Решение по делу № 33-6143/2022 от 30.08.2022

Судья     Шибакова Т.А. Дело №11RS0010-01-2022-000280-05

(№2-2-409/2022 г.)

(№33-6143/2022 г.)        

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,

судей Жуковской С.В. и Щелканова М.В.

при секретаре Микушевой А.И.

рассмотрела в судебном заседании 5 сентября 2022 года в г.Сыктывкаре Республики Коми гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Эжвинского района МОГО «Сыктывкар» на решение Эжвинского районного суда г.Сыктывкара Республики Коми от 3 июня 2022 года, по которому

исковые требования прокурора Эжвинского района г. Сыктывкара удовлетворены;

признано право муниципальной собственности муниципального образования городского округа «Сыктывкар» на объекты недвижимого имущества – автомобильные дороги общего пользования местного значения с кадастровыми номерами <Номер обезличен> (<Адрес обезличен>) и <Номер обезличен> (<Адрес обезличен>).

Заслушав доклад судьи Тепляковой Е.Л., объяснения Шаньгина В.А. - представителя администрации Эжвинского района муниципального образования городского округа «Сыктывкар», прокурора Елфимовой О.С., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Эжвинского района г. Сыктывкара в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Эжвинского района муниципального образования городского округа «Сыктывкар» (далее - администрация Эжвинского района МОГО «Сыктывкар») о признании (с учетом уточнения требований - л.д.68-69) права муниципальной собственности за администрацией Эжвинского района МОГО «Сыктывкар» на автомобильные дороги общего пользования местного значения с кадастровыми номерами <Номер обезличен> (<Адрес обезличен>) и <Номер обезличен> (<Адрес обезличен>), указав в обоснование требований, что в ходе проведенной прокуратурой Эжвинского района г. Сыктывкара по обращению ФИО8 проверки исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения установлено, что дорога, ведущая в микрорайон <Адрес обезличен> в реестре муниципальной собственности муниципального образования городского округа «Сыктывкар» не значится, соответственно, обязанность по ремонту и содержанию данной дороги ни на кого не возложена; во исполнение решения Эжвинского районного суда г. Сыктывкара от 11 мая 2017 года автомобильная дорога общего пользования местного значения по <Адрес обезличен> с кадастровым номером <Номер обезличен> принята <Дата обезличена> на учет как бесхозяйный объект недвижимости. С 2017 года администрация Эжвинского района МОГО «Сыктывкар» не принимает действий по оформлению права муниципальной собственности на автомобильную дорогу, в связи с чем дорога не состоит в реестре муниципальной собственности, ее ремонт и содержание администрацией Эжвинского района МОГО «Сыктывкар» надлежащим образом не обеспечиваются, что приводит к нарушению требований по безопасности дорожного движения. <Адрес обезличен> в микрорайоне <Адрес обезличен> предназначены и используются для движения транспортных средств, как жителей микрорайона, так и неограниченного круга лиц, проезда транспортных средств экстренных служб. Бездействие органа местного самоуправления по непринятию мер, направленных на постановку на муниципальный баланс данной дороги, которая используется неопределенным кругом лиц, свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления возложенных на него обязанностей.

В ходе рассмотрения дела прокурор заявленные требования поддержал.

Представитель ответчика администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» с заявленными требованиями не согласился.

Представитель ЭМУП «Жилкомхоз», привлеченного судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в суд не явился, и дело рассмотрено в его отсутствие.

Суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» не согласна с решением суда и просит его отменить в связи с нарушением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу прокурор просит оставить решение суда без изменения, отклонив доводы жалобы.

Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.

Проверив законность и обоснованность решения суда в порядке частей 1 и 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и в обжалуемой части, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для её удовлетворения не усматривает.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в соответствии со статьями 13,15 Закона Республики Коми от 6 марта 2006 года №13-РЗ «Об административно-территориальном устройстве Республики Коми» и статьей 53 Устава муниципального образования городского округа «Сыктывкар» в состав административно-территориального образования – города республиканского значения Сыктывкара входят: город республиканского значения Сыктывкар с прилегающей территорией, Эжвинский район г.Сыктывкара, а также ряд поселков с подчиненными ему территориями; в состав административной территории - Эжвинского района города Сыктывкара входят Эжвинский район города Сыктывкара и прилегающие к нему земли; Эжвинский район МОГО «Сыктывкар» - часть территории города, выделенная в целях рациональной организации управления городским хозяйством, улучшения обслуживания населения и приближения органов местного самоуправления в муниципальном образовании к населению; в состав территории Эжвинского района г.Сыктывкара входят микрорайоны: первый, второй, третий, третий «а», четвертый, четвертый «а», пятый, пятый «а», ВДП, Строитель, четвертый квартал, местечки Радиоцентр и Емваль с прилегающими к ним землями.

Согласно постановлению главы администрации МОГО «Сыктывкар» от 31 декабря 2008 года <Номер обезличен> «Об утверждении перечней автомобильных дорог общего пользования местного значения, улиц местного значения муниципального образования городского округа «Сыктывкар» дороги по <Адрес обезличен> в указанном перечне не значатся.

В реестре автомобильных дорог Республики Коми дороги, ведущие в микрорайон ..., не числятся, что лицами, участвующими в деле, не оспаривается.

На территории микрорайона ... расположены по улице <Адрес обезличен> жилые дома <Номер обезличен>, по улице <Адрес обезличен> - жилой дом <Номер обезличен>, находящиеся в собственности граждан, которые зарегистрированы в указанных жилых домах в установленном порядке по месту жительства, что подтверждается выписками из ЕГРН и сведениями ЭМУП «Жилкомхоз» (л.д.100106,112-117,118-128,133-154).

Вступившим в законную силу решением Эжвинского районного суда г. Сыктывкара Республики Коми от 11 мая 2017 года по делу №2-523/2017 по иску прокурора Эжвинского района г.Сыктывкара на администрацию Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» возложена обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу обратиться с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества дорог общего пользования по <Адрес обезличен> <Адрес обезличен> (л.д.20-23). При рассмотрении указанного дела судом установлено, что улицы <Адрес обезличен> в микрорайоне <Адрес обезличен> предназначены и используются для движения транспортных средств как жителей микрорайона <Адрес обезличен>, так и неограниченного круга лиц, в том числе для проезда транспортных средств экстренных служб, так как в домах <Номер обезличен> по улице <Адрес обезличен> зарегистрированы по месту жительства и постоянно проживают граждане. При этом дороги, ведущие в микрорайон <Адрес обезличен>, в реестре автомобильных дорог Республики Коми не числятся, в реестре муниципальной собственности не значатся, соответственно, обязанность по ремонту и содержанию автомобильной дороги общего пользования местного значения по улицам <Адрес обезличен> не выполняется.

Во исполнение указанного решения суда от 11 мая 2017 года дорога общего пользования по улице <Адрес обезличен> с кадастровым номером <Номер обезличен> и дорога общего пользования по улице <Адрес обезличен> с кадастровым номером <Номер обезличен> микрорайона <Адрес обезличен> <Адрес обезличен> приняты на учет как бесхозяйные объекты недвижимости <Дата обезличена> и <Дата обезличена> соответственно, что подтверждается выписками из ЕГРН (л.д.171-175).

При этом с указанного времени ответчиком не предпринимается никаких действий по реализации возложенных на него полномочий по приведению указанных автомобильных дорог общего пользования в состояние, обеспечивающее нормальную жизнедеятельность жителей микрорайона и неограниченного круга лиц, по восстановлению нормального сообщения между микрорайоном <Адрес обезличен> и <Адрес обезличен>, что подтверждается показаниями допрошенных в суде первой инстанции свидетелей ФИО8 и ФИО9, проживающих в <Адрес обезличен>.

Представление прокурора Эжвинского района от 27 апреля 2021 года <Номер обезличен> в адрес руководителя администрации Эжвинского района МОГО «Сыктывкар» об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, муниципальной собственности отклонено (л.д.16-19).

Установив приведенные обстоятельства и руководствуясь статьями 131,225 Гражданского кодекса РФ, пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьями 3,13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», подпунктом 1 пункта 2 статьи 58, пунктом 4 статьи 64 Устава МОГО «Сыктывкар», суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований и признания права муниципальной собственности на автомобильные дороги общего пользования местного значения по улицам <Адрес обезличен>, расположенные в границах <Адрес обезличен>, так как они относятся к автомобильным дорогам общего пользования местного значения, используются неопределенным кругом лиц в целях проезда в микрорайон <Адрес обезличен> и их неудовлетворительное состояние вследствие бездействия ответчика влечет нарушение прав как жителей микрорайона <Адрес обезличен>, так и неопределенного круга лиц на безопасный проезд.

Оснований не согласиться с выводами суда судебная коллегия не усматривает.

В соответствии со статьей 215 Гражданского кодекса РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью; от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса; имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

Согласно пункту 1 статьи 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Пунктом 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

В соответствии с частями 1-4 статьи 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги; автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования; к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц; к автомобильным дорогам необщего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований), физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд; перечень автомобильных дорог необщего пользования местного значения может утверждаться органом местного самоуправления.

Дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт ы 6 и 12 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ).

В силу части 3 статьи15 Федерального закона от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления

Аналогичные по существу положения содержатся в пункте 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относятся к вопросам местного значения муниципального, городского округа, при этом финансовые обязательства, возникающие с решением данных вопросов, исполняются за счет средств местных бюджетов.

Приведенная норма воспроизведена в пункте 5 части 1 статьи 26 Устава муниципального образования городского округа «Сыктывкар».

На основании пункта 4 статьи 64 Устава МО ГО «Сыктывкар» от имени городского округа права собственника в отношении муниципального имущества осуществляет администрация городского округа и администрация Эжвинского района в пределах полномочий, определенных настоящим Уставом и муниципальными правовыми актами.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 58 Устава МОГО «Сыктывкар» в сфере управления муниципальной собственностью, переданной в ведение администрации Эжвинского района, в сфере взаимоотношений с организациями, расположенными на территории <Адрес обезличен>, администрация Эжвинского района осуществляет в порядке, установленном Советом городского округа и муниципальными правовыми актами, полномочия собственника в сферах управления объектами муниципальной собственности городского округа, расположенными на территории Эжвинского района и подведомственными администрации Эжвинского района.

Пунктом 2.2 решения Совета МО ГО «Сыктывкар» от 10 декабря 2019 года <Номер обезличен> «Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования городского округа «Сыктывкар» предусмотрено, что от имени муниципального образования городского округа «Сыктывкар» полномочия собственника муниципального имущества в пределах полномочий, определенных Уставом, муниципальными правовыми актами и настоящим Положением, осуществляет, в частности, администрация Эжвинского района (в отношении объектов муниципальной собственности муниципального образования городского округа «Сыктывкар», расположенных на территории Эжвинского района муниципального образования городского округа «Сыктывкар» и подведомственных администрации Эжвинского района).

Таким образом, администрация Эжвинского района МОГО «Сыктывкар» является уполномоченным органом, осуществляющим от имени МОГО «Сыктывкар» полномочия собственника в отношении муниципального имущества, находящегося на территории Эжвинского района МОГО «Сыктывкар», и наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения в части осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, расположенных на территории Эжвинского района МОГО «Сыктывкар».

Спорные автомобильные дороги расположены в границах Эжвинского района г.Сыктывкара, не относятся к автомобильным дорогам федерального, регионального или межмуниципального значения, не являются частными дорогами, а представляют собой автомобильные дороги местного значения общего пользования, при этом имеют неудовлетворительное состояние, не отвечающее требованиям безопасности дорожного движения, вследствие отсутствия собственника, что следует из ответа руководителя администрации Эжвинского района МОГО «Сыктывкар» на запрос и представление прокурора (л.д.12,18-19).

После постановки на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости (во исполнение решения Эжвинского районного суд а г.Сыктывкара Республики Коми от 11 мая 2017 года) спорные автомобильные дороги общего использования местного значения по улицам <Адрес обезличен> так и не были включены в число объектов муниципальной собственности МОГО «Сыктывкар» из-за бездействия ответчика, который, являясь органом, уполномоченным осуществлять управление муниципальным имуществом, расположенным на территории Эжвинского района г.Сыктывкара, не обратился в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на указанные объекты.

Бездействие ответчика свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления возложенных на него обязанностей по осуществлению полномочий собственника в сфере управления объектами муниципальной собственности, расположенными на территории Эжвинского района г.Сыктывкара, и влечет невозможность исполнения предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ, частью 3 статьи 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ и пунктом 5 части 1 статьи 26 Устава МОГО «Сыктывкар» обязанностей по осуществлению дорожной деятельности в отношении спорных автомобильных дорог местного значения.

Принятие рассматриваемых дорог в муниципальную собственность обусловлено не только реализацией полномочий органа местного самоуправления, но и необходимостью их содержания в надлежащем состоянии с целью исключения аварийных ситуаций, связанных с безопасностью дорожного движения, обеспечения комфортного проживания граждан с учетом необходимости обеспечения транспортного сообщения между микрорайоном <Адрес обезличен> и иными микрорайонами Эжвинского района г.Сыктывкара.

При таких обстоятельствах суд правомерно удовлетворил исковые требования прокурора в интересах неопределенного круга лиц и признал право муниципальной собственности МОГО «Сыктывкар» на спорные дороги.

Довод апелляционной жалобы о том, что в силу пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ обращение в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь по истечении годичного срока со дня постановки её на учет является правом, а не обязанностью уполномоченного органа, основан на ошибочном толковании норм материального права и подлежит отклонению.

Пункт 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ подлежит толкованию в совокупности с положениями норм Федеральных законов от 6 октября 2003 года №131-ФЗ и от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ о полномочиях и обязанностях органов местного самоуправления в сфере дорожной деятельности, безопасности дорожного движения и управления муниципальной собственностью.

Доводы апелляционной жалобы о необходимости увеличения расходной части бюджета на содержание спорных автомобильных дорог, вмешательстве прокурора в деятельность органа местного самоуправления не могут быть приняты во внимание, так как противоречат приведенным выше положениям закона, в силу которых к полномочиям органа местного самоуправления относится решение вопросов местного значения, исходя из интересов населения; при выявлении на территории муниципального образования бесхозяйного имущества, неосуществление надлежащего содержания которого нарушает права неопределенного круга лиц, орган местного самоуправления обязан принять меры для выявления его собственника, а при невозможности - обеспечить постановку имущества на учет в качестве бесхозяйного, приняв в дальнейшем такое бесхозяйное имущество в муниципальную собственность.

Таким образом, решение суда является законным и обоснованным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Оснований, предусмотренных частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, для отмены решения суда не установлено.

Руководствуясь статьями 328,330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Эжвинского районного суда г.Сыктывкара Республики Коми от 3 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Эжвинского района МОГО «Сыктывкар» - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 6 сентября 2022 года.

33-6143/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокуратура Эжвинского района г. Сыктывкара
Ответчики
администрация Эжвинского района МО ГО Сыктывкар
Другие
ЭМУП ЖИЛКОМХОЗ
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Теплякова Е.Л.
Дело на сайте суда
vs.komi.sudrf.ru
05.09.2022Судебное заседание
08.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.09.2022Передано в экспедицию
05.09.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее