Решение по делу № 2-146/2023 (2-1039/2022;) от 03.11.2022

Гражданское дело №2-146/2023 (2-1039/2022;)

УИД 24RS0031-01-2022-001363-71

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 января 2023 года пгт. Курагино Красноярского края

Курагинский районный суд Красноярского края в составе председательствующего: судьи Васильевой П.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Березиной А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» к акционерному обществу «Артёмовский рудник» об устранении нарушений требований лесного законодательства,

У С Т А Н О В И Л :

Краевое государственное казенное учреждение «Лесная охрана» (далее по тексту – КГКУ «Лесная охрана») обратилось в суд с исковым заявлением (с учётом изменений в порядке ст. 39 ГПК РФ) к акционерному обществу «Артёмовский рудник» (далее - АО «Артемовский рудник») об устранении нарушения лесного законодательства. Свои требования мотивирует тем, что 15 июня 2015г. между Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края (далее - Министерство) и ОАО «Майнэкс ресорсес» заключен договор аренды частей лесных участков № 124, согласно условиям которого Министерство предоставило во временное пользование ОАО «Майнэкс ресорсес» сроком до 31 декабря 2029г. части лесных участков из состава земель лесного фонда, общей площадью 100,0 га, в том числе, часть лесного участка с кадастровым номером , площадью 2,1289 га, расположенного по адресу: Красноярский край, Курагинский район, Кизирское лесничество, Артемовское участковое лесничество, кв. 94 (часть выд. 20), кв. 114 (часть выд. 1); часть лесного участка с кадастровым номером площадью 97,8711 га, расположенного по адресу: Красноярский край, Курагинский район, Кизирское лесничество, Артемовское участковое лесничество, кв. 91 (выд. 6; часть выд. 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 10, 11); кв. 92 (часть выд.6, 9, 10, 11, 12, 14, 15, 16, 17); кв. 93 (часть выд. 15, 16, 17, 18); кв. 94 (часть выд. 14, 15, 17, 19, 20, 21, 23); кв. 112 (часть выд. 2), предоставляемые для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых.

Согласно договору от 14 мая 2019г. № 03МР/05.2019 о передаче прав и обязанностей по договору аренды частей лесных участков от 15 июня 2015г. № 124 АО «Майнэкс ресорсес» передало АО «Артемовский рудник» все права и обязанности Арендатора по договору аренды частей лесных участков № 124 от 15 июня 2015г..

Согласно отчету по выполнению объема противопожарных мероприятий за 2020 год и ведомости выполнения противопожарных мероприятий арендаторами лесных участков на территории Красноярского края в 2020 году, в том числе, на дату рассмотрения дела в суде, на лесных участках, переданных в аренду АО «Артемовский рудник», расположенных на территории КГБУ «Кизирское лесничество», Артемовское участковое лесничество, квартал № 91, часть выдела №№ 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 10, 11; квартал № 92, часть выдела №№ 6, 9, 10, 11, 16; квартал № 93, часть выдела № 15, в срок до 31 мая 2023 года, выявлен факт невыполнения противопожарных мероприятий за 2020 год, а именно не выполнена прочистка противопожарных минерализованных полос и их обновление протяженностью 3,10 км. Невыполнение данных мероприятий является нарушением подпункта «а» пункта 3, пункта 5 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 № 1614 (далее - Правила пожарной безопасности в лесах).

Государственным инспектором ФИО2 в отношении АО «Артемовский рудник» составлен протокол от 08 ноября 2021г. №4/509 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ.

Так как, в действиях АО «Артёмовский рудник» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановлением от 23.12.2021 № 504/050-2021 ответчик привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 50 000 руб..

Представитель истца КГКУ «Лесная охрана», надлежащим образом и своевременно (почтовым уведомлением, полученным 10 января 2023г.) извещенный о дате, времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель ответчика – генеральный директор АО «Артемовский рудник» ФИО3, надлежащим образом и своевременно извещенный о дате, времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, адресовал суду письменное заявление, в котором исковые требования признал в полном объеме, обстоятельства, указанные в иске, не оспаривал, о последствиях признания иска, предусмотренных ст. 173 ГПК РФ, то есть о том, что при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований, ответчик уведомлен, также указал, что на лесных участках, переданных по договору №124 от 15 июня 2015г. в аренду, расположенных на территориях КГБУ «Кизирское лесничество» по состоянию на 10 января 2023г. проведены следующие мероприятия: прочитска минерализованных полос протяженностью 6, 11 км., эксплуатация дорог пп. Назначения – 2, 54 км., благоустройство зон отдыха – 1 шт., содержание шлагбаума – 1 шт., установка стенда – 1 шт., о чем также в министерство лесного хозяйства Красноярского края сдан отчет по форме 1-ОЛ; ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 97, 109).

Представитель третьего лица Министерства лесного хозяйства Красноярского края Блинова У.С. (полномочия по доверенности), надлежащим образом и своевременно (почтовым уведомлением, полученным 19 января 2023г.) извещенная о дате, времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие, возражений по иску не представила.

Представитель третьего лица ОАО «Майнэкс ресорсес», надлежащим образом и своевременно извещенный о дате, времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки и их уважительности, суду не сообщил, не ходатайствовал об отложении дела, возражений по иску и доказательств их подтверждающих суду не представил.

При таких обстоятельствах, в соответствии с положения ч.ч.3,5 ст. 167 ГПК РФ суд полагал возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц (представителей истца и третьего лица).

Изучив доводы искового заявления, позицию сторон по делу, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 2 статьи 4 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ), от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.

Согласно статье 96 ЛК РФ федеральный государственный лесной контроль (надзор) (далее - государственный надзор) осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению государственного надзора. Осуществление государственного надзора может быть возложено на государственные учреждения, подведомственные федеральному органу исполнительной власти, в пределах полномочий указанного федерального органа исполнительной власти, на государственные учреждения, подведомственные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов.

КГКУ «Лесная охрана» создано для исполнения государственных функций и в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Учредителя в области лесных отношений. Учредителем является Красноярский край, функции и полномочия Учредителя осуществляет Министерство лесного хозяйства Красноярского края, что подтверждается Уставом истца.

Согласно пункту 1.4 Устава КГКУ «Лесная охрана» для достижения целей своей деятельности вправе быть истцом и ответчиком в арбитражном, третейском судах, судах общей юрисдикции в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а в соответствии с подпунктом 3 пункта 2.4.1 Устава Учреждение осуществляет предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

Как следует из письменных материалов дела, 15 июня 2015г. между Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края и ОАО «Майнэкс ресорсес» заключен договор аренды частей лесных участков № 124, согласно условиям которого Министерство предоставило во временное пользование ОАО «Майнэкс ресорсес» сроком до 31 декабря 2029г. части лесных участков из состава земель лесного фонда, общей площадью 100,0 га, в том числе:

часть лесного участка с кадастровым номером , площадью 2,1289 га, расположенного по адресу: Красноярский край, Курагинский район, Кизирское лесничество, Артемовское участковое лесничество, кв. 94 (часть выд. 20), кв. 114 (часть выд. 1);

часть лесного участка с кадастровым номером , площадью 97,8711 га, расположенного по адресу: Красноярский край, Курагинский район, Кизирское лесничество, Артемовское участковое лесничество, кв. 91 (выд. 6; часть выд. 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 10, 11); кв. 92 (часть выд.6, 9, 10, 11, 12, 14, 15, 16, 17); кв. 93 (часть выд. 15, 16, 17, 18); кв. 94 (часть выд. 14, 15, 17, 19, 20, 21, 23); кв. 112 (часть выд. 2), предоставляемые для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых.

Согласно договору от 14 мая 2019г. № 03МР/05.2019 о передаче прав и обязанностей по договору аренды частей лесных участков от 15 июня 2015г. № 124 АО «Майнэкс ресорсес» передало акционерному обществу «Артемовский рудник» все права и обязанности Арендатора по договору аренды частей лесных участков № 124 от 15 июня 2015г.

Пунктом 4.2 и Таблицей 5.2 (13) проекта освоения лесов - обоснование и характеристика видов и объемов мероприятий по противопожарному обустройству лесов с учетом объектов, созданных при использовании лесов в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества, проектом освоения лесов к договору аренды лесного участка от 15 июня 2015г. № 124 установлен проектируемый ежегодный объем противопожарных мероприятий.

Согласно отчету по выполнению объема противопожарных мероприятий за 2020 год, ведомости выполнения противопожарных мероприятий арендаторами лесных участков на территории Красноярского края в 2020 году (с учётом уточнений в 2022г.), отчета об охране лесов от пожара по форме 1-ОЛ, предоставленного по состоянию на 10 января 2023г., на лесных участках, переданных в аренду АО «Артемовский рудник», расположенных на территории КГБУ «Кизирское лесничество», выявлен факт невыполнения противопожарных мероприятий за 2020 год, а именно, на лесных участках, переданных в аренду АО «Артемовский рудник», расположенных на территории КГБУ «Кизирское лесничество», Артемовское участковое лесничество, квартал № 91, часть выдела №№ 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 10, 11; квартал № 92, часть выдела №№ 6, 9, 10, 11, 16; квартал № 93, часть выдела № 15, в частности, не выполнена прочистка противопожарных минерализованных полос и их обновление протяженностью 3,10 км.

Невыполнение данных мероприятий является нарушением подпункта «а» пункта 3, пункта 5 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 № 1614 (далее - Правила пожарной безопасности в лесах).

Государственным инспектором ФИО2, в отношении АО «Артемовский рудник» составлен протокол от 08 ноября 2021г. №4/509 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ.

Так как, в действиях АО «Артемовский рудник» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановлением от 23 декабря 2021г. № 504/050-2021 ответчик привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей.

Истец, ссылаясь на неисполнения ответчиком обязательств, требует принудительного возложения обязанности на ответчика по проведению прочистки противопожарных минерализованных полос и их обновлению.

В соответствии со статьями 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом иными правовыми актами, а также действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии со статьей 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательств, одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. В качестве основания возникновения обязательств статья 307 Гражданского кодекса Российской Федерации называет договоры и сделки.

В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Лесное законодательство состоит из Лесного кодекса РФ, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

Статьей 8 Лесного кодекса РФ установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.

Статья 75 Федерального закона «Об охране окружающей среды» за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливает имущественную, дисциплинарную, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством.

Использование лесов на лесных участках, находящихся в федеральной собственности, в соответствии со статьями 25, 71, 72 Лесного кодекса Российской Федерации осуществляется на основании договоров аренды лесного участка.

Согласно части 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Правила пожарной безопасности в лесах утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 № 1614 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах».

Правила пожарной безопасности в лесах устанавливают единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.

Противопожарное обустройство лесов - это система организационно-технических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения, развития лесных пожаров и создание условий для их тушения на ограниченной площади с минимальными затратами сил и средств.

Система мероприятий должна основываться на данных о степени пожарной опасности в зависимости от породного состава и других особенностей насаждений, погодных условий, а также наличия источников огня.

Противопожарное обустройство лесов согласно Правилам пожарной безопасности в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов.

Невыполнение противопожарных мероприятий в 2020 году является нарушением подпункта «е» пункта 13 Договора, согласно которому арендатор обязан соблюдать требования «Правил пожарной безопасности в лесах», осуществлять меры противопожарного обустройства лесов, основании проекта освоения лесов, в случае обнаружения лесного пожара на лесном участке, немедленно сообщать об этом в специализированную диспетчерскую службу и принимать все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара; обеспечивать наличие средств предупреждения и тушения лесных пожаров, в нормативах, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Статья 75 Федерального закона «Об охране окружающей среды» за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливает имущественную, дисциплинарную, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством.

Согласно статье 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде, в том числе в результате ее загрязнения, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Согласно статье 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды» определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления, размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Статья 99 Лесного кодекса РФ устанавливает, что лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 100 Лесного кодекса РФ возмещение вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства осуществляется добровольно или в судебном порядке.

Так, нормы статей 77, 78 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и пункта 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривают полное возмещение вреда, а в силу пункта 2 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации размер вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, исчисляется по таксам и методикам, утверждаемым Правительством Российской Федерации (в настоящее время действуют таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.12.2018 № 1730).

В судебном заседании установлено, что в настоящее время на лесных участках, переданных по договору №124 от 15 июня 2015г. в аренду, расположенных на территориях КГБУ «Кизирское лесничество» по состоянию на 10 января 2023г. проведены следующие мероприятия: прочистка минерализованных полос протяженностью 6, 11 км., эксплуатация дорог пп. Назначения – 2, 54 км., благоустройство зон отдыха – 1 шт., содержание шлагбаума – 1 шт., установка стенда – 1 шт.. В связи с чем, представленный АО «Артемовский рудник» акт подтверждает выполнение меры в части прочистке минерализованных полос и их обновления на 6, 11 км., то есть в части.

При таких обстоятельствах, суд, принимая во внимание то, что прочистка минерализованных полос за 2020г. ответчиком в установленном размере 9, 21 км не произведена, произведена лишь ее часть – 6,11 км., приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований КГКУ «Лесная охрана» и возложении на АО «Артемовский рудник» обязанности произвести указанный вид противопожарных мероприятий, протяженностью 3,10 км.

Доказательств невозможности соблюдения ответчиком норм действующего лесного законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, не представлены.

В судебном заседании установлено и ответчиком не доказано об обратном, что до настоящего времени выявленные нарушения не устранены в полном объеме, ответчиком исковые требования признаны, обстоятельства, указанные в иске, с учетом их изменений в порядке ст. 39 ГПК РФ, не оспорены.

В соответствии со ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Принимая во внимание, что признание иска ответчиком не противоречит закону, основано на материалах дела и не нарушает права и законные интересы иных лиц, назначение и последствия принятия судом признания иска ответчику разъяснены, суд принимает признание иска ответчиком.

Обсуждая вопрос о сроке исполнения решения суда, судом учитывается фактический объем работ, а именно значительная протяженность противопожарных минерализованных полос (3,10 км.), содержание работ и реальная возможность их выполнения в условиях зимне-весеннего периода, а именно затрудненность выполнения работ в условиях снежного покрова; необходимость использования специальной техники, возможность применения которой зависит от состояния грунта в зимний-весенний период, а также другие обстоятельства, а также то обстоятельство, что работы по противопожарному обустройству должны быть выполнены до начала пожароопасного периода, ввиду чего, срок, определенный истцом для выполнения работ по очистке места рубки – до 31 мая 2023г. - отвечает принципам разумности, является достаточным для осуществления необходимых действий.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, ст. 173 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» удовлетворить.

Возложить обязанность на акционерное общество «Артемовский рудник» (ОГРН ) произвести на лесных участках, переданных в аренду акционерного общества «Артемовский рудник», расположенных на территории КГБУ «Кизирское лесничество», Артемовское участковое лесничество, квартал № 91, часть выдела №№ 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 10, 11; квартал № 92, часть выдела №№ 6, 9, 10, 11, 16; квартал № 93, часть выдела № 15, в срок до 31 мая 2023 года, противопожарные мероприятия - очистку противопожарных минерализованных полос и их обновление, общей протяженностью 3,10 км..

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы в Курагинский районный суд

Председательствующий П.В. Васильева

Мотивированное решение изготовлено и подписано 17 февраля 2023г..

Судья Курагинского районного суда П.В. Васильева

Гражданское дело №2-146/2023 (2-1039/2022;)

УИД 24RS0031-01-2022-001363-71

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 января 2023 года пгт. Курагино Красноярского края

Курагинский районный суд Красноярского края в составе председательствующего: судьи Васильевой П.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Березиной А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» к акционерному обществу «Артёмовский рудник» об устранении нарушений требований лесного законодательства,

У С Т А Н О В И Л :

Краевое государственное казенное учреждение «Лесная охрана» (далее по тексту – КГКУ «Лесная охрана») обратилось в суд с исковым заявлением (с учётом изменений в порядке ст. 39 ГПК РФ) к акционерному обществу «Артёмовский рудник» (далее - АО «Артемовский рудник») об устранении нарушения лесного законодательства. Свои требования мотивирует тем, что 15 июня 2015г. между Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края (далее - Министерство) и ОАО «Майнэкс ресорсес» заключен договор аренды частей лесных участков № 124, согласно условиям которого Министерство предоставило во временное пользование ОАО «Майнэкс ресорсес» сроком до 31 декабря 2029г. части лесных участков из состава земель лесного фонда, общей площадью 100,0 га, в том числе, часть лесного участка с кадастровым номером , площадью 2,1289 га, расположенного по адресу: Красноярский край, Курагинский район, Кизирское лесничество, Артемовское участковое лесничество, кв. 94 (часть выд. 20), кв. 114 (часть выд. 1); часть лесного участка с кадастровым номером площадью 97,8711 га, расположенного по адресу: Красноярский край, Курагинский район, Кизирское лесничество, Артемовское участковое лесничество, кв. 91 (выд. 6; часть выд. 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 10, 11); кв. 92 (часть выд.6, 9, 10, 11, 12, 14, 15, 16, 17); кв. 93 (часть выд. 15, 16, 17, 18); кв. 94 (часть выд. 14, 15, 17, 19, 20, 21, 23); кв. 112 (часть выд. 2), предоставляемые для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых.

Согласно договору от 14 мая 2019г. № 03МР/05.2019 о передаче прав и обязанностей по договору аренды частей лесных участков от 15 июня 2015г. № 124 АО «Майнэкс ресорсес» передало АО «Артемовский рудник» все права и обязанности Арендатора по договору аренды частей лесных участков № 124 от 15 июня 2015г..

Согласно отчету по выполнению объема противопожарных мероприятий за 2020 год и ведомости выполнения противопожарных мероприятий арендаторами лесных участков на территории Красноярского края в 2020 году, в том числе, на дату рассмотрения дела в суде, на лесных участках, переданных в аренду АО «Артемовский рудник», расположенных на территории КГБУ «Кизирское лесничество», Артемовское участковое лесничество, квартал № 91, часть выдела №№ 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 10, 11; квартал № 92, часть выдела №№ 6, 9, 10, 11, 16; квартал № 93, часть выдела № 15, в срок до 31 мая 2023 года, выявлен факт невыполнения противопожарных мероприятий за 2020 год, а именно не выполнена прочистка противопожарных минерализованных полос и их обновление протяженностью 3,10 км. Невыполнение данных мероприятий является нарушением подпункта «а» пункта 3, пункта 5 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 № 1614 (далее - Правила пожарной безопасности в лесах).

Государственным инспектором ФИО2 в отношении АО «Артемовский рудник» составлен протокол от 08 ноября 2021г. №4/509 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ.

Так как, в действиях АО «Артёмовский рудник» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановлением от 23.12.2021 № 504/050-2021 ответчик привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 50 000 руб..

Представитель истца КГКУ «Лесная охрана», надлежащим образом и своевременно (почтовым уведомлением, полученным 10 января 2023г.) извещенный о дате, времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель ответчика – генеральный директор АО «Артемовский рудник» ФИО3, надлежащим образом и своевременно извещенный о дате, времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, адресовал суду письменное заявление, в котором исковые требования признал в полном объеме, обстоятельства, указанные в иске, не оспаривал, о последствиях признания иска, предусмотренных ст. 173 ГПК РФ, то есть о том, что при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований, ответчик уведомлен, также указал, что на лесных участках, переданных по договору №124 от 15 июня 2015г. в аренду, расположенных на территориях КГБУ «Кизирское лесничество» по состоянию на 10 января 2023г. проведены следующие мероприятия: прочитска минерализованных полос протяженностью 6, 11 км., эксплуатация дорог пп. Назначения – 2, 54 км., благоустройство зон отдыха – 1 шт., содержание шлагбаума – 1 шт., установка стенда – 1 шт., о чем также в министерство лесного хозяйства Красноярского края сдан отчет по форме 1-ОЛ; ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 97, 109).

Представитель третьего лица Министерства лесного хозяйства Красноярского края Блинова У.С. (полномочия по доверенности), надлежащим образом и своевременно (почтовым уведомлением, полученным 19 января 2023г.) извещенная о дате, времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие, возражений по иску не представила.

Представитель третьего лица ОАО «Майнэкс ресорсес», надлежащим образом и своевременно извещенный о дате, времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки и их уважительности, суду не сообщил, не ходатайствовал об отложении дела, возражений по иску и доказательств их подтверждающих суду не представил.

При таких обстоятельствах, в соответствии с положения ч.ч.3,5 ст. 167 ГПК РФ суд полагал возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц (представителей истца и третьего лица).

Изучив доводы искового заявления, позицию сторон по делу, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 2 статьи 4 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ), от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.

Согласно статье 96 ЛК РФ федеральный государственный лесной контроль (надзор) (далее - государственный надзор) осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению государственного надзора. Осуществление государственного надзора может быть возложено на государственные учреждения, подведомственные федеральному органу исполнительной власти, в пределах полномочий указанного федерального органа исполнительной власти, на государственные учреждения, подведомственные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов.

КГКУ «Лесная охрана» создано для исполнения государственных функций и в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Учредителя в области лесных отношений. Учредителем является Красноярский край, функции и полномочия Учредителя осуществляет Министерство лесного хозяйства Красноярского края, что подтверждается Уставом истца.

Согласно пункту 1.4 Устава КГКУ «Лесная охрана» для достижения целей своей деятельности вправе быть истцом и ответчиком в арбитражном, третейском судах, судах общей юрисдикции в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а в соответствии с подпунктом 3 пункта 2.4.1 Устава Учреждение осуществляет предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

Как следует из письменных материалов дела, 15 июня 2015г. между Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края и ОАО «Майнэкс ресорсес» заключен договор аренды частей лесных участков № 124, согласно условиям которого Министерство предоставило во временное пользование ОАО «Майнэкс ресорсес» сроком до 31 декабря 2029г. части лесных участков из состава земель лесного фонда, общей площадью 100,0 га, в том числе:

часть лесного участка с кадастровым номером , площадью 2,1289 га, расположенного по адресу: Красноярский край, Курагинский район, Кизирское лесничество, Артемовское участковое лесничество, кв. 94 (часть выд. 20), кв. 114 (часть выд. 1);

часть лесного участка с кадастровым номером , площадью 97,8711 га, расположенного по адресу: Красноярский край, Курагинский район, Кизирское лесничество, Артемовское участковое лесничество, кв. 91 (выд. 6; часть выд. 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 10, 11); кв. 92 (часть выд.6, 9, 10, 11, 12, 14, 15, 16, 17); кв. 93 (часть выд. 15, 16, 17, 18); кв. 94 (часть выд. 14, 15, 17, 19, 20, 21, 23); кв. 112 (часть выд. 2), предоставляемые для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых.

Согласно договору от 14 мая 2019г. № 03МР/05.2019 о передаче прав и обязанностей по договору аренды частей лесных участков от 15 июня 2015г. № 124 АО «Майнэкс ресорсес» передало акционерному обществу «Артемовский рудник» все права и обязанности Арендатора по договору аренды частей лесных участков № 124 от 15 июня 2015г.

Пунктом 4.2 и Таблицей 5.2 (13) проекта освоения лесов - обоснование и характеристика видов и объемов мероприятий по противопожарному обустройству лесов с учетом объектов, созданных при использовании лесов в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества, проектом освоения лесов к договору аренды лесного участка от 15 июня 2015г. № 124 установлен проектируемый ежегодный объем противопожарных мероприятий.

Согласно отчету по выполнению объема противопожарных мероприятий за 2020 год, ведомости выполнения противопожарных мероприятий арендаторами лесных участков на территории Красноярского края в 2020 году (с учётом уточнений в 2022г.), отчета об охране лесов от пожара по форме 1-ОЛ, предоставленного по состоянию на 10 января 2023г., на лесных участках, переданных в аренду АО «Артемовский рудник», расположенных на территории КГБУ «Кизирское лесничество», выявлен факт невыполнения противопожарных мероприятий за 2020 год, а именно, на лесных участках, переданных в аренду АО «Артемовский рудник», расположенных на территории КГБУ «Кизирское лесничество», Артемовское участковое лесничество, квартал № 91, часть выдела №№ 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 10, 11; квартал № 92, часть выдела №№ 6, 9, 10, 11, 16; квартал № 93, часть выдела № 15, в частности, не выполнена прочистка противопожарных минерализованных полос и их обновление протяженностью 3,10 км.

Невыполнение данных мероприятий является нарушением подпункта «а» пункта 3, пункта 5 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 № 1614 (далее - Правила пожарной безопасности в лесах).

Государственным инспектором ФИО2, в отношении АО «Артемовский рудник» составлен протокол от 08 ноября 2021г. №4/509 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ.

Так как, в действиях АО «Артемовский рудник» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановлением от 23 декабря 2021г. № 504/050-2021 ответчик привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей.

Истец, ссылаясь на неисполнения ответчиком обязательств, требует принудительного возложения обязанности на ответчика по проведению прочистки противопожарных минерализованных полос и их обновлению.

В соответствии со статьями 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом иными правовыми актами, а также действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии со статьей 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательств, одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. В качестве основания возникновения обязательств статья 307 Гражданского кодекса Российской Федерации называет договоры и сделки.

В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Лесное законодательство состоит из Лесного кодекса РФ, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

Статьей 8 Лесного кодекса РФ установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.

Статья 75 Федерального закона «Об охране окружающей среды» за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливает имущественную, дисциплинарную, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством.

Использование лесов на лесных участках, находящихся в федеральной собственности, в соответствии со статьями 25, 71, 72 Лесного кодекса Российской Федерации осуществляется на основании договоров аренды лесного участка.

Согласно части 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Правила пожарной безопасности в лесах утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 № 1614 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах».

Правила пожарной безопасности в лесах устанавливают единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.

Противопожарное обустройство лесов - это система организационно-технических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения, развития лесных пожаров и создание условий для их тушения на ограниченной площади с минимальными затратами сил и средств.

Система мероприятий должна основываться на данных о степени пожарной опасности в зависимости от породного состава и других особенностей насаждений, погодных условий, а также наличия источников огня.

Противопожарное обустройство лесов согласно Правилам пожарной безопасности в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов.

Невыполнение противопожарных мероприятий в 2020 году является нарушением подпункта «е» пункта 13 Договора, согласно которому арендатор обязан соблюдать требования «Правил пожарной безопасности в лесах», осуществлять меры противопожарного обустройства лесов, основании проекта освоения лесов, в случае обнаружения лесного пожара на лесном участке, немедленно сообщать об этом в специализированную диспетчерскую службу и принимать все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара; обеспечивать наличие средств предупреждения и тушения лесных пожаров, в нормативах, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Статья 75 Федерального закона «Об охране окружающей среды» за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливает имущественную, дисциплинарную, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством.

Согласно статье 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде, в том числе в результате ее загрязнения, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Согласно статье 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды» определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления, размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Статья 99 Лесного кодекса РФ устанавливает, что лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 100 Лесного кодекса РФ возмещение вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства осуществляется добровольно или в судебном порядке.

Так, нормы статей 77, 78 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и пункта 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривают полное возмещение вреда, а в силу пункта 2 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации размер вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, исчисляется по таксам и методикам, утверждаемым Правительством Российской Федерации (в настоящее время действуют таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.12.2018 № 1730).

В судебном заседании установлено, что в настоящее время на лесных участках, переданных по договору №124 от 15 июня 2015г. в аренду, расположенных на территориях КГБУ «Кизирское лесничество» по состоянию на 10 января 2023г. проведены следующие мероприятия: прочистка минерализованных полос протяженностью 6, 11 км., эксплуатация дорог пп. Назначения – 2, 54 км., благоустройство зон отдыха – 1 шт., содержание шлагбаума – 1 шт., установка стенда – 1 шт.. В связи с чем, представленный АО «Артемовский рудник» акт подтверждает выполнение меры в части прочистке минерализованных полос и их обновления на 6, 11 км., то есть в части.

При таких обстоятельствах, суд, принимая во внимание то, что прочистка минерализованных полос за 2020г. ответчиком в установленном размере 9, 21 км не произведена, произведена лишь ее часть – 6,11 км., приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований КГКУ «Лесная охрана» и возложении на АО «Артемовский рудник» обязанности произвести указанный вид противопожарных мероприятий, протяженностью 3,10 км.

Доказательств невозможности соблюдения ответчиком норм действующего лесного законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, не представлены.

В судебном заседании установлено и ответчиком не доказано об обратном, что до настоящего времени выявленные нарушения не устранены в полном объеме, ответчиком исковые требования признаны, обстоятельства, указанные в иске, с учетом их изменений в порядке ст. 39 ГПК РФ, не оспорены.

В соответствии со ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Принимая во внимание, что признание иска ответчиком не противоречит закону, основано на материалах дела и не нарушает права и законные интересы иных лиц, назначение и последствия принятия судом признания иска ответчику разъяснены, суд принимает признание иска ответчиком.

Обсуждая вопрос о сроке исполнения решения суда, судом учитывается фактический объем работ, а именно значительная протяженность противопожарных минерализованных полос (3,10 км.), содержание работ и реальная возможность их выполнения в условиях зимне-весеннего периода, а именно затрудненность выполнения работ в условиях снежного покрова; необходимость использования специальной техники, возможность применения которой зависит от состояния грунта в зимний-весенний период, а также другие обстоятельства, а также то обстоятельство, что работы по противопожарному обустройству должны быть выполнены до начала пожароопасного периода, ввиду чего, срок, определенный истцом для выполнения работ по очистке места рубки – до 31 мая 2023г. - отвечает принципам разумности, является достаточным для осуществления необходимых действий.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, ст. 173 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» удовлетворить.

Возложить обязанность на акционерное общество «Артемовский рудник» (ОГРН ) произвести на лесных участках, переданных в аренду акционерного общества «Артемовский рудник», расположенных на территории КГБУ «Кизирское лесничество», Артемовское участковое лесничество, квартал № 91, часть выдела №№ 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 10, 11; квартал № 92, часть выдела №№ 6, 9, 10, 11, 16; квартал № 93, часть выдела № 15, в срок до 31 мая 2023 года, противопожарные мероприятия - очистку противопожарных минерализованных полос и их обновление, общей протяженностью 3,10 км..

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы в Курагинский районный суд

Председательствующий П.В. Васильева

Мотивированное решение изготовлено и подписано 17 февраля 2023г..

Судья Курагинского районного суда П.В. Васильева

2-146/2023 (2-1039/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
КГКУ "Лесная охрана"
Ответчики
АО "Артемовский рудник"
Другие
Рыжкова Светлана Андреевна
Суд
Курагинский районный суд Красноярского края
Судья
Васильева Полина Валерьевна
Дело на странице суда
kuragino.krk.sudrf.ru
03.11.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.11.2022Передача материалов судье
08.11.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.11.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.11.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.12.2022Судебное заседание
25.01.2023Судебное заседание
17.02.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.01.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее