Дело № 2а-351/2019 УИД № 21RS0001-01-2019-000322-58
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 июня 2019 года г. Алатырь
Алатырский районный суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Легостиной И.Н.,
при секретаре судебного заседания Волковой Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Алатырского районного суда Чувашской Республики административное дело по административному иску в порядке ст. 39 КАС РФ Алатырского межрайонного прокурора Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Отделу архитектуры, градостроительства, транспорта, природопользования и жилищно-коммунального хозяйства администрации города Алатыря Чувашской Республики о признании бездействия незаконным и обязании выполнить мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, с участием в качестве заинтересованных лиц МО МВД России «Алатырский», администрации города Алатыря Чувашской Республики,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец - Алатырский межрайонный прокурор Чувашской Республики, обратился в Алатырский районный суд Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц с административным иском к Отделу архитектуры, градостроительства, транспорта, природопользования и жилищно-коммунального хозяйства администрации города Алатыря Чувашской Республики о признании бездействия незаконным и обязании выполнить мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, мотивировав свои требования следующим:
ДД.ММ.ГГГГ Алатырской межрайонной прокуратурой Чувашской Республики совместно ОГИБДД МО МВД РФ «Алатырский» по заданию прокуратуры Чувашской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. В ходе указанной проверки были выявлены недостатки в содержании технических средств организации дорожного движения возле общеобразовательных организаций города Алатырь, а именно: около МБОУ «СОШ № 5», расположенной <адрес> на прилегающей к школе дороге отсутствуют ТСОД (технические средства организации движения) «Искусственные неровности» 1.17, чем нарушены требования ГОСТ Р 52606-2006 «Технические средства организации дорожного движения. Классификация дорожных ограждений». Около МБОУ «Гимназия № 6» г. Алатырь, расположенного по адресу: <адрес> На дорогах, прилегающих к гимназии по <адрес>, в районе расположения пешеходного перехода, обозначенного дорожными знаками 5.19-5.19.2, отсутствуют ТСОД 1.17 «Искусственные неровности», в нарушение требований ГОСТ 52606-2006.
В целях устранения выявленных нарушений закона в ходе аналогичной проверки, проводимой прокуратурой в ДД.ММ.ГГГГ, и.о. прокурора в адрес главы администрации г. Алатыря было внесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения. По результатам рассмотрения представления получен ответ о его удовлетворении, однако, фактически нарушения закона не устранены.
Согласно п.1 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52605-2006 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения», утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 декабря 2006 г. № 295-ст, стандарт распространяется на искусственные неровности, устраиваемые на проезжей части дорог и улиц городов и сельских поселений (далее - дороги) Российской Федерации.
В силу п. 6.2 вышеуказанного ГОСТ искусственные неровности (далее - ИН) устраивают за 10-15 м. до наземных нерегулируемых пешеходных переходов у детских и юношеских учебно-воспитательных учреждений. ИН допускается устраивать на основе анализа причин аварийности на конкретных участках дорог с учетом состава и интенсивности движения и дорожных условий:
в начале опасного участка перед детскими и юношескими учреждениями, детскими площадками, местами массового отдыха, стадионами, вокзалами, магазинами и другими объектами массовой концентрации пешеходов, на транспортно-пешеходных и пешеходно- транспортных магистральных улицах районного значения, на дорогах и улицах местного значения, на парковых дорогах и проездах;
перед опасными участками дорог, на которых введено ограничение скорости движения до 40 км/ч и менее, установленное знаками 3.24 «Ограничение максимальной скорости", 5.31 "Зона с ограничением максимальной скорости" 5.21 "Жилая зона";
перед нерегулируемыми перекрестками с необеспеченной видимостью транспортных средств, приближающихся по пересекаемой дороге, на расстоянии от 30 до 50 м. до знака 2.5 "Движение без остановки запрещено";
по всей зоне действия знака 1.23 "Дети" через 50 м. друг от друга.
В ходе проверки установлено, что указанные требования законодательства отделом архитектуры, градостроительства, транспорта, природопользования и жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Алатырь Чувашской Республики выполняются не в полном объеме.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследованием дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 6 ст. 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесений изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Под дорожной деятельностью в силу п. 6 ст. 3 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности.
В соответствии со ст. 5 данного закона, основными направлениями обеспечения безопасности дорожного движения является координация деятельности органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических лиц в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий осуществление деятельности по организации дорожного движения.
Согласно ст. 12 вышеуказанного закона, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Проводимые мероприятия по ликвидации мест концентрации дорожно-транспортных происшествий, снижению аварийности и детского дорожно-транспортного травматизма без принятия организационно- технических мер балансодержателем автомобильных дорог не способны привести к ожидаемым результатам.
В соответствии п. 5 ст. 7 Устава г. Алатырь Чувашской Республики, принятого решением Собрания депутатов г. Алатырь от ДД.ММ.ГГГГ №, к вопросам местного значения г. Алатырь отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Алатыря и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города Алатыря, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствие с п. 1.3 Положения об отделе архитектуры, градостроительства, транспорта, природопользования и жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Алатырь Чувашской Республики, утвержденного решением Собрания депутатов г. Алатырь шестого созыва от ДД.ММ.ГГГГ №, Отдел архитектуры, градостроительства, транспорта, природопользования и жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Алатыря Чувашской Республики является юридическим лицом. В силу п. 1.9 указанного положения Отдел может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
В силу п.п.2 п. 2.1 Положения, одной из основных задач отдела является организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Алатырь и обеспечение безопасности дорожного движения на них.
Считает, что вследствие бездействия отдела архитектуры, градостроительства, транспорта, природопользования и жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Алатырь нарушаются права неопределенного круга лиц.
На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ст. 35 Федерального закона РФ «О прокуратуре РФ», ст. 45 ГПК РФ, с учетом уточнения административного иска, просит:
признать незаконным бездействие отдела архитектуры, градостроительства, транспорта, природопользования и жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Алатырь Чувашской Республики по невыполнению мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети при осуществлении дорожной деятельности, а именно по невыполнению требований представления Алатырского межрайонного прокурора № от ДД.ММ.ГГГГ;
обязать отдел архитектуры, градостроительства, транспорта, природопользования и жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Алатырь Чувашской Республики в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:
- на автомобильной дороге, прилегающей к МБОУ «СОШ № 5» г. Алатырь ЧР <адрес>, установить технические средства ограничения движения (ТСОД) 1.17 «Искусственные неровности» в количестве 2-ух штук,
- на автомобильной дороге, прилегающей к МБОУ «Гимназия № 6» г. Алатырь ЧР <адрес> установить технические средства ограничения движения (ТСОД) 1.17 « Искусственные неровности» в количестве 2-х штук.
Помощник Алатырского межрайонного прокурора Чувашской Республики Куликова Е.С. в судебном заседании уточненные административные исковые требования поддержала в полном объеме по мотивам, изложенным в административном исковом заявлении и уточнении к нему.
Представитель административного ответчика - отдела архитектуры, градостроительства, транспорта, природопользования и жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Алатырь Чувашской Республики, и заинтересованного лица – администрации города Алатыря Чувашской Республики, Ковайкина Т.П., действующая на основании доверенностей № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной сроком до ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной сроком до ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании заявленные прокурором административные исковые требования о признании незаконным бездействия отдела архитектуры, градостроительства, транспорта, природопользования и жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Алатырь Чувашской Республики по невыполнению мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети при осуществлении дорожной деятельности, а именно по невыполнению требований представления Алатырского межрайонного прокурора № от ДД.ММ.ГГГГ; обязании отдела архитектуры, градостроительства, транспорта, природопользования и жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Алатырь Чувашской Республики в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу: на автомобильной дороге, прилегающей к МБОУ «СОШ № 5» г. Алатырь ЧР по <адрес>, установить технические средства ограничения движения (ТСОД) 1.17 «Искусственные неровности» в количестве 2-ух штук, на автомобильной дороге, прилегающей к МБОУ «Гимназия № 6» <адрес>, установить технические средства ограничения движения (ТСОД) 1.17 «Искусственные неровности» в количестве 2-х штук, признала в полном объеме, о чем представила соответствующее заявление.
Представитель заинтересованного лица - Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Алатырский», в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела в суде своевременно и надлежащим образом, возражений против заявленных прокурором административных исковых требований не представил.
В соответствии со ст. 46 КАС РФ, административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично. Суд не принимает признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит КАС РФ, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.
С учетом отсутствия возражений со стороны заинтересованных лиц, признание представителем административного ответчика требований прокурора о признании бездействия незаконным и обязании выполнить мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения не противоречит закону (Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Федеральный закон от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесений изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52605-2006 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения», утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 декабря 2006 г. № 295-ст) и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, в связи с чем принимается судом.
Последствия признания административного иска в полном объеме представителю ответчика разъяснены и понятны.
Согласно ч. 1 ст. 157 КАС РФ заявление о признании административного иска административным ответчиком, его представителем заносятся в протокол судебного заседания и подписываются административным ответчиком, его представителем. Изложенное в письменной форме заявление о признании административного иска приобщаются к административному делу, о чем указывается в протоколе судебного заседания.
Ввиду того, что в ст. 157 КАС последствие принятия судом признания административного иска ответчиком не урегулировано, в этом вопросе необходимо руководствоваться аналогией процессуального закона (ч. 4 ст. 2 КАС) и применять норму ч. 3 ст. 173 ГПК, согласно которой при признании ответчиком иска и принятии его судом в стадии судебного разбирательства принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований
Исходя из вышеизложенного, суд удовлетворяет исковые требования Алатырского межрайонного прокурора Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Отделу архитектуры, градостроительства, транспорта, природопользования и жилищно-коммунального хозяйства администрации города Алатыря Чувашской Республики о признании бездействия незаконным и обязании выполнить мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 46, 157, 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Алатырского межрайонного прокурора Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Отделу архитектуры, градостроительства, транспорта, природопользования и жилищно-коммунального хозяйства администрации города Алатыря Чувашской Республики о признании бездействия незаконным и обязании выполнить мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие отдела архитектуры, градостроительства, транспорта, природопользования и жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Алатырь Чувашской Республики по невыполнению мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети при осуществлении дорожной деятельности, а именно по невыполнению требований представления Алатырского межрайонного прокурора Чувашской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ
Обязать отдел архитектуры, градостроительства, транспорта, природопользования и жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Алатырь Чувашской Республики в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить технические средства ограничения движения (ТСОД) 1.17 «Искусственные неровности» в количестве 2-ух штук:
- на автомобильной дороге, прилегающей к МБОУ «СОШ № 5» г. Алатырь ЧР по <адрес>,
- на автомобильной дороге, прилегающей к МБОУ «Гимназия № 6» г. Алатырь ЧР <адрес>.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи жалобы через Алатырский районный суд Чувашской Республики.
Председательствующий: И.Н.Легостина
Мотивированное решение изготовлено – 14 июня 2019 года.