Дело № 12-108/2021
(16RS0041-01-2021-005366-35)
РЕШЕНРР•
именем Российской Федерации
9 сентября 2021 года г. Лениногорск
Республики Татарстан
Лениногорский городской суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Линевича Д.А.,
РїСЂРё ведении протокола секретарем судебного заседания Касимовой Р.Рњ.,
рассмотрел РІ открытом судебном заседании жалобу акционерного общества «Геотех» РЅР° постановление старшего государственного инспектора Р Р¤ РІ области охраны окружающей среды РїРѕ Республике Татарстан, Республике Марий РР» Рё Чувашской Республике РїРѕ части 2 стать 7.3 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
РђРћ «Геотех» обратилось РІ СЃСѓРґ СЃ жалобой РЅР° постановление старшего государственного инспектора Р Р¤ РІ области охраны окружающей среды РїРѕ Республике Татарстан, Республике Марий РР» Рё Чувашской Республике, указав, что ДД.РњРњ.ГГГГ постановлением в„– старшего государственного инспектора Р Р¤ РІ области охраны окружающей среды РїРѕ Республике Татарстан, Республике Марий РР» Рё Чувашской Республике Р—. общество привлечено Рє административной ответственности РїРѕ части 2 статьи 7.3 РљРѕРђРџ Р Р¤ СЃ назначением наказания РІ РІРёРґРµ административного штрафа РІ размере 300 000 рублей.
С названным постановлением АО «Геотех» не согласно, поскольку, считает, что обществом приняты все необходимые меры, направленные на выполнение условий пользования недрами, а также предупреждения нарушения норм действующего законодательства.
Между АО «Геотех» и ООО «В» ДД.ММ.ГГГГ заключен договор № на выполнение проектных изыскательских работ по проведению инженерных изысканий и разработке проектной документации по объекту «Обустройство кустов скважин Глазовского нефтяного месторождения» и получения готовой проектной документации согласованного уполномоченным органом ФАУ «Главгосэкспертиза России». Срок выполнения работ по договору ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ вступили в силу изменения в часть 3 пункта 9 статьи 55 «Градостроительного кодекса Российской Федерации», согласно которым для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимо получить заключение федерального государственного экологического надзора о соответствии построенного, реконструированного объекта требованиям проектной документации, в отношении объектов капитального строительства, относящихся к объектам I категории. Порядок получения заключения экологического надзора отражен в приказе Росприроднадзора № от ДД.ММ.ГГГГ.
Как указывает автор жалобы, в связи со сложной эпидемиологической обстановкой, приостановкой производств (работ) вне зависимости от вида деятельности, согласно рекомендациям Минздрава, Роспотребнадзора, АО «Геотех» было вынужден согласиться с обществом «В» на заключение дополнительных соглашений к договору с увеличением срока выполнения работ.
По мнению заявителя, указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии вины в форме прямого умысла на совершение административного правонарушения. На день проведения проверки ДД.ММ.ГГГГ общество «В» обязательство по договору не исполнило, а требуемую разрешительную документацию не предоставило. Календарным планом предусмотрено, что готовая и согласованная проектная документация должна быть передана обществу «Геотех» в ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время проект имеется, согласование его смещено на несколько месяцев в связи с изменением в законодательстве и согласованием экологической экспертизы.
Автор жалобы полагает, что проявлений негативного воздействия на окружающую среду отсутствует, негативные последствия не наступили, существенной угрозы охраняемым общественным интересам не возникло, реального ущерба обществу не нанесено. АО «Геотех» своевременно производится оплата за негативное воздействие на окружающую среду. Заключен договор на оказание услуг по физико-химическому анализу поверхностной и подземной воды, атмосферного воздуха, промышленных выбросов и почвы на территории Глазовского и Заречного месторождений № от ДД.ММ.ГГГГ.
По мнению автора жалобы, указанные обстоятельства исключительно характеризует АО «Геотех» как добросовестного субъекта гражданских правоотношений, которым заблаговременно были приняты все зависящие от него меры для соблюдения требований норм действующего законодательства РФ.
АО «Геотех» в жалобе просит суд постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды № от ДД.ММ.ГГГГ изменить, назначенное административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей заменить на предупреждение.
Представитель АО «Геотех» Б. в судебном заседании жалобу поддержала, дав пояснения согласно поданной жалобе и заявив ходатайство об изменении требования по жалобе. Так, согласно заявленному в судебном заседании ходатайству, АО «Геотех» просит снизить административное наказание и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей, от ранее заявленных требований о назначении административного наказания в виде предупреждение представитель АО «Геотех» в судебном заседании отказался.
Представитель Росприроднадзора на судебное заседание не явился, в своем заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствии, с жалобой АО «Геотех» не согласен, представлен отзыв на жалобу.
Суд, выслушав представителя заявителя, допросив свидетеля Б1, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с положениями частей 1,2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Рти данные устанавливаются протоколом РѕР± административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, РІ отношении которого ведется производство РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, Р° также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В соответствии с частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно положению пункта 10 части 2 статьи 22 Федерального закона от 21 февраля 1992 № 2395-1 «О недрах» (далее Закон) пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
Согласно пункту 13.10 Правил разработки месторождений углеводородного сырья, утвержденного Приказом Минприроды России от 14 июня 2016 года № 356, строительство объектов системы промыслового сбора, подготовки и транспорта продукции осуществляется в соответствии с проектной документацией на обустройство месторождения.
Как установлено судом и следует из представленных материалов дела, согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ
№, при проведении плановой выездной проверки соблюдения природоохранного законодательства АО «Геотех» ДД.ММ.ГГГГ, выявлено нарушение условий пользования недрами к лицензии №: АО «Геотех» в нарушение пункта 13.10 Правил разработки месторождений углеводородного сырья, утвержденного Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ №, пункта 10 условий пользования недрами к лицензии №, пункта 10 части 2 статьи 22 Закона РФ «О недрах» осуществляло эксплуатацию скважин Глазовского нефтяного месторождения куста № (СКВ.№, №, №), обустроенных и введенных в 2020-2021 годах без проектного документа, утвержденного и согласованного в установленном порядке.
Рти обстоятельства послужили основанием для вынесения РІ отношении РђРћ «Геотех» постановления в„– старшим государственным инспектором РІ области охраны окружающей среды Р—. РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ РїРѕ части 2 статьи 7.3 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях Рё назначении административного наказания РІ РІРёРґРµ штрафа РІ размере 300 000 рублей.
Основанием к привлечению АО «Геотех» к административной ответственности, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ явились следующие доказательства: протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ; акт проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, лицензия на пользования недрами №, оцененные в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену постановления старшего государственного инспектора Росприроднадзора, допущено не было.
Административное наказание назначено АО «Геотех» в пределах санкции части 2 статьи 7.3 КоАП РФ. При назначении наказания старший государственный инспектор в полной мере учел требования статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ.
Доводы представителя АО «Геотех» об изменении постановления старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды и назначении наказания в виде предупреждения (первоначальные требования по жалобе) или административного штрафа 150 000 рублей (требования заявленные в судебном заседании), суд считает несостоятельными.
На основании статьи 3.5 КоАП РФ административное наказание в виде предупреждения назначается в случаях, если оно предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Санкцией части 2 статьи 7.3 КоАП РФ не предусмотрено наказание в виде предупреждения.
В силу части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Касательно измененных АО «Геотех» требований о назначении административного штрафа 150 000 рублей, судом установлено, что в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 указанной статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела
II РљРѕРђРџ Р Р¤ (С‡. 3.3 СЃС‚. 4.1 РљРѕРђРџ Р Р¤).
Между тем из материалов дела не усматривается наличие каких-либо исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением АО «Геотех», позволяющих применить положения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, в рамках рассмотрения настоящей жалобы. Факт оказания материальной помощи различным организациям, указанный представителем АО «Геотех», не оцениваться судом как исключительное обстоятельство.
Каких-либо сведений, доказательств о наличии исключительных обстоятельств, связанных с имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности лица – АО «Геотех», суду не представлено. Более того, представитель АО «Геотех» подтвердил суду, что указанные в протоколе об административном правонарушении скважины Глазовского нефтяного месторождения куста №, эксплуатируются АО «Геотех» и используются в предпринимательской деятельности, направленной на извлечение прибыли. Отношение АО «Геотех» к установленным требованиям о необходимости наличия проектного документа, утвержденного и согласованного в установленном порядке, как к формальным и не обязательным для исполнения, не может быть оценено судом как основание для применения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ и не относится к исключительным обстоятельствам, установленным данной статьей Кодекса.
Вместе с тем, исходя из характера и степени общественной опасности допущенного обществом правонарушения, учитывая, что эксплуатация скважин нефтяного месторождения без проектного документа, утвержденного и согласованного в установленном порядке, создает реальную, непосредственную угрозу обеспечению требований в области охраны окружающей среды и обеспечению экологической безопасности при пользовании недрами, а нормы статьи 7.3 КоАП РФ защищают интересы общества и государства, суд считает, что оснований для изменения наказания, назначенного административным органом, на предупреждение, не имеется, при этом само по себе отнесение общества к субъектам малого и среднего предпринимательства, оказания им благотворительной помощи, не связанной с допущенным правонарушением, не может являться обстоятельством, безусловно свидетельствующим о наличии оснований для назначения наказания в виде предупреждения или применения положений
СЃС‚. 4.1.1 РљРѕРђРџ Р Р¤.
Представленные суду материалы дела не содержат в себе сведения о наличии обстоятельств возможности применения при вынесении наказания АО «Геотех» положений статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Постановление старшего государственного инспектора Р Р¤ РІ области охраны окружающей среды РїРѕ Республике Татарстан, Республике Марий РР» Рё Чувашской Республике Р—. РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ Рѕ назначении административного наказания юридическому лицу РђРћ «Геотех» РїРѕ части 2 статьи 7.3 РљРѕРђРџ Р Р¤ отвечает требованиям статьи 29.10 РљРѕРђРџ Р Р¤, РІ нем приведены обстоятельства, установленные РїСЂРё рассмотрении дела Рё наказание РђРћ «Геотех» назначено СЃ учетом всех обстоятельств РїРѕ делу Рё РІ пределах санкции данной статьи.
При таких обстоятельствах суд оснований для удовлетворения жалобы АО «Геотех» не находит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.6, 30.7, частью 1 статьей 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШРР›:
Постановление в„– старшего государственного инспектора Р Р¤ РІ области охраны окружающей среды РїРѕ Республике Татарстан, Республике Марий РР» Рё Чувашской Республике Р—. РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ РІ отношении акционерного общества «Геотех» РїРѕ части 2 статьи 7.3 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу РђРћ «Геотех» - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Лениногорский городской суд Республики Татарстан в течение 10 суток.
РЎСѓРґСЊСЏ
Согласовано:
Судья Линевич Д.А.