Судья Марданова Э.З. УИД 16RS0043-01-2022-010131-06
№ 33-14593/2023
учёт № 136г
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 ноября 2023 года город Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего Тютчева С.М.,
судей Бикмухаметовой З.Ш., Курмашевой Р.Э.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мифтахутдиновой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Бикмухаметовой З.Ш. апелляционную жалобу представителя исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан Малышевой О.В. на решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 11 мая 2023 года, которым постановлено:
признать незаконными распоряжения начальника Управления земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан от 10 февраля 2017 года №№ 730-р, 732-р, 733-р, 734-р, 735-р, 736-р, 737-р, 738-р, 739-р, 740-р, 741-р, 742-р об утверждении схемы расположения земельного участка.
Признать незаконным постановление исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан № 612 от 22 июня 2021 года о предоставлении земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования муниципальному казённому учреждению «Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан» в части земельных участков с кадастровыми номерами .....
Признать результаты межевания земельных участков с кадастровыми номерами .... недействительными.
Прекратить право собственности муниципального образования «Нижнекамский муниципальный район» Республики Татарстан на земельные участки с кадастровыми номерами ....
Решение является основанием для снятия с государственного кадастрового учёта земельных участков с кадастровыми номерами .... и исключения сведений о них из Единого государственного реестра недвижимости.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы об отмене решения суда, заслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Нижнекамский городской прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился к исполнительному комитету Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан с иском о признании распоряжений и постановления незаконными, признании результатов межевания недействительными, прекращении права собственности на земельные участки.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что проведённой проверкой законности предоставления земельных участков, расположенных на территории Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, установлено, что в квартале 19 Биклянского участкового лесничества Нижнекамского лесничества Республики Татарстан расположен земельный участок общей площадью 63 га с кадастровым номером ...., входящий в состав земель лесного фонда.
Право собственности Российской Федерации на лесной участок подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 11 октября 2022 года (ранее присвоенный государственный учетный номер ...., дата присвоения кадастрового номера 15 марта 2010 года) и выпиской из государственного лесного реестра, номер учётной записи в государственном реестре 20109-2009-12, а также материалами лесоустройства, представленными государственным казённым учреждением Республики Татарстан «Нижнекамское лесничество» Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан.
При обследовании вышеуказанного лесного участка установлено, что земельный участок площадью 63 га с кадастровым номером .... имеет категорию - земли лесного фонда, вид разрешённого использования — заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений, осуществление научно-исследовательской деятельности, выполнение работ по геологическому изучению недр, строительство и эксплуатация водохранилищ, строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередач, осуществление религиозной деятельности. Земельный участок покрыт лесной растительностью.
19 сентября 2006 года и 13 марта 2017 года в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельных участках с кадастровыми номерами .... с категорией земель сельскохозяйственного назначения, с видом разрешённого использования - земельные участки (территории) общего пользования на основании распоряжений начальника Управления земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан от 10 февраля 2017 года № 730-р, 731-р, 732-р, 733-р, 734-р, 738-р, 735-р, 736-р, 737-р, 739-р, 740-р, 741-р, 742-р, которыми утверждены схемы расположения земельных участков. Новые земельные участки образованы из земель лесного фонда, являющихся собственностью Российской Федерации.
На основании постановления исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района № 612 от 22 июня 2022 года вышеуказанные земельные участки предоставлены муниципальному казённому учреждению «Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан» в постоянное (бессрочное) пользование, о чём в Единый государственный реестр недвижимости внесены записи о праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с заключениями 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 <данные изъяты> данные земельные участки расположены на землях лесного фонда, в частности, <адрес>. Площадь пересечения с землями лесного фонда составляет: <адрес> - 13724 кв.м (кадастровый номер ....), <адрес> - 13226 кв.м (кадастровый номер ....), <адрес> - 12008 кв.м (кадастровый ....), <адрес> - 12868 кв.м (кадастровый номер ....), <адрес> - 13091 кв.м (кадастровый номер ....), <адрес> - 13156 кв.м (кадастровый номер ....), <адрес> - 12203 кв.м (кадастровый номер ....), <адрес> - 12393 кв.м (кадастровый номер ....), <адрес> - 16701 кв.м (кадастровый номер ....), <адрес> - 20270 кв.м (кадастровый номер ....), <адрес> - 11543 кв.м (кадастровый номер .... <адрес> - 9033 кв.м (кадастровый номер ....), <адрес> - 13249 кв.м (кадастровый номер ....), <адрес> - 6827 кв.м (кадастровый номер ...., <адрес> - 478 кв.м (кадастровый номер .... <адрес> - 101773 кв.м (кадастровый номер .... <адрес> - 218 кв.м (кадастровый номер ....), принадлежащих на праве собственности государственному казённому учреждению Республики Татарстан «Нижнекамское лесничество» Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан.
Изданием вышеуказанных распоряжений, постановления исполнительный комитет Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан нарушил правовой статус объектов федеральной собственности, которые выбыли из состава земель лесного фонда помимо воли собственника - Российской Федерации и они подлежат возврату в собственность Российской Федерации.
Расположение данных земельных участков на землях лесного фонда также подтверждается сведениями, содержащимися в генеральном плане муниципального образования «город Нижнекамск» Нижнекамского «муниципального района Республики Татарстан.
Данный факт свидетельствует о том, что должностные лица исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан при утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан не могли не знать о том, что данные участки не входят в состав земель сельскохозяйственного назначения и относятся к зоне лесного массива согласно документам градостроительного зонирования, следовательно, распоряжения исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан от 10 февраля 2017 года № 730-р, 731-р, 732-р, 733-р, 734-р, 738-р, 735-р, 736-р, 737-р, 739-р, 740-р, 741-р, 742-р об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, установлении категории - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешённого использования - земельные участки (территории) общего пользования являются незаконными и приняты в нарушение статей 11.9, 29 Земельного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, 17 сентября 2010 года между Министерством лесного хозяйства Республики Татарстан и обществом в ограниченной ответственностью «Причал и К» заключен договор аренды лесного участка для строительства и эксплуатации гидротехнических сооружений № 174.
Лесной участок общей площадью 24,6 га, предоставленный в аренду, имеет следующие характеристики: местоположение: <адрес>, номер учётной записи в государственном лесном реестре 24782-2009-12. Арендная плата составляет 175 964 руб. 68 коп. в год. Срок действия договора установлен с 17 сентября 2010 года по 19 сентября 2059 года. Указанный договор аренды зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан 19 мая 2011 года, номер регистрации .....
Уменьшение площади арендуемого лесного участка также влечёт нарушению прав общества в ограниченной ответственностью «Причал и К».
Поскольку исполнительный комитет Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан предоставил муниципальному казённому учреждению «Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан» в постоянное (бессрочное) пользование вышеуказанные земельные участки, которые фактически является землями лесного фонда и принадлежат на праве собственности Российской Федерации, постановление исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан № 612 от 22 июня 2022 года является недействительным.
Записи в Едином государственном реестре недвижимости о праве постоянного (бессрочного) пользования муниципального казённого учреждения «Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан», внесённые в отсутствие законных оснований, нарушают законные права собственника Российской Федерации в отношении земельного участка и не позволяет ему в полной мере осуществлять законные права в отношении спорного земельного участка. Нарушенное право восстанавливается исключением из реестра записи о праве на объект незаконного пользователя.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, прокурор с учётом изменения первоначально заявленных требований просил признать незаконным распоряжения начальника Управления земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан от 10 февраля 2017 года №№ 730-р, 731-р, 732-р, 733-р, 734- р, 738-р, 735-р, 736-р, 737-р, 739-р, 740-р, 741-р, 742-р об утверждении схем расположения земельных участков, признать незаконным постановление исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан № 612 от 22 июня 2022 года о предоставлении земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования муниципальному казённому учреждению «Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан» в части земельных участков с кадастровыми номерами ...., снять с государственного кадастрового учёта и прекратить право собственности исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан на указанные земельные участки, признать результаты межевания земельных участков недействительными.
В процессе рассмотрения дела к участию в деле в качестве соответчика привлечено муниципальное казённое учреждение «Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан», в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан.
В судебном заседании суда первой инстанции помощник Нижнекамского городского прокурора Республики Татарстан Хайруллина Д.И. заявленные требования поддержала.
Представитель исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан Малышева О.В. заявленные требования не признала.
Представитель муниципального казённого учреждения «Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан» Мурзина И.С. требования прокурора также не признала.
Представитель общества в ограниченной ответственностью «Причал и К» Мартыненко В.В., представитель Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан Галимов Р.И. и представитель Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан Митрофанов В.А. заявленные прокурором исковые требования поддержали.
Другие участники процесса в суд не явились.
Суд постановил решение в вышеуказанной формулировке.
В апелляционной жалобе представитель исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан Малышева О.В. просит решение суда отменить. Заявитель в жалобе указывает, что утверждение схем расположения земельных участков и постановка их на кадастровый учёт осуществлено на основании Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 декабря 2013 года № 1083 «Об утверждении государственной программы «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Республики Татарстан». При этом земельный участок с кадастровым номером .... поставлен на кадастровый учёт 15 марта 2020 года без координат, границы данного земельного участка не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства. Поскольку в государственном кадастре недвижимости не имеется сведений о местоположении границ земельного участка лесного фонда, оснований полагать о пересечении границ сформированных земельных участков с землями лесного фонда не имеется.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Нижнекамской городской прокуратуры Республики Татарстан Япеева Д.И., представитель Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан Мустафина Л.А. и представитель общества в ограниченной ответственностью «Причал и К» Минибаева А.А. против доводов апелляционной жалобы возражали.
Другие участвующие в деле лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. Учитывая положения статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Российской Федерации на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 63000 кв.м с кадастровым номером ...., расположенный по адресу: <адрес>, категория земель – земли лесного фонда, вид разрешённого использования – заготовка пищевых ресурсов и сбор лекарственных растений, осуществление научно-исследовательской деятельности, выполнение работ по геологическому изучению недр, строительство и эксплуатация водохранилищ, строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередач, осуществление религиозной деятельности /л.д. 42-43 (том 3)/.
Указанный земельный участок поставлен на кадастровый учёт 15 марта 2010 года.
Распоряжениями начальника Управления земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан №№ 730-р, 731-р, 732-р, 733-р, 734-р, 735-р, 736-р, 737-р, 738-р, 739-р, 740-р, 741-р, 742-р от 10 февраля 2017 года утверждены схемы расположения земельных участков, находящихся в государственной собственности, площадью 12393 кв.м, 12203 кв.м, 13156 кв.м, 13156 кв.м, 13226 кв.м, 13724 кв.м, 16701 кв.м, 29799 кв.м, 16801 кв.м, 25732 кв.м, 17005 кв.м, 17005 кв.м, 16797 кв.м, 14641 кв.м, 18677 кв.м, расположенных по адресу: <адрес> /л.д. 159-255 (том 1)/.
Постановлением руководителя исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан № 612 от 22 июня 2021 года муниципальному казённому учреждению «Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан» на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлены земельные участки, указанные в приложении, в том числе земельные участки с кадастровыми номерами <адрес> /л.д. 147 (том 1)/.
Материалами дела подтверждается, что в ходе проведения кадастровых работ в отношении лесных участков Нижнекамского лесничества Республики Татарстан выявлены наложения вышеуказанных земельных участков на земли лесного фонда, что подтверждается представленными в материалах дела заключениями Казанского филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Рослесинфорг» /л.д. 118-146 (том 1), л.д. 95-118 (том 2), л.д. (том 3)/.
Разрешая заявленные требования и принимая решение об их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что у исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан отсутствовали полномочия по распоряжению землями лесного фонда, поэтому распоряжения начальника Управления земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан об утверждении схем расположения земельных участков, находящихся в государственной собственности, постановление руководителя исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан о предоставлении муниципальному казённому учреждению «Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан» земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования, являются незаконными, а результаты межевания земельных участков недействительными.
С учётом установленных по делу обстоятельств суд первой инстанции пришёл к выводу о необходимости прекращения права собственности муниципального образования на спорные земельные участки.
Рассматривая дело в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции о неправомерном формировании спорых земельных участков за счёт земель лесного фонда правильными.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путём восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
Статьёй 13 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В статье 60 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях:
1) признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок;
2) самовольного занятия земельного участка;
3) в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем:
1) признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статьей 61 Земельного кодекса Российской Федерации не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления;
2) приостановления исполнения не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления;
3) приостановления промышленного, гражданско-жилищного и другого строительства, разработки месторождений полезных ископаемых и торфа, эксплуатации объектов, проведения агрохимических, лесомелиоративных, геолого-разведочных, поисковых, геодезических и иных работ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
4) восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу пункта 1 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки:
которые признаны таковыми федеральными законами;
право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Лесного фонда Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Пунктом 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Согласно статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Материалами дела подтверждается, на момент осуществления государственного кадастрового учёта в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 16.... на карте границ лесного фонда генерального плана муниципального образования «Город Нижнекамск» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, утверждённого решением Совета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан № 42 от 12 октября 2022 года, имелись сведения об отнесении земельного участка площадью 63000 кв.м с кадастровым номером .... расположенного по адресу: <адрес>, к землям лесного фонда.
Однако 10 марта 2017 года органом, осуществляющим государственный кадастровый учёт, осуществлена постановка на кадастровый учёт земельных участков с кадастровыми номерами .... 13 марта 2017 года - земельных участков с кадастровыми номерами ...., которые имеют категорию земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешённого использования – земельные участки (территории) общего пользования, в результате чего в настоящее время данные земельные участки находятся в границах земель лесного фонда /л.д. 33-117 (том 1), л.д. 58-92 (том 2)/.
В связи с этим судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы о том, что утверждение схем расположения земельных участков и постановка их на кадастровый учёт осуществлено на основании Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 декабря 2013 года № 1083 «Об утверждении государственной программы «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Республики Татарстан», основанием для отмены решения суда не являются.
Так, Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан № 422 от 25 мая 2020 года в целях усиления контроля и дальнейшего укрепления исполнительской дисциплины, а также обеспечения выполнения исполнительными органами государственной власти Республики Татарстан государственного задания на управление исполнительным органам государственной власти Республики Татарстан по индикаторам оценки качества жизни населения и эффективности их деятельности главам Агрызского, Актанышского, Алексеевского, Верхнеуслонского, Елабужского, Зеленодольского, Камско-Устьинского, Лаишевского, Мамадышского, Менделеевского, Мензелинского, Нижнекамского, Рыбнослободского, Спасского, Тетюшского, Тукаевского, Чистопольского муниципального районов, муниципального образования город Казани, муниципального образования города Набережные Челны рекомендовано в срок до 1 декабря 2020 года завершить регистрацию права собственности на земельные участки в 50-метровой прибрежной полосе Куйбышевского и Нижнекамского водохранилищ, ранее поставленных на государственный кадастровый учёт /л.д. 149-151 (том 2)/.
Вместе с тем указанным Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан на муниципальные образования не возложена обязанность по формированию земляных участков из земель лесного фонда.
Аргументы подателя жалобы о том, что земельный участок с кадастровым номером .... поставлен на кадастровый учёт 15 марта 2020 года без координат, границы данного земельного участка не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, на правильность выводов суда первой инстанции не влияют, поскольку, как уже было указано выше, сведения об отнесении данного земельного участка к зоне природных территорий земель государственного лесного фонда имелись в генеральном плане муниципального образования «Город Нижнекамск» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, а также в материалах лесоустройства.
Вопреки доводам апелляционной жалобы факт пересечения границ сформированных земельных участков с землями лесного фонда подтверждается представленными в материалах дела заключениями Казанского филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Рослесинфорг».
В опровержение результатов данных заключений апеллянтом других доказательств не представлено, ходатайств о назначении по делу судебной экспертизы не заявлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда и считает, что судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены они полно и объективно, всем представленным доказательствам дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
К возникшим правоотношениям суд правильно применил нормы материального права, нарушений норм процессуального права не допустил, оснований для отмены решения суда судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 199, 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 11 мая 2023 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан Малышевой О.В. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу в день его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трёх месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 1 декабря 2023 года.
Председательствующий С.М. Тютчев
Судьи З.Ш. Бикмухаметова
Р.Э. Курмашева