РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 апреля 2017 года г. Усть-Илимск
Усть-Илимский городской суд Иркутской области
в составе председательствующего судьи Банщиковой Н.С.,
при секретаре судебного заседания Солодковой А.П.В.,
с участием:
представителя истца помощника Усть-Илимского межрайонного прокурора Артемьевой Е.В.,
представителя третьего лица на стороне истца Министерства лесного комплекса Иркутской области Вавилкиной Е.Н., действующей на основании доверенности № ** от **.**.**** с полным объемом процессуальных прав сроком на один год,
представителя третьего лица на стороне истца Службы по охране и использованию животного мира Иркутской области Туги А.В., действующего на основании доверенности № **/д от **.**.**** с полным объемом процессуальных прав сроком на один год,
представителей ответчика ООО «ЛПК Ангара» Бояркиной Л.И., действующей на основании прав по должности, Ибрагимова А.Р., действующего на основании доверенности № ** от **.**.**** с полным объемом процессуальных прав сроком до **.**.****,
в отсутствие:
представителя третьего лица на стороне истца Администрации муниципального образования «Усть-Илимский район»,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-544/2017
по иску Усть-Илимского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к ООО «ЛПК Ангара» о возмещении ущерба, причиненного окружающей среде в результате хозяйственной деятельности,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель Усть-Илимского межрайонного прокурора обратился в суд с иском к ООО «ЛПК Ангара» о возмещении ущерба, причиненного в 2013, 2014, 2015 годах окружающей среде – животному миру и среде его обитания в результате хозяйственной деятельности по заготовке древесины в границах лесного участка по договору аренды от **.**.**** № ** в размере 143 636,69 рублей с зачислением в бюджет муниципального образования «Усть-Илимский район».
В обоснование требований истец указал, что территория, в пределах которой ответчиком производится заготовка древесины, является общедоступными охотничьими угодьями, средой обитания животного мира. Несмотря на то, что ООО «ЛПК Ангара» ведет законную вырубку леса на арендованном участке, его хозяйственная деятельность связана с негативным воздействием на животный мир и среду его обитания, в результате которой причиняется вред охотничьим ресурсам, поскольку нарушается среда обитания охотничьих животных, снижается численность и продуктивность популяции животных. Согласно расчету Службы по охране и использованию животного мира Иркутской области ущерб животному миру от техногенного воздействия на площади землеотвода для заготовки древесины с применением Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утвержденного приказом Минприроды России от 08.12.2011 № 948, составил 143 636,69 руб. Арендаторы лесных участков, осуществляющие лесозаготовку на территории Усть-Илимского района, по вопросу компенсации вреда, причиненного объектам животного мира, в добровольном порядке не обращались. Поскольку до настоящего времени причиненный ООО «ЛПК Ангара» ущерб окружающей среде, а именно охотничьим ресурсам и среде их обитания не возмещен, у ответчика возникла обязанность возместить такой вред окружающей среде в полном объеме в соответствии с законодательством в судебном порядке.
Согласно отзыву руководителя Службы по охране и использованию животного мира Иркутской области ФИО3 от **.**.**** № ** и дополнении к нему от **.**.**** № ** просил требования Усть-Илимского межрайонного прокурора удовлетворить, указав, что ответчик ООО «ЛПК Ангара» осуществляет хозяйственную деятельность путем сплошной рубки лесных насаждений, являющихся средой обитания животного мира. Изъятие этих природных ресурсов влечет ухудшение условий обитания, при этом закон предусматривает расчетный способ определения размера вреда на основании данных государственного мониторинга, функции по осуществлению которого возложены на службу по охране и использованию животного мира Иркутской области. Согласно представленному расчету вреда объектам животного мира, отнесенным к объектам охоты, среде их обитания, причиненного ООО «ЛПК Ангара» на площади арендованных и подверженных вырубке лесных насаждений на территории Усть-Илимского района Иркутской области, составил 143 636,69 руб., который произведен на основании Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утвержденного приказом Минприроды России от **.**.**** № **.
В судебном заседании представитель истца Артемьева Е.В. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, и дополнении к нему от **.**.****.
Представителя третьего лица на стороне истца Министерства лесного комплекса Иркутской области Вавилкина Е.Н. в судебном заседании требования истца поддержала, просила иск удовлетворить.
Представителя третьего лица на стороне истца Службы по охране и использованию животного мира Иркутской области Туги А.В. в судебном заседании требования истца поддержал, просил иск удовлетворить по основаниям, изложенным в письменном отзыве и дополнении к нему.
Представители ответчика ООО «ЛПК Ангара» Бояркина Л.И., Ибрагимов А.Р. в судебном заседании в удовлетворении иска просили отказать в полном объеме, указав, что ответчик ведет свою хозяйственную деятельность на основании проекта освоения лесов, имеющего положительное заключение государственной экспертизы. Ответчик надлежащим образом исполняет свои обязательства как лесозаготовитель, оплачивает арендную плату, незаконной хозяйственной деятельности не ведет, в связи с чем оснований для возмещения ущерба у ответчика не имеется. Кроме того, полагают, что истцом не доказан факт причинения ответчиком ущерба окружающему миру в результате хозяйственной деятельности, так и его размер. Считают, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих факт обитания на территории Усть-Илимского района видов охотничьих ресурсов, указанных в приложении к Расчету вреда, факт обитания на территории лесного участка, арендуемого ООО «ЛПК Ангара», видов охотничьих ресурсов, указанных в приложении к Расчету вреда, достоверность данных о численности охотничьих ресурсов, приведенных в Приложении 1 к Расчету, достоверность сведений об уменьшении в 2010 - 2016 годах популяций некоторых из видов охотничьих ресурсов, указанных в приложении к Расчету вреда. Кроме того, истцом не представлено доказательств того, что вследствие хозяйственной деятельности ООО «ЛПК Ангара» произошло снижение популяции некоторых охотничьих ресурсов. Кроме того, полагают, что имеются иные причины, влияющие на уменьшение численности охотничьих ресурсов, в том числе, лесные пожары, действия браконьеров, изменение климата, естественные миграции животных.
Представитель третьего лица на стороне истца Администрации муниципального образования «Усть-Илимский район» в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Согласно письменному отзыву от **.**.**** просили дело рассмотреть в отсутствие их представителя.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства по делу, оценив их в совокупности с учетом требований статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В соответствии со ст. 42, 58 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности.
В силу ст. 75 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
Согласно ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Согласно ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" возмещение вреда, причиненного охотничьим ресурсам, осуществляется в добровольном порядке или в судебном порядке на основании утвержденных в соответствии с Федеральным законом "О животном мире" такс и методик исчисления ущерба, причиненного животному миру, а при их отсутствии - исходя из затрат на воспроизводство охотничьих ресурсов.
В силу ст. 12 Лесного кодекса РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляется проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от **.**.****, Устава ООО «ЛПК Ангара» ответчик является юридическим лицом, основным видом деятельности которого являются лесозаготовки.
Согласно договору аренды лесного участка № ** от **.**.**** Территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Северному лесничеству ответчику ООО «ЛПК Ангара» предоставлен во временное возмездное пользование лесной участок, находящийся в собственности Российской Федерации, площадью 42 407,50 га, с местоположением: <адрес> для использования в целях заготовки древесины при проведении рубок спелых и перестойных насаждений с возможным ежегодным отпуском ликвидной древесины – 80 тыс.куб.м, в том числе по хвойному хозяйству - 50,0 тыс.куб.м.
Заготовка древесины ведется в соответствии с проектом освоения лесов на 2014-2018 годы, переданных в аренду ООО «ЛПК Ангара» для заготовки древесины на территории Северного лесничества муниципального образования «Усть-Илимский район» Иркутской области.
Между тем, территория, в пределах которой осуществляется заготовка древесины ООО «ЛПК Ангара», является общедоступными охотничьими угодьями, средой обитания охотничьих ресурсов - животного мира.
Согласно сведениям Территориального отдела министерства лесного комплекса Иркутской области по Северному лесничеству № ** от **.**.**** о годовом количестве вырубленных гектаров леса по договору аренды лесного участка № ** от **.**.**** ООО «ЛПК Ангара» в 2013 году заготовлено древесины в объеме 65 360 куб.м на площади 360,4 га, в 2014 году – 13 925 куб.м на площади 67,2 га, в 2015 году – 40 270 куб.м на площади 189,8 га.
В соответствии с расчетом ущерба объектам животного мира, отнесенным к объектам охоты (охотничьим ресурсам), причиненного на площади лесных насаждений арендованных ООО «ЛПК Ангара», состав охотничьих ресурсов на территории Усть-Илимского района имеет следующий вид: лось, благородный олень, косуля, дикий северный олень, кабарга, кабан, соболь, белка, волк, горностай, заяц-беляк, заяц-русак, колонок, росомаха, рысь, лисица, глухарь, рябчик, тетерев, бородатая куропатка, белая куропатка, медведь, барсук, норка, выдра, ондатра.
Как видно из расчета, последний выполнен с применением Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утвержденной Приказом Минприроды РФ от 08.12.2011 № 948.
Согласно указанной Методике под ущербом понимается размер вреда при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов, навсегда или временно покинувших территорию обитания. Прямые потери – единовременная гибель, а также откочевка животных в результате уничтожения или нарушения их местообитаний.
Фактически на арендованном ответчиком лесном участке ведется заготовка древесины и ее вывоз, в связи с осуществлением которых, задействованы техника и технологические механизмы, что является очевидным фактом и доказыванию не подлежит.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в основе осуществления хозяйственной и иной деятельности органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающей воздействие на окружающую среду, лежит принцип платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
В силу ст. 4 указанного Федерального закона, животные и другие организмы, их генетический фонд являются объектами охраны окружающей среды от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности. Любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира.
В соответствии с п. п. 1, 7 Положения о службе по охране и использованию животного мира Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 10.07.2014 №335-ПП, служба является специально уполномоченным государственным органом по охране, контролю, регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания на территории области.
Из расчета ущерба следует, что размер причиненного в 2013-2015 годах вреда объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде его обитания в Усть-Илимском районе Иркутской области по договору аренды лесного участка № 91-22-5/9 от 04.05.2009 составляет 143 636,69 руб.
Статьей 22 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» установлено, что любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству.
Согласно информации Службы по охране и использованию животного мира Иркутской области ответчик ООО «ЛПК Ангара» по вопросу компенсации причиненного вреда объектам животного мира в добровольном порядке в Службу до настоящего времени не обращался.
Учитывая, что в соответствии со ст. 56 ГПК РФ ответчиком не представлено допустимых и достаточных доказательств того, что проведены конкретные виды мероприятия по охране объектов животного мира, ответчик самостоятельно не обращался в Службу по вопросу добровольного возмещения ущерба, причиненного окружающей среде, факт ущерба, причиненного ООО «ЛПК Ангара» окружающей среде в результате заготовки древесины и его размер подтверждаются представленными расчетами вреда охотничьим ресурсам на площади арендованных ООО «ЛПК Ангара» лесных насаждений в Усть-Илимском районе Иркутской области, суд приходит к выводу, что требования прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, о взыскании с ООО «ЛПК Ангара» ущерба, причиненного окружающей среде – животному миру и среде его обитания, являются законными и обоснованными, а потому подлежащими удовлетворению.
Доводы ответчика о незаконности применения истцом при расчете причиненного ущерба окружающему миру пересчетного коэффициента 0,75 суд находит несостоятельными по следующим основаниям.
Как было указано выше, расчет ущерба, причиненного объектам животного мира и среде их обитания в результате хозяйственной деятельности ООО «ЛПК Ангара», произведен с применением методики исчисления размера, причиненного охотничьим ресурсам, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 08.12.2011 № 948 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам» (далее - Методика).
Согласно п.п. «б» п. 2 Методики настоящая Методика применяется для исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, в том числе, вследствие нарушения или уничтожения среды обитания охотничьих ресурсов, если в результате такого нарушения охотничьи ресурсы навсегда (или временно) покинули территорию обитания, что повлекло их гибель, сокращение численности на данной территории, снижение продуктивности их популяций, а также репродуктивной функции отдельных особей.
Согласно подпункту "б" пункта 5 "Методики при расчете размера вреда при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов учитываются:
территория, в границах которой нанесен вред охотничьим ресурсам вследствие нарушения или уничтожения среды их обитания;
численность или плотность (показатель плотности) охотничьих ресурсов на территории воздействия, которая определяются на основании данных государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания (в случае, если воздействие на среду обитания охотничьих ресурсов оказано ранее, чем были предоставлены данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, используются данные государственного мониторинга на смежной территории со сходными ландшафтными и физико-географическим характеристиками);
допустимый объем добычи каждого вида ресурсов;
период, в течение которого наносится вред охотничьим ресурсам вследствие нарушения или уничтожения среды их обитания.
В соответствии с п. 6 Методики размер вреда при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов в отношении одного вида охотничьих ресурсов на территории воздействия (суммарный вред, причиненный одному виду охотничьих ресурсов от хозяйственной и иной деятельности на территории воздействия) исчисляется как сумма вреда одному виду охотничьих ресурсов по каждой территории воздействия (территория необратимой трансформации, территория сильного воздействия, территория среднего воздействия и территория слабого воздействия), где:
1 - пересчетный коэффициент для территории необратимой трансформации;
0,75 - пересчетный коэффициент для территории сильного воздействия;
0,5 - пересчетный коэффициент для территории среднего воздействия;
0,25 - пересчетный коэффициент для территории слабого воздействия.
При этом, территория необратимой трансформации характеризуется снижением численности и годовой продуктивности охотничьих ресурсов от 75 до 100%; территория сильного воздействия - снижением численности и годовой продуктивности охотничьих ресурсов от 50 до 74,9%; территория среднего воздействия - снижением численности и годовой продуктивности охотничьих ресурсов от 25 до 49,9%, территория слабого воздействия - снижением численности и годовой продуктивности охотничьих ресурсов от 0 до 24,9%.
Лесозаготовительная деятельность на территории Усть-Илимского района Иркутской области осуществлялась ООО «ЛПК Ангара» на основании договора аренды лесного участка № ** от **.**.**** в виде сплошных рубок лесных насаждений на арендуемых лесных участках.
В соответствии с ч. 3 ст. 17 Лесного кодекса РФ сплошными рубками признаются рубки, при которых на соответствующих землях или земельных участках вырубаются лесные насаждения с сохранением для воспроизводства лесов отдельных деревьев и кустарников или групп деревьев и кустарников.
При проведении расчета ущерба причиненного объектам животного мира и среде их обитания от хозяйственной деятельности ООО «ЛПК Ангара» применялся пересчетный коэффициент для территории сильного воздействия (0,75), поскольку в результате осуществления ответчиком сплошных рубок лесных насаждений среда обитания объектов животного мира уничтожается не окончательно (частично остаются семенные деревья, кустарники и подрост).
Территория трансформации утрачивает первоначальные свойства среды обитания не полностью, но на длительный срок, ухудшаются кормовые и защитные условия, нарушаются многолетние существующие миграционные пути диких животных, повышается доступность территории хищникам, вследствие чего дикие животные, которые обычны на данных территориях, навсегда или на длительное время покидают привычные участки обитания.
Таким образом, с учетом принципов природоохранного законодательства, презюмируется неизбежность негативного воздействия антропогенных факторов на среду обитания диких животных, критерии определения которого установлены законодательно, а также закрепляются научно-обоснованные категории воздействия.
Согласно ч. 3 ст. 36 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в целях организации рационального использования охотничьих ресурсов, сохранения охотничьих ресурсов и среды их обитания применяются данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания (далее - государственный мониторинг).
В силу ч. 1 ст. 36 Закона «Об охоте» государственный мониторинг представляет собой систему регулярных наблюдений за: численностью и распространением охотничьих ресурсов, размещением их в среде обитания, состоянием охотничьих ресурсов и динамикой их изменения по видам; состоянием среды обитания охотничьих ресурсов и охотничьих угодий.
Порядок осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных на территории Иркутской области определен приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 06.09.2010 № 344 «Об утверждении Порядка осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных».
Функции по осуществлению государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания возложены, согласно подпункту 13 пункта 7 постановления Правительства Иркутской области от 10.07.2014 N 335-пп на службу по охране и использованию животного мира Иркутской области. Служба осуществляет и функцию по подготовке расчета размера ущерба (вреда), нанесенного (причиненного) объектам животного мира и среде их обитания, что предусмотрено подпунктом 30 пункта 7 постановления Правительства Иркутской области от 1 0.07.2014 № 355-пп.
Основным методом учёта объектов животного мира, отнесённых к объектам охоты (охотничьих ресурсов) согласно приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.01.2012 № 1 «Об утверждении Методических указаний по осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания методом зимнего маршрутного учёта» является зимний маршрутный учёт (ЗМУ).
Числовые и видовые показатели плотности населения объектов животного мира, отнесённых к объектам охоты, на территории охотничьих угодий Усть-Илимского района Иркутской области, используемые в Расчёте, применены на основании Отчетов по проведению зимнего маршрутного учета численности охотничьих животных в Иркутской области в 2013-2015 годах. Данные отчеты Службы по охране и использованию животного мира Иркутской области являются официальной информацией о видовом составе и плотности объектов животного мира, отнесённых к объектам охоты, на территории охотничьих угодий Усть-Илимского района Иркутской области. При выполнении расчёта применены средние показатели плотности населения охотничьих ресурсов на территории охотничьих угодий Усть-Илимского района Иркутской области за 2013 - 2015 годы.
Установление общей численности объектов животного мира, отнесенных к охотничьим ресурсам, на всей территории охотничьих угодий Усть-Илимского района Иркутской области обусловлено тем, что учетные работы ведутся по определенным маршрутам, которые заведомо проходят в удалении от территорий антропогенного воздействия. Как правило, данные маршруты располагаются в местах с оптимальными кормовыми и защитными условиями обитания, с наибольшей плотностью населения объектов животного мира. Данные, полученные на основе проводимых учетных работ, экстраполируются на всю территорию охотничьих угодий Усть-Илимского района Иркутской области.
Кроме того, хозяйственная деятельность, связанная с рубками лесных насаждений, заставляет диких животных мигрировать с подверженных рубкам территорий. Таким образом, прослеживается тенденция увеличения (сохранения стабильного числа показателей) средней плотности населения охотничьих ресурсов в местах, где антропогенная нагрузка минимальна и существуют оптимальные кормовые и защитные условия обитания, что ошибочно ответчиком принимается за увеличения численности диких животных в целом.
При определении периода воздействия (лаг времени), используемых в Расчете, учитывается не только период непосредственного влияния антропогенных факторов на охотничьи ресурсы, но и время, в течение которого происходит восстановление среды их обитания, в связи с чем дикие животные возвращаются в ранее покинутые места обитания.
Поскольку различные виды диких животных в силу биологических особенностей по-разному реагируют на изменения среды их обитания, особенности восстанавливаемой кормовой базы и защитные функции лесных насаждений, для каждого вида существует свой временной промежуток (лаг времени) возврата в восстанавливаемую среду обитания.
В связи с чем суд приходит к выводу, что представленной истцом расчет размера причиненного ущерба, составленный Службой по охране и использованию животного мира Иркутской области, является обоснованным. При этом суд принимает во внимание, что Служба по охране и использованию животного мира Иркутской области является специально уполномоченным государственным органом по охране, надзору и регулированию использования объектов животного мира и среда их обитания на территории области. При этом у суда не имеется оснований не принимать сведения по результатам государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, приведенные в расчете специалиста службы, либо считать их недостоверными.
Довод ответчика об отсутствии вины в его действиях не может быть принят во внимание судом, поскольку Российской природоохранное законодательство допускает возникновение имущественной ответственности и за правомерные действия.
Доводы ответчика о том, что им в силу договора аренды от **.**.**** № ** уплачивается арендная плата, иные денежные выплаты при использовании лесных участков для заготовки древесины не предусмотрены, суд находит несостоятельными, поскольку ни положения ст. 606 ГК РФ, ни договор аренды, заключенный между ответчиком и агентством лесного хозяйства Иркутской области, не содержит сведений о том, что арендная плата либо ее часть вносится с целью возмещения вреда окружающей среде. Внесение арендной платы в соответствии с договором аренды не освобождает ООО «ЛПК Ангара» возместить причиненный ущерб окружающей среде в полном объеме в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 16, ст. 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды».
С учетом требований п. 6 ст. 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации сумма возмещения вреда подлежит взысканию с ответчика в бюджет муниципального образования «Усть-Илимский район».
В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. Размер государственной пошлины определяется согласно п.п. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации и по данному спору составляет 4 072,73 руб.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░ «░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░ ░░░░░░» ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ 2013 - 2015 ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ **.**.**** № ** ░ ░░░░░░░ 143 636 ░░░░░░ 69 ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░».
░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░-░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 4 072 ░░░░░ 73 ░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░