УИД № 57RS0022-01-2023-000380-69
Производство № 2-1689/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 мая 2023 года г. Орел
Заводской районный суд г. Орла в составе
председательствующего судьи Большаковой Ю.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кузнецовой Т.Н.,
с участием истца Фролова В.М.,
представителя ответчика Харченко Е.В., действующей на основании доверенности № 04 от 09.01.2023,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Фролова Владимира Михайловича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с работой в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на ЧАЭС,
установил:
Фролов Владимир Михайлович (далее – Фролов В.М., истец.), обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с работой в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на ЧАЭС. В обоснование заявленных требований указал, что 19 марта 2020 года обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работой в зоне с льготным социально-экономическим статусом, просив назначить пенсию с 02.04.2020, то есть даты достижения 57 лет. В назначении пенсии ответчиком было отказано, с указанием на то, что права на получение пенсии по старости на льготных условиях не имеется. В решении об отказе в назначении пенсии ответчик ссылался на то, что работа в период с 19.07.1995 г. по 01.06.1997 г. в АО «Орелагропромстрой» филиала «Орелагропромнеруд», с 02.06.1997 г. по 11.03.2001 г. в АО «Орелагропромстрой» филиала «Орелсельстройконструкция», с 12.03.2001 г. по 05.06.2003 г. в ДООО «Агростройдеталь» ОАО «Орелагропромстрой», не может быть включена в стаж с льготными условиями так как данные организации располагались по юридическому адресу: (адрес обезличен) Однако фактически во всех перечисленных организациях он работал мастером карьера «Горки» (адрес обезличен) с ежедневными выездами на место работы (карьер «Горки»). Полагает, что имеет право на досрочное назначение пенсии, так как в спорный период осуществлял трудовую деятельность на территории с льготным социально-экономическим статусом, в связи с чем просил суд признать за ним право на назначение пенсии по старости с уменьшением возраста в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»; обязать отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области назначить и производить ему выплату пенсии с 02 апреля 2020 года.
В судебном заседании истец Фролов В.М. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил суд требования удовлетворить.
Представитель ответчика – Харченко Е.В. в судебном заседании исковые требования не признала и просила суд отказать в их удовлетворении, поскольку период работы истца с зоне с льготным социально-экономическим статусом не подтвержден документально.
Выслушав объяснения участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Исходя из положений ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом; государственные пенсии устанавливаются законом.
Основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения регламентированы Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 4 указанного Федерального закона право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане, пострадавшие в результате радиационных техногенных катастроф.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Общие условия пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, установлены в ст. 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ) (далее – Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1), согласно которой гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях») по состоянию на 31.12.2018, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону «О страховых пенсиях». Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации») при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости – 10 лет).
Применительно к ст. 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ) следует учитывать статью 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в соответствии с которой право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Из ст. 34 приведенного выше Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 гражданам, постоянно проживающим на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Статьей 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 166-ФЗ также предусмотрено снижение общеустановленного пенсионного возраста в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения.
При определении права на пенсию со снижением пенсионного возраста в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» до 01.02.1998 применялся Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.1991 № 237-р; с 01.02.1998 – Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.1997 № 1582; с 21.10.2015 – Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 № 1074.
В соответствии с Перечнем населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденным распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 г. №237-Р, действовавшим до 01.02.1998 года, а также действующим Перечнем, утвержденным постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1997 г. №1582, населенный пункт - д. Горки, Шаховского с/с Кромского района Орловской области находится в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и поименован как зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 19.03.2020 истец Фролов В.М. обратился в орган Пенсионного фонда Российской Федерации с заявлением о назначении пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», однако истцу было отказано.
Отказывая Фролову В.М. в назначении пенсии досрочно, ответчик указал на то, что документально не подтвержден период работы истца в зоне с льготным социально-экономическим статусом, дающий право на получении льготной пенсии с учетом снижения пенсионного возраста, ввиду чего права на досрочное назначение пенсии ( по состоянию на 31.12.2018) не имеется. По представленным документам стаж на соответствующих видах работ составляет 06 лет 04 месяца 06 дней, что дает право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Закона от 28.12.2013г. по достижении возраста 58 лет.
Между тем в судебном заседании установлено и усматривается из трудовой книжки Фролова В.М., что в период времени с 19.07.1995 г. по 01.06.1997 г. он работал в АО «Орелагропромстрой» филиала «Орелагропромнеруд», принят на должность мастера карьера, уволен в связи с переводом в филиал «Орелсельстройконструкция», с 02.06.1997 г. по 11.03.2001 г. в АО «Орелагропромстрой» филиала «Орелсельстройконструкция», принят на должность матера карьера в связи с переводом из «Орелсельстройконструкция», уволен в связи с переводом в ДООО «Агростройдеталь» ОАО «Орелагропромстрой», с 12.03.2001 г. по 05.06.2003 г. в ДООО «Агростройдеталь» ОАО «Орелагропромстрой», принят на должность мастера карьера «Горки», уволен в связи с переводом в ООО «СУ-1 ОАО «Орелстрой».
Факт работы истца в спорные периоды в указанных организациях также подтверждается архивными справками.
Письмом Пенсионного органа истцу отказано в назначении пенсии в соответствии со ст. 34 Закона РФ «О социальной защите, граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», т.к. согласно учредительных документов, адрес организации: (адрес обезличен) а месторасположение карьера «Горки» не указано в документах, таким образом, работа на территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС не подтверждена документально.
Между тем, согласно справкам, выданным администрацией Шаховского сельского поселения, территория (адрес обезличен) и карьера, расположенного в (адрес обезличен) (адрес обезличен), относятся с 26 апреля 1986 года по настоящее время (время выдачи справки) загрязнена радиоактивными элементами вследствие аварии на Чернобыльской АЭС и относятся к зоне проживания с льготно-экономическим статусом.
Также прилагается карта-схема расположения деревни и карьера (адрес обезличен)
Допрошенные в судебном заседании свидетели К.В.И., А.Л.Ф. в судебном заседании также подтвердил факт работы истца в спорные период в карьере «Горки», который располагался на территории д. Горки. Карьер «Горки» всегда относился к предприятию «Орелсельстройконструкция», истец работал непосредственно в карьере, который находился на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, работники карьера получали компенсационные выплаты из казначейства за работу на загрязненной территории, организация подавала туда списки работающих. Свидетель К.В.И. также пояснил, что ему решением суда была назначена пенсия досрочно в связи с работой на указанном карьере.
Оснований не доверять показаниям свидетелей у суда не имеется, поскольку они объективно согласуются с письменными материалами дела. Свидетели предупреждались об уголовной ответственности за заведомо ложные показания.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно ст. 56 ч.1 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений.
В Определении Верховного Суда РФ от 04.06.2004 г. указано, что каких-либо ограничений в способах доказывания пенсионное законодательство не содержит и суд вправе принять во внимание любые средства доказывания, предусмотренные Гражданским процессуальным кодексом РФ, в том числе и показания свидетелей.
Таким образом, оценивая исследованные в судебном заседании доказательства, в их совокупности, суд приходит к выводу, что заявленные Фроловым В.М. требования подлежит удовлетворению, поскольку судом установлено, что в период с 1995 по 2003 год истец осуществлял трудовую деятельность в карьере «Горки», который находился в районе (адрес обезличен), что обусловливает его право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со статьей 34 Закона РФ «О социальной защите, граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на три года, поскольку с 26 апреля 1986 г. территория, на которой располагалось место работы истца, относилась к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в соответствии с распоряжением Правительства РСФСР №237-р от 28.12.91 г. и Постановлением Правительства РФ №1582 от 18.12.97 г.
Исходя из смысла указанных распоряжений Правительства, утвержден Перечень населенных пунктов, находившихся или находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, но не определены непосредственно границы таковых. Граница же зоны радиоактивного загрязнения, в свою очередь, не может абсолютно совпадать с административной границей того или иного населенного пункта, входящего в Перечень.
Расположение места работы истца, в данном случае, карьера «Горки», вне границ населенных пунктов, указанных в Перечнях, не может рассматриваться как безусловное обстоятельство, исключающее работу на загрязненной радиацией территории.
Несмотря на то, что место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации (ст. 54 ГК РФ), юридический адрес организации может не совпадать с местом ее фактического нахождения.
В связи с этим, довод представителя ответчика о том, что данное предприятие имело юридический адрес: (адрес обезличен), а место расположения карьера «Горки» не указано в документах и не отнесено к зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, согласно Перечней, утвержденных распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 года №237-р и постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 г. №1582, является несостоятельным и опровергается исследованными в судебном заседании доказательствами. Тогда как отказ ответчика ущемляет гарантированное Конституцией РФ право истца на социальное обеспечение по возрасту.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013 страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию, в связи с чем, пенсия истцу должна быть назначена с 02 апреля 2020 года.
В соответствии ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Учитывая данные положения закона, наличие доказательств, понесенных истцом судебных расходов, исходя из положений ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом удовлетворения исковых требований, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 300,00 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Фролова Владимира Михайловича к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии - удовлетворить.
Признать за Фроловым Владимиром Михайловичем, (дата обезличена) года рождения, паспорт (номер обезличен), право на назначение пенсии по старости с уменьшением возраста в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области назначить и производить выплату пенсии Фролову Владимиру Михайловичу, (дата обезличена) года рождения с 02 апреля 2020 года.
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области в пользу Фролова Владимира Михайловича расходы по оплате госпошлины в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного текста решения.
Решение в окончательной форме изготовлено 31 мая 2023 года.
Судья Ю.В. Большакова