Решение по делу № 33а-4370/2021 от 14.10.2021

Судья Чайкина С.Г.

Материал 9а-628/2021 (суд первой инстанции)

Дело № 33а-4370/2021 (суд апелляционной инстанции)

Уникальный идентификатор дела № 18RS0004-01-2021-005014-92

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья Верховного суда Удмуртской Республики Чегодаева О.П. рассмотрев 1 ноября 2021 года в городе Ижевске в порядке упрощенного (письменного) производства материал по частной жалобе С.Е.А. на определение Индустриального районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 14 сентября 2021 года, которым административное исковое заявление С.Е.А. к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республике, судебным приставам по ОУПДС К.А.Г., Г.М.Ф., С.А.В., З.И.Ф., Отделу вневедомственной охраны по г.Ижевску – филиал Управления вневедомственной охраны войск национальной гвардии России по Удмуртской Республике, дежурному ПЦО З.Р.Р., полицейским К.Э.К., М.А.Е., В.А.М., Г.А.П. Управлению МВД по г. Ижевску и его должностным лицам Я.С.В., С.О.Ф. Управлению судебного департамента в Удмуртской Республике об оспаривании действий должностных лиц, возвращено заявителю,

УСТАНОВИЛА:

            С.Е.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании действий должностных лиц Управления Федеральной службы судебных приставов России по Удмуртской Республике, Отдела вневедомственной охраны Управления войск национальной гвардии России по Удмуртской Республике, Управления МВД России по городу Ижевску и Управления судебного департамента в УР.

Определением Индустриального районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 9 августа 2021 года административное исковое заявление оставлено без движения в связи с необходимостью приведения его в соответствие требованиям статей 125 и 220 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), предоставлен срок для устранения недостатков административного искового заявления.

Определением Индустриального районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 14 сентября 2021 года административное исковое заявление С.Е.А. возвращено со всеми приложенными документами в связи с не устранением недостатков административного искового заявления.

В частной жалобе со ссылкой на существенное нарушение судом норм процессуального права, С.Е.А. просит об отмене указанного определения и разрешения вопроса по существу.

В соответствии с частью 2 статьи 315 КАС РФ рассмотрение частной жалобы на данное определение суда первой инстанции, осуществляется по правилам, установленным главой 33 КАС РФ, в порядке упрощенного (письменного) производства без проведения судебного заседания.

Согласно части 2.1 статьи 315 КАС РФ частные жалобы, представления прокурора на определения суда рассматриваются в апелляционном порядке судьями соответствующих судов единолично, за исключением случаев, когда обжалуемое определение вынесено коллегиальным составом суда.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого определения, в соответствии со статьей 308 КАС РФ в полном объеме, прихожу к следующему.

В силу пункта 7 части 1 статьи 129 КАС РФ судья возвращает административное исковое заявление административному истцу в случае, если не исправлены недостатки данного административного искового заявления.

В соответствии с разъяснениями пункта 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 июня 2020 года № 5 «О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» при проверке законности определения о возвращении административного искового заявления по мотиву неустранения его недостатков суд апелляционной инстанции вправе проверить законность определения об оставлении административного искового заявления без движения.

Оставляя без движения административное исковое заявление, судья районного суда исходил из того, что административным истцом не указаны полные данные административных ответчиков (имя, отчество). В исковом заявлении не указаны действия ответчика С. О.Ф., которые являются незаконными по мнению истца. Истцом не указан способ восстановления нарушенного права. Кроме того, истцом приложена одна копия искового заявления, что не соответствует требованиям ст. 126 КАС РФ, копии иска ответчикам не направлены.

Возвращая административное исковое заявление С.Е.А., районный суд исходил из того, что заявителем не исправлены недостатки, указанные в определении от 9 августа 2021 года в течение пяти дней с момента получения копии настоящего определения.

Судья апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, предусматривая вынесение определения об оставлении административного искового заявления без движения, если судья установит нарушение требований статей 125 и 126 этого кодекса, предъявляемых к форме и содержанию административного искового заявления и (или) приложенных к нему документов (часть 1 статьи 130), в части 3 статьи 222 установил, что административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, может быть оставлено без движения в случае его несоответствия требованиям, установленным статьей 220 этого кодекса, закрепляющей особенности требований, предъявляемых к названному административному исковому заявлению, рассматриваемому в порядке главы 22 поименованного кодекса.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 220 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в административном исковом заявлении о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, должны быть указаны орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемое решение либо совершившие оспариваемое действие (бездействие).

Согласно положениям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации только административный истец определяет, к кому предъявлять административное исковое заявление (пункт 3 части 2 статьи 125) и в каком объеме требовать от суда защиты (часть 1 статьи 178). Вследствие этого суд обязан разрешить дело по тому административному исковому заявлению, которое предъявлено административным истцом, и только в отношении того ответчика, который указан истцом, за исключением случаев, прямо определенных в законе.

Пункт 3 части 2 статьи 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации возлагает на административного истца обязанность указать в административном исковом заявлении: наименование административного ответчика, если административным ответчиком является орган, организация или должностное лицо, место их нахождения, для организации и индивидуального предпринимателя также сведения об их государственной регистрации (если известны); фамилия, имя, отчество административного ответчика, если административным ответчиком является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения (если известны); номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного ответчика (если известны).

Из указанного следует, что фамилия, имя, отчество административного ответчика надлежит указывать в административном исковом заявлении, если административным ответчиком является гражданин.

Из административного искового заявления следует, что требования административного истца С.Е.А. предъявлены к должностным лицам, следовательно, имеются основания полагать, что выводы районного судьи в данной части сделаны на основе неправильного применения норм процессуального права, что влечет создание препятствий к реализации права на судебную защиту.

Кроме того, часть 1 статьи 220 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает, что форма административного искового заявления должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1, 8 и 9 статьи 125 настоящего Кодекса.

Согласно части 2 статьи 45 КАС РФ административное исковое заявление, заявление, жалоба, представление и иные документы могут быть поданы в суд на бумажном носителе или в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 декабря 2017 года № 57 «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов», как следует из частей 1, 1.1 статьи 3, части 1.1 статьи 35 ГПК РФ, частей 1, 7 статьи 4, части 1 статьи 41 АПК РФ, части 2 статьи 45 КАС РФ, граждане, организации, государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, должностные лица, лица, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, вправе направлять обращения в суд в электронном виде (например, исковые заявления, заявления, в том числе заявления о выдаче судебного приказа, административные исковые заявления, ходатайства, жалобы).

Обращения в электронном виде подаются в суды посредством заполнения формы, размещенной на официальных сайтах судов в сети «Интернет», в соответствии с порядками подачи документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, утверждаемыми Верховным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации в пределах своих полномочий.

С.Е.А. воспользовалась правом подачи административного искового заявления в электронном виде.

В силу части 7 статьи 125 КАС РФ административный истец, не обладающий государственными или иными публичными полномочиями, может направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим суду убедиться в получении адресатом копий заявления и документов.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 126 КАС РФ к административному исковому заявлению прилагаются уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных в соответствии с частью 7 статьи 125 настоящего Кодекса копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют.

В случае, если другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов не были направлены, в суд представляются копии заявления и документов в количестве, соответствующем числу административных ответчиков и заинтересованных лиц, а при необходимости также копии для прокурора.

Принимая во внимание то обстоятельство, что исковое заявление подано в форме электронного документа, что не препятствовало суду получить необходимое количество копий документов, указанное судьей обстоятельство, послужившее основанием для оставления административного искового заявления без движения, в действительности, препятствием к его принятию к производству суда и возбуждению по нему административного дела, не являлось.

При этом, судом первой инстанции оставлено без внимания, что в силу ч.8 ст. 125 КАС РФ копии административного искового заявления и приложенных к нему документов могут быть направлены лицу, участвующему в деле, обладающему государственными или иными публичными полномочиями, посредством официального сайта соответствующего органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Кроме того, оставляя административное исковое заявление С.Е.А. без движения районный судья исходил из того что административным истцом не указаны действия ответчика С. О.Ф., которые являются незаконными.

При этом судом не принято во внимание то, что в целях уточнения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела, проводятся подготовка административного дела к судебному разбирательству (пункт 1 части 2 статьи 135 КАС РФ), предварительное судебное заседание (пункт 1 части 1 статьи 138 КАС РФ), где административный истец может уточнить заявленные требования и фактические основания этих требований.

Таким образом, в случае неясности требований С.Е.А. или обстоятельств, на которые она ссылалась, административный истец и суд не лишены возможности уточнить эти требования при подготовке административного дела к судебному разбирательству.

Не является правильным и выводу суда о том, что административным истцом не указан способ восстановления нарушенного права, поскольку положения ст. 220 КАС РФ, определяющей требования к административному исковому заявлению, не предусматривают обязанность административного истца, кроме требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, указывать, что конкретно должен совершить административный ответчик для восстановления его нарушенного права (пункт 10 части 2 статьи 220 Кодекса).

Более того, в статье 227 Кодекса, содержащей в части 3 требования к резолютивной части решения об удовлетворении административного искового заявления, установлено, что суд указывает на обязанность принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на устранение иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца, в том случае, если в этом имеется необходимость.

При указанных обстоятельствах определение о возврате административного искового заявления не может быть признано законным, подлежит отмене, как принятое с существенным нарушением норм процессуального права и нарушающие право административного истца на доступ к правосудию.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 316 КАС РФ, судья

ОПРЕДЕЛИЛ:

Определение Индустриального районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 14 сентября 2021 года о возврате административного искового заявления к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республике, судебным приставам по ОУПДС К.А.Г., Г.М.Ф., С.А.В., З.И.Ф., Отделу вневедомственной охраны по г.Ижевску – филиал Управления вневедомственной охраны войск национальной гвардии России по Удмуртской Республике, дежурному ПЦО З.Р.Р., полицейским К.Э.К., М.А.Е., В.А.М., Г.А.П. Управлению МВД по г. Ижевску и его должностным лицам Я.С.В., С. О.Ф., Управлению судебного департамента в Удмуртской Республике об оспаривании действий должностных лиц, отменить.

Административное исковое заявление С.Е.А. направить в Индустриальный районный суд города Ижевска Удмуртской Республики на стадию принятия административного искового заявления к производству суда.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 КАС РФ в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев, через суд вынесший определение.

Судья                                                                                                  О.П. Чегодаева

33а-4370/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
определение отменено полностью с разрешением вопроса по существу
Истцы
Сыромятникова Елена Анатольевна
Ответчики
Отдел вневедомственной охраны
Дежурный ПЦО № 1, Загертдинов РР , водитель отделения 3 роты Казаков ЭК Ветров АМ Матюшин АЕ Гаврилов АП
4 ропа полка ППС УМВД Софронов Олег Федоровтч
Управление МВД России по г Ижевску Якимов Сергей Викторович
УСД
УФССП
Судебный пристав по ОУПДС Кузнецов АГ Гараев МФ Синцов АВ Зайцева ИФ
Суд
Верховный Суд Удмуртской Республики
Судья
Чегодаева Ольга Петровна
Дело на странице суда
vs.udm.sudrf.ru
01.11.2021Судебное заседание
11.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.11.2021Передано в экспедицию
01.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее