Дело №2-1011/2024 ~ М-789/2024
УИД: 25RS0013-01-2024-001170-59
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 июля 2024 года <адрес>
Партизанский городской суд <адрес> в составе председательствующего Ловейко М.С., при секретаре судебного заседания ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес>, Клиентской службе в <адрес> Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о включении периода работы в страховой стаж,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в суд с названным исковым заявлением, в обоснование указав, что с <Дата> года является гражданкой Российской Федерации.
После получения гражданства РФ, в начале <Дата> года она обратилась в Пенсионный Фонд России в <адрес>, где формировались сведения о трудовом стаже, который должен быть учтен при назначении ей пенсии, предоставила трудовую книжку.
Так как ранее она проживала на территории Узбекской ССР, а после распада СССР на территории <адрес>, то там осуществляла трудовую деятельность, а также находилась в отпуске по уходу за детьми.
В Пенсионном фонде ей сообщили, что для учета времени работы в Узбекской ССР и в <адрес>, отраженных в ее трудовой книжке, работниками Пенсионного Фонда запрошены соответствующие справки (подтверждение) в <адрес>.
После получения соответствующих документов, не позднее <Дата> года, в ее трудовой стаж были включены периоды моей работы в <адрес>: Детсад-ясли №___ с <Дата> по <Дата>,- 2 г. 8 месяцев 4 дня; Бухарские электросети с <Дата> по <Дата>- 1 год 8 месяцев 29 дней; филиал Сбербанка №___ с <Дата> по <Дата>- 6 лет 6 месяцев 19 дней.
<Дата>, за подписью руководителя клиентской службы (на правах отдела) в <адрес> Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> ФИО5 выданы сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица, в котором указанные периоды работы в <адрес> включены в ее трудовой стаж, учитываемый для назначения пенсии, и стаж составил 22 года 6 месяцев 20 дней.
Однако на ее заявление о назначении страховой пенсии по старости от <Дата> №___ было принято решение об отказе в удовлетворении заявления о назначении страховой пенсии по старости. Из решения об отказе в установлении пенсии следует, что не включены в страховой стаж периоды с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>.- периоды работы в <адрес>, так как в настоящее время отсутствует международный договор в области пенсионного обеспечения между РФ и респ. Узбекистан. Так же не включен в страховой стаж уход за ребенком ФИО1, <Дата> года рождения, так как она рождена на территории Республики Узбекистан.
С указанным решением она не согласна.
Со ссылкой на положения ст. 39 Конституции Российской Федерации, разъхяснения изложенные Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от <Дата> №___-П со ссылкой на Постановление от <Дата>г №___-П и Определение от <Дата> №___, подписанное Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, а также разъяснения изложенные в п. 11 Постановления Правительства РФ от <Дата> №___ указывает, что в ее трудовой книжке имеются записи о трудовой деятельности за периоды с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, кроме того осуществление трудовой деятельности подтверждено и иными истребованными документами. Указанные периоды трудовой деятельности еще в <Дата> году включены в трудовой стаж - в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица, в период действия Соглашения от <Дата>, то есть они были учтены ранее, на основании ранее действовавшего Пенсионного законодательства и их исключение в данный момент, является незаконным и нарушающим в том числе и ст. 13 Соглашения СНГ в котором ясно указано, что пенсионные права граждан не теряют своей силы в случае выхода из него государства- участника, на территории которого они проживают.
На основании изложенного просила суд: обязать Фонд Пенсионного и социального страхования Российской Федерации в лице отделения Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> и Клиентской службы (на правах отдела) в <адрес> Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес>:
включить в страховой стаж ФИО2, <Дата> года рождения учитываемый для целей назначения пенсии по старости, периоды работы: с <Дата> по <Дата>,- 2 г. 8 месяцев 4 дня; с <Дата> по <Дата>- 1 год 8 месяцев 29 дней; с <Дата> по <Дата>,- 6 лет 6 месяцев 19 дней, общей продолжительностью в календарном исчислении 10 лет 11 месяцев 22 дня.
страховой стаж ФИО2, <Дата> года рождения учитываемый для целей назначения пенсии по старости, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с <Дата> по <Дата>- 1 год 6 месяцев 00 дней.
Истец ФИО2 в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени рассмотрения гражданского дела уведомлена надлежащим образом, в лице представителя адвоката ФИО6 ходатайствовала о рассмотрении гражданского дела в своё отсутствие.
Представитель ответчика Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по Приморскому в судебное заседание не явился, направил в суд ходатайство о рассмотрении гражданского дела в своё отсутствие; представил отзыв на исковое заявление, из которого следует, что основания и порядок реализации прав граждан на страховые пенсии в Российской Федерации с <Дата> регламентируются Федеральным законом от <Дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее -Закон от <Дата> № 400-ФЗ) и от <Дата> № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Федеральным законом от <Дата>. №___-Ф3, вступившем в силу с <Дата> внесены изменения в статью 8 Закона № 400-ФЗ в части установления пенсионного возраста. Право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 60 лет, при наличии необходимой продолжительности страхового стража 15 лет к величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) — 30,0.
В соответствии со ст.11 Федерального закона от <Дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и иной деятельности при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в ПФР.
Согласно пункта 3 статьи 3 Закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» индивидуальный пенсионный коэффициент - это параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных работодателями в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, а также продолжительности страхового стажа и соотношения заработной платы.
14.03.2024г. Истец обратилась в Отделение Пенсионного Фонда Российской
Федерации по <адрес> с заявлением о назначении страховой пенсии по
старости. По результатам рассмотрения указанного заявления было принято решение от
об отказе в назначении страховой пенсии по старости по нормам статьи 8
Федерального закона от <Дата>. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» от <Дата>.
Продолжительность страхового стажа составляет 14 лет 02 месяца 14 дней, требуется - 15 лет. Величина индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) — 18,146, требуется — 30,0 т.е. менее требуемого.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации, а также иностранных граждан, лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации, на страховые пенсии установлены Федеральным законом от <Дата>. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», а также подзаконными нормативными правовыми актами, принятыми в целях реализации федеральных законов, в частности Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата>. №___, в отношении периодов страхового стажа, имевших место за пределами Российской Федерации.
Согласно статье 2 Федерального закона № 400-ФЗ страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с данным Федеральным законом. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
В настоящее время международный договор в области пенсионного обеспечения между Российской Федерации и бывшими союзными республиками (Казахстан, Узбекистан) отсутствует (Федеральный закон от <Дата>. № 175-ФЗ «О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государства — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения»), пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан, и лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
С учетом действующего правового регулирования для определения права на страховую пенсию и исчисление размера страховой пенсии учитывается страховой стаж, приобретенный на территории государств (бывших союзных республик) за период до <Дата>г.
Спорные периоды исключены из выписки индивидуального лицевого счета застрахованного лица ФИО2 в связи с денонсацией Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государства — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от <Дата>., согласно которому периоды работы на территории государств, с которыми не заключен новый" международный договор, могут быть включены в стаж для определения права на страховую пенсию и начисления ее размера до <Дата>.
Таким образом, периоды работы на территории Республики Узбекистан: <Дата>. — <Дата>; <Дата>. период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не подлежат включению в страховой стаж в соответствии с Федеральным законом от <Дата>. № 175-ФЗ «О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государства — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» с <Дата> прекращено действие Соглашения о гарантиях прав граждан государств — участников СНГ в области пенсионного обеспечения, подписанного <Дата>, в отношениях Российской Федерации с другими участниками Соглашения.
На основании изложенного, Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> просило суд: отказать истцу в удовлетворении заявленных требований в полном объеме;
Изучив материалы гражданского дела, суд учитывает нижеследующее:
Исходя из смысла статьи 39 Конституции Российской Федерации право на социальное обеспечение по возрасту относится к числу основных прав гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации.
Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определённых законом случаях и размерах. При этом права гражданина в области пенсионного обеспечения производны от его трудовой или иной общественно полезной деятельности. Пенсии по старости, за выслугу лет и другие пенсии, назначаемые в связи с трудовой или иной деятельностью, которую законодатель признаёт общественно полезной, заработаны, заслужены предшествующим трудом, службой, выполнением определённых, значимых для общества обязанностей. Этим предопределяются содержание и характер обязанностей государства по отношению к тем гражданам, которые приобрели право на получение таких пенсий.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от <Дата> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с <Дата>
До <Дата> основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от <Дата> N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от <Дата> N 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона от <Дата> N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от <Дата> N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от <Дата> N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
Из материалов дела следует и не оспаривается ответчиком, что трудовая деятельность истца, в спорные периоды, протекала на территории Республики Узбекистан.
В соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона от <Дата> N 400-ФЗ в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом "О страховых пенсиях", применяются правила международного договора Российской Федерации.
Пенсионное обеспечение лиц, прибывших в Российскую Федерацию из государств: Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина, регламентируется Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, заключенным <Дата>, соглашением с Республикой Молдова от <Дата>, соглашением с Грузией от <Дата>, соглашением с Литовской Республикой от <Дата>. Пенсионное обеспечение граждан государств-участников этих Соглашений и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Одним из основных условий при обращении за установлением пенсии гражданам, прибывающим в Российскую Федерацию из государств-участников Соглашения, является наличие Российского гражданства либо вида на жительство иностранного гражданина или лица без гражданства с отметкой о регистрации по месту жительства. Для установления пенсии по новому месту жительства лицам, прибывшим из государств СНГ, также необходимо предоставить пенсионное дело с отметкой о дате прекращения выплаты пенсии или соответствующую справку органа осуществляющего пенсионное обеспечение по прежнему месту жительства. Документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств-участников Соглашения, принимаются на территории Российской Федерации без легализации. При этом документы, выданные на иностранном языке, принимаются с переводом, если верность их перевода засвидетельствована нотариально. Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа, гражданам, прибывшим из стран СНГ, устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от <Дата>. №___-Ф3, вступившем в силу с <Дата>., внесены изменения в статью 8 Закона № 400-ФЗ в части установления пенсионного возраста. Право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 60 лет, при наличии необходимой продолжительности страхового стража 15 лет к величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) — 30,0.
Гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию из стран СНГ исчисление пенсии производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в общий трудовой стаж до <Дата> по сведениям индивидуального персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования за <Дата> годы либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными органами. Заработок, полученный в государствах СНГ, рассматривается как заработок, полученный на территории Российской Федерации. Размер пенсии исчисляется с учетом этого заработка на общих основаниях. Перевод национальной валюты осуществляется на дату конвертации пенсионных прав, то есть по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на <Дата>. При переселении гражданина, получавшего пенсию в одном из государств-участников Соглашения, пенсия назначается с месяца, следующего за месяцем прекращения ее выплаты по прежнему месту жительства, но не более чем за 6 месяцев до месяца регистрации по месту жительства на территории России в установленном порядке или признания в установленном порядке беженцем либо вынужденным переселенцем при наличии права на пенсию того же вида по законодательству России.
В соответствии с ст. 2 Федеральным законом N 175-ФЗ, который вступил в силу <Дата>, "О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", действие Соглашения для Российской Федерации прекращено с <Дата>. Денонсируемое Соглашение было заключено <Дата>. Участниками Соглашения являются Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия (с оговоркой), Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина. Документ был принят исходя из необходимости защиты пенсионных прав граждан СНГ. Все расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения по Соглашению, несло государство, предоставляющее обеспечение. Пенсии для жителей СНГ назначали, учитывая весь трудовой стаж и заработок, приобретенные на территории СССР до <Дата> года, а также на территории стран СНГ с <Дата> года. Выплату пенсии осуществляло государство, в котором человек постоянно жил, даже если у него другое гражданство. При переселении выплата назначенной пенсии могла быть продолжена в случае отсутствия права на нее по законодательству государства нового места жительства на период до даты возникновения такого права. Взаимные расчеты не производились, если иное не было предусмотрено двусторонним соглашениями (ст. 3 Соглашения). Соглашение распространялось на все виды пенсий, которые назначались по месту жительства граждан. При отсутствии таковых будет применяться национальное законодательство. Пенсии, назначенные по нормам Соглашения до принятия закона N 175-ФЗ, пересмотру не подлежат, Российская Федерация продолжит их выплачивать.
Таким образом, Соглашение между государствами-участниками Содружества независимых государств (Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной) "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" от <Дата>, денонсировано Федеральным законом от <Дата> N 175-ФЗ "О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" и его действие прекращено в отношениях Российской Федерации с другими участниками с <Дата>, в соответствии со ст. 1 которого пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Согласно сведениям, содержащимся в трудовой книжке истицы, ФИО2 была трудоустроена в периоды с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, в различных организациях по месту работы на территории Республики Узбекистан, в настоящее время являющейся иностранным государством.
Судом установлено, что ФИО2 <Дата> обратилась в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> с заявлением регистрационный №___ о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от <Дата> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением №___ Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> ФИО2, отказано в назначении пенсии, по доводам недостаточности общей продолжительности страхового стажа, из которого исключены периоды работы на территории Республики Узбекистан: <Дата>.; <Дата> - <Дата>. период нахождения в отпуске по уходу за ребенком, по основанию принятия Федерального закона от <Дата>. № 175-ФЗ «О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государства — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» с <Дата> прекращено действие Соглашения о гарантиях прав граждан государств — участников СНГ в области пенсионного обеспечения, подписанного <Дата>, в отношениях Российской Федерации с другими участниками Соглашения.
Между тем, Соглашение "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" применялось лишь к вопросам учета стажа в целях определения размера пенсии и не охватывало другие элементы социально-демографического статуса лица, претендующего на назначение пенсии.
Суд приходит к выводу о невозможности применения к спорным правоотношениям положений Соглашения "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" от <Дата> в связи с тем, что оно было денонсировано в соответствии с Федеральным законом от <Дата> N 175-ФЗ и с <Дата> данное соглашение утратило силу.
Ссылки истца на положения пункта 2 статьи 13 указанного Соглашения от <Дата> в соответствии с которым пенсионные права граждан государств - участников Содружества, возникшие в соответствии с положениями настоящего Соглашения, не теряют своей силы и в случае его выхода из Соглашения государства - участника, на территории которого они проживают, являются ошибочными, поскольку права на назначение пенсии по соответствующим основаниям в период действия соглашения истец не приобрел, а учитывая денонсацию указанного соглашения на дату обращения истца с заявлением в пенсионный фонд, у ответчика отсутствовала обязанность включать спорные периоды трудового стажа.
Каких-либо иных международных соглашений между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан о взаимном признании пенсионных прав в настоящий момент не имеется.
Учитывая, что с заявлением о назначении пенсии истец обратился <Дата>, то есть после прекращения действия Соглашения, отсутствие в материалах дела сведений об уплате взносов в пенсионный фонд Российской Федерации в спорные периоды, суд приходит к выводу, что у пенсионного органа отсутствовали правовые основания для включения в страховой стаж периодов работы истца с <Дата> по <Дата>,- 2 г. 8 месяцев 4 дня; с <Дата> по <Дата>- 1 год 8 месяцев 29 дней; с <Дата> по <Дата>,- 6 лет 6 месяцев 19 дней, общей продолжительностью в календарном исчислении 10 лет 11 месяцев 22 дня, а также периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с <Дата> по <Дата>- 1 год 6 месяцев 00 дней.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковое заявление ФИО2 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес>, Клиентской службе в <адрес> Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о включении периода работы в страховой стаж – оставить без удовлетворения.
Решение в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд, путем подачи апелляционной жалобы через Партизанский городской суд <адрес>.
Судья Ловейко М.С.
Мотивированное решение составлено <Дата>.