№12-582/2022
Р Е Ш Е Н И Е
22 июня 2022 года г. Оренбург
Ленинский районный суд г.Оренбурга в составе председательствующего судьи Пименовой О.А.,
при секретаре Захаровой И.Ю.,
с участием:
лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Васильевой О.А.,
защитника Валявиной Н.Г.,
должностного лица Е.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобы Васильевой О. А. на постановления Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования N от ..., N от ... по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст.8.21 КоАП РФ, ст.8.1 КоАП РФ, в отношении должностного лица ... Васильевой О. А.,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, ведущего специалиста-эксперта межрегионального Медногорского отела государственного экологического надзора Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Е.Д. N от ... должностное лицо ...» (далее ООО «...») Васильева О.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.21 КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, ведущего специалиста-эксперта межрегионального Медногорского отела государственного экологического надзора Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования О.С. N от ... должностное лицо ...» Васильева О.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде предупреждения.
Не согласившись с указанными постановлениями, Васильева О.А. обратилась с жалобами в суд, в которых просила постановления отменить, производство по делам прекратить.
В соответствии с ч. 6 ст. 4.4 КоАП РФ, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статьи) раздела II настоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания за совершение указанных административных правонарушений применяются правила назначения административного наказания, предусмотренные частями 2 - 4 настоящей статьи.
Учитывая положения ст. 4.4 КоАП РФ жалобы Васильевой О.А. объединены в одно производство.
В судебном заседании лицо, в отношении которого ведется производство по делу, Васильева О.А. поддержала доводы жалоб, просила постановления отменить, производство по делам прекратить.
Защитник Валявина Н.Г., действующая на основании доверенности, позицию Васильевой О.А. поддержала, просила постановления отменить, производство по делам прекратить.
Должностное лицо Е.Д. с доводами жалобы не согласился, просил в удовлетворении жалобы отказать, постановление оставить без изменения.
Должностное лицо О.С. в судебное заседание не явилась.
Изучив материалы дел об административном правонарушении, доводы жалоб, заслушав объяснения участников процесса, суд приходит к следующему.
В силу требований статьи 30.9 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано в районный суд. Рассмотрение и разрешение такой жалобы осуществляется судом в порядке и в сроки, установленные статьями 30.2 - 30.8 КоАП РФ. В соответствии с положениями пункта 8 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с положениями статьи 26.1 КоАП РФ виновность привлекаемого к ответственности лица в совершении административного правонарушения относится к числу обстоятельств, подлежащих выяснению при рассмотрении дела об административном правонарушении.
Согласно пункту 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Частью 1 ст. 8.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, образует несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при осуществлении деятельности, связанной с негативным воздействием на атмосферный воздух.
Федеральным законом от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» регулируются отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 96-ФЗ от 04 мая 1999 года «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС), проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
Инвентаризация стационарных источников на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вводимых в эксплуатацию, проводится не позднее чем через два года после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов. Корректировка данных инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух осуществляется в случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящих к изменению состава, объема или массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обнаружения несоответствия между выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух и данными последней инвентаризации, изменения требований к порядку проведения инвентаризации, а также в случаях, определенных правилами эксплуатации установок очистки газа (ч.3 ст. 22 ФЗ-96).
Согласно ч.1 ст. 4.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории: объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории; объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории; объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории; объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории.
В соответствии с ч.ч. 1,2 ст. 22 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды.
Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов производится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, планирующими строительство объектов I и II категорий (при проведении оценки воздействия на окружающую среду), а также осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории.
В соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, в том числе обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
Из положений статьи 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» следует, что выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
В соответствии с положениями ч.1,2 ст. 12 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются: предельно допустимые выбросы; предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух; технологические нормативы выбросов; технические нормативы выбросов.
Предельно допустимые выбросы определяются в отношении загрязняющих веществ, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников расчетным путем на основе нормативов качества атмосферного воздуха с учетом фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха.
Порядок разработки предельно допустимых выбросов (за исключением радиоактивных веществ) для стационарных источников, временно разрешенных выбросов (за исключением радиоактивных веществ) для стационарных источников, предельно допустимых нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух, а также порядок получения, продления и переоформления разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - разрешение на выбросы) для объектов хозяйственной и (или) иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - объект), отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к объектам I категории по уровню воздействия на окружающую среду (далее - категория) утвержден Постановлением Правительства РФ от 09 декабря 2020 года №2055.
Согласно указанному Порядку под предельно допустимыми выбросами понимаются - предельно допустимые выбросы, используемые в Федеральном законе «Об охране атмосферного воздуха», а также нормативы допустимых выбросов, указанные в Федеральном законе «Об охране окружающей среды».
Нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух определяются в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ (п.6 Порядка №2055).
Согласно п. 11,12 указанного Порядка разработка (расчет) нормативов допустимых выбросов обеспечивается юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющими стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении планируемых в целях строительства, строящихся, вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов) и отчета о результатах инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов).
Для объектов, за исключением объектов, получающих комплексное экологическое разрешение объектов I и II категорий, нормативы допустимых выбросов подлежат изменению в следующих случаях:
а) изменения на объекте технологических процессов и (или) режимов работы технологического оборудования и установок очистки газа, включая ввод в эксплуатацию (вывод из эксплуатации) технологического оборудования, осуществляющего выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
б) 2 и более превышения более чем на 25 процентов показателей максимальных разовых выбросов по конкретному веществу на объекте, установленных по результатам производственного экологического контроля или государственного экологического надзора, или изменения более чем на 10 процентов показателей суммарных годовых (валовых) показателей выбросов от объекта либо возникновения в выбросах от объекта ранее не учтенных выбросов веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды.
Согласно п.п.16-19 постановления Правительства Российской Федерации от 09 декабря 2020 г. № 2055 для получения разрешения на выбросы юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, представляют в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности заявление об установлении нормативов допустимых выбросов.
С 1 января 2019 года вступили в силу положения Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которыми в Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» внесены изменения в части нормирования в области охраны окружающей среды, включая технологическое нормирование исходя из технологических показателей НДТ.
Юридическими лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, разрабатываются технологические нормативы - нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, нормативы допустимых физических воздействий, которые устанавливаются на основе технологических показателей, не превышающих технологические показатели НДТ.
Согласно пункту 1 статьи 11 Закона № 219-ФЗ разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - разрешения и документы), полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.
Частью 1 ст. 31.1 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение.
Согласно п. 1.1 статьи 11 Закона № 219-ФЗ, с 1 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи, допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи.
Разрешениями устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ (далее - нормативы допустимых выбросов), нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ (далее - нормативы допустимых сбросов) для стационарных источников загрязнения окружающей среды, при соблюдении которых обеспечиваются требования в области охраны окружающей среды. При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов устанавливаются лимиты на выбросы загрязняющих веществ и лимиты на сбросы загрязняющих веществ (далее - лимиты на выбросы и сбросы), действующие в период реализации планов снижения выбросов загрязняющих веществ и планов снижения сбросов загрязняющих веществ (далее - планы снижения выбросов и сбросов), с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и нормативов допустимых сбросов. Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Согласно п. 6 статьи 11 Закона № 219-ФЗ (в ред. на день совершения административного правонарушения) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, включенных в утвержденный уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечень объектов, обязаны обратиться в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти с заявкой на получение комплексного экологического разрешения в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2022 года включительно. В указанный перечень включается до трехсот объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет не менее чем 60 процентов.
Приказом Минприроды России от 18.04.2018 № 154 утвержден Перечень объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, относящихся к I категории, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет не менее чем 60 процентов.
В указанный Перечень включен Медногорский медно-серный комбинат под номером 53-0156-000020-П.
Согласно п.1 постановления Правительства РФ от 12 марта 2022 года №353 (ред. от 07.06.2022) «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году» срок, до которого в соответствии с частью 6 статьи 11 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» должны быть поданы заявки на получение комплексного экологического разрешения для объектов, включенных в перечень объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, относящихся к I категории, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет не менее чем 60 процентов, переносится с 31 декабря 2022 года на 31 декабря 2024 года.
Согласно п. 10 ст. 31.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ, комплексное экологическое разрешение содержит, кроме прочего, нормативы допустимых выбросов, сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах загрязняющих веществ, сбросах загрязняющих веществ.
Согласно п. 11 ст. 31.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ, комплексное экологическое разрешение, выдаваемое для осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, где реализуются программы повышения экологической эффективности, дополнительно может содержать временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы.
Согласно ст. 8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ образуют деяния (действия или бездействие), заключающиеся в несоблюдении экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.
Постановлением Правительства РФ от 16 мая 2016 года №422 утверждены Правила разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, согласно которым применение методики расчета допускается после ее включения в перечень методик расчета.
Методики расчета разрабатываются юридическими и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями (далее - разработчик), и включают алгоритм расчета выбросов и формулы расчета величин выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников.
Формирование и ведение перечня методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - перечень методик расчета) осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в установленном им порядке.
В соответствии с Приказом Минприроды России от 31 июля 2018 года №341 «Об утверждении Порядка формирования и ведения перечня методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками» перечень является открытым и общедоступным.
Согласно п.3 Приказа Минприроды России от 07 августа 2018 года №352 (действующего до 01 марта 2022 года) «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки» при проведении инвентаризации выбросов выявляются и учитываются все стационарные ИЗАВ, устанавливаются их характеристики, а также определяются количественные и качественные показатели выбросов из всех стационарных источников выбросов, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) или находятся на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (далее - объект ОНВ), систематизируются и документируются полученные результаты.
При проведении инвентаризации выбросов: обследуется территория объекта ОНВ, анализируется проектная документация объекта ОНВ, виды деятельности (технологии производства), данные предыдущей инвентаризации выбросов, результаты производственного экологического контроля и государственного экологического надзора за период действия предыдущей инвентаризации выбросов; определяются сооружения, технические устройства, оборудование, технологические или иные процессы, являющиеся источниками образования и выделения загрязняющих веществ (далее - источники выделения, ИВ), и выявляются все ИЗАВ, из которых непосредственно в атмосферный воздух поступает поток газа, содержащий загрязняющие вещества; систематизируются сведения о пространственном размещении ИЗАВ на объекте ОНВ; изучаются состояние и условия эксплуатации установок очистки газа (далее - газоочистные установки, ГОУ); устанавливаются типы (организованный, неорганизованный), виды (точечный, линейный, площадной), наименование (труба, вентшахта, аэрационный фонарь, дефлектор, свеча и другие) и геометрические характеристики ИЗАВ (длина, ширина, высота, при наличие устья - вид и размеры устья источника); определяются координаты стационарных ИЗАВ; определяются показатели выбросов, в том числе устанавливается качественный и количественный состав выбросов с учетом всех загрязняющих веществ, которые могут образоваться, выделиться и поступить в атмосферный воздух (перечень ЗВ и их концентрации), а также определяются показатели отходящих газов (скорость, температура, давление, влажность, плотность, объемный расход и мощность выброса); документируются результаты инвентаризации выбросов (п.6 Приказа №352).
В соответствии с п.42-45 Приказа Минприроды №352 от 07 августа 2018 года корректировка данных инвентаризации выбросов объекта ОНВ осуществляется в то числе случае изменения технологических процессов и (или) режимов работы технологического оборудования и ГОУ, включая установку (оснащение) ГОУ на ИЗАВ, ввод в эксплуатацию или ликвидацию ИЗАВ; замена технологического оборудования и (или) сырья, материалов, топливно-энергетических ресурсов, приводящая к изменению состава, объема и (или) массы выбросов; изменение законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, связанные с инвентаризацией выбросов.
В случае изменения объема и (или) массы выбросов, а также в случае выявления несоответствия между показателями выбросов и данными утвержденной инвентаризации выбросов, корректировка инвентаризации выбросов обязательна, если фактические показатели выбросов конкретного источника выбросов по конкретному веществу превышают более чем на 25% соответствующие максимальные разовые показатели выброса или фактические показатели выбросов объекта ОНВ превышают более чем на 10% суммарные годовые (валовые) показатели, соответствующие нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, установленным для данного объекта ОНВ в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды (технологическим нормативам выбросов, предельно допустимым выбросам, временно согласованным выбросам или временно разрешенным выбросам).
При возникновении обстоятельств, указанных в пунктах 42 и 43 настоящего Порядка, хозяйствующий субъект вправе принять решение и провести новую инвентаризацию выбросов.
Корректировка данных инвентаризации выбросов проводится не позднее одного года со дня возникновения обстоятельств, указанных в пункте 42 настоящего Порядка. Для случаев, указанных в пункте 43 настоящего Порядка, необходима также подготовка предложений для разработки новых нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для данного объекта ОНВ в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
Из материалов дела следует, на основании решения Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования N-Р от ..., в период с ... по ... в отношении ООО «...» проведена внеплановая выездная проверка соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды на объектах 1 категории, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС) и расположенных в городах-участках федерального проекта «...» национального проекта «...».
В ходе проведения административного расследования установлено следующее.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ООО «...» является юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность с ....
ООО «...» осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом, утвержденным решением единственного учредителя ООО «...» от ....
Согласно Уставу ООО «...», основным видом деятельности является производство меди.
ООО «...» расположено ...
ООО «...» включает в себя следующие цеха и подразделения, имеющие источники загрязнения атмосферного воздуха: медеплавильный цех; цех серной кислоты; железнодорожный цех; энергоцех; цех контрольно-измерительных приборов и автоматики; управление контроля продукции; цех капитальных ремонтов.
Объект ООО «...» относится к 1 классу опасности – производство по выплавке цветных металлов непосредственно из руд и концентратов.
Согласно свидетельству № N объект ООО «...» поставлен на государственный учет в федеральный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду ....
В ... году обществом проведена инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, выявлено 199 источников выбросов вредных веществ в атмосферу.
... Управлением Росприроднадзора по Оренбургской области ООО «...» выдано разрешение N на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, действует с ... по ....
На основании установленных нормативов и приказа №N от ... Управлением Росприроднадзора по Оренбургской области ООО «...» выдано разрешение N на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сроком действия с ... по ..., постановлением Правительства Российской Федерации N от ... срок действия разрешения продлен до ....
В ... году ООО «...» проведена корректировка инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в связи с вводом в эксплуатацию новых производственных объектов и изменениями в производственной структуре и технологии в действующих цехах и подразделениях предприятия, а также в связи с истечением срока действия предыдущей инвентаризации.
По результатам инвентаризации, утвержденной генеральным директором ООО ...» И.И. ..., выявлено 274 действующих источников загрязнения атмосферного воздуха, суммарный валовый выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух которых составил 9214,119055 т/год.
Как установлено должностным лицом в ходе выездной проверки ООО «...» в период с ... года по настоящее время, часть источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух были ликвидированы, а часть источников выбросов введены в эксплуатацию.
Разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух на такие источники выбросов получено обществом не было.
Приказом ООО «...» N от ... Васильева О.А. назначена на должность заместителя генерального директора по экологической безопасности.
Согласно п. 2.1.4 должностной инструкции заместителя генерального директора по экологической безопасности Васильева О.А. обязана осуществлять контроль за: соблюдением экологического законодательства, правил, норм, инструкций, приказов и указаний в области охраны окружающей среды, соблюдение норм предельно допустимых выбросов в атмосферу, правильностью обращения с отходами производства и потребления на предприятии и др. Обязана обеспечивать контроль за проведением мероприятий по своевременной подготовке необходимой разрешительной документации.
Основанием для привлечения должностного лица – заместителя генерального директора по экологической безопасности Васильевой О.А. к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.8.21 КоАП РФ, послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении от ... выводы о том, что ею как должностным лицом, ответственным за организацию природоохранной деятельности, допущено осуществление деятельности на объекте I категории НВОС «...» в отсутствие комплексного экологического разрешения.
Между тем, привлекая Васильеву О.А. к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.8.21 КоАП РФ, в постановлении должностное лицо указало, что Васильева О.А. допустила осуществление деятельности на объекте I категории НВОС «...» в отсутствие не только комплексного экологического разрешения, но и утвержденных нормативов допустимых выбросов и разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух.
Указание в постановлении на осуществление деятельности на объекте I категории НВОС «...» в отсутствии утвержденных нормативов допустимых выбросов и разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух является излишне вмененным, а потому подлежит исключению из обвинения.
Между тем, вывод должностного лица об осуществлении деятельности на объекте I категории НВОС «...» в отсутствии комплексного экологического разрешения, также не основан на нормах права.
Как указано выше срок, до которого должны быть поданы заявки на получение комплексного экологического разрешения для объектов, включенных в перечень объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, относящихся к I категории, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет не менее чем 60 процентов, переносится с ... на ....
Таким образом, до указанной даты у общества отсутствует обязанность по получению комплексного экологического разрешения.
В соответствии со ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Статьей 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Учитывая изложенное, постановление N от ... по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.21 КоАП РФ, в отношении должностного лица заместителя генерального директора по экологической безопасности Васильевой О.А. – подлежит отмене, производство по делу прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Кроме того, должностным лицом установлено, что инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух проведена в соответствии с нормативными документами: Федеральным законом №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ГОСТ 17.2.3.02-2014, Приказом Минприроды России №352 от 07.08.2018 года, Приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 13 августа 2009 года №364 «Об утверждении норм естественной убыли нефтепродуктов при хранении», СанПиН 1.2.3685-21 и ряда других нормативных и методических документов, ряд из которых утратили силу.
Так, Приказом Росстандарта от 08 октября 2019 года №888-ст «Об утверждении национального стандарта Российской Федерации» применение на территории Российской Федерации межгосударственного стандарта ГОСТ 17.2.3.02-2014 "Правила установления допустимых выбросов загрязняющих веществ промышленными предприятиями" в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2020 года прекращено, в связи с утверждением и введением в действие нового стандарта ГОСТ Р 58577-2019 «Национальный стандарт Российской Федерации. Правила установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ проектируемыми и действующими хозяйствующими субъектами и методы определения этих нормативов».
Приказом Минэнерго России от 16 апреля 2018 года №281 «Об утверждении норм естественной убыли нефтепродуктов при хранении» Приказ Минэнерго России от 13 августа 2009 года №364 «Об утверждении норм естественной убыли нефтепродуктов при хранении» утратил силу с 20 августа 2018 года.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года №2 постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22декабря 2017 года №165 утратило силу с 01 марта 2021 года, и утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"
В ходе проведения проверки указанные нарушения были устранены, путем проведении корректировки отчета по инвентаризации.
Кроме того, выявлено, что в инвентаризации, утвержденной ... у источников загрязнения атмосферного воздуха N, N тип источника был указан - неорганизованный источник, в то время как указанные источники загрязнения являются - организованными источниками.
Как установлено должностным лицом в ходе выездной проверки ООО «...» в период с ... года по настоящее время, часть источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух были ликвидированы, а часть источников выбросов выведены в эксплуатацию.
В связи с чем, должностным лицом в протоколе по делу об административном правонарушении указано, что Васильева О.А. не организовала проведение корректировки инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников.
Также в ходе проверки было выявлено, что источник выбросов N (труба диаметром 0,5м.), через который в атмосферный воздух выбрасывается негашеная известь выходит из цеха через отверстие в потолке, при этом диаметр данного отверстия больше чем диаметр указанной трубы, вследствии чего в атмосферный воздух возможен выброс нормативного количества загрязняющего вещества.
Выявлено, что источник N является совокупностью точечных источников, общеобменный (крышные вентиляторы) в количестве 6 единиц, иные крышные отверстия согласно инвентаризации источников выбросов отсутствуют. При осмотре выявлено наличие 3-х единиц сквозных отверстий, через которые возможен выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
При осмотре отделения очистки промстоков от мышьяка установлены, 2 единицы источников, являющихся продувными свечами ГРПШ, в то время как в инвентаризации указана 1 единица продувочной свечи ГРПШ.
При осмотре источников N, N установлено, что места отбора проб оборудованы с нарушением требований ГОСТ 17.2.4.06-90 «Охрана природы. Атмосфера. Методы определения скорости и расхода газопылевых протоков, исходящих от стационарных, источников загрязнения», согласно которым минимальная длина прямоугольного участка газохода должна составлять не менее 4-5 эквивалентных диаметров, если условие минимальной длины не может быть обеспечено, то следует увеличить количество точек измерений в два раза. Места измерений должны быть выполнены таким образом, чтобы как можно меньше были нарушены поверхностные слои газохода.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Васильевой О.А. к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ.
Должностным лицом Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования вменяются должностному лицу генеральному директору по экологической безопасности ООО «...» Васильевой О.А. нарушение Федерального закона «Об охране окружающей среды», Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», Приказа Минприроды №352 от 07 августа 2018 года «Об утверждении порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух», постановления Правительства РФ №2055 от 09 декабря 2020 года, а именно:
- не проведение корректировки инвентаризации в соответствии изменением законодательства по инвентаризации, а именно в соответствии с новым стандартом ГОСТ Р 58577-2019;
- использование при проведении инвентаризации Приказа Минприроды энергетики России №364 от 13 августа 2009 года, который утратил силу 20 августа 2018 года;
- использование в инвентаризации источников и выбросов загрязняющих веществ ООО «...», утвержденной ... года, наименований загрязняющих веществ, в соответствии с постановлением Правительства №165 от 22 декабря 2017 года «Об утверждении гигиенических нормативов ГН 2.1.6.3492-17 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений», утратившего силу;
- использование в расчете выбросов в инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух ООО «...», утвержденной ..., тип источников N, N - неограниченный источник;
- в период с ... по ... не поведение корректировки инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников для объекта ООО «...», в связи с выводом/вводом источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
- ... по ... осуществление деятельности на объекте 1 категории НВОС «...», в отсутствие утвержденных нормативов допустимых выбросов;
- отсутствие контроля за оборудованием источника N, через который выбрасывается в атмосферный воздух негашеная известь;
- отсутствие контроля за данными по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в отношении источника N. Источник является совокупностью точечных источников, общеобменный (крышные вентиляторы) в количестве 6 единиц. Иные крышные отверстия отсутствуют;
- отсутствие контроля по инвентаризации выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а именно указана 1 единица продувочной свечи ГРПШ, а выявлено 2 единицы продувочной свечи ГРПШ;
- отсутствие контроля за работой по оборудованию источников N, N в соответствии с ГОСТ 17.2.4.06-90.
Суд не может согласиться с выводом должностного лица контрольного органа о том, что Васильева О.А. ... по ... допустила осуществление деятельности на объекте 1 категории НВОС «...», в отсутствие утвержденных нормативов допустимых выбросов, поскольку данные обстоятельства являются предметом доказывания по ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ, производство по которому подлежит прекращению, следовательно, данный вывод подлежит исключению из обвинения по ст.8.1 КоАП РФ.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, в виду устранения нарушений в ходе проведения выездной проверки, суд признает необоснованными, данные обстоятельства были учтены должностным лицом при назначении наказания.
Между тем, иные выявленные в ходе проведения проверки нарушения действующего законодательства, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, и виновность Васильевой О.А. подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно: протоколом об административном правонарушением N от ...; определением о возбуждении дела об административном правонарушении; учредительными документами общества; протоколами осмотра и отбора проб; постановлением N от ...; и другими представленными в материалы дела доказательствами.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что Васильева О.А. обоснованно привлечена к административной ответственности, ее действия правильно квалифицированы по статье 8.1 КоАП РФ.
Оснований для освобождения Васильевой О.А. от административной ответственности не усматривается.
Основания для прекращения производства по делу об административном, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ, отсутствуют, поскольку имеющаяся в материалах дела совокупность доказательств подтверждает факт совершения Васильевой О.А. административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении и установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
В связи с изложенным постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, ведущего специалиста-эксперта межрегионального Медногорского отела государственного экологического надзора Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования О.С. N от ... подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
жалобу Васильевой О. А. на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, ведущего специалиста-эксперта межрегионального Медногорского отела государственного экологического надзора Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Е.Д. N от ... по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.21 КоАП РФ– удовлетворить, постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, ведущего специалиста-эксперта межрегионального Медногорского отела государственного экологического надзора Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Е.Д. N от ... по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.21 КоАП РФ, в отношении должностного лица заместителя ...» Васильевой О. А. – отменить, производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, ведущего специалиста-эксперта межрегионального Медногорского отела государственного экологического надзора Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования О.С. N от ... по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.1 КоАП РФ, в отношении должностного лица ...» - Васильевой О. А.- оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение 10 суток через Ленинский районный суд г. Оренбурга со дня получения копии решения.
Судья: подпись О.А. Пименова
Копия верна. Судья:
Секретарь: