дате, времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика – генеральный директор АО «Артемовский рудник» ФИО3, надлежащим образом и своевременно извещенный о дате, времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, адресовал суду письменное заявление, в котором исковые требования признал в полном объеме, обстоятельства, указанные в иске, не оспаривал, о последствиях признания иска, предусмотренных ст. 173 ГПК РФ, то есть о том, что при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований, ответчик уведомлен, также указал, что на лесных участках, переданных по договору №124 от 15 июня 2015г. в аренду, расположенных на территориях КГБУ «Кизирское лесничество» по состоянию на 10 января 2023г. проведены следующие мероприятия: прочитска минерализованных полос протяженностью 6, 11 км., эксплуатация дорог пп. Назначения – 2, 54 км., благоустройство зон отдыха – 1 шт., содержание шлагбаума – 1 шт., установка стенда – 1 шт., о чем также в министерство лесного хозяйства Красноярского края сдан отчет по форме 1-ОЛ; ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 97, 109).
Представитель третьего лица Министерства лесного хозяйства Красноярского края Блинова У.С. (полномочия по доверенности), надлежащим образом и своевременно (почтовым уведомлением, полученным 19 января 2023г.) извещенная о дате, времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие, возражений по иску не представила.
Представитель третьего лица ОАО «Майнэкс ресорсес», надлежащим образом и своевременно извещенный о дате, времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки и их уважительности, суду не сообщил, не ходатайствовал об отложении дела, возражений по иску и доказательств их подтверждающих суду не представил.
При таких обстоятельствах, в соответствии с положения ч.ч.3,5 ст. 167 ГПК РФ суд полагал возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц (представителей истца и третьего лица).
Изучив доводы искового заявления, позицию сторон по делу, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 2 статьи 4 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ), от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
Согласно статье 96 ЛК РФ федеральный государственный лесной контроль (надзор) (далее - государственный надзор) осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению государственного надзора. Осуществление государственного надзора может быть возложено на государственные учреждения, подведомственные федеральному органу исполнительной власти, в пределах полномочий указанного федерального органа исполнительной власти, на государственные учреждения, подведомственные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов.
КГКУ «Лесная охрана» создано для исполнения государственных функций и в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Учредителя в области лесных отношений. Учредителем является Красноярский край, функции и полномочия Учредителя осуществляет Министерство лесного хозяйства Красноярского края, что подтверждается Уставом истца.
Согласно пункту 1.4 Устава КГКУ «Лесная охрана» для достижения целей своей деятельности вправе быть истцом и ответчиком в арбитражном, третейском судах, судах общей юрисдикции в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а в соответствии с подпунктом 3 пункта 2.4.1 Устава Учреждение осуществляет предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
Как следует из письменных материалов дела, 15 июня 2015г. между Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края и ОАО «Майнэкс ресорсес» заключен договор аренды частей лесных участков № 124, согласно условиям которого Министерство предоставило во временное пользование ОАО «Майнэкс ресорсес» сроком до 31 декабря 2029г. части лесных участков из состава земель лесного фонда, общей площадью 100,0 га, в том числе:
часть лесного участка с кадастровым номером №, площадью 2,1289 га, расположенного по адресу: Красноярский край, Курагинский район, Кизирское лесничество, Артемовское участковое лесничество, кв. 94 (часть выд. 20), кв. 114 (часть выд. 1);
часть лесного участка с кадастровым номером №, площадью 97,8711 га, расположенного по адресу: Красноярский край, Курагинский район, Кизирское лесничество, Артемовское участковое лесничество, кв. 91 (выд. 6; часть выд. 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 10, 11); кв. 92 (часть выд.6, 9, 10, 11, 12, 14, 15, 16, 17); кв. 93 (часть выд. 15, 16, 17, 18); кв. 94 (часть выд. 14, 15, 17, 19, 20, 21, 23); кв. 112 (часть выд. 2), предоставляемые для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых.
Согласно договору от 14 мая 2019г. № 03МР/05.2019 о передаче прав и обязанностей по договору аренды частей лесных участков от 15 июня 2015г. № 124 АО «Майнэкс ресорсес» передало акционерному обществу «Артемовский рудник» все права и обязанности Арендатора по договору аренды частей лесных участков № 124 от 15 июня 2015г.
Пунктом 4.2 и Таблицей 5.2 (13) проекта освоения лесов - обоснование и характеристика видов и объемов мероприятий по противопожарному обустройству лесов с учетом объектов, созданных при использовании лесов в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества, проектом освоения лесов к договору аренды лесного участка от 15 июня 2015г. № 124 установлен проектируемый ежегодный объем противопожарных мероприятий.
Согласно отчету по выполнению объема противопожарных мероприятий за 2020 год, ведомости выполнения противопожарных мероприятий арендаторами лесных участков на территории Красноярского края в 2020 году (с учётом уточнений в 2022г.), отчета об охране лесов от пожара по форме 1-ОЛ, предоставленного по состоянию на 10 января 2023г., на лесных участках, переданных в аренду АО «Артемовский рудник», расположенных на территории КГБУ «Кизирское лесничество», выявлен факт невыполнения противопожарных мероприятий за 2020 год, а именно, на лесных участках, переданных в аренду АО «Артемовский рудник», расположенных на территории КГБУ «Кизирское лесничество», Артемовское участковое лесничество, квартал № 91, часть выдела №№ 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 10, 11; квартал № 92, часть выдела №№ 6, 9, 10, 11, 16; квартал № 93, часть выдела № 15, в частности, не выполнена прочистка противопожарных минерализованных полос и их обновление протяженностью 3,10 км.
Невыполнение данных мероприятий является нарушением подпункта «а» пункта 3, пункта 5 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 № 1614 (далее - Правила пожарной безопасности в лесах).
Государственным инспектором ФИО2, в отношении АО «Артемовский рудник» составлен протокол от 08 ноября 2021г. №4/509 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ.
Так как, в действиях АО «Артемовский рудник» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановлением от 23 декабря 2021г. № 504/050-2021 ответчик привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей.
Истец, ссылаясь на неисполнения ответчиком обязательств, требует принудительного возложения обязанности на ответчика по проведению прочистки противопожарных минерализованных полос и их обновлению.
В соответствии со статьями 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом иными правовыми актами, а также действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со статьей 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательств, одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. В качестве основания возникновения обязательств статья 307 Гражданского кодекса Российской Федерации называет договоры и сделки.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Лесное законодательство состоит из Лесного кодекса РФ, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Статьей 8 Лесного кодекса РФ установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.
Статья 75 Федерального закона «Об охране окружающей среды» за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливает имущественную, дисциплинарную, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством.
Использование лесов на лесных участках, находящихся в федеральной собственности, в соответствии со статьями 25, 71, 72 Лесного кодекса Российской Федерации осуществляется на основании договоров аренды лесного участка.
Согласно части 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила пожарной безопасности в лесах утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 № 1614 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах».
Правила пожарной безопасности в лесах устанавливают единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
Противопожарное обустройство лесов - это система организационно-технических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения, развития лесных пожаров и создание условий для их тушения на ограниченной площади с минимальными затратами сил и средств.
Система мероприятий должна основываться на данных о степени пожарной опасности в зависимости от породного состава и других особенностей насаждений, погодных условий, а также наличия источников огня.
Противопожарное обустройство лесов согласно Правилам пожарной безопасности в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов.
Невыполнение противопожарных мероприятий в 2020 году является нарушением подпункта «е» пункта 13 Договора, согласно которому арендатор обязан соблюдать требования «Правил пожарной безопасности в лесах», осуществлять меры противопожарного обустройства лесов, основании проекта освоения лесов, в случае обнаружения лесного пожара на лесном участке, немедленно сообщать об этом в специализированную диспетчерскую службу и принимать все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара; обеспечивать наличие средств предупреждения и тушения лесных пожаров, в нормативах, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Статья 75 Федерального закона «Об охране окружающей среды» за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливает имущественную, дисциплинарную, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством.
Согласно статье 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде, в том числе в результате ее загрязнения, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Согласно статье 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды» определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления, размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Статья 99 Лесного кодекса РФ устанавливает, что лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 100 Лесного кодекса РФ возмещение вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства осуществляется добровольно или в судебном порядке.
Так, нормы статей 77, 78 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и пункта 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривают полное возмещение вреда, а в силу пункта 2 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации размер вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, исчисляется по таксам и методикам, утверждаемым Правительством Российской Федерации (в настоящее время действуют таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.12.2018 № 1730).
В судебном заседании установлено, что в настоящее время на лесных участках, переданных по договору №124 от 15 июня 2015г. в аренду, расположенных на территориях КГБУ «Кизирское лесничество» по состоянию на 10 января 2023г. проведены следующие мероприятия: прочистка минерализованных полос протяженностью 6, 11 км., эксплуатация дорог пп. Назначения – 2, 54 км., благоустройство зон отдыха – 1 шт., содержание шлагбаума – 1 шт., установка стенда – 1 шт.. В связи с чем, представленный АО «Артемовский рудник» акт подтверждает выполнение меры в части прочистке минерализованных полос и их обновления на 6, 11 км., то есть в части.
При таких обстоятельствах, суд, принимая во внимание то, что прочистка минерализованных полос за 2020г. ответчиком в установленном размере 9, 21 км не произведена, произведена лишь ее часть – 6,11 км., приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований КГКУ «Лесная охрана» и возложении на АО «Артемовский рудник» обязанности произвести указанный вид противопожарных мероприятий, протяженностью 3,10 км.
Доказательств невозможности соблюдения ответчиком норм действующего лесного законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, не представлены.
В судебном заседании установлено и ответчиком не доказано об обратном, что до настоящего времени выявленные нарушения не устранены в полном объеме, ответчиком исковые требования признаны, обстоятельства, указанные в иске, с учетом их изменений в порядке ст. 39 ГПК РФ, не оспорены.
В соответствии со ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Принимая во внимание, что признание иска ответчиком не противоречит закону, основано на материалах дела и не нарушает права и законные интересы иных лиц, назначение и последствия принятия судом признания иска ответчику разъяснены, суд принимает признание иска ответчиком.
Обсуждая вопрос о сроке исполнения решения суда, судом учитывается фактический объем работ, а именно значительная протяженность противопожарных минерализованных полос (3,10 км.), содержание работ и реальная возможность их выполнения в условиях зимне-весеннего периода, а именно затрудненность выполнения работ в условиях снежного покрова; необходимость использования специальной техники, возможность применения которой зависит от состояния грунта в зимний-весенний период, а также другие обстоятельства, а также то обстоятельство, что работы по противопожарному обустройству должны быть выполнены до начала пожароопасного периода, ввиду чего, срок, определенный истцом для выполнения работ по очистке места рубки – до 31 мая 2023г. - отвечает принципам разумности, является достаточным для осуществления необходимых действий.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, ст. 173 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» удовлетворить.
Возложить обязанность на акционерное общество «Артемовский рудник» (ОГРН №) произвести на лесных участках, переданных в аренду акционерного общества «Артемовский рудник», расположенных на территории КГБУ «Кизирское лесничество», Артемовское участковое лесничество, квартал № 91, часть выдела №№ 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 10, 11; квартал № 92, часть выдела №№ 6, 9, 10, 11, 16; квартал № 93, часть выдела № 15, в срок до 31 мая 2023 года, противопожарные мероприятия - очистку противопожарных минерализованных полос и их обновление, общей протяженностью 3,10 км..
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы в Курагинский районный суд
Председательствующий П.В. Васильева
Мотивированное решение изготовлено и подписано 17 февраля 2023г..
Судья Курагинского районного суда П.В. Васильева