Решение по делу № 2-1621/2023 от 31.08.2023

66RS0012-01-2023-001982-30

Дело № 2-1621/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Каменск-Уральский

Свердловской области                                                                        22 ноября 2023 года

Синарский районный суд г. Каменска-Уральского Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Третьяковой О.С.,

с участием помощника прокурора Бабиной А.И.,

при секретаре Томиловой М.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора города Каменска-Уральского, действующего в интересах Слободчикова А.Ф. к Администрации Каменск-Уральского городского округа о возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор города Каменска-Уральского, действуя в интересах Слободчикова А.В., обратился в суд с иском к Администрации Каменск-Уральского городского округа о возложении обязанности. В обоснование исковых требований указано, что Слободчиков А.В. в составе семьи из двух человек, признан малоимущим и принят на учет в качестве нуждающегося в предоставлении по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда, при этом Слободчиков А.В. является <*****> и имеет заболевание, включенное в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире и дающего право на обеспечение жилым помещением вне очереди, а также дополнительную жилую площадь. Согласно ответу Администрации Каменск-Уральского городского округа от 26.07.2023 № 3751 в удовлетворении предоставления отказано. На основании изложенного, просит возложить на Администрацию Каменск-Уральского городского округа предоставить Слободчикову А.В. вне очереди по договору социального найма на территории г. Каменска – Уральского Свердловской области, благоустроенное применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилое помещение муниципального жилищного фонда не ниже установленной нормы предоставления площадью, с учетом права на дополнительную площадь, общей площадью не менее 20 кв.м.

Помощник прокурора г. Каменска-Уральского Бабина А.И. в судебном заседании исковые требования, поддержала по изложенным в иске основаниям, дала суду аналогичные объяснения.

Представитель ответчика Администрации г. Каменска-Уральского Белянина Т.В., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных требований. В обоснование позиции пояснила, что 05.04.2023 Слободчиков А.В. по договору дарения произвел отчуждение ? доли жилого помещения своей матери Слободчиковой Л.И. При определении общей площади жилого помещения, возможного для предоставления Слободчикову А.В. подлежат учету имеющиеся у него собственности ? доля жилого помещения по <адрес> и отчужденная им ? доля в этом же жилом помещении, а именно 16 кв.м. Слободчикову А.В. может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью не более 20 кв.м. В настоящее время в распоряжении Администрации Каменск-Уральского городского округа не имеется свободных жилых помещений муниципального жилищного фонда, надлежащей площади, возможных для предоставления Слободчикову А.В. Предоставление Слободчикову А.В. жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке нарушает права иных граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Третье лицо Слободчикова Л.И. в судебном заседании пояснила, что совместно с сыном проживает в жилом помещении по адресу: <адрес>. Слободчиков А.В. с 2009 года страдает <*****>, два раза в год проходит лечение в <*****>.

Истец Слободчиков А.В., представитель третьего лица МКУ «УМЖФ» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом и в срок.

На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом вынесено определение и рассмотрении дела в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав доводы явившихся участников судебного разбирательства, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

Статья 40 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон о социальной защите инвалидов) инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (ч. 3 ст. 17 Закона о социальной защите инвалидов).

Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 названной статьи случаев.

В силу п. 3 ча. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно и указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.

К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации относит граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо членами семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, а также граждан, являющихся собственниками жилых помещений либо членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в силу ч. 7 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2017 № 859 «О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» с 1 января 2018 г. признаны утратившими силу Постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. № 817 «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь», Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире».

С 1 января 2018 г. действуют Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Приказом Минздрава России от 29 ноября 2012 г. № 987 н, а также Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденный Приказом Минздрава России от 30 ноября 2012 г. № 991 н.

Жилищным Кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право подлежит реализации вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет. В нем отсутствуют указания на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.

Судом установлено, что при подаче заявления о постановке на учет в Администрацию г. Каменска-Уральского Слободчиковым А.В. была представлена справка МСЭ-2014 от 24.03.2015, согласно которой Слободчиков А.В., (дата) года рождения, является <*****>. Кроме того, было представлено заключение ВК от 18.05.2015 ГБУЗ СО «СОКПБ» филиал «Южная психиатрическая больница» о наличии у Слободчикова А.В. <*****>, подтверждающая право на внеочередное предоставление жилья в соответствии с Перечнем тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 № 378, а также право на дополнительную жилую площадь в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 № 817 «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающих ими, право на дополнительную жилую площадь».

По настоящее время Слободчиков А.В. обладает статусом <*****> по общему заболеванию бессрочно, о чем свидетельствует представленная в дело в копии справка МСЭ-2014 от 14.03.2017.

Согласно заключению ВК от 15.06.2023 ГБУЗ СО «СОКПБ» филиал «Южная психиатрическая больница» у Слободчикова А.В. имеется психическое заболевание, включенное в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Приказом Минздрава России от 29.11.2012 № 987н, а также право на дополнительную жилую площадь на основании Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.11.2012 № 991н «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающих ими, право на дополнительную жилую площадь».

При постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма Слободчиков А.В. являлся собственником жилого помещения общей площадью 16 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> на основании договора купли-продажи от 31.01.2012.

04.04.2023 Слободчиков А.В. безвозмездно передал в собственность Слободчиковой Л.И. ? доли в праве собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> на основании договора дарения от 05.04.2023.

Таким образом, в настоящее время истец Слободчиков А.В., третье лицо Слободчикова Л.И. зарегистрированы в жилом помещении общей площадью 16 кв.м. по адресу: <адрес>, принадлежащем им на праве собственности по ? доли каждому.

Частью 8 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.

Порядок определения общей площади предоставляемого жилого помещения в случаях, указанных в ч. 8 настоящей статьи, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации (ч. 9 ст. 57 Жилищного кодекса РФ).

Учитывая изложенное, при определении общей площади предоставляемого жилого помещения необходимо учитывать общую площадь жилого помещения, приходящегося на истца и членов его семьи, для целей последующего обеспечения жилым помещением до истечения пятилетнего срока, установленного в ст. 53 и ч. 8 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, т.е. 16 кв.м.

Факт обеспеченности Слободчикова А.В., Слободчиковой Л.И. жильем на праве пользования менее учетной нормы в ходе судебного заседания никем не оспаривался.

Сведения о иных жилых помещениях, принадлежащих Слободчикову А.В., Слободчиковой Л.И. в материалах дела отсутствуют.

Постановлением Администрации г. Каменска-Уральского от 22.10.2015 № 1521 Слободчиков А.В. составом семьи два человека, включая Слободчикову Л.И., признан малоимущим и принят на учет в качестве нуждающегося в предоставляемых по договору социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда.

По настоящее время жилое помещение Слободчикову А.В. не предоставлено.

Законодатель, предусматривая право лица, страдающего тяжелой формой включенного в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, исходит из необходимости оградить его и проживающих совместно с ним лиц от неблагоприятных проявлений, которые сопутствуют заболеванию.

Таким образом, положения данной нормы устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной в ней категории граждан.

Каких-либо иных (дополнительных) требований для предоставления жилого помещения вне очереди, кроме наличия у гражданина, состоящего в очереди на получение жилья, тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в Перечне соответствующих заболеваний, п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации не предусмотрено. Для предоставления такому гражданину жилого помещения вне очереди, исходя из положений п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации, необходимы такие условия, как принятие гражданина на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений и наличие у него тяжелой формы хронического заболевания, указанного в Перечне соответствующих заболеваний. При этом условие внеочередного предоставления жилого помещения как проживание гражданина, страдающего хроническим заболеванием, в квартире, занятой несколькими семьями, не является обязательным.

Из содержания п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что вне очереди предоставляется жилое помещение только гражданину, страдающим соответствующим заболеванием, но не всем членам его семьи, даже если они и признаны нуждающимися в жилом помещении, поскольку предоставление жилого помещения вне очереди по данному основанию является дополнительной мерой социальной поддержки (льготой), которая распространяется только на лицо, обладающее соответствующим статусом.

Как установлено судом, Слободчиков А.В. проживает совместно с матерью Слободчиковой Л.И., что сторонами не оспаривалось. В судебном заседании Слободчикова Л.И. указанные обстоятельства подтвердила.

В соответствии с положениями ч. 5 ста. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», устанавливающими основы государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относит непосредственное обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относятся, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда. Тем самым указанный Федеральный закон относит вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями к компетенции органов местного самоуправления.

Аналогичные положения содержатся в ч.1 ст.14 и п. 3 ч.2 ст.19 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют, в частности, полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Устав муниципального образования «Каменск-Уральский городской округ Свердловской области», утв. Решением Каменск-Уральской городской Думы от 22.02.2006 № 148 (ред. от 17.06.2020 № 691), к вопросам местного значения городского округа также относит обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством (ч. 1 ст. 5), при этом относя указанное полномочие к полномочиям Администрации Каменск-Уральского городского округа (ч.1 ст.29).

Порядок обеспечения жилыми помещениями такой категории граждан, как граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом, уже установлен Жилищным кодексом Российской Федерации, а потому они не могут быть лишены права быть обеспеченными жилыми помещениями в том порядке, который гарантирован им федеральным законодателем.

Реализация конституционного права истца на жилище не может быть поставлена в зависимость наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников, поскольку истец совершил все необходимые действия для признания его малоимущим и нуждающимся в предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма, что следует из материалов дела.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников). Иное толкование приведенных выше положений ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего порядка очередности предоставления жилых помещений для лиц, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в Перечне.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке на семью в составе двух человек – Слободчикова А.В., Слободчиковой Л.И.

В силу положений ч. 2 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Согласно ч. 5 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

На основании ч. ч. 1, 2 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. В муниципальном образовании Каменск-Уральский городской округ норма предоставления установлена Постановлением Администрации г. Каменска-Уральского от 11.06.2009 № 599 (в ред. постановления от 15.09.2014 № 1303) и составляет 18 кв.м. общей площади на одного человека.

Статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определено, что инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу ч. 2 ст. 58 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечне.

В силу изложенных положений закона инвалиды, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, вправе реализовать право на получение жилого помещения общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при обеспечении их государственной или муниципальной жилой площадью по договору социального найма.

Указанные нормы закона регламентируют не право субъекта, предоставляющего жилое помещение, а право инвалида на возможность увеличения предельных размеров предоставляемой жилой площади.

Отсутствие в муниципальной собственности соответствующего жилого помещения не освобождает администрацию от возложенной на нее законом обязанности по предоставлению жилого помещения вне очереди.

На основании изложенного, суд признает требования иска прокурора города Каменска-Уральского в интересах Слободчикова А.В. о возложении обязанности предоставить жилое помещение подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Прокурора города Каменска-Уральского, действующего в интересах Слободчикова А.В. к Администрации Каменск-Уральского городского округа о возложении обязанности удовлетворить.

Обязать Администрацию Каменск-Уральского городского округа во внеочередном порядке предоставить Слободчикову А.В. по договору социального найма отдельное, благоустроенное, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям жилое помещение, расположенное в пределах Каменск-Уральского городского округа, исходя из нормы предоставления площади жилого помещения в муниципальном образовании Каменск-Уральский городской округ, с учетом имеющегося у Слободчикова А.В. права на дополнительную жилую площадь.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Синарский районный суд г.Каменска-Уральского.

Судья                                    О.С. Третьякова

Мотивированное решение изготовлено 29.11.2023.

2-1621/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Слободчиков Андрей Владимирович
прокурор города Каменска-Уральского в интересах Слободчикова Андрея Владимировича
Ответчики
Администрация Каменск-Уральского городского округа
Другие
Слободчикова Любовь Ивановна
Орган местного самоуправления "Комитет по управлению имуществом Каменск-Уральского городского округа "
МКУ "УМЖФ"
Суд
Синарский районный суд г. Каменск-Уральского
Дело на странице суда
sinarsky.svd.sudrf.ru
01.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.09.2023Передача материалов судье
05.09.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.09.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
10.10.2023Предварительное судебное заседание
22.11.2023Судебное заседание
29.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее