Дело № 2а-639/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Гатчина 15 января 2018 года
Гатчинский городской суд Ленинградской области в составе:
Председательствующего судьи Гиренко М. В.,
С участием представителя административных ответчиков Гатчинского отдела Управления Росреестра по Ленинградской области, Управления Росреестра по Ленинградской области Игошева Н. В. по доверенности № № от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ,
При секретаре Цирулеве С. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Семичева Андрея Витальевича к Гатчинскому отделу Управления Росреестра по Ленинградской области, Филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ленинградской области, Управлению Росреестра по Ленинградской области, заинтересованные лица: администрация МО Веревского сельского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области, Дедык Геннадий Михайлович, о признании незаконным и отмене решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета жилого дома, обязании осуществить государственный кадастровый учет жилого дома, обязании зарегистрировать права собственности на жилой дом,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец обратился в суд с вышеназванным административным иском к административным ответчикам, указав в обосновании своих требований, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером № с видом разрешенного использования "для дачного строительства". Административному истцу в администрации Веревского сельского поселения ему были даны разъяснения о том, что на дачных участках допускается возведение жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем. В январе 2017 года им было завершено строительство жилого дома, отвечающего требованиям электроснабжения, газоснабжения, критериям пригодности для постоянного проживания. Данные утверждения документально подтверждаются инвентаризацией от 18 января 2017 года и техническим паспортом на дачный дом, с определенным назначение - жилое, выданным Филиалом ГУП "Леноблинвентаризация" Гатчинское БТИ. 21 февраля 2017г. постановлением № № "О присвоении адреса вновь возведенному жилому дому вблизи <адрес> построенному административным истцом жилому дому для постоянного проживания был присвоен юридический адрес - <адрес>. 12 мая 2017г. административным истцом было подано Заявление с регистрационным номером № о государственном кадастровом учёте жилого дома в установленном порядке через филиал ГБУ ЛО "МФЦ "Гатчинский". Письмом от 12.10.2017г. № № Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ленинградской области ему было сообщено об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности. В Решении № № от 29 августа 2017г. об отказе в осуществлении кадастрового учёта причиной отказа указано отсутствии разрешения на строительство и предлагается зарегистрировать жилой дом как нежилое строение. Администрация Веревского СП категорически отказывается принимать заявления на выдачу разрешений на строительство и выдавать разрешения на строительство на земельных участках для "дачного строительства" с обоснованием своих действий тем, что для данного вида разрешенного использования выдача разрешений на строительство не предусматривается законодательством и соответственно незаконна. Отсутствие кадастрового учета вновь построенного жилого дома, государственной регистрации права собственности на жилой дом нарушает его права. Предложение Росреестра о регистрации жилого дома в качестве объекта нежилой недвижимости считает неприемлемым, т.к. жилой дом имеет более высокую стоимость и ценность, более высокий статус по сравнению с нежилым зданием, нежилая недвижимость является менее ценным наследственным имуществом, накладывает ограничения на его использование. Административный истец просит признать незаконным и отменить решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учёта жилого дома по адресу: <адрес>, обязать административных ответчиков осуществить государственный кадастровый учёт жилого дома, общей площадью <данные изъяты>, назначение - жилое, расположенного по адресу: <адрес>, обязать административных ответчиков зарегистрировать право собственности административного истца - Семичева Андрея Витальевича на жилой дом, общей площадью <данные изъяты>, назначение - жилое, расположенного по адресу: <адрес>.
В судебном заседании административный истец поддержал требования вышеназванного иска, по изложенным в нем основаниям.
Представитель административных ответчиков Гатчинского отдела Управления Росреестра по Ленинградской области, Управления Росреестра по Ленинградской области, явившись в судебное заседание, возражал относительно заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве (л. д. 73-75) о том, что на основании рассмотрения представленных документов они не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, а именно: представленный Технический план не соответствует требованиям Приказа Минэкономразвития от 18.12.2015 № 953 «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений» (далее - Требования), а именно: ссведения о здании, за исключением сведений о местоположении такого здания на земельном участке и его площади, указываются в техническом плане на основании представленной заказчиком кадастровых работ проектной документации такого здания. В случае, указанном в части 7 статьи 70 Закона, сведения о здании (объекте индивидуального жилищного строительства), за исключением сведений о местоположении такого объекта недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на строительство и проектной документации такого объекта недвижимости (при ее наличии) либо декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости или правообладателем земельного участка, на котором расположен такой объект недвижимости, предусмотренной частью 11 статьи 24 Закона, в случае, если проектная документация не изготавливалась. При осуществлении строительства на дачном земельном участке объекта индивидуального жилищного строительства получение разрешения на строительство обязательно. Согласно представленным документам объект учета - жилой дом, однако разрешение на строительство не приложено. В таком случае в техническом плане рекомендуется указывать назначение объекта - нежилое здание. Указанные причины не были устранены заявителем. Правовая позиция об обязательности получения разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства отражена также в письме Минэкономразвития России от 09.09.2016 N Д23и-4285 "Относительно государственного кадастрового учета объектов индивидуального жилищного строительства", где также указано, что в случае строительства на дачном участке индивидуального жилого дома в силу ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ требуется его разрешение.
Представитель административного ответчика филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ленинградской области в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о дате и времени слушания дела, что подтверждается уведомлением о вручении судебной повестки.
Представитель заинтересованного лица администрации МО Веревского сельского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о дате и времени слушания дела, что подтверждается уведомлением о вручении судебной повестки.
Суд, руководствуясь ст. 150 КАС РФ определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся, но надлежащим образом извещенных о дате и времени слушания дела сторон.
Заинтересованное лицо Дедык Г. М. поддержал требования настоящего административного иска.
Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно материалов дела 18.01.2017г. был составлен технический план на дачный дом, назначение – жилое, расположенный по адресу: <адрес> (л. д.7-13).
Вышеназванный жилой дом построен на земельном участке с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для дачного строительства (л. д. 14-16).
Постановлением администрации Веревского сельского поселения ГМР ЛО № № от 21.02.2017г. вновь возведенному жилому дому, расположенному на вышеназванном земельном участке присвоен административный адрес: <адрес> (л. д. 17).
31.08.2017г. Управлением Росреестра по ЛО за № № было принято решение об отказе в государственной регистрации права собственности на вышеназванный жилой дом, т. к. не представлено разрешение на его строительство, либо в заключении кадастрового инженера не указано, что это жилое строение без права регистрации проживания в нем (л. д. 19).
29.08.2017г. за № № также было принято решение об отказе в осуществлении кадастрового учета по вышеназванным основаниям (л. д. 20-21).
Из дела правоустанавливающих документов, представленных Управлением Росреестра по ЛО следует, что 30.05.2017г. Гатчинским отделом Управления Росреестра по ЛО 30.05.2017г. принималось решение о приостановлении государственной регистрации по основаниям, изложенным в отказах о государственной регистрации и постановки на кадастровый учет объекта недвижимости (л. д. 34-35), однако, изложенные в уведомлениях недостатки, административном истцом не были устранены.
Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно ст. 27 Закона о регистрации недвижимости в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 26 ФЗ от 13.07.2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствует требованиям законодательства РФ.
Как следует из материалов дела, Семичев А. В. с ДД.ММ.ГГГГ является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, с разрешенным видом использования для дачного строительства, на котором расположен возведенный дом.
12.05.2017 года Семичев А. В. обратился в Управление Росреестра по Ленинградской области с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на указанный дом, как жилой, представив технический план, где в графе «назначение здания» указано – жилой дом (л. д. 30-57).
Решением государственного регистратора от 30.05.2017г. приостановлены государственный кадастровый учет и регистрация права на жилой дом в связи с несоответствием представленных документов требованиям пункта 7 части 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015г. № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", с предоставлением истцу времени для устранения недостатков.
В связи с неустранением недостатков в указанный срок решением от 29.08.2017 года в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности было отказано ввиду отсутствия разрешения на строительство жилого дома, со ссылками на Приказ Минэкономразвития от 18.12.2015г. № 953 «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений», статью 51 Градостроительного кодекса РФ, ст. 1 ФЗ от 15.04.1998г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», СНИП 30-02-97 «Планировка и застройка территорий» и отсутствием разрешения на строительство жилого дома.
Анализируя вышеприведенные нормы действующего законодательства, а также материалы настоящего дела суд исходит из того, что строительство жилого дома на земельном участке, предоставленном для ведения дачного строительства возможно, но при условии получения разрешения на строительство, которое в данном случае отсутствовало.
Так, согласно ст. 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием.
Согласно ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
Согласно ст. 19 ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения имеет право осуществлять в соответствии с градостроительными, строительными, экологическими, санитарно-гигиеническими, противопожарными и иными установленными требованиями (нормами, правилами и нормативами) строительство и перестройку жилого строения, хозяйственных строений и сооружений - на садовом земельном участке; жилого строения или жилого дома, хозяйственных строений и сооружений - на дачном земельном участке; некапитальных жилых строений, хозяйственных строений и сооружений - на огородном земельном участке.
Согласно п. 1 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства.
Исходя из смысла и буквального содержания данной нормы, речь идет о строительстве на садовых земельных участках объектов недвижимости в установленном законом порядке, с учетом целевого назначения земельного участка, и она не охватывает строительство жилых домов.
В этой связи положения пункта 1 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ применяются во взаимосвязи с иными правовыми нормами, регламентирующими вопросы застройки дачных земельных участков, включая нормы, указанные выше.
Соответственно, наличие в собственности земельного участка для дачного строительства, не является основанием для строительства на нем жилого дома без получения соответствующего разрешения.
Такие лица вправе возводить, строить и регистрировать объекты недвижимости, не являющиеся жилыми помещениями, без получения соответствующего разрешения на их строительство.
В данном случае истец обратился к ответчикам с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет и регистрации права не жилого строения, а жилого дома, а потому у ответчиков имелись законные основания к приостановлению, а в последующем и отказу в совершении соответствующих регистрационных действий.
Из представленного Семичевым А. В. в регистрирующий орган технического плана и соответствующего заявления следует, что он просил произвести постановку на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности на объект "жилой дом" назначением "жилое", то есть на жилой дом, но не на жилое строение. Данное обстоятельство подтвердил в судебном заседании.
Поскольку разрешение на строительство жилого дома заявителя отсутствует, что по делу не оспаривается, по сути истцом возведен жилой дом на земельном участке для дачного строительства, что подразумевает наличие разрешения на строительство, постановка на государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности на жилой дом, как того просил истец, не могли быть осуществлены на основании представленных документов.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 227-228 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Семичева Андрея Витальевича к Гатчинскому отделу Управления Росреестра по Ленинградской области, Филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ленинградской области, Управлению Росреестра по Ленинградской области о признании незаконным и отмене решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учёта жилого дома по адресу: <адрес>, обязании осуществить государственный кадастровый учёт жилого дома, общей площадью <данные изъяты>, назначение - жилое, расположенного по адресу: <адрес>, обязании административных ответчиков зарегистрировать право собственности на жилой дом, общей площадью <данные изъяты>, назначение - жилое, расположенного по адресу: <адрес>, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда путем подачи жалобы через канцелярию Гатчинского городского суда.
Судья:
Мотивированное решение суда изготовлено 19 января 2018 года