Дело № 2-1586/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 декабря 2019 г. п.Медведево
Медведевский районный суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Ильина Е.В.,
при секретаре Ерусланове Я.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному дошкольному образовательному бюджетному учреждению «<данные изъяты> детский сад «Колосок», Отделу образования и по делам молодежи администрации муниципального образования «Медведевский муниципальный район» о возложении обязанности по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл (далее - Управление Роспотребнадзора по РМЭ) в интересах неопределенного круга лиц обратилось в суд с вышеуказанным иском, в котором просит с учетом уточнений обязать муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «<данные изъяты> детский сад «Колосок» (далее - МДОБУ «<данные изъяты> детский сад «Колосок») в срок до <...> года устранить нарушения п. 9.3 СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений», а именно: обеспечить детское образовательное учреждение доброкачественной питьевой водой; обязать отдел образования и по делам молодежи администрации муниципального образования «Медведевский муниципальный район» обеспечить финансирование вышеуказанных мероприятий в срок до <...> года
В обоснование иска указано, что истцом была проведена плановая выездная проверка в отношении МДОБУ <данные изъяты> детский сад «Колосок», в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения указанные в исковом заявлении.
<...> года в отношении МДОБУ «<данные изъяты> детский сад «Колосок» вынесено постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренным ч.<данные изъяты> ст. <данные изъяты> КоАП РФ, в отношении временно исполняющего обязанности заведующего МДОБУ «<данные изъяты> детский сад «Колосок», должностному лицу назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> руб. В связи с выявлением нарушений санитарного законодательства с целью недопущения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, сохранения здоровья людей, должностным лицом, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический надзор об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований, выдано предписание от <...> года № ... со сроком исполнения пунктов <данные изъяты> данного предписания до <...> года, п.11 предписания до <...> года, п. 12 предписания до <...> года Ответственным за выполнение указанного предписания и обязанность по устранению выявленных нарушений была возложена на МДОБУ «<данные изъяты> детский сад «Колосок».
С целью проверки исполнения указанного предписания <...> года Управлением Роспотребнадзора по Республике Марий Эл была проведена внеплановая проверка, в ходе которой обнаружено невыполнение в установленный срок до <...> года п. 12 предписания. Установлено, что детское образовательное учреждение в нарушение п. 9.3 СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» не обеспечено централизованной доброкачественной питьевой водой.
В судебном заседании представители истца Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл Сурнова Е.В., Ельмакова Н.А., действующие на основании доверенностей, требования искового заявления поддержали, по доводам, изложенным в нем, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика заведующая МДОБУ «<данные изъяты> детский сад «Колосок» Иванова Т.В. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что учреждение обеспечивается привозной питьевой водой надлежащего качества.
Представитель ответчика Отдела образования и по делам молодежи администрации муниципального образования «Медведевский муниципальный район» Малышева В.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, просила в иске отказать по доводам изложенным в письменных возражениях на иск.
Представитель третьего лица администрации муниципального образования «Медведевский муниципальный район» в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен.
Выслушав участников процесса, суд приходит к выводу об удовлетворении искового заявления на основании следующего.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» главные государственные санитарные врачи и их заместители наделяются полномочиями предъявлять иски в суд в случае нарушения санитарного законодательства.
В силу положений ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Согласно п. 3 ч. 4 ст. 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Согласно ст.28 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Частью 1 ст. 19 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ предусмотрено, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Постановлением №26 Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. утверждены СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» (далее СанПиН 2.4.1.3049-13), которые направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению, уходу и присмотру в дошкольных образовательных организациях независимо от вида, организационно-правовых форм и форм собственности, а также при осуществлении деятельности по уходу и присмотру в дошкольных группах, размещенных во встроенных, встроенно-пристроенных к жилым домам зданиях (помещениях) и зданиях административного общественного назначения (кроме административных зданий промышленных предприятий), независимо от вида, организационно-правовых форм и форм собственности.
Пунктом 9.3 СанПиН 2.4.1.3049-13 предусмотрено, что вода должна отвечать санитарно-эпидемиологическим требованиям к питьевой воде.
Требования к питьевой воде установлены санитарно- эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.1.4.1074-01. "Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26 сентября 2001 г. №24.
Показатели, характеризующие региональные особенности химического состава питьевой воды, устанавливаются индивидуально для каждой системы водоснабжения в соответствии с правилами, указанными в приложении 1 (п.2.3 СанПиН 2.1.4.1074-01).
Из материалов дела установлено, что на основании распоряжения руководителя Управления Ропотребнадзора по Республике Марий Эл от <...> года № ... в отношении МДОБУ <данные изъяты> детский сад «Колосок» в установленный срок с <...> года по <...> года была проведена проверка, в результате которой выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований условиям воспитания и обучения детей, отраженные в Предписании от <...> года № .... В данном предписании указано 12 нарушений различных пунктов СанПиН 2.4.1.3049-13. Учреждению предписано устранить указанные нарушения в различные сроки, при этом срок исполнения пункта 12 предписания № ... об обеспечении детского образовательного учреждения доброкачественной питьевой водой в соответствии с п. 9.3 СанПиН 2.4.1.3049-13 установлен до <...> года (л.д. 36-37).
С <...> года по <...> года Управлением Ропотребнадзора по Республике Марий Эл проведена внеплановая проверка по проверке исполнения пункта 12 предписания от <...> года № ..., по результатам проведения которой был составлен Акт проверки от <...> года № ....
Согласно указанному Акту, в ходе проверки установлено, что МДОБУ «<данные изъяты> детский сад «Колосок» в установленный срок до <...> года пункт 12 предписания от <...> года № ... не исполнено, а именно: детское образовательное учреждение не обеспечено доброкачественной питьевой водой в соответствии с п. 9.3 СанПиН 2.4.1.3049-13 (л.д.40-41).
В судебном заседании представителями ответчиков не оспаривалось наличие указанных в исковых требованиях нарушений санитарно-эпидемиологических законодательства. Представитель МДОБУ «<данные изъяты> детский сад «Колосок» в судебном заседании согласилась с тем, что питьевая вода, поступающая в учреждение по системе централизованного водоснабжения, является не доброкачественной. Однако, представители ответчиков указали на недостаточное финансирование для выполнения мероприятий по устранению выявленных нарушений. Кроме того, заявили о том, что дошкольное учреждение обеспечивается привозной питьевой водой надлежащего качества.
Между тем указанные представителями ответчиков обстоятельства не освобождают юридическое лицо, деятельность которого направлена, в том числе и на укрепление здоровья детей дошкольного возраста, от соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства.
Суд отмечает, что отсутствие достаточного финансирования не исключает вину учреждения в нарушении норм санитарного законодательства. Государственная защита прав несовершеннолетних на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду гарантируется, в том числе Конституцией Российской Федерации (ст.ст. 41ст.ст. 41, 42, 45 Конституции Российской Федерации), поэтому недостаточное финансирование муниципального учреждения из средств бюджета не может служить обстоятельством, исключающим обязанность по устранению нарушении требований санитарно-эпидемиологического законодательства.
СанПиН 2.4.2.2821-10. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189, (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 N 1993), в разделе VIII установлены требования к водоснабжению и канализации зданий общеобразовательных организаций.
В соответствии с п.8.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 здания общеобразовательных организаций должны быть оборудованы централизованными системами хозяйственно-питьевого водоснабжения, канализацией и водостоками в соответствии с требованиями к общественным зданиям и сооружениям в части хозяйственно-питьевого водоснабжения и водоотведения.
Согласно п. 8.3. СанПиН 2.4.2.2821-10 общеобразовательные организации обеспечивают водой, отвечающей гигиеническим требованиям к качеству и безопасности воды питьевого водоснабжения.
Пункт 8.2. СанПиН 2.4.2.2821-10 устанавливает, что при отсутствии в населенном пункте централизованного водоснабжения в существующих зданиях общеобразовательных организаций необходимо обеспечить беспрерывную подачу холодной воды в помещения пищеблока, помещения медицинского назначения, туалеты, помещения интерната при общеобразовательной организации и дошкольного образования и устройства систем подогрева воды.
Из материалов дела и пояснений сторон установлено, что в ... осуществляется централизованное водоснабжение.
Здание МДОБУ «<данные изъяты> детский сад «Колосок» оборудовано централизованной системой хозяйственно-питьевого водоснабжения, следовательно, довод представителей ответчика о том, что учреждение в настоящее время обеспечивается привозной питьевой водой надлежащего качества, является несостоятельным, так как противоречит указанным выше санитарным требованиям.
Согласно Уставу МДОБУ «<данные изъяты> детский сад «Колосок» реализует основные и дополнительные общеобразовательные программы дошкольного образования (п.4.1 Устава). Деятельность учреждения направлена на развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических личностных качеств детей; формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепления здоровья у детей дошкольного возраста (п.3.2 Устава).
Согласно п.2.1. Устава учредителем учреждения является муниципальное образование «Медведевский муниципальный район». Функции и полномочия учредителя осуществляет администрация Отдел образования и по делам молодежи администрации муниципального образования «Медведевский муниципальный район» (п.2.2).
Пунктом 3.1 Положения об Отделе образования и по делам молодежи администрации муниципального образования «Медведевский муниципальный район», утвержденным решением Собрания депутатов муниципального образования «Медведевский муниципальный район от <...> года № ..., Отделу образования в переделах компетенции переданы реализация функций учредителя муниципальных образовательных учреждений, в том числе составление бюджетной росписи, распределение лимитов бюджетов обязательств по подведомственным получателям (образовательные учреждения) бюджетных средств и направление их в орган, исполняющих бюджет (п. <...> года).
Принимая во внимание изложенное, учитывая, что финансирование деятельности учреждения относится к компетенции учредителя – Отдела образования и по делам молодежи администрации муниципального образования «Медведевский муниципальный район», суд приходит к выводу, что обязанность по устранению выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований должна быть возложена как на само учреждение, так и на Отдел образования и по делам молодежи администрации муниципального образования «Медведевский муниципальный район» в части финансирования по проведению мероприятий по устранению выявленных нарушений.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиками, суд устанавливает в решении суда срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В судебном заседании представители Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл Сурнова Е.В. и Ельмакова Н.А. просили установить сроки для исполнения решения суда для ответчика МДОБУ «<данные изъяты> детский сад «Колосок» в части проведения необходимых работ по устранению выявленных недостатков до <...> года, для ответчика Отдела образования и по делам молодежи администрации муниципального образования «Медведевский муниципальный район» в части финансирования указанных необходимых мероприятий до <...> года
По мнению суда указанные истцом сроки являются разумными, в связи с чем, суд полагает возможным определить данные сроки для устранения вышеуказанных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства и выполнения необходимых мероприятий.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл удовлетворить.
Обязать муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение <данные изъяты> детский сад «Колосок» в срок до <...> года устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: обеспечить дошкольное образовательное бюджетное учреждение «<данные изъяты> детский сад «Колосок» доброкачественной питьевой водой, установив обезжелезивающую установку на сети водоснабжения детского сада.
Обязать Отдел образования и по делам молодежи администрации муниципального образования «Медведевский муниципальный район» обеспечить финансирование вышеуказанных мероприятий в срок до <...> года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Медведевский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.В. Ильин
В окончательной форме решение принято:
20 декабря 2019 года.