Судья Шевцова Н.Г. Дело № 33-471/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 февраля 2015 года г. Смоленск
Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Коржакова И.П.
судей - Коженовой Т.В., Шнытко С.М.
при секретаре Тимофеевой В.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента Смоленской области по социальному развитию на решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 17 ноября 2014 года.
Заслушав доклад судьи Шнытко С.М., возражения Чепцова И.М. и его представителя Корнеева Д.А., относительно доводов жалобы, объяснения представителя УМВД России по Смоленской области – Руденко В.В.,
установила:
Чепцов И.М., уточнив требования, обратился в суд с иском к УМВД России по Смоленской области, Администрации Ельнинского городского поселения, Департаменту Смоленской области по социальному развитию (далее - Департамент) о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий с составом семьи четыре человека: он, жена Чепцова М.В., сын Чепцов Д.И., дочь Чепцова К.И. с 18.03.2009 г.; включении его с составом семьи четыре человека в сводный список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы с 18.03.2009 г., указав, что проходил службу в органах МВД России, уволен в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе, жилым помещением за счет бюджетных ассигнований он и члены его семьи не обеспечены. На основании постановления администрации Ельнинского городского поселения Ельнинского района Смоленской области от 06.07.2012 г. он с составом семьи четыре человека признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на учет для получения жилья в г. Ельня. При обращении в УМВД России по Смоленской области с заявлением об улучшении жилищных условий, включении его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы, получил отказ со ссылкой на то, что после 01.03.2005 г. правовые основания для постановки на учет по прежнему месту службы отсутствуют, ему предложено обратиться в органы местного самоуправления по месту жительства. Обратившись с таким заявлением 18.03.2013 г. в администрацию Ельнинского городского поселения, письмом Департамента от 03.04.2013 г. ему было отказано, со ссылкой на п. 2 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и рекомендовано обратиться в федеральный орган исполнительной власти, в котором он проходил службу.
Представитель Департамента Зырянов В.Г. иск не признал.
Представитель УМВД России по Смоленской области Руденко В.В. иск не признала, указав, что УМВД России по Смоленской области является ненадлежащим ответчиком по иску, поскольку Чепцов И.М. никогда не состоял в УМВД России по Смоленской области на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Администрация Ельнинского городского поселения, извещенная о времени и месте слушания дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, просила рассмотреть дело в свое отсутствие, указав, что в полном объеме поддерживает позицию Департамента.
Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 17.11.2014 г. требования Чепцова И.М. удовлетворены частично: возложена обязанность на Администрацию Ельнинского городского поселения принять решение о признании его с составом семьи четыре человека участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, исходя из даты подачи заявления о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях - 07.05.2012 г.; на Департамент - принять решение о включении Чепцова И.М. с составом семьи четыре человека в сводный список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. В удовлетворении остальной части заявленных требований, в иске к УМВД России по Смоленской области - отказано.
В апелляционной жалобе Департамент просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального права и принять новое решение, отказав Чепцову И.М. в удовлетворении иска в полном объеме.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда с учетом доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела видно, что Чепцов И.М. проходил службу в органах МВД России, 28.07.2011 г. уволен со службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе, имеет общую продолжительность службы более 25 лет.
18.03.2009 г. Чепцов И.М. обратился в Администрацию Ельнинского городского поселения с заявлением о постановке его с составом семьи из четырех человек: он, жена Чепцова М.В., сын Чепцов Д.И., дочь Чепцова К.И. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, 02.07.2009 г. ему было отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В 2012 г. Чепцов И.М. обратился в УМВД России по Смоленской области с заявлением по вопросу включения его в состав участников программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы, в чем ему было отказано со ссылкой на то, что в УМВД России по Смоленской области на учете, нуждающихся в жилищных условиях он не состоял и не состоит, а, следовательно, не может стать участником подпрограммы, учитывая, что после 01.03.2005 г. правовые основания для постановки на учет по прежнему месту службы отсутствуют и предложено обратиться в органы местного самоуправления по месту жительства
07.05.2013 г. Чепцов И.М. повторно обратился в администрацию Ельнинского городского поселения с заявлением о постановке его с составом семьи из четырех человек на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, 06.07.2012 г. он с составом семьи 4 человека признан нуждающимся в жилом помещении и поставлен на учет для получения жилья в г. Ельня.
В 2013 г. Чепцов И.М. повторно обратился в УМВД России по Смоленской области с заявлением по вопросу включения его в состав участников программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы, в чем ему было отказано по тем же основаниям.
18.03.2013 г. Чепцов И.М. обратился в Администрацию Ельнинского городского поселения с заявлением о включении его с составом семьи четыре человека в состав участников программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы.
По результатам перенаправленного администрацией Ельнинского городского поселения в адрес Департамента Смоленской области по социальному развитию данного обращения истца, 03.04.2013 г. Департамент Смоленской области по социальному развитию отказал Чепцову И.М. во включении его в состав подпрограммы со ссылкой на п.2 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», и рекомендовал обратиться в федеральные органы исполнительной власти, в которых он проходил службу.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд установил, что Чепцов И.М. отвечает необходимым критериям для участия в подпрограмме, поскольку на момент увольнения со службы был признан в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий, уволен по льготным основаниям, имеет необходимую продолжительность службы и изъявил желание участвовать в программе с целью получения сертификата.
Суд указал, что то обстоятельство, что истец не состоял в списках нуждающихся в получении жилья по месту службы, не может служить препятствием к реализации его права на участие в подпрограмме, поскольку в установленном порядке он признан нуждающимся в жилом помещении, а невозможность постановки на указанную очередь связана с тем, что УВД по Смоленской области после введения в действие Жилищного кодекса РФ данные действия не осуществляет.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом.
Указом Президента Российской Федерации от 28.06.1999 г. № 825 «Вопросы обеспечения жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, а также граждан, уволенных со службы из указанных органов и учреждений» установлено, что приоритетной формой бюджетного финансирования расходов на обеспечение постоянным жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, содержащихся за счет средств федерального бюджета, граждан, уволенных со службы из указанных органов, службы и учреждений, а также членов их семей является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов. Пунктом 2 Указа на эту категорию лиц распространено действие президентской программы «Государственные жилищные сертификаты».
Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. № 153 «О некоторых вопросах реализации программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы».
В рамках Подпрограммы получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 Правил, и изъявившие такое желание (пункт 6 Правил).
Пунктом 9 Правил предусмотрено, что сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, подлежащие увольнению (увольняемые) с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), приобретают право на получение сертификата в течение последнего года военной службы (службы).
При этом сам факт постановки органом местного самоуправления уволенного с военной службы гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении означает констатацию наличия оснований для его признания таковым и, как следствие, влечет возникновение у этого гражданина права на обеспечение жильем в одной из предусмотренных положениями пункта 2.1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» форм по его выбору. (Постановление Конституционного Суда РФ от 15.10.2012 г. № 21-П ).
Ни Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», ни Федеральный закон от 08.12.2010 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» не устанавливают каких-либо ограничений по обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета граждан, уволенных со службы после 1 января 2005 года.
Ссылка в жалобе на п. 18 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» также не является основанием к отмене решения, поскольку истец уволен со службы и на учет по месту службы принят не был, а п.19 Правил указывает, что для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме. Обеспечение жилыми помещениями уволенных сотрудников милиции, состоящих на учете нуждающихся в получении таких помещений, является расходным обязательством Российской Федерации, а Департамент является уполномоченным органом исполнительной власти в вопросах ведения сводного списка граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, в том числе уволенных со службы военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел.
Доводы апелляционной жалобы являлись предметом исследования в суде первой инстанции и им в решении дана надлежащая оценка, поэтому нет оснований для удовлетворения жалобы и отмены правильного по существу решения суда в апелляционном порядке.
Руководствуясь п.1 ст.328, ст.329 ГПК РФ,
определила:
решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 17 ноября 2014 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента Смоленской области по социальному развитию – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: