Дело № 2-1430-2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 июля 2018 года г. Чебоксары
Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Мартьяновой А.В. при секретаре Афанасьевой Е.П., с участием истца Скамровой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Скамровой Натальи Александровны к ГУ- Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чебоксары Чувашской Республики- Чувашии об обязании включить в специальный страховой стаж периоды работы, назначении досрочной страховой пенсии по старости,
установил:
Скамрова Н.А. обратилась в суд с иском к ГУ – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии об обязании включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности преподавателя <данные изъяты>»;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности преподавателя в <данные изъяты>»;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности преподавателя <данные изъяты>
назначить досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Исковые требования мотивированы тем, что Скамрова Н.А. обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении ей страховой пенсии по старости. Решением от ДД.ММ.ГГГГ № ей отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы на дату обращения за пенсией. При этом в специальный стаж не были включены вышеуказанные спорные периоды работы. С решением ответчика не согласена, считает, что указанные спорные периоды неправомерно не включены в специальный стаж, поскольку она осуществляла педагогическую деятельность, в связи с чем полагает, что нарушены ее законные права и интересы.
В судебном заседании истец Скамрова Н.А. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, вновь привела их суду.
Представители ответчика ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии, 3-го лица ГАПОУ «Чебоксарский профессиональный колледж им.Н.В.Никольского» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, решен вопрос о рассмотрении дела без их участия.
Суд, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, материалы пенсионного дела истца, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 названного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 названной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30).
Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 №1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года №516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Подпунктом «м» пункта 1 Постановления Правительства от 16 июля 2014 года №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (действующим с 01.01.2015) установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года №1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года №463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления – для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Частью 3 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Положения части 4 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» и пункта 8 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 №1015 периоды работы и (или) иной деятельности, имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона «О страховых пенсиях», могут подтверждаться в порядке, установленном соответствующими нормативными правовыми актами, действовавшими в период выполнения работы и (или) иной деятельности.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Скамрова Н.А. обратилась к ответчику с письменным заявлением о досрочном назначении ей страховой пенсии по старости.
Решением ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ за № Скамровой Н.А. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» ввиду отсутствия требуемого специального стажа на дату обращения за пенсией, поскольку фактическая продолжительность специального стажа истца по подсчетам ответчика составила 23 года 1 месяц 19 дней, при требуемых в 25 лет.
При этом, в специальный стаж истца не были включены периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности преподавателя <данные изъяты>, поскольку работодателем индивидуальные сведения представлены без указания кода выслуги; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности преподавателя <данные изъяты>», <данные изъяты>», поскольку не выполняются условия, указанные в п. 14 Правил; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности преподавателя в <данные изъяты>», поскольку работодателем индивидуальные сведения представлены без указания кода выслуги; с 01.01.2017по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку сведения о страховом и специальном стаже отсутствуют на индивидуальном лицевом счете.
Истец просит обязать ответчика включить в специальный страховой стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности преподавателя <данные изъяты>
Однако работодатель представило в пенсионный орган индивидуальные сведения без указания кода выслуги, т.е. не подтвердил осуществление педагогической деятельности в этот период.
В соответствии с Порядком подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденным Приказом Минздрава и соцразвития РФ от31.03.2011 №258-н периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются:
- до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица- документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами;
- после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица – на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о необходимости отказать во включении в специальный страховой стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности преподавателя <данные изъяты>» в связи с неосуществлением педагогической деятельности.
Истец также просит обязать ответчика включить в специальный страховой стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности преподавателя <данные изъяты>
Из копии трудовой книжки истца, справки от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что Скамрова Н.А. работает в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ №-к) по день выдачи справки.
Из справки от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что на основании постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> является правопреемником <данные изъяты>
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ за № <данные изъяты> переименовано в <данные изъяты>
Для определения права на включение указанных спорных периодов в специальный стаж подлежит применению Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781, где в разделе «Наименование учреждений» предусматривается такой вид учреждения как «Образовательные учреждения среднего профессионального образования (средние специальные учебные заведения): колледжи и техникумы всех наименований», а в разделе наименование должности предусматривается должность «преподаватель».
Однако, согласно п. 14 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781 работа за период с 1 ноября 1999 г. в должностях, указанных в списке, в вечерних (сменных) общеобразовательных школах, открытых (сменных) общеобразовательных школах, в центрах образования, в вечерних (сменных) профессиональных училищах и в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) засчитывается в стаж работы при условии обучения в указанных учреждениях не менее 50 процентов детей в возрасте до 18 лет.
Из справки от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что в <данные изъяты> за период с января 2016 года по январь 2018 года количество обучающихся в возрасте до 18 лет составляло менее 50% от общего числа студентов.
При таких обстоятельствах, суд отказывает в удовлетворении исковых требований Скамровой Н.А. в части возложения на ответчика обязанности включить в специальный страховой стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности преподавателя <данные изъяты>
Истец Скамрова Н.А. также просит обязать ответчика включить в специальный страховой стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности преподавателя в <данные изъяты>
Как следует из материалов дела, Скамрова Н.А. работала в <данные изъяты> в должности преподавателя по внешнему совместительству с ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ №-к) по ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ №-к).
Для оценки пенсионных прав истца в указанный период также подлежит применению Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781, где в разделе «Наименование учреждений» предусматривается такой вид учреждения как «Образовательные учреждения среднего профессионального образования (средние специальные учебные заведения): колледжи всех наименований», а в разделе наименование должности предусматривается должность «преподаватель».
Однако, <данные изъяты> в силу положений п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» не является учреждением, работа в котором дает право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, в силу следующего.
В соответствии со ст. 123.21 ГК РФ учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с ГК РФ.
Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).
На основании п. 1 ст. 9 Федерального закона 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» частным учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
В силу п. 1 ст. 10 Закона «О некоммерческих организациях» автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, созданная в целях предоставления услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных сферах.
Автономная некоммерческая организация может быть создана в результате ее учреждения гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов. В случаях, предусмотренных федеральными законами, автономная некоммерческая организация может быть создана путем преобразования юридического лица другой организационно-правовой формы.
Имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями (учредителем), является собственностью автономной некоммерческой организации. Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют прав на имущество, переданное ими в собственность этой организации. Учредители не отвечают по обязательствам созданной ими автономной некоммерческой организации, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей.
Автономная некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых создана указанная организация
На основании п. 17 Постановления Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.
Согласно уставу <данные изъяты> является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме «автономная некоммерческая организация», форма собственности – частная.
Применительно к п. 3 ст. 50 ГК РФ, п. 3 ст. 2 Закона «О некоммерческих организациях» учреждение и автономная некоммерческая организация являются двумя самостоятельными формами некоммерческих организаций.
Правовое положение юридического лица, созданного в организационно-правовой форме автономной некоммерческой организации, в силу закона имеет существенное отличие от правового положения учреждения.
Исходя из норм ст. ст. 296 - 298 ГК РФ, частное учреждение владеет имуществом не праве оперативного управления; вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его уставе, при этом доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение частного учреждения.
Автономная некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых создана указанная организация; владеет имуществом на праве собственности.
Таким образом, автономная некоммерческая организация самостоятельно осуществляет деятельность, предусмотренную уставом, находится на самофинансировании.
Согласно положениям представленного суду Устава данная организация помимо оказания образовательных услуг вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения целей, ради которых она создана.
Лицензия на право осуществления образовательной деятельности выдана <данные изъяты> а в последующем АНО <данные изъяты> как автономной некоммерческой организации.
Кроме этого, необходимо учитывать, что по смыслу пенсионного законодательства основным критерием для назначения льготной пенсии по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» является непосредственное осуществление педагогической деятельности, которая помимо преподавательской предполагает осуществление и воспитательной работы с обучающимися, что является составной частью педагогической деятельности и сопровождается повышенными эмоциональными, психологическими нагрузками, то есть теми негативными факторами, которые имеют место при осуществлении педагогической деятельности именно с детьми, и положены законодателем в основу дифференцированного подхода к пенсионному обучению граждан, осуществляющих педагогическую деятельность, при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях.
Применительно к изложенному, <данные изъяты> являясь автономной некоммерческой организацией, не может быть отнесена к учреждениям, в связи с чем работа истца в данном учебном заведении не дает право на досрочную пенсию по старости.
При таких обстоятельствах, суд отказывает в удовлетворении заявленных исковых требований Скамровой Н.А. в части возложения на пенсионный орган обязанности по включению в подсчет ее специального стажа периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности преподавателя в <данные изъяты>
Истцом также заявлено требование о возложении на ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ в г. Чебоксары ЧР – Чувашии обязанности по назначению досрочной страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии ч. 1 ст. 22 Федерального закон от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Поскольку суд в удовлетворении исковых требований о включении в специальный страховой стаж Скамровой Н.А. периодов работы отказал, у нее отсутствует необходимый 25-ти летний специальный страховой стаж и на ДД.ММ.ГГГГ и на дату вынесения судом решения, что является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований в части назначении пенсии.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Скамровой Натальи Александровны к ГУ- Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Чувашской Республики- Чувашии об обязании включить в специальный страховой стаж периоды работы:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности преподавателя <данные изъяты>
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности преподавателя <данные изъяты>
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности преподавателя в <данные изъяты>»;
назначить досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Чувашской Республики через Калининский районный суд г. Чебоксары в месячный срок со дня составления мотивированного решения суда. Мотивированное решение составлено 30.07.2018.
Судья А.В.Мартьянова